Распоряжение ОАО РЖД от 14.12.2009 N 2536Р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 декабря 2009 г. N 2536р
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ПУТИ
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2012 N 72р)
В целях повышения качества содержания пути, определения эффективности мероприятий по его техническому обслуживанию и ремонтам, оперативного назначения работ по фактическому состоянию технических средств объектов пути на основе данных диагностических средств и результатов генеральных осмотров:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2010 г. прилагаемое Руководство по комплексной оценке состояния участка пути (километра) на основе данных средств диагностики и генеральных осмотров пути (далее — Руководство).
2. Заместителям начальников железных дорог по пути:
а) до 1 января 2010 г. организовать изучение всеми причастными работниками Руководства, утвержденной настоящим распоряжением, и обеспечить ее выполнение;
б) до проведения весеннего генерального осмотра составить и утвердить перечень контролируемых объектов на каждой дистанции пути;
в) на основании результатов комплексных оценок состояния участков пути, после окончания генеральных осмотров, разработать и утвердить план необходимых мероприятий по приведению пути к действующим нормам, обеспечивающим безопасность движения поездов;
г) после завершения генеральных осмотров и получения итоговой комплексной оценки представить в Департамент пути и сооружений итоговые результаты и планы намеченных мероприятий.
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., и.о. генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» Шенфельду К.П. обеспечить проведение систематического анализа результатов комплексных оценок и намеченных дорогами мероприятий с разработкой стратегических решений по улучшению состояния пути и систем его технического обслуживания и ремонтов.
4. Распоряжение ОАО «РЖД» от 23 августа 2007 г. N 1577р «О комплексной оценке состояния пути» и Положение «О комплексной оценке состояния станционных путей» от 29 декабря 2007 г. N ЦПТ-44/1 считать утратившими силу.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев
ОАО «ВНИИЖТ»
Заместитель Генерального директора
А.Б.Косарев
Утверждено:
распоряжением ОАО «РЖД»
от 14.12.2009 г. N 2536р
РУКОВОДСТВО
ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ УЧАСТКА ПУТИ (КИЛОМЕТРА) НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ И ГЕНЕРАЛЬНЫХ ОСМОТРОВ ПУТИ
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2012 N 72р)
Комплексная оценка состояния пути и сооружений предназначена для повышения качества его содержания и решения проблем:
— оценки состояния пути и разработки мероприятий по его техническому обслуживанию, прогнозированию состояния и ремонтам;
— оценки качества работы предприятий путевого хозяйства по техническому обслуживанию пути на всех уровнях управления.
Комплексная оценка состояния пути и сооружений (КОСП), дополняет ЦПТ-53 и служит для определения приоритета вида и места проведения ремонтов. На участках пути, которые имеют КОСП «хорошо», в текущем году запрещается производить ремонты пути даже при выполнении основных критериев ЦПТ-53 (без дополнительного обоснования). Для этих участков пути планируются дополнительные средства для уменьшения дефектности элементов ВСП при текущем содержании пути. Комплексная оценка состояния пути и сооружений (КОСП) не связана с фондом оплаты труда бригад, работающих на текущем содержании пути. Уровень КОСП служит вспомогательной информацией при распределении фондов затрат на текущее содержание и ремонты пути.
Комплексная оценка разрабатывается на основании:
— результатов работы средств диагностики пути;
— актов весенних и осенних генеральных осмотров пути по параметрам не определяемым диагностическими средствами;
— технического паспорта дистанции;
— первичной документации, ведущейся на околотках, участках и в дистанциях пути.
Комплексная оценка определяется два раза в год после весенних и осенних генеральных осмотров пути комиссией утвержденной начальником службы пути. После проведения работ по устранению неисправностей по состоянию ГРК, рельсов и металлических частей стрелочных переводов, скреплений, шпал и стрелочных брусьев, параметрам кривых участков пути и осмотра этой же комиссией может быть проведена повторная комплексная оценка.
Километры, на которых в период генеральных осмотров развернуты ремонтные работы оцениваются общим порядком. Критериями определения комплексной оценки является:
— действующая нормативная документация;
— учет взаимосвязанных факторов по ГРК и состоянию ВСП.
