ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ. РУКОВОДСТВО ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ (КР-1) 056 ПКБ ЦЛ-2010 РК (часть 21)
8 Ремонт буферных устройств
8.1 Буферные комплекты всех типов вместе с опорными балками демонтировать с вагона, разобрать и после обмывки осмотреть, неисправные ремонтировать. Ремонт производить в соответствии с настоящим Руководством, Техническими указаниями по деповскому и капитальному ремонту буферных комплектов и концевых балок пассажирских вагонов в вагонных депо железных дорог и ВРЗ и техническому содержанию буферных комплектов в эксплуатации N 586-90 ПКБ ЦВ и другим нормативным документам.
В таблице 8.1 приведены допустимые, ремонтные и браковочные размеры основных деталей буферных комплектов.
8.2 Детали буферного устройства, имеющие трещины, износ более допустимых размеров ремонтировать в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке, затем обработать до чертежных размеров согласно технической документации согласованной в установленном порядке. Замена на новые буферные комплекты производится по согласованию с заказчиком.
8.3 При ремонте буферного стакана допускается заварка трещин:
— в основании (ушко) не более одной;
— в горловине не более одной и длиной до 100 мм.
Разработанные отверстия крепления буферных стаканов к кузову вагона заварить с последующим сверлением отверстия.
Отремонтированные детали должны соответствовать чертежным размерам.
8.4 Поверхности тарелей буферных комплектов, всех типов, с износом, не превышающим браковочного размера, разрешается восстанавливать наплавкой.
Таблица 8.1 — Допустимые, ремонтные и браковочные размеры основных деталей буферных комплектов
┌───────────────────┬───────────────┬───────────┬──────────────────┬──────────────┬───────────┐
│ Наименование │ Проверяемый │ Размер по │ Не ремонтируется │Ремонтируется │ Бракуется │
│ детали, N чертежа │ размер │ рабочему │ при размере, мм │ в пределах │ при │
│ │ │ чертежу, │ │ размеров, мм │ размере, │
│ │ │ мм │ │ │ мм │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 1 Буферная тарель │Толщина тарели │ 38 │ Износ не более 6 │ Износ 6-15 │ Износ │
│ 7.13.50.01-2 │ в круге │ -0,62 │ │ │ более 15 │
│ 900.62.02.005 СБ │радиусом до 150│ │ │ │ │
│ │ мм от центра │ │ │ │ │
│ │ тарели │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 2 Стержень буфера │ Наружный │ 240 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ 7.13.50.01-2 │ диаметр │ -3 │ стержня буфера │ стержня │ более 6 │
│ 11922-Н │ │ │ не более 2,5 │ буфера │ │
│ │ │ │ │ 2,5-6 │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 3 Стакан буфера │ Внутренний │ +3 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ 2.13.40.02-3 │ диаметр │ 243 │ стакана буфера │ стакана │ более 6 │
│ 2.13.40.02-1 │ │ │ не более 2,5 │ буфера │ │
│ 11923-Н │ │ │ │ 2,5-6 │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 4 Клин │ Толщина │ +1,5 │ Толщина │Толщина 13-16 │ Толщина │
│ 821.62..01.010 │ │ 18 │ не менее 16 │ │ менее 13 │
│ │ │ -1 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Ширина │ +1,5 │ Ширина │ Ширина 42-45 │ Ширина │
│ │ │ 47 │ не менее 45 │ │ менее 42 │
│ │ │ -1 │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 5 Корпус │ Внутренний │ 180+/-2 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ 900.62.03.010 СБ │ диаметр труб │ +1 │ трубы не более 1 │ трубы 1-3 │ более 3 │
│ │ │ 179 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Паз под чеку: │ +1 │ не более 84 │ 84-87 │ более 87 │
│ │ длина │ 82 │ │ │ │
│ │ │ │ не более 34 │ 34-37 │ более 37 │
│ │ ширина │ +0,62 │ │ │ │
