Преобразователь НБ-436В
Назначение и технические данные. Преобразователь НБ-436В предназначен для питания обмоток возбуждения тяговых электродвигателей при рекуперативном торможении. Преобразователь установлен в машинном отделении каждой секции электровоза. Он имеет следующие технические данные:
»
Конструкция. Преобразователь НБ-436В (рис. 46) состоит» из шестиполюсного низковольтного генератора постоянного тока, и четырешолюсного высоковольтного электродвигателя, смонтированных на одном валу и представляющих собой однокорпусный двухмашинный агрегат. Неразъемный остов 4 преобразователя цилиндрической формы отлит из стали 25Л-І, он является одновременно магнитопроводом. Остов имеет специальные лапы для крепления преобразователя к фундаменту, а также приливы с отверстиями для транспортировки. Сердечники главных — полюсов двигателя 23 и генератора 18 набраны из тонколистовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплены стальными заклёпками, а сердечники дополнительных полюсов 19 и 14 изготовлены из толстолистовой стали Ст2. К остову главные полюсы прикреплены стальными шпильками М16, а дополнительные — болтами»МІб.
Электродвигатель преобразователя имеет смешанное возбуждение. Катушки главных полюсов последовательного возбуждения 22 имеют по 95 витков. Они изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6X3,0 мм, а катушки независимого возбуждения 21 имеют по 234 витка и изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6X2,36 мм. Катушки дополнительных полюсов 20 имеют по 219 витков и изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6X3,0 мм. Корпусная изоляция катушек последовательного возбуждения главных полюсов и катушек дополнительных полюсов состоит из шести слоев, а катушки независимого возбуждения — из трех слоев ленты стеклослюдинитовой ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13X25 мм, уложенной с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с сердечниками полюсов пропитаны эпоксидным компаундом ЭМТ-1 ТУ ОТН.504.002-73
Рис. 46. Продольный (о) и поперечный (б) разрезы преобразователя НБ-436В:
/, 12 — щиты подшипниковые; 2, 10 — щеточные аппараты двигателя и генератора; 3, 9 — коллекторы двигателя и генератора; 4 — остов; 5, 7 — сердечники якорей; 6, 8- обмотки якорей; // — вентилятор; 13 — реле оборотов; М. 19-сердечиики дополнительных полюсов; 15, 20 — катушки дополнительных полюсов; 16, 21 — катушки главных полюсов независимого возбуждения; 17. 22 — катушки главных полюсов последовательного возбуждения; 18, 23 — сердечники главных полюсов
Рис. 47. Схема соединения катушек Рис. 4.8. Схема соединения обмотки полюсов двигателя преобразователя якоря двигателя преобразователя НБ-436В НБ-436В
и представляют собой неразъемный моноблок. Схемы соединений обмоток двигателя преобразователя приведены иа рис. 47, 48.
Сердечник 5 якоря (см. рис. 46, а) иабраи из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм. Он имеет три ряда аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. В пазу сердечника уложена обмотка 6 якоря. Обмотка волновая, состоит из 49. катушек, намотанных семью секциями в четыре оборота. Изготовляют ее из круглого провода ПЭТВСД диаметром 1,18 мм. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполнено пайкой оловом 03 с флюсом КСп ОСТ 160.614.011-71 погружением в ванну.
Корпусная изоляция катушек якоря состоит из шести слоеЁ стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, уложенной с перекрытием в половину ширины ленты, одного, слоя ленты из фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенной с перекрытием в !Д ширины леиты, и одного слоя ленты стеклянной электроизоляционной толщиной ОД мм, уложенной встык.
Генератор преобразователя имеет независимое возбуждение. Магнитная система генератора мало насыщена. На главных полюсах размещены катушки независимого 16 и последовательного 17 возбуждения. Катушки 16 (см. рис. 46, б) получают питание от генератора управления НБ-110 (ДК-405К) и имеют по 230 витков. Оии изготовлены из провода ПСД размерами 1,6×4,0 мм. Корпусная изоляция выполнена из леиты стеклослюдинитовой ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13X25 мм в три слоя, уложенных с /перекрытием вполовину ширины леиты. Катушки 17 последовательного возбуждения, обтекаемые током рекуперации тяговых электродвигателей, обеспечивают необходимые характеристики генератора для устойчивой работы цепи. Оии включены в две параллельные цепи по три последовательно. Катушки имеют по одному витку и изготовлены из прямоугольного медного провода размерами 3,8X22 мм марки МГМ. Намотку выполняют в два параллельных провода. Корпусная изоляция — лента стеклослюдйнитовая ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13X25 мм в шесть слоев, уложенных с перекрытием в половину ширины, ленты.
