Порядок перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-термосах в международном сообщении Приложение N 28 к 46 заседанию от 17-19.05.2007 г.
СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
УТВЕРЖДЕНО
на 46-м заседании Совета
по железнодорожному транспорту
государств-участников содружества
от 17-19.05.2007 г.
Приложение N 28
ПОРЯДОК
ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ-ТЕРМОСАХ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ
1.1.Настоящим порядком перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-термосах в международном сообщении (далее — Порядок) устанавливаются порядок эксплуатации вагонов-термосов, перечень, условия и предельные сроки перевозок скоропортящихся грузов между государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой. Вагоны-термосы представляют собой одиночные изотермические вагоны без холодильно-отопительного оборудования (без охлаждения или отопления в пути следования), постройки завода Дессау Германия 1988-1991 г.г., в которых сохранность скоропортящихся грузов обеспечивается за счет аккумулированной ими энергией. Перевозка скоропортящихся грузов в вагонах-термосах осуществляется на ограниченный срок.
1.2. Кузов вагонов-термосов имеет панельную конструкцию типа «сэндвич» с использованием в качестве наполнителя панелей теплоизоляционного материала пенополиуретана.
Техническая характеристика и конструктивные особенности вагонов-термосов приведены в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
1.3. При перевозках в международном сообщении используются вагоны-термосы инвентарного парка железнодорожных администраций, нумерация которых начинается на 800…, или любых других форм собственности, имеющие восьмизначную нумерацию, отвечающие установленным настоящим Порядком требованиям, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ) Информационного вычислительного центра железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) и имеющие право курсирования по железным дорогам.
1.4. Перевозка скоропортящихся грузов в вагонах-термосах производится в соответствии с положениями Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее — СМГС), Соглашения об особенностях применения отдельных норм СМГС (далее — ОП СМГС) и настоящим Порядком.
2. Порядок эксплуатации вагонов-термосов
2.1. Эксплуатация вагонов-термосов в груженом состоянии, возврат в порожнем состоянии, а также следование их в плановый или в неплановый ремонт в зависимости от форм собственности производится в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов.
2.2. Перед подачей под погрузку порожние вагоны-термосы предъявляются для технического обслуживания работникам вагонного хозяйства в соответствии с внутренними правилами, действующими на железнодорожной администрации отправления груза. При этом крышки сливных труб, расположенных в двух углах грузового помещения по диагонали, устанавливаются в закрытое состояние и закрепляются гайками-барашками. Напольные решетки вагонов-термосов перед погрузкой должны быть исправны и опущены.
О пригодности вагона-термоса под погрузку, полном наличии и исправности его внутреннего оборудования и дверных уплотнителей работник вагонного хозяйства обязан сделать запись в книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию (форма ВУ-14), заверить ее своей подписью и подписью работника станции, если иное не предусмотрено внутренними правилами, действующими на железнодорожной администрации.
Подача вагонов-термосов под погрузку без отметок в книге и формы ВУ-14 об исправности и комплектности внутреннего оборудования вагонов-термосов не допускается.
В случае отсутствия металлических напольных решеток допускается устанавливать деревянные напольные решетки соответствующих размеров.
2.3. Подаваемые под погрузку скоропортящихся и продовольственных грузов вагоны-термосы должны соответствовать санитарным требованиям страны отправления.
2.4. На каждый порожний вагон-термос, направляемый под погрузку или возвращаемый в администрацию-собственницу, оформляется накладная в соответствии с требованиями СМГС и ОП СМГС.
Пересылка порожних вагонов-термосов инвентарного парка железнодорожных администраций на железную дорогу администрации-собственницы после выгрузки груза производится без взимания провозных платежей. В накладной СМГС в графе «Отправитель» указывается «Начальник станции», а в графе «Получатель» — «Начальник станции» (депо приписки).
Пересылка собственных вагонов-термосов производится по накладной СМГС с оплатой провозных платежей.
2.5. Перед погрузкой грузоотправитель должен очистить уплотнительные поверхности дверей грузового помещения вагона-термоса для обеспечения их плотного прилегания при закрытии.
2.6. После выгрузки, а также после промывки или ветеринарно-санитарной обработки вагоны-термосы направляются под погрузку предъявляемых грузов или в порожнем состоянии возвращаются на железную дорогу администрации-собственницы в соответствии с настоящим Порядком и пунктом 1.4 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
После выгрузки скоропортящихся грузов получатель должен тщательно очистить вагоны-термосы от остатков груза, тары и упаковки.
Работник станции проверяет качество очистки вагона-термоса получателем от остатков груза, сохранность напольных решеток, дверных уплотнений и запорных механизмов погрузочных дверей и устройства для плобирования.