│ │ │ 32 │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 6 Толкатель │ Наружный │ 178,5 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ 900.62.03.020 СБ │ диаметр труб │ -1 │ трубы не более 1 │ трубы 1-3 │ более 3 │
│ │ │ +2 │ │ │ │
│ │ │174 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │Паз под чеку: │ │ │ │ │
│ │ длина │245+/-0,65 │ не более 247 │ 247-250 │более 250 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ +0,62 │ │ │ │
│ │ ширина │ 32 │ не более 34 │ 34-37 │ более 37 │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 7 Чека │ Толщина │ +1,0 │ Толщина не менее │Толщина 23-27 │ Толщина │
│ 900.62.03.001 │ │ 30 │ 27 │ │ менее 23 │
│ (рисунок 8.1) │ │ -1,9 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Ширина │ +1,1 │ Ширина не менее │ Ширина 73-77 │ Ширина │
│ │ │ 80 │ 77 │ │ менее 73 │
│ │ │ -2,1 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Размер Б │ +1,9 │ не более 23 │ 23-26 │ более 26 │
│ │ │ 20 │ │ │ │
│ │ │ -1,0 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Размер В │ +1,0 │ не менее 44 │ 41-44 │ менее 41 │
│ │ │ 46 │ │ │ │
│ │ │ -1,9 │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 8 Опора │ Толщина диска │ 12 │ не менее 10 │ — │ менее 10 │
│ 821.62.02.010 СБ │ опоры │ -0,43 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ (рисунок 8.2) │ │ +1 │ │ │ │
│ │ Размер Г │ 32 │ не более 35 │ — │ более 35 │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 9 Клин │ Толщина │ +1,8 │ не менее 44 │ 41-44 │ менее 41 │
│ 4447.62.60.001 │ │ 46 │ │ │ │
│ │ │ -1,0 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Ширина │ 30 │ не менее 28 │ 25-28 │ менее 25 │
│ │ │ -1,3 │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 10 Чека │Диаметр рабочей│ 30 │ Износ не более 3 │ — │ Износ │
│ 4447.62.70.101 │ части │ -0,13 │ │ │ более 3 │
├───────────────────┴───────────────┴───────────┴──────────────────┴──────────────┴───────────┤
│ Буфера вагонов габарита РИЦ │
├───────────────────┬───────────────┬───────────┬──────────────────┬──────────────┬───────────┤
│ 11 Буферная │Толщина тарели │ 20 │ Износ не более │ Износ более │ Износ │
│ тарель 33.009- │ в круге │ -0,52 │ 7 │ 7, но не │ более 10 │
│ 06.002, 33.009- │радиусом 140мм │ │ │ более 3 │ │
│ 06.003 │ от центра │ │ │ │ │
│ │ тарели │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │Толщина тарели │ — │ Износ не более │ Износ более │ Износ │
│ │ по заклепкам │ │ 1,5 │ 1,5, но не │ более 3 │
│ │ │ │ │ более 3 │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 12 Буферная │Толщина тарели │ 20 │ Износ не более │ — │ Износ │
│ тарель 3.605- │ в круге │ -0,52 │ 7 │ │ более 10 │
│ 06.00.01.000(3) │ радиусом 90мм │ │ │ │ │
│ │ от центра │ │ │ │ │
│ │ тарели │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │Толщина тарели │ — │ Износ не более │ Износ более │ Износ │
│ │ по заклепкам │ │ 1,5 │ 1,5, но не │ более 3 │
│ │ │ │ │ более 3 │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 13 Стержень │ Наружный │ 187 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ буфера │ диаметр │ -1 │ стержня буфера │ стержня │ более 1,5 │
│ │ │ │ не более 1 │ буфера │ │
│ │ │ │ │ более 1, но │ │
│ │ │ │ │ не более 1,5 │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 14 Стакан буфера │ Внутренний │ +1 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ │ диаметр │ 187,5 │ стакана буфера │ стакана │ более 6 │
│ │ │ │ не более 1 │ буфера │ │
│ │ │ │ │ более 1, но │ │
│ │ │ │ │ не более 6 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Внутренний │ +1 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ │ диаметр │ 196 │ стакана буфера │ стакана │ более 3 │
│ │ │ │ не более 1 │ буфера │ │
│ │ │ │ │ более 1, но │ │
│ │ │ │ │ не более 3 │ │