Объектом оценки должны являться:
1. километры главных путей, как объектов пути;
2. съезды главных путей, включая оба стрелочных перевода;
3. съезды не главных путей, включая оба стрелочных перевода;
4. станционные пути (полная длина) как объектов пути, включая глухии пересечения и закрестовинные кривые;
5. стрелочные переводы, не входящие в съезды;
6. искусственные сооружения по утвержденному перечню;
7. объектом оценки могут также являться: участки длиной 5-10 км в одинаковых условиях эксплуатации, обслуживаемые одним подразделением (ПДБ, ПД), отдельные километры и участки пути, короче километра, например, отдельные кривые с повышенной интенсивностью расстройств и износов.
Перечень контролируемых объектов по каждой дистанции утверждается начальником службы пути. Материалы проверки средствами диагностики, результаты осмотров пути, а также имеющиеся архивные данные формируются в единой базе данных ЕКАСУИ-АСУ-П. Регламент ведения базы данных утверждается ЦП.
2. Определение уровня комплексной оценки состояния объекта главного пути
Комплексная оценка состояния объекта пути производится по перечню параметров, приведенных в табл. 2.1 и подразделяется на уровни:
2.1. Отличная и хорошая оценка состояния объекта пути, при которой:
2.1.1. Отсутствует необходимость ограничения скорости по состоянию ГРК, параметрам кривых участков пути, рельсов и металлических частей стрелочных переводов, скреплений, шпал и стрелочных брусьев, балласта, земляного полотна, ИССО.
2.1.2. По параметрам п. 2.1.1. отсутствуют показатели, превышающие указанные в табл. 2.1 уровни состояния, требующие ограничения скоростей, закрытия движения по ЦП-774 или назначения ремонта.
2.1.3. Возможно наличие отдельных предупреждений по ограничению скорости движения (выявление ОДР, проход вагона со сверхнормативным ползуном, форс-мажорные природные факторы).
2.2. Удовлетворительная оценка состояния объекта пути, соответствует состоянию данного объекта, требующему повышенного внимания при текущем содержании, при этом:
2.2.1. Имеются объекты, на которых по параметрам кривых участков пути в плане и профиле, состоянию земляного полотна и ИССО постоянно или длительно ограничены скорости движения, а также за период между генеральными осмотрами до 3 раз выдавались предупреждения об ограничении скорости движения по остальным параметрам, указанным в табл. 2.1.
2.2.2. По состоянию ГРК, рельсов и металлических частей стрелочных переводов, скреплений, шпал и стрелочных брусьев, балласта присутствуют показатели, соответствующие уровням, установленным в табл. 2.1.
2.2.3. Имеются участки, где по состоянию конструкции пути требуется профилактическое ограничение скорости (при невозможности проведения требуемого ремонта).
2.3. Неудовлетворительная оценка состояния объекта, соответствует состоянию данного объекта, при котором:
2.3.1. Скорость движения, ниже установленной приказом по дороге.
2.3.2. Постоянно ограничена установленная скорость движения по геометрии рельсовой колеи и (или) состоянию любого элемента конструкции пути или за период между генеральными осмотрами более 3 раз выдавались предупреждения об ограничении скорости движения.
Критерии оценки приведены в табл. 2.1.
Оценка пути производится следующим образом:
— при наличии отличной и хорошей оценки по рассматриваемым параметрам (столбцы 2-10 табл. 2.1) — по большему числу оценок;
— при наличии удовлетворительной оценки хотя бы по одному из столбцов 2-7 и 10 (по параметрам этих столбцов) табл. 2.1 оценка объекта принимается удовлетворительной;
— при наличии неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из столбцов 2-7 и 10 (по параметрам этих столбцов) табл. 2.1 оценка объекта принимается неудовлетворительной;
— при наличии неудовлетворительной оценки по параметрам столбцов 8-9 и 10 табл. 2.1 оценка этих объектов принимается неудовлетворительной.
