Рубрики
ВЛ60

Электровоз ВЛ 60 — Конструкция трансформаторов


Трансформатор ОЦР-5600/25. На крышке 7 трансформатора (рис. 4.1) расположены два ввода 3 обмотки ВН, 14 вводов 4 тяговой обмотки НН и низковольтные вводы обмотки собственных нужд. На двух а1 и а2 вводах (рис. 4.2) тяговой обмотки установлены трансформаторы тока 6 (см. рис. 4.1).

К крышке приварены стойки 2 для установки группового переключателя ступеней и консоли для установки расширителя 5 с маслоука-зателем и термометрическим сигнализатором.

На боковых стенках с двух сторон бака 10 смонтированы теплообменники 9. Нагретое масло из верхней части бака забирается электронасосом 1, по трубопроводам 17 подается в теплообменники и уже охлажденное поступает в нижнюю часть бака. В теплообменниках масло охлаждается воздухом, поступающим в воздуховоды 8 от вентиляторов.

Внешний вид трансформатора ОЦР-5600/25

Рис. 4.1. Внешний вид трансформатора ОЦР-5600/25

Рис. 4.2. Схема расположения вводов на крышке трансформатора ОЦР-5600/25: А, X — вводы обмотки высшего напряжения; хі, I, 2, 3, 4, 01, аі, х2, 5, 6, 7, 8, 02, а2 — вводы обмотки низшего напряжения; х, а4, а5, аб — вводы обмотки собственных нужд

Полностью собранный трансформатор поднимают с помощью траверсы за крюки, его выемную часть — за рым-болты, приваренные к крышке трансформатора. Для безопасности работ необходимо соблюдать размеры, указанные на рис. 4.3.

Маслоуказатель состоит из корпуса, приваренного к расширителю, масломерной пластины из оргстекла, формованной резиновой прокладки, прижимной обоймы, прикрепленной к корпусу маслоука-зателя винтами. На обойме нанесена шкала, указывающая уровень масла при температурах, -50, +15, + 45 °С.

Для контроля за температурой верхних слоев масла в баке имеется термометр манометрический сигнализирующий (рис. 4.4). На большинстве трансформаторов установлен термометр типа ТГС-100. Он показывает температуру масла и дает сигнал при ее повышении выше допустимого предела. Термобаллон (датчик) 3 сигнализатора устанавливается на крышке бака трансформатора в гильзе, которая крепится к крышке через уплотнительное кольцо и заполняется маслом.

Сигнализатор работает по принципу манометра. При повышении температуры давление паров химического вещества в термобаллоне 3, который соединен с корпусом 1 капиллярной трубкой 2, увеличивается.

Трансформатор имеет три обмотки: высшего напряжения ВН (сетевую), низшего НН (тяговую) и собственных нужд (СН). Сетевая обмотка А-Х (рис. 4.5, а) непрерывная. На каждом из двух стержней магнито-провода устанавливают по одной катушке левой и правой намоток, соединенных последовательно. Обмотка НН предназначена для питания выпрямителей, включенных по схеме с нулевым выводом. Точки 01 и 02 (рис. 4.5, б) разделяют обмотку на две ветви с номинальным

Схема подъема выемиой части трансформатора

Рис. 4.3. Схема подъема выемиой части трансформатора

Термометр манометрический

Рис. 4.4. Термометр манометрический

напряжением 2060 В каждая. Ветви обмоток состоят из нерегулируемых частей а1-х1 и а2-х2 с напряжением по 1051 В и регулируемых частей 1-01 и 5-02 по четыре ступени с напряжением 252 В в каждой. Напряжение ветвей тяговой обмотки регулируют, изменяя соединение ее частей.

Наибольшее напряжение на обмотке НН получается при согласном включении основной части и всей регулировочной. Уменьшение напряжения достигается выключением секций регулировочной обмотки. При выключенной регулировочной обмотке остается только напряжение на зажимах основной обмотки. Дальнейшее уменьшение напряжения достигается встречным включением основной обмотки и ступеней регулировочной.

Напряжения холостого хода на девяти ступенях регулирования для трансформаторов всех типов, установленных на электровозах ВЛ60К, ВЛ60п/к, в зависимости от напряжения в контактной сети приведены в табл. 4.2.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 60 - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Значения напряжений обмотки собственных нужд трансформаторов приведены в табл. 4.1.