Промывка вагонов-термосов после выгрузки производится в соответствии с внутренними правилами.
Ветеринарно-санитарная обработка вагонов-термосов производится по предписанию контролирующих органов порядком, установленным на каждой железнодорожной администрации.
Очистка, промывка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов-термосов должны производиться при поднятых и зафиксированных напольных решетках.
Перед промывкой крышки труб сливных отверстий в полу вагона должны быть открыты для слива промывочных вод, а сливные трубы очищены от загрязнений. После окончания промывки сливные устройства вагонов-термосов закрываются, а на двери навешиваются запорно-пломбировочные устройства (далее ЗПУ) или пломбы.
2.7. В случае обнаружения неисправности или некомплектности внутреннего оборудования вагона-термоса составляется акт общей формы или акт технического состояния вагонов, в которых отражаются факты некомплектности внутреннего оборудования или степень повреждения вагона.
2.8. Поврежденные вагоны-термосы инвентарного парка должны быть отремонтированы силами и средствами железнодорожной администрации-пользовательницы, повредившей вагон, или направлены для ремонта в адрес железнодорожной администрации-собственницы, при ее согласии, порядком, предусмотренном в пункте 2.7 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
2.9. Во всех случаях на запорные устройства каждой двери порожнего вагона-термоса накладывается закрутка и пломба или ЗПУ в соответствии с параграфом 8 статьи 9 СМГС.
Возмещение расходов по наложению пломб или ЗПУ производится за счет получателя или в соответствии с внутренними правилами железнодорожных администраций.
2.10. В случае обнаружения в пути следования у порожнего вагона-термоса отсутствия пломб или ЗПУ или их повреждения, наложение пломб или ЗПУ производится в соответствии с внутренними правилами железнодорожной администрации.
3. Условия перевозки скоропортящихся грузов в вагонах-термосах
3.1. В вагонах-термосах перевозятся скоропортящиеся грузы, термически подготовленные до погрузки (замороженные, охлажденные или обогретые).
Допускается перевозка в вагонах-термосах следующих тарно-штучных грузов:
— продовольственных (мука, крупа, сахар, масло растительное, водка, коньяк, ликеро-водочные изделия, изделия сухарные, изделия макаронные, вермишель, лапша и др.), в том числе изделий кондитерских сахаристых (халва, шоколад, различные конфеты, пастила, зефир, рахат-лукум, мед и др.) и мучных без кремовой прослойки (печенье, вафли, пряники, галеты, кексы и др.);
— непродовольственных (продукция парфюмерной, косметической, медицинской, фармацевтической промышленности, кинопленка и другие грузы, не оказывающие вредного влияния на внутреннее оборудование вагона-термоса).
3.2. Не допускается перевозка в вагонах-термосах:
— термически неподготовленных скоропортящихся грузов;
— шампанского, вин игристых и шипучих;
— грузов, выделяющих биологическое тепло (свежая плодоовощная продукция, картофель, цитрусовые плоды, бахчевые культуры и др.);
— грузов со сроком годности менее 10 суток.
3.3. Перечень скоропортящихся грузов и температура их предъявления к перевозке приведены в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
3.4. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться в термически подготовленном состоянии, отвечать по качеству и таре требованиям нормативно-технической документации страны отправления. Тара должна обеспечивать сохранность груза с учетом загрузки его в вагон-термос до полной вместимости.
Термическая подготовка скоропортящихся грузов к перевозке производится отправителем в зависимости от периодов года их перевозки. Периоды года, на основании которых определяется способ перевозки скоропортящихся грузов, приведен в Таблице 1.1. к настоящему Порядку.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза отправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный период в разных климатических зонах нахождения его в пути следования с учетом обеспечения сохранности и качества груза.
3.5. Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов приведены в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
3.6. Завоз скоропортящихся грузов для погрузки в вагоны-термосы на местах общего пользования разрешается только при поданных под погрузку исправных в техническом и коммерческом состоянии. При этом доставка скоропортящихся грузов должна осуществляться:
— в летний и при положительной температуре наружного воздуха в переходный периоды года замороженных и охлажденных грузов — в авторефрижераторах с включенными холодильными установками на всем пути доставки и в процессе погрузки грузов в вагоны-термосы;
— в переходный при отрицательных температурах наружного воздуха и зимний периоды года грузов, боящихся подморозки, — в авторефрижераторах с включенными отопительными установками на всем пути доставки.
3.7. При погрузке скоропортящихся грузов отправителем принимаются меры по исключению воздействия на грузы атмосферных осадков, выпадения конденсата на поверхности замороженного и мороженого груза (применение съемных или переносных штор, открываемых при въезде или выезде транспортных средств из вагона, использование брезента или аналогичных материалов для укрытия груза при выезде транспортного средства с грузом из камеры хранения).
3.8. Погрузка замороженных и мороженых грузов в летний и при положительных температурах наружного воздуха в переходный периоды года должна осуществляться в местах, исключающих прямое попадание действия солнечных лучей.
3.9. Погрузка (выгрузка) грузов в вагоны-термосы должна осуществляться в максимально сжатые сроки, в том числе и непосредственно из (в) автомобильного транспорта с целью снижения потерь запасов холода (тепла), аккумулированных грузом.
3.10. При погрузке в вагон груз укладывается плотным штабелем (кроме бочек), чтобы обеспечивалось полное использование вместимости и грузоподъемности вагона. Исключение составляют грузы, имеющие ограничение по высоте погрузки по условиям сохранности тары, упаковки или товарного вида груза, при которой грузоподъемность или вместимость вагона не могут использоваться полностью. К таким грузам относятся:
— майонезы и соусы на томатной основе в полимерных пакетах, уложенных в ящики из гофрированного картона; соки, молоко стерилизованное и другие грузы в упаковке Тетра Брик Асептик и Комби Блок, сформированные в блоки в термоусадочной пленке — с высотой штабеля не более 1,6 м;
— пиво пастеризованное, вода минеральная, напитки безалкогольные и другие грузы в полиэтиленовых бутылках, сформированных в блоки при помощи термоусадочной пленки, — с высотой штабеля не более 1,8 м;
— продукты йогуртные термизированные в полимерной упаковке, безалкогольные и слабоалкогольные напитки в стеклянных бутылках, консервированная продукция в стеклянных банках, уложенные в ящики из гофрированного картона; безалкогольные и слабоалкогольные напитки в жестяных банках, сформированных в блоки при помощи термоусадочной пленки, — с высотой штабеля не более 2,0 м.
3.11. Не допускается погрузка в вагоны-термосы укрупненных грузовых мест скоропортящихся грузов в виде транспортных пакетов. Транспортные пакеты перед укладкой в вагон необходимо разбирать и укладывать отдельные грузовые места плотным штабелем.
3.12. Соленые рыбные грузы, упакованные в бочки и залитые тузлуком, перевозятся в вагонах-термосах при условии застилки грузоотправителем напольных решеток картоном или другими упаковочными материалами и засыпки их слоем опилок толщиной не менее 10 см. После выгрузки груза получатель производит очистку вагона от остатков груза и материалов, применяемых для застилки.
3.13. Переадресовка скоропортящихся грузов в вагонах-термосах допускается при условии, если срок доставки груза до новой станции назначения не превышает срока его транспортабельности, указанного в сертификате или спецификации о качестве груза, и предельного срока перевозки, указанного в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
3.14. На станциях назначения вагоны-термосы, прибывшие со скоропортящимися грузами, должны подаваться под выгрузку в первую очередь.
3.15. В случаях, не предусмотренных настоящим Порядком, следует руководствоваться положениями СМГС и другими нормативными документами, регламентирующими перевозки грузов в международном сообщении.
3.16. При необходимости перевозки скоропортящихся грузов в вагонах-термосах на условиях, не оговоренных настоящим Порядком, перевозки их могут осуществляться по согласованию с железнодорожными администрациями, участвующими в перевозке, в соответствии с Соглашением о перевозке грузов на особых условиях.