Катушки 15 дополнительных полюсов генератора имеют восемь витков и изготовлены из медного провода МГМ размерами 3,55X16 мм. Намотка выполнена в три параллельных провода. Корпусная изоляция — лента стеклослюдйнитовая ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13X25 мм в три слоя с перекрытием в половину ширины ленты.
Все полюсные катушки совместно с полюсными сердечниками пропитывают эпоксидным компаундом ЭМТ-1 ТУ О ТН .504.002-73. Они представляют собой неразъемные моноблоки.
Сердечник 7 якоря генератора (см. рис. 46, а) набран из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм. Сердечник имеет три ряда аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. В пазы сердечника уложена петлевая обмотка 8 якоря с уравнителями. Она состоит из 57 катушек, каждая из которых имеет восемь отдельных проводников, расположенных по высоте в два ряда и по четыре проводника в ряду. Обмотка изготовлена из прямоугольного провода ПЭТВСД размерами 1,56X8 мм. Изоляция катушек выполнена из. стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, уложенной в два слоя с перекрытием в половину ширины ленты, одного слоя ленты из фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенного с перекрытием в Ча ширины леиты, и одного слоя леиты стеклянной электроизоляционной, уложенной встык. Число уравнителей 57. Оии изготовлены из провода ПСДК размерами 1,6X5,6 мм и изолированы одним слоем леиты стеклянной электроизоляционной толщиной 0,1 мм, уложен-
Рис. 50. Схема соединения обмотки якоря генератора преобразователя НБ-436В
нои с перекрытием в половину ширины ленты.
Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполнено пайкой оловом 03 с флюсом КСпОСТ. 160.614.011-71 погружением в ванну. Схемы соединений обмоток генератора преобразователя приведены на рис. 49 и 50.
Щеточный аппарат 2 (см. рис. 46, а) двигателя унифицирован со щеточным аппаратом электродвигателя ТЛ-110М. Щеточный аппарат 10 генератора состоит из траверсы поворотного типа, на которой закреплены шесть пальцев, стержни которых изолированы бакелизированной бумагой. На каждом пальце закреплены пять щеткодержателей, в которых установлено по одной щетке марки ЭГ-2а размерами 16X32X32 мм. Траверсу к остову крепят болтами.
Коллектор 3 якоря двигателя унифицирован с коллектором двигателя ТЛ-110М (кроме размеров шлица). Коллектор 9 якоря генератора набран из 228 медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками, а от корпуса миканитовыми манжетами и цилиндром.
Якорь преобразователя опирается на роликовые подшипники. Со стороны двигателя установлен фиксирующий подшипник 80-92317Л1, со стороны генератора — плавающий 80-32317Л1. Наружные кольца запрессованы в подшипниковые щиты /, 12, изготовленные из стального литья, а внутренние — на вал якоря. Конструктивное использование подшипникового узла обеспечивает создание в нем камеры для смазки, а также уплотнения для предотвращения утечки смазки из камеры. Подшипниковые щиты запрессованы в остове и прикреплены к нему каждый шестью болтами М20 с пружинными шайбами.
Преобразователь НБ-436В — самовентилирующаяся машина. Вентилятор // машины насажен со стороны коллектора генератора на вал. Со стороны генератора на наружной стороне подшипникового щита установлено реле оборотов 13.
Монтаж преобразователя производят в такой последовательности. На остове преобразователя запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны двигателя. Остов устанавливают на специальном стеллаже запрессованным щитом вниз, затем устанавливают щеточный аппарат двигателя без щеток, опускают якорь преобразователя и устанавливают щеточный аппарат генератора без щеток, запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны генератора. После этого преобразователь поворачивают в рабочее положение и с торца генераторной стороны устанавливают на крышку подшипника корпус реле, а на валу якоря закрепляют реле оборотов. Со стороны двигателя на валу якоря устанавливают шайбу и крышку подшипникового узла, затем устанавливают щетки и подсоединяют выводы. Демонтаж ведут в обратном порядке.