Магнитопровод трансформатора состоит из двух вертикальных стержней и горизонтальных ярмовых брусьев, изготовленных из трансформаторной стали Э310 толщиной 0,5 мм, покрытой слоем электроизоляционного лака. Листы каждого стержня магнитопровода стянуты пятью шпильками, изолированными от стали бумажно-бакелитовыми трубками и шайбами.

Таблица 4.2

Таблица 4.3

Примечание. В знаменателе указаны размеры провода с изоляцией, в числителе — без нее.

Обмотки на стержнях располагают тремя концентрами с каналами в осевом и радиальном направлениях для соблюдения изоляционного расстояния между катушками и циркуляции охлаждающего масла. Первыми у стержней магнитопровода размещены на бакелитовых цилиндрах нерегулируемые (основные) части обоих плеч обмотки НН, затем цилиндр с обмоткой ВН. Третье, наружное кольцо составляют регулируемые части обоих плеч обмотки низшего напряжения, а также обмотки собственных нужд.

Нерегулируемая часть обмотки по конструкции является винтовой двухходовой катушкой. Одна ее спираль принадлежит ветви а/-01, другая — ветви а2-02. Спирали, принадлежащие одной ветви обмотки НН, размещены на разных стержнях и соединены последовательно. Части обмотки высшего напряжения (1189 витков), расположенные на разных сердечниках, соединены параллельно.

Регулируемая часть обмотки также имеет плечи. Секция плеча состоит из двух обмоток, расположенных на разных стержнях. Каждое плечо имеет по 48 витков, основная часть вторичной обмотки — 196 витков. Обмотка собственных нужд имеет 19 витков и расположена, как и остальные обмотки, на обоих стержнях. На каждом стержне помещены по две двойные дисковые катушки.

Основные обмоточные данные трансформатора ОЦР-5600/25 приведены в табл. 4.3.

Вводы трансформатора (рис. 4.6- 4.8) практически одинаковы у трансформаторов всех типов, установленных на электровозах ВЛ60К, ВЛ60П/К.

Трансформатор ОЦР-5600/25П. На базе трансформатора ОЦР-5600/25 выпускали трансформатор ОЦР-5600/25П для электровозов ВЛ60п/к пассажирского исполнения. Трансформатор отличается от описанного наличием отопительной обмотки ОТ номинальной мощностью 800 кВ-А и напряжением 3027 В. Эта обмотка служит для питания отопительных приборов вагонов пассажирского поезда. Расположена она на наружных концентрах обоих стержней вместе с регулируемой частью обмотки НН и обмоткой собственных нужд. Параметры обмоток ВН и СН не изменены, параметры же обмоток НН изменились. На крышке трансформатора добавилось два ввода отопительной обмотки. В остальном по конструкции трансфор-торы ОЦР-5600/25П и ОЦР-5600/25 одинаковы.

Ввод обмотки высшего напряжения

Рис. 4.6. Ввод обмотки высшего напряжения: 1, — гайки; 2 — колпак; 3 — шпилька токоведу-щая; 4, 10-трубка бумажно-бакелитовая; 5-изолятор; 6-кольцо резиновое; 7-цемент магнезиальный; 8-фланец, Р-прокладка резиновая; 12, 14-шайбы; 13-масло

Ввод обмотки низшего напряжения

Рис. 4.7. Ввод обмотки низшего напряжения: 1-зажим контактный; 2-болт; 3, 16-гайки; 4, 12 — кольца алюминиевые; 5, 10 — изоляторы; 6 — шайба; 7 — пластина-замок; 8 — шпилька то-коведущая; 9 — прокладка резиновая; 11 — прокладка; 13 — кольцо фасонное; 14, 15 — пластины

Схема установки (о) ввода (б) обмотки собственных нужд

Рис. 4.8. Схема установки (о) ввода (б) обмотки собственных нужд: 1 — ввод, 2 — обойма; 3 — прокладка; 4 — шпилька; 5 — шайбы резиновые; 6 — изолятор; 7 — шайба медная

Схема расположения вводов на крышке трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80

Рис. 4.9. Схема расположения вводов на крышке трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80: А, К — вводы обмотки высшего напряжения; х1, 1, 2, 3, 4, 01, а1, х2, 5, 6, 7, 8, 02, а2 — вводы обмотки низшего напряжения; аЗ, а4, хЗ — вводы обмотки собственных нужд; а, х — вводы отопительной обмотки

Таблица 4.4

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 60 - Электродвигатель АЭ-92-4

Примечание В знаменателе указаны размеры провода с изоляцией, в числителе — без нее

Большинство трансформаторов ОЦР-5600/25П модернизировано; модернизированным трансформаторам присвоено обозначение ОДЦЭ-6000/25П-80.