│ Буфера вагонов габарита РИЦ (ВЛАБ 200) │
├───────────────────┬───────────────┬───────────┬──────────────────┬──────────────┬───────────┤
│ 15 Буферная │Толщина тарели │ +1 │ Износ не более 2 │ Износ более │ Износ │
│ тарель ЕРu 500-3 │ в круге │ 34 │ │ 2, но не │ более 6 │
│ ЕТН 06.600-3 │радиусом 129мм │ │ │ более 6 │ │
│ С191.104.660.006 │ от центра │ │ │ │ │
│ │ тарели │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 16 Стакан буфера │ Внутренний │ +1 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ ЕРu 500-1 │ диаметр │ 192,5 │ стакана буфера │ стакана │ более 2 │
│ ЕТН 06.600-1 │ │ │ более 0,5, но не │ буфера │ │
│ С191.101.193.001 │ │ +1 │ более 2 │более 0,5, но │ │
│ 06.00.01.000(3) │ │ 199,5 │ │ не более 2 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Шпоночный паз │ 27,26+/- │ Более 27,6, но │ Более 28,5 │ │
│ │ (по ширине) │ 0,31 │ не более 28,5 │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 17 Шпонка │ Толщина │ +0,2 │ не менее 14 │ — │ менее 14 │
│ │ │ 14 │ │ │ │
├───────────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────┼───────────┤
│ 18 Стержень │ Наружный │ 191 │ Износ стенки │ Износ стенки │ Износ │
│ буфера │ диаметр │ -1 │ стержня буфера │ стержня │ более 2 │
│ ЕТН 06.600-2 │ │ │ не более 1 │ буфера более │ │
│ С191.102.102.001 │ │ │ │ 1, но не │ │
│ │ │ │ │ более 2 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │Шпоночный паз: │ 27,26+/- │ Более 27,6, но │ Более 28,5, │ — │
│ │ (по ширине) │ 0,31 │ не более 28,5 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ (по длине) │ 181,5+/- │ Более 182,5, │ Более 183,5 │ — │
│ │ │ 0,56 │ но не более │ │ │
│ │ │ │ 183,5 │ │ │
└───────────────────┴───────────────┴───────────┴──────────────────┴──────────────┴───────────┘
8.5 Клинья и чеки буферных комплектов, имеющие износы более допустимых, разрешается восстанавливать наплавкой с последующей нормализацией и механической обработкой до чертежных размеров. Толщину клина подбирают в зависимости от размеров паза, диаметров стержня и стакана буфера в соответствии с таблицей 8.2.
Таблица 8.2
Толщина клина, |
Глубина паза под |
Наружный диаметр |
Внутренний |
15,0 |
22,0 |
240 |
243 |
См. Рисунок 8.1 — Чека буфера (черт.900.62.03.001)
См. Рисунок 8.2 — Опора буфера (черт.821.62.02.010 СБ)
8.6 Высоту шпонки подбирают в зависимости от размеров шпоночных канавок и диаметров стержня и стакана буфера вагонов габарита РИЦ в соответствии с таблицей 8.3.
Таблица 8.3
Высота шпонки, |
Глубина |
Глубина |
Наружный |
Внутренний |
9 |
5,75 |
3,25 |
187 |
187,5 |
Примечание. Допускаемые отклонения размеров по высоте шпонки и глубине |
8.7 Тарели и клинья буферов вагонов упрочнять согласно Технологической инструкции по упрочнению элементов автосцепного устройства газопорошковой наплавкой на пропане ТИ ВНИИЖТ 0501/11-96, Инструкции по восстановлению и упрочнению индукционно-металлургическим способом деталей и узлов трения пассажирского состава ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590 и другими разрешенными методами. Твердость упрочненных поверхностей деталей буферов должна соответствовать HRC 45-53.
8.8 Пружины буферных комплектов осматривают и проверяют на соответствие чертежным размерам и согласно Техническим условиям на цилиндрические винтовые пружины тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог ТУ 32 ЦЛ 0141-05.
Пружины буферных комплектов, имеющие трещины, изломы или высоту менее предусмотренной конструкторской документацией, заменяют исправными.
8.9 Кольца пружин буферов вагонов габарита РИЦ, имеющие трещины, изломы и другие механические повреждения, заменяют новыми изготовленными из стали 50 ГОСТ 1050-88 или стали 38ХС ГОСТ 4543-71.
