Распоряжение ОАО РЖД от 01.06.2007 N 1027р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июня 2007 г. N 1027р
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕРКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРУДУ В ДИСТАНЦИЯХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ И КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В марте-апреле 2007 г. Центром организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» проведена проверка применения нормативных документов по труду в Чусовской и Березниковской дистанциях электроснабжения Свердловской ж.д., в Саянской и Уярской дистанциях электроснабжения Красноярской ж.д. Как показала проверка, в организации и нормировании труда имеют место серьезные недостатки.
При применении в дистанциях электроснабжения централизованно разработанных сборников по труду, порядок их введения не соблюдается. Отсутствуют приказы об их введении, не выдерживается установленный срок для ознакомления работников, не разрабатываются и не реализуются организационно-технические мероприятия по устранению недостатков в организации труда и приведению фактических условий труда к предусмотренным сборниками.
При своевременном и полном обеспечении дорог нормативными документами по труду не все действующие в хозяйстве сборники применяются в дистанциях. В результате используются устаревшие нормативные документы. Так, например, в проверяемых дистанциях электроснабжения обеих дорог применяются «Типовые нормы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети электрифицированных железных дорог», 1995 г., централизованно пересмотренные еще в 2001 г., а на тяговой подстанции Люзень Березниковской дистанции Свердловской ж.д. используются три утративших силу сборника. Выявленные факты приводят к завышению трудозатрат и уровня выполнения нормированных заданий на 5% и, как следствие, к необоснованным выплатам стимулирующего характера.
Аналогичная ситуация сложилась и с применением форм первичной документации по хозяйству электрификации и электроснабжения. Несмотря на наличие в Чусовской дистанции Свердловской ж.д. и Уярской дистанции Красноярской ж.д. утвержденных ОАО «РЖД» в 2004г. альбомов форм, выполненные работы продолжают учитываться в журналах устаревших форм, не позволяющих осуществлять контроль за использованием рабочего времени.
Расчеты численности работников проверяемых дистанций выполнены в соответствии с «Нормативами численности работников хозяйства электрификации и электроснабжения», утвержденными вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н.Сазоновым 3 ноября 2005 года, но имеют ряд ошибок и замечаний. Наряду с неверным применением коэффициентов, имеет место необоснованное завышение объемов выполняемых работ. Так, например, в Уярской дистанции Красноярской ж.д. принята к расчету завышенная в два раза, по сравнению со статистической отчетностью АГО-9, протяженность линий 0,4 кВ на самостоятельных опорах и применен необоснованно увеличенный на 15% коэффициент перемещения. На Березниковской дистанции Свердловской ж.д. завышен коэффициент перевода явочной численности в списочную для электромонтеров контактной сети, что дает превышение расчетной численности на 5 человек. Аналогичные нарушения имеются и в других структурных подразделениях. Указанные недостатки привели к завышению расчетной численности проверяемых дистанций Красноярской ж.д. на 71 человека, в том числе на 19 машинистов автомотрис в Саянской, 18 электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи и 12 электромонтеров контактной сети в Уярской.
Расчеты численности электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи завышены на 20 человек в Чусовской и на 8 человек в Березниковской дистанциях Свердловской ж.д. за счет ошибочно принятого к учету объема работ по обслуживанию устройств энергетики районов контактной сети. При этом расчет численности электромонтеров контактной сети, напротив, необоснованно занижен.
Не производится анализ среднего разряда работ по сравнению со средним разрядом работников, что приводит к завышению разрядов по оплате рабочим. Например, в Чусовской дистанции Свердловской ж.д. средний разряд электромонтеров тяговых подстанций составляет 6,3 при разряде выполняемых работ 4,8, что приводит к переплате более 500 тыс.руб в год. В Саянской дистанции Красноярской ж.д. 18 машинистам автомотрис с дизельными двигателями мощностью 220 кВт неправильно установлен 7 разряд по оплате вместо 6 разряда, предусмотренного единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, что требует дополнительно фонда оплаты 200 тыс.руб в год.
В нарушение статьи 282 Трудового кодекса РФ, которая не допускает работу по совместительству лиц на работах с вредными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, электромонтеры контактной сети и электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи в Саянской дистанции Красноярской ж.д. привлекаются к работе по совместительству для дежурства на дому. В Чусовской дистанции Свердловской ж.д неправомерно предусмотрены надбавки за разъездной характер работы руководителям и специалистам, не выполняющим работу вне постоянного пункта сбора, служебные поездки которых осуществляются в пределах установленной продолжительности рабочего времени по графику: бухгалтерам (в т.ч. главному), инженерам (в т.ч. главному), экономистам, заместителю начальника дистанции и др.