Трансформатор ОДЦЭ-6000/25П. Он выполнен на базе трансформатора ОЦР-5600/25 в порядке модернизации для отопления вагонов пассажирских поездов. Мощность отопительной обмотки 1100 кВ-А позволяет отапливать 22 вагона (трансформатора ОЦР-5600/25П — 16 вагонов) . Начало модернизации относится к 1979 г.; с октября 1980 г. модернизированные трансформаторы ОДЦЭ-6000/25П выпускали с усовершенствованными обмотками (с целью повышения испытательного напряжения между ветвями НН с 10 до 12 кВ). Этим трансформаторам был присвоен тип ОДЦЭ-6000/25П-80.

Основные конструктивные изменения при модернизации трансформатора ОЦР-5600/25 в трансформатор ОДЦЭ-6000/25П такие же, как и при модернизации трансформатора ОЦР-5600/25 в трансформатор ОДЦЭ-6000/25П-80.

Трансформатор ОДЦЭ-6000/25П-80 (рис. 4.9 и 4.10). Он выполнен на базе трансформаторов ОЦР-5600/25 и ОЦР-5600/25П, которые выпускались с различными исполнениями отводов НН. Основные изменения в конструкции сведены к следующему:

заменены все обмотки трансформатора (табл. 4.4); катушки размещены следующим образом: на стержень «А» насажены две катушки П (левой намотки)

Схема соединений и расположения обмоток трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80

Рис. 4.10. Схема соединений и расположения обмоток трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80: ВН- обмотка, высшего напряжения; НН- обмотка низшего напряжения нерегулируемая; ННрсг — обмотка низшего напряжения регулируемая; ОТ — отопительная обмотка; СН — обмотка собственных нужд центр; шесть катушек А, две катушки Г и 64 катушки Д (все левой намотки) — второй концентр; 48 катушек Р, 18 катушек К, две катушки Л и две катушки М (все левой намотки) — третий концентр; на стержень «X» — такие же катушки: П левой намотки, а все остальные правой намотки;

сделаны отводы отопительной обмотки (рис. 4.11);

отводы НН реконструированы, применены демпферы более надежной конструкции;

выполнены новые отводы обмотки НН из шины, имеющей площадь сечения 5X40 мм, на каждую фазу с обеих сторон;

реконструирована крышка трансформатора в связи с установкой вводов отопительной обмотки;

реконструирована нижняя часть токоведущих шпилек вводов НН в связи с изменением конструкции демпферов НН;

увеличена площадь сечения токоведущих шпилек вводов ВН;

демпферы отводов ВН, СН и ОТ изготовлены из провода ПЩ-6.

Все остальные узлы и детали у модернизированного трансформатора остались без изменения.

Размещение специальной обмотки ОТ мощностью 1100 кВ-А произведено за счет более рационального использования по сравнению с

Рис. 4.11. Ввод отопительной обмотки: 1,3 — гайки; 2 — шайбы; 4 — кольцо; 5 — кольцо резиновое, 6 — втулка; 7 — прокладки резиновые; 8 — шпилька; 9 — изоляторы трансформатором ОЦР-5600/25П зоны расположения обмоток.

Трансформаторы ОДЦЭ-6000/25П и ОДЦЭ-6000/25П-80 можно отличить друг от друга при осмотре активной части. В обмотках третьего (внешнего) концентра трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80 отопительная обмотка выполнена тремя группами катушек, а у трансформатора ОДЦЭ-6000/25П имеется девять групп катушек отопительной обмотки. Следует иметь в виду, что при замене обмотки третьего концентра трансформатора ОДЦЭ-6000/25П на обмотку трансформатора ОДЦЭ-6000/25П-80 одновременно надо заменять и обмотку на другом третьем концентре независимо от ее технического состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности