Генераторы управления ДК-405К и НБ-110
Назначение и технические данные. Генераторы ДК-405К (установлены на электровозах первой партии) и НБ-110 (устанавливают на последующих электровозах) предназначены для питания цепей управления, освещения и обмоток независимого возбуждения преобразователей НБ-436В. Технические данные генераторов управления следующие:
ДК-405К НБ-110
Мощность, кВт………………. 4,5 8
Напряжение, В………………. 50 64
Ток якоря, А………………..90 125
Ток возбуждения, А …………….- 3,9
Частота вращения, об/мин………….. 990 990
Сопротивление обмоток при температуре 20°С, Ом:
якоря ………………… 0,0226 0,0222
главных полюсов ……………. 5,85 6,01
дополнительных полюсов …………- 0,01316
Класс изоляции обмоток по нагревостойкости:
остова…………………F F
якоря …………………В В
Род тока …………………. постоянный
Режим работы ……………….продолжительный
Возбуждение……………….. независимое
К. п. д………………….. 0,8115 0,825
Масса, кг ………………… 247 300
Конструкция. Генератор ДК-405К представляет собой четырех-полюсную машину без дополнительных полюсов. Он состоит из остова 5 (рис. 39, 40), якоря и щеточного аппарата /. Генератор своих подшипниковых щитов не имеет.
Рис. 40. Схема соединения катушек Рис. 41. Схема соединения обмотки полюсов генератора управления якоря генераторов управления
ДК-405К ДК-405 К и НБ-110
Остов генератора с торцовой стороны закреплен на подшипниковом щите электродвигателя ТЛ-110М, установленном со стороны коллектора. Остов отлит из стали 25Л-1 и имеет цилиндрическую форму. Сердечник 9 (см. рис. 39) главного полюса набран из тонкой листовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплен стальными заклепками. Каждый полюс к остову закреплен двумя стальными болтами М16. Катушка 10 главного полюса намотана из обмоточного провода ПСД диаметром 2,1 мм и имеет 510 витков. Корпусная изоляция катушек вьыолнена из стеклослюдинитовой ленты ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13×25 в четыре слоя с перекрытием в половину ширины ленты и пропитана совместно с полюсными сердечниками в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 ТУ ОТН. 504.002-73. Катушки совместно с полюсными сердечниками представляют собой неразъемные моноблоки. Воздушный зазор между якорем и полюсами составляет 2,2 мм.
Якорь генератора насажен консольно на цилиндрическую часть вала электродвигателя ТЛ-110М и состоит из коллектора 2, сердечника 4 с обмоткой 7, передней нажимной шайбы <?,» напрессованных на втулку 8. Сердечник набран из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм.
Обмотка якоря волновая и состоит из 27 катушек, уложенных в пазу якоря. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками коллектора (рис. 41) выполнено пайкой оловом 03 ГОСТ 860-75 с флюсом КСп ОСТ 160.614.011-71 погружением в ванну. Катушка якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобан-дажной лентой толщиной 0,18 мм по СТП.ТН.128-71. Катушка якоря изготовлена из провода ПЭТВСД размерами 1,25×6,0 мм, имеет восемь элементарных проводников, расположенных по высоте в два ряда по четыре проводника в ряду. Корпусная изоляция состоит из двух слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл
Рис. 42. Схема соединения катушек полюсов генератора управления НБ-110
ТОЛЩИНОЙ 0,11 мм, одного слоя фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты, и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенной встык.
Коллектор генератора состоит из 107 пластин, изолированных друг от друга миканитовы-ми прокладками и собранных в пластмассовом корпусе, являющемся несущим изолирующим элементом конструкции. Коллектор для насадки имеет стальную втулку. Щеточный аппарат генератора состоит из траверсы поворотного типа, на который укреплены четыре изоляционных пальца со щеткодержателями. В щеткодержателях установлены щетки ЭГ-2А размерами 16X32x32 мм. Генератор имеет независимую вентиляцию. Воздух через отверстия в крышке // (см. рис. 39) и крышках коллекторных люков поступает в генератор и затем затягивается через отверстия в подшипниковом щите 6 электродвигателя ТЛ-110М.
Электродвигатель ТЛ-110М с генератором ДК-405К собирают в такой последовательности. На остове электродвигателя запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны коллектора. Затем остов устанавливают на специальный стеллаж щитом вниз, опускают якорь двигателя, запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны, противоположной коллектору, после чего поворачивают электродвигатель в рабочее положение и закрепляют на валу якоря двигателя якорь генератора, устанавливают остов генератора, щеточный аппарат генератора и подсоединяют выводные концы. Демонтируют электродвигатель ТЛ-110М с генератором управления ДК-405К в обратной последовательности.
С целью повышения надежности работы на электровозах в настоящее время устанавливают генераторы управления НБ-110. В отличие от генератора ДК-405К генератор НБ-110, кроме четырех главных полюсов, имеет четыре дополнительных (рис. 42) полюса, изготовленных из толстолистовой стали Ст2. Остов генератора отлит из стали 25Л-1 или выполнен сварным из стального проката марки СтЗ. Сердечник главного полюса к остову закреплен двумя стальными шпильками М16, а дополнительного — двумя латунными болтами М16. Катушка дополнительного полюса изготовлена из прямоугольного провода ПММ размерами 2,5Х
Х13,2 мм и имеет 18 витков. Корпусная изоляция выполнена из стеклослюдинитовой ленты ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13×25 мм в три слоя с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с полюсными сердечниками представляют собой неразъемные моноблоки. Воздушный зазор между якорем и сердечниками дополнительных полюсов равен 3 мм. Для обеспечения надежной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами установлены диамагнитные прокладки толщиной 1 мм. В остальном конструкция генератора НБ-110 идентична с генератором ДК-405К.