Разработанные в Уярской дистанции Красноярской ж.д. графики работы дежурного персонала тяговой подстанции Уяр не соответствуют правилам внутреннего трудового распорядка, что приводит к необоснованной оплате ежемесячно около двух неотработанных часов каждому работнику. Отработанное по графикам за первое полугодие 2006г. время четырех машинистов автомотрис района контактной сети Уяр превышают норму часов за учетный период на 186 часов, которые не компенсируются работникам установленным порядком.
В нарушение действующего Положения о премировании, имеет место выплата премии за выполнение заведомо заниженных нормированных заданий. Так, например, в районе электроснабжения Уяр Красноярской ж.д. при норме 2505 чел.-ч в ноябре 2006 г. нормированное задание разработано только на 1655 чел.-ч, что предполагает использование только 66% рабочего времени бригады.
В нарушение утвержденных в 2006 г. Департаментом планирования и бюджетирования и Департаментом электрификации и электроснабжения «Методических рекомендаций по заполнению формы первичной документации ЭУ-99» при разработке нормированных заданий применяются необоснованные, непрогрессивные нормы времени и завышается периодичность выполнения работ. Например, в Чусовской дистанции Свердловской ж.д. на осмотр и чистку рубильника предусматривается 1,2 чел.-ч вместо типовой нормы 0,268 чел.-ч, а в Березниковской дистанции Свердловской ж.д. на проверку наличия и степени загнивания деревянных опор планируется 0,517 чел.-ч, против типовой нормы 0,0972 чел.-ч. В четыре раза чаще предусмотренного действующими инструкциями планируется ремонт шин и разъединителей 6(10) кВ в Уярской дистанция Красноярской ж.д., в шесть раз — осмотр оборудования тяговых подстанций в темное время суток в Чусовской дистанции Свердловской ж.д. Выявленные нарушения приводят к завышению планируемой трудоемкости нормированных заданий на 5-10%.
Наряду с отмеченными недостатками имеет место и существенное занижение суммы трудозатрат за счет неполного учета трудоемкости выполнения основных эксплуатационных работ. Так, например, составляющие 33% от рабочего времени трудозатраты на ограждение места производства работ на контактной сети с изолирующих съемных вышек и составляющие до 12% рабочего времени трудозатраты на оперативные переключения в нормированных заданиях не учитываются.
Работа по изучению рабочего времени на обеих дорогах носит формальный характер и сведена лишь к констатации фактов. В 2006 г. в проверяемых дистанциях электроснабжения проведено 65 фотографий рабочего дня, в которых имеют место неправильная индексация затрат рабочего времени, не выявленное превышение затрат на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные действия, отдых и личные надобности, другие существенные недостатки. Изучение потерь рабочего времени в дистанциях электроснабжения не производится. При этом, за ноябрь 2006 г. у работников района контактной сети Саянская Красноярской ж.д. потери на ожидание «окна» составили 12% от рабочего времени бригады, что равноценно простою только в этом подразделении двух рабочих. Кроме того, по результатам проведенных обследований не составляется рациональный баланс рабочего времени и не разрабатываются мероприятия по сокращению выявленных потерь.
Указанные недостатки свидетельствуют о низкой квалификации исполнителей на местах, безответственности руководителей структурных подразделений и отсутствии контроля как со стороны отделений, так и управлений обеих железных дорог.
В целях приведения численности работников хозяйства электрификация и электроснабжения к объемам выполняемых работ, снижения эксплуатационных расходов и обеспечения заданного роста производительности труда:
1. Начальнику Свердловской ж.д. Супруну В.Н. и Красноярской ж.д. Рейнгардту В.Г. в месячный срок принять меры по устранению выявленных в ходе проверок недостатков и об исполнении доложить в Департамент планирования и бюджетирования.
2. Начальникам железных дорог:
2.1. Обязать руководителей служб электрификации и электроснабжения проводить работу, направленную на совершенствование вопросов нормирования труда, оптимизацию организационной структуры и численности, ужесточить контроль учета и регулирования рабочего времени бригад на техническом обслуживании и ремонте устройств электроснабжения.
2.2. Обязать начальников отделов труда и заработной платы железных дорог и отделений железных дорог обеспечить контроль за приведением нормативной численности работников к объемам выполняемых работ, провести анализ укомплектованности кадрами дистанций электроснабжения, привести разряды квалификации в соответствие с выполняемыми работами.
2.3. Обязать руководителей структурных подразделений обеспечить соблюдение действующего трудового законодательства.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента планирования и бюджетирования Рящина И.П.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
Ф.Б.Андреев