Таблица 1.1
Периоды года, на основании которых определяется способ перевозки скоропортящихся грузов
Дороги и участки дорог |
Периоды года |
||
летний |
переходный |
зимний |
|
1. Туркменская, Узбекская (кроме |
с 16 марта |
с 15 ноября |
нет |
2. Туркменская, Узбекская (участок |
с 16 марта |
с 15 ноября |
с 15 декабря |
3. Казахстанская (участок Сары-Агач — |
с апреля по |
декабрь |
с января |
4. Донецкая, Приднепровская, Одесская, |
с апреля по |
ноябрь |
с декабря |
5. Октябрьская (участки севернее |
с мая |
октябрь |
с ноября |
6. Свердловская (северные участки |
с 16 мая по |
с 15 сентября |
с 16 октября |
7. Восточно-Сибирская (участок |
с июня по |
май и |
с октября по |
8. Остальные дороги и участки дорог, не |
с мая по |
ноябрь и |
с декабря по |
Приложение N 1
к Порядку перевозок скоропортящихся
грузов в вагонах-термосах в
международном сообщении
Технические характеристики и конструктивные особенности вагонов-термосов
Модификация |
Общий коэффициент |
Материал |
Грузоподъемность |
Площадь |
Объем |
Параметры грузового |
Размеры дверного |
|||
Длина |
Ширина |
Высота |
Ширина |
Высота |
||||||
Завод Дессау |
Не более 0,25 |
Пенополиуретан |
60 |
52,5 |
126 |
20,24 |
2,60 |
2,40 |
2,7 |
2,3 |
Приложение N 2
к Порядку перевозок скоропортящихся
грузов в вагонах-термосах в
международном сообщении
Перечень скоропортящихся грузов и требования к температуре грузов при погрузке в вагоны-термосы
NN |
Наименование груза |
Температура груза, град.С, |
|
положительной |
отрицательной |
||
1 |
Мясо всех видов, замороженное |
— |
-18 |
2 |
Мясо птицы мороженое (в тушках и всех |
— |
-18 |
3 |
Рыба и рыбное филе мороженые |
— |
не выше -18 |
4 |
Масло коровье сливочное |
не выше -14 |
не выше -9 |
5 |
Масло коровье топленое |
не выше -14 |
не выше 0 |
6 |
Маргарин твердый; жиры кондитерские, |
не выше 0 |
+10…+15 |
7 |
Майонез со сроком хранения не менее |
0…+2 |
+18 |
8 |
Консервы рыбные, крабовые, из печени |
0 |
+15 |
9 |
Консервы мясорастительные и мясные, |
0 |
+20 |
10 |
Консервы овощные, плодовые и ягодные |
0 |
+20…+25 |
11 |
Консервы молочные: |
0 0 |
+10 +20 |
12 |
Кетчупы и прочие соусы на томатной |
0…+2 |
+18…+20 |
13 |
Молоко стерилизованное |
0…+2 |
+20…+25 |
14 |
Продукты йогуртные терминизированные |
0…+2 |
+20…+25 |
15 |
Стерилизованные: |
0…+5 |
+20…+25 |
16 |
Пиво пастеризованное |
+5…+10 |
+20 |
17 |
Воды минеральные и питьевые |
+5 |
+20 |
18 |
Напитки безалкогольные и |
0 |
+20 |
19 |
Колбасы сырокопченые |
-9…0 |
+10…+15 |
20 |
Продукты винодельческой |
+5 |
+20 |
21 |
Рыба и сельдь соленые, кроме |
-8 -8 -8 |
-4 -2 0 |
Приложение N 3
к Порядку перевозок скоропортящихся
грузов в вагонах-термосах в
международном сообщении
Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов в вагонах-термосах
(в сутках)
NN п/п |
Наименование груза |
Периоды года |
||
летний |
переход. |
зимний |
||
1 |
Мясо всех видов, замороженное в |
— |
— |
16 |
2 |
Мясо птицы мороженое (в тушках и всех |
— |
— |
16 |
3 |
Рыба и рыбное филе мороженые |
— |
— |
17 |
4 |
Масло коровье сливочное |
5 |
8 |
16 |
5 |
Масло коровье топленое |
8 |
11 |
17 |
6 |
Маргарин твердый; жиры кондитерские, |
5 |
10 |
15 |
7 |
Майонез со сроком хранения не менее |
8 |
12 |
6 |
8 |
Консервы рыбные, крабовые, из печени |
25 |
20 |
11 |
9 |
Консервы мясорастительные и мясные*, |
27 |
24 |
13 |
10 |
Консервы овощные, плодовые и ягодные |
27 |
22 |
12 |
11 |
Консервы молочные: |
8 24 |
14 22 |
6 10 |
12 |
Кетчупы и прочие соусы на томатной |
25 |
10 |
9 |
13 |
Молоко стерилизованное в упаковках |
15 |
20 |
15 |
14 |
Продукты йогуртные терминизированные |
15 |
18 |
9 |
15 |
Стерилизованные: |
27 |
25 |
13 |
16 |
Пиво пастеризованное |
20 |
17 |
8 |
17 |
Воды минеральные и питьевые |
26 |
17 |
8 |
18 |
Напитки безалкогольные и |
30 |
20 |
12 |
19 |
Колбасы сырокопченые |
— |
13 |
17 |
20 |
Продукты винодельческой |
25 |
20 |
12 |
21 |
Рыба и сельдь соленые, кроме |
— 4 6 |
4 7 11 |
15 15 20 |
Примечание
При необходимости отправления в летний период года скоропортящихся грузов в вагонах-термосах из Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской и Таджикской железных дорог целесообразно согласовывать с железнодорожными администрациями особые условия их перевозки;
* — мясные консервы (тушенка) перевозятся на предельный срок перевозки до 40 суток во все периоды года.