Комплексная оценка состояния пути
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2012 N 72р)
Уровень оценки |
Параметры оценки |
||||||||
Геометрия рельсовой |
Параметры |
Рельсы и |
Скрепления |
Шпалы и стрелочные |
Балласт |
Земляное полотно |
ИССО |
Установленная |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Отличная |
Отлично по |
Отсутствует |
Отсутствие |
Количество |
Отсутствие кустов |
Шпальные ящики |
Отсутствие |
Отсутствие на |
Установленная |
Хорошая |
Хорошо по действующей |
Отсутствует |
Отсутствие |
Количество |
Отсутствие кустов из |
Типовые размеры |
Отсутствие |
Отсутствие на |
Установленная |
Удовлетворительная, |
Удовлетворительно по |
Ограничения |
Отсутствие |
Количество |
Наличие кустов из 3-х |
Нарушение типовых |
Наличие |
Наличие на |
Наличие |
Неудовлетворительная |
Периодически или |
Постоянное |
Наличие рельсов |
Количество |
Состояние деревянных |
Профиль и толщина |
По состоянию |
Состояние ИССО |
Наличие |
*) Оценка ГРК производится по среднемесячным показателям за период между генеральными осмотрами
1) К негодным относятся шпалы, не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи
2) К дефектным относятся шпалы по каталогу дефектов
3. Определение уровня комплексной оценки состояния объектов станционных путей
3.1. Станционные пути при комплексной оценке разделяются по назначению и скоростям движения.
3.2. Исходными данными для комплексной оценки станционных путей являются результаты весенних и осенних генеральных осмотров.
3.3. Подъездные пути со скоростями движения 40 км/ч и выше оцениваются по нормативам главных путей, независимо от ведомственной принадлежности. Подъездные пути со скоростями более 25 км/ч и менее 40 км/ч оцениваются по нормам путей со скоростями 40-50 км/ч.
3.4. Стрелочные переводы относятся к определенному пути в соответствии с маршрутами приема, отправления или маневровой работы, начиная с путей, имеющих меньший номер. Стрелочные переводы относятся к определенному пути в соответствии с ТРА станции и техническим паспортом дистанции пути.
Таблица 3.1
Комплексная оценка состояния станционных путей
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2012 N 72р)
Уровень |
Геометрия |
Параметры кривых участков |
Рельсы и |
Скрепления |
Шпалы и стрелочные |
Балласт |
Установленная |
1. |
Пути сквозного безостановочного пропуска грузовых и пассажирских поездов — оцениваются по нормативам главных путей |
||||||
2. |
Приемо-отправочные пути со скоростями 40-50 км/ч и подгорочные пути |
||||||
отл. |
Отлично по |
Отсутствие нарушений в |
Отсутствие |
Количество негодных |
Отсутствие кустов |
Протяженность |
Отсутствие |
хор. |
Хорошо по |
Отдельные нарушения в |
Отсутствие |
Количество негодных |
Отсутствие кустов |
Протяженность |
Отсутствие |
удовл. |
Удовлетворительно |
Нарушения в положении |
Число |
Количество негодных |
Наличие кустов |
Протяженность |
Периодические |
неудовл. |
Периодическое |
Ограничение скорости по |
Число |
Количество негодных |
Наличие кустов |
Состояние |
Наличие |
3. |
Приемо-отправочные, прочие станционные и подъездные пути со скоростями движения 25 км/ч и менее |
||||||
отл. |
Отсутствие |
Переводные и |
Число |
Количество негодных |
Отсутствие кустов |
Протяженность |
|
хор. |
Отсутствие |
Переводные и |
Число |
Количество негодных |
3) Количество |
Протяженность |
|
удовл. |
До 3 отступлений |
Переводные и |
Число |
Количество негодных |
4) Количество |
Протяженность |
|
неудовл. |
Закрытие движения по состоянию геометрии рельсовой колеи. |
1) Среднемесячная оценка за период между генеральными осмотрами
2) наличие кустов из 3-х негодных шпал не более 10 шт./км, из 4-х — не более 3 шт./км
3) наличие кустов из 3-х негодных шпал — не более 5 шт/км
4) наличие кустов из 3-х негодных шпал — не более 25 шт/км, из 4-х — не более 10 шт/км.
*) что соответствует до 13,8% при 50 км/ч, до 15% при 40 км/ч
**) что соответствует до 22% при 50 км/ч, до 24% при 40 км/ч
***) что соответствует до 33% при 50 км/ч, до 36% при 40 км/ч
4. Оперативное определение потребности в работах по техническому обслуживанию и ремонтам (реконструкции) пути на основании результатов его комплексной оценки
Данная оценка предназначена для оперативного определения потребности в работах по техническому обслуживанию и ремонтам (реконструкции) пути на основании результатов его комплексной оценки.