8.10 Суммарный зазор (А = А1+А2) по диаметру между стенками стакана и стержнем тяжелого литого буфера с клиновым креплением должен быть не более 14 мм и с чековым не более 5 мм (рисунок 8.3). Указанный зазор измеряют при рабочем положении буфера в свободном состоянии на расстоянии не менее 10 мм от наружного торца стакана.
См. Рисунок 8.3 — Схема проверки зазора A (A=A1+A2) между стенками стержня и стаканом буфера
Зазор между стенками стакана и стержнем буфера вагона габарита РИЦ допускается не более 3,5 мм по диаметру. Шпонка должна заходить в канавку стакана не менее чем на 2,5 мм.
8.11 После сборки буфер должен соответствовать чертежным размерам согласно конструкторской документации. Типы буферов приведены в приложении Д.
8.12 При сборке буферных комплектов смазывать графитовой смазкой УСсА ГОСТ 3333-80 или пресс-солидолом С ГОСТ 4366-76:
а) тяжелые буфера — все трущиеся поверхности стакана и стержня;
б) буфера вагонов габарита РИЦ — внутреннюю поверхность стакана со шпоночным пазом и кольцевую пружину.
После постановки на вагон тарели буферных комплектов смазывать солидолом Ж ГОСТ 1033-79.
8.13 Для предотвращения выпадения клиньев тяжелых буферов на клиньях должны быть приварены планки согласно «Технических указаний по деповскому и капитальному ремонту буферных комплектов и концевых балок пассажирских вагонов в вагонных депо дорог и на вагоноремонтных заводах и техническому содержанию буферных комплектов в эксплуатации» N 586-90 ПКБ ЦВ.
Шпонки, чека сварных буферов должны быть зафиксированы согласно конструкторской документации на буфера данного типа.
8.14 У вагонов габарита РИЦ (кроме ВЛАБ-200) в концевых балках разрешается наплавлять поверхности отверстий под болты крепления буферов при износе 1 мм и более, а также наличии вырывов в зоне отверстий, с последующей установкой усиливающих накладок с внутренней стороны балки и дальнейшей рассверловкой отверстий до чертежного размера.
Для остальных вагонов усиливающие накладки на концевых балках устанавливать при износе отверстий по диаметру более 3 мм или наличии вырывов в зоне отверстий. При износе поверхности отверстий менее 3 мм по диаметру разрешается после наплавки усиливающие накладки не устанавливать.
После наплавки привалочные поверхности с наружной и внутренней стороны зачистить до основного металла.
8.15 Заваривать радиальные и кольцевые трещины у отверстий для болтов крепления буферных комплектов при условии, если трещины не выходят на горизонтальные полки и общая их длина не превышает 400 мм, с последующей постановкой усиливающей накладки с внутренней стороны балки.
При наличии трещин, общая длина которых превышает 400 мм после их заварки, ставить накладки с наружной стороны балки (рисунок 8.4).
См. Рисунок 8.4 — Вставки и усиливающие накладки для ремонта концевых балок
8.16 Вырывы по отверстиям под болты крепления буферов ремонтировать правкой и вырезкой дефектной части вертикальной стенки концевой балки с постановкой вставки и усиливающей накладки с наружной стороны (рисунок 8.4).
8.17 Привалочные места буферных комплектов и концевых балок грунтуют.
8.18 Болты крепления буферных комплектов нестандартные, деформированные, со сбитыми гранями, имеющие износ и срыв резьбы, заменить новыми.
Концы болтов должны выходить из корончатой гайки не менее чем на 2 мм.
8.19 Корончатые гайки болтов, крепящие буферные стаканы, должны быть плотно затянуты, и иметь шплинты, поставленные в прорези гаек. Концы шплинтов разводить симметрично под углом 80-90°. Повторное использование шплинтов не допускается.
Допускается регулировать положение шплинта постановкой под корончатую гайку не более одной шайбы толщиной 2,5 мм, 4 мм, 6 мм.
Специальные упоры, предназначенные для предохранения от проворачивания болтов крепления буферных стаканов на концевых балках вагона, осматривают, неисправные — ремонтируют, отсутствующие — восстанавливают.
8.20 Не допускается замена существующих буферов тяжелого типа буферами облегченного типа. Буфера облегченного типа ремонтировать в соответствии с Техническими указаниями N 586-90 ПКБ ЦВ.