По мере развития технических средств диагностики состояния конструкции верхнего строения пути и земляного полотна роль визуальных осмотров должна соответственно сокращаться.
Определение мест и объемов ремонтных работ, обеспечение своевременного наличия материалов ВСП и других ресурсов, согласование «окон» для работ по текущему содержанию и ремонтам пути производится на соответствующих уровнях управления инфраструктурным комплексом по установленному кругу ведения.
Выбор потребных видов работ производится на основании табл. 4.1, в которой использованы следующие сокращения:
ТС — текущее содержание пути;
В — планово-предупредительная выправка пути с применением машинизированных комплексов;
С — средний ремонт пути;
УС — усиленный средний ремонт пути;
УП — усиленный подъемочный ремонт пути;
Кн+Р — капитальный ремонт пути на новых материалах+реконструкция (модернизация) железнодорожного пути;
Крс — капитальный ремонт пути на старогодних материалах;
PC — сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов в период между капитальными ремонтами пути;
ИССО — искусственные сооружения.
Оперативное определение потребности в работах по техническому обслуживанию и ремонтам (реконструкции) пути на основании результатов его комплексной оценки
Таблица 4.1
Комплексная оценка |
Нарушение нормативов по |
Потребные работы |
|||||||
Параметра |
ГРК |
Рельсам и |
Скреплени |
Шпалам и |
Балласту |
Зем. |
иссо |
||
1. Отличная и |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ТС+В |
2. |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ТС+плановая |
|
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ТС+В; Выполнение |
|
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
ТС+С (УС); |
|
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
ТС; PC; Выполнение |
|
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
ТС; УП; С (УС) |
|
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
ТС;Р |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
ТС; лечение |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
ТС; реконструкция |
3. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проведение работ, |
Примечание: — отсутствие нарушения нормативов
+ имеются нарушения нормативов
1) включая обустройство сигнальными знаками и состояния
полосы отвода;
2) включая отвод возвышения;
3) отдельно для деревянных и железобетонных шпал на звеньевом и бесстыковом
пути с оценкой состояния зазоров и угона плетей.
5. Комплексная оценка качества работы подразделений путевого
хозяйства по техническому обслуживанию пути
Данная оценка предназначена для определения эффективности работ, выполняемых путейскими подразделениями по поддержанию пути в требуемом состоянии и своевременности устранения выявленных отступлений.
Оценка подразделяется по уровням управления (таблица 5.1).
Комплексная оценка качества работы подразделений путевого хозяйства по техническому обслуживанию пути
Таблица 5.1
Показатели |
Оцениваемые |
Уровень оценки |
Изменение уровня |
В границах |
Улучшение показателя более чем на 10% — оценка |
Изменение уровня |
В границах |
Улучшение показателя более чем на 10% — оценка |
Изменение уровня |
В границах |
Улучшение показателя более чем на 10% — оценка |
Для численной оценки подразделений устанавливается следующий порядок расчета уровня оценок:
Для участка
Показатели |
Значение |
|
— улучшение показателя КОСП для объекта по |
+ 1 |
|
— ухудшение показателя КОСП для объекта по |
— 1 |
|
— сохранение остальных показателей КОСП для |
0 |
Осреднение производится по всем объектам оценки.
Для дистанции
|
Показатели |
Значение |
— улучшение средневзвешенного показателя КОСП для |
+1 |
|
— ухудшение средневзвешенного показателя КОСП для |
-1 |
|
— сохранение средневзвешенного показателя КОСП для |
0 |
Для вышестоящих структурных подразделений расчет производится аналогично с осреднением по дистанциям.
Средневзвешенная оценка вычисляется как сумма оценок отдельных объектов (участков) деленная на количество объектов (участков).
n
SUM КОСП
i i
КОСПСП = __________
ср n
Численная оценка производится по следующей шкале
Оценка |
Численные границы оценки |
|
отлично |
0,5-1 |
|
хорошо |
0-0,49 |
|
удовлетворительно |
-0,49-0 |
|
неудовлетворительно |
менее-0,5 |
Пример расчета:
На участке имеется 100 объектов оценки, из которых 60 получили положительную оценку (балл +1), на 30 оценка сохранилась без изменения (балл — 0) на 10 получена отрицательная оценка (балл -1)
60*1+30*0+10*(-1) 60-10
КОСП = _________________ = _____ = 0,5 — отлично
ср 100 100