Распоряжение ОАО РЖД от 01.07.2009 N 1393р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. N 1393р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
В целях оптимизации эксплуатационных расходов по содержанию инфраструктуры, принадлежащей ОАО «РЖД»:
1. Утвердить прилагаемую методику классификации железнодорожных линий.
2. Старшим вице-президентам Лапидусу Б.М., Гапановичу В.А., вице-президенту Воробьеву В.Б., начальникам Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А., Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П., Департамента технической политики Назарову А.С. и генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю.:
1) определить в месячный срок перечень отраслевых нормативов, влияющих на эксплуатационные расходы ОАО «РЖД» по перевозкам и требующих корректировки по классам железнодорожных линий, а также подготовить и утвердить график корректировки отраслевых нормативов;
2) предусмотреть в плане НТР ОАО «РЖД» на второе полугодие 2009 г. в соответствии с графиком корректировки отраслевых нормативов разработку дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.
3. Начальнику Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. представить до 1 августа 2009 г. предложения об источниках финансирования разработки дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий.
4. Директору Гипротранстэи Пехтереву Ф.С. провести в месячный срок классификацию железнодорожных линий по состоянию на 1 января 2009 г., подготовить прогнозные данные по состоянию на 1 января 2010 г. и направить их в причастные департаменты и филиалы ОАО «РЖД» для анализа и учета при корректировке отраслевых нормативов.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М.
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
1 июля 2009 г. N 1393р
МЕТОДИКА
КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
Настоящая методика распространяется только на подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», филиалы ОАО «РЖД» и другие структурные подразделения ОАО «РЖД».
В кризисных условиях большое значение приобретают вопросы, связанные с оптимизацией эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте. Одним из решений проблемы снижения текущих затрат железных дорог является дифференциация расходов филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» в зависимости от объемов перевозочной работы.
Целью классификации железнодорожных линий является унификация требований и подходов к разрабатываемым в ОАО «РЖД» нормативным документам по устройству и содержанию инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и связанных с ними эксплуатационных затрат и численности работников.
Железнодорожная линия — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный путь — комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначен для бесперебойного круглогодичного обращения подвижного состава.
Максимально допустимая скорость — скорость движения поезда, которая допускается на участке по состоянию технических средств (пути, искусственных сооружений и т.д.) и заложена в графике движения поездов. Максимально допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливается ОАО «РЖД».
Густота перевозок — показатель интенсивности работы железнодорожных участков и линий. Различают густоту грузовых, пассажирских перевозок и приведенную густоту перевозок (т).
Грузонапряженность (густота грузовых перевозок) — показатель интенсивности перевозок, измеряется в тонно-километрах (т-км) на 1 км в год и определяется делением выполненного грузооборота в т-км на эксплуатационную длину пути.
Приведенная грузонапряженность — показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем перевозок брутто грузов и пассажиров по рассматриваемой линии (млн т км брутто/км в год).
Размеры движения пассажирских поездов — количество проложенных на графике движения ниток пассажирских поездов на рассматриваемом участке (пар поездов в сутки).
Вес поезда, брутто — вес локомотива, тары вагонов и грузов или пассажиров (т).
3. Основные критерии отнесения железнодорожных линий к различным классам
Классификация железнодорожных линий строится на основе следующих критериев:
скорость движения поездов, (км/ч);
грузонапряженность, (млн ткм брутто /км в год).
В качестве дополнительных критериев приняты:
размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов;
вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления.
Классификация железнодорожных линий приведена в таблице.
Таблица
Классы железнодорожных линий
Годовая |
Скорости движения поездов |
||||||
141-200 |
121-140 |
101-120 |
81-100 |
61-80 |
41-60 |
40 и менее |
|
Более 80 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
от 51 до 80 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
от 26 до 50 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
от 11 до 25 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
от 5 до 10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 и менее |
— |
— |
— |
4 |
4 |
5 |
5 |
1. В зависимости от количества пассажирских дальних и пригородных поездов класс линии должен быть не ниже:
1 класса — более 100 пар поездов в сутки;
2 класса — 31-100 пар поездов в сутки;
3 класса — 6-30 пар поездов в сутки.
2. Линии, на которых организуется высокоскоростное движение пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч, относятся к числу внеклассных и в настоящей классификации не рассматриваются, регламентируются отдельной методикой.
3. Для оценки расходов филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», обслуживающих станции, расположенные на железнодорожных линиях разных классов, предусматривается классификация станционных путей (за исключением путей сортировочных горок) в зависимости от скорости движения поездов:
приемо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся
к 3 классу;
станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поездов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу;
остальные станционные пути относятся к 5 классу.
4. Пути сортировочных горок классифицируются в зависимости от объемов среднесуточной переработки вагонов:
сортировочные горки большой и повышенной мощности: переработка в среднем в сутки 3500 вагонов и выше или при числе путей в сортировочном парке 30 и более — относятся к 2 классу;
сортировочные горки средней мощности: переработка в среднем в сутки от 1500 до 3500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29 — относятся к 3 классу;
сортировочные горки малой мощности: переработка в среднем в сутки от 250 до 1500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке до 16 включительно — относятся к 4 классу.
4. Определение класса железнодорожных линий за отчетный год
Класс линии определяется на основе сочетания критериев грузонапряженности и скорости движения поездов, и в соответствии с примечаниями к таблице.
1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов
Скорость движения поездов по линиям (участкам) определяется в соответствии с приказами начальников дорог об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов.
2. Определение грузонапряженности
Грузонапряженность по линии (участку), млн т км брутто / км в год, определяется по формуле:
груз пасс приг
Гприв = Гбр + Гбр + Гбр , (1)
где:
груз
Гбр — суммарная грузонапряженность по участку определяется на
основе данных формы отчетности ЦО-4 по графе 18 «густота
движения»(1) суммарно в грузовом и не грузовом направлениях за 12
месяцев отчетного года;
—————————
(1) — «Густота движения» (тонн) в числовом значении равна
показателю — «грузонапряженность» (ткм/км)
пасс
Гбр — грузонапряженность в пассажирском движении, млн т км
брутто/км в год, определяется по формуле:
пасс
Гбр = Nдальних * Рдальних * 365 *2, (2)
где:
Nдальних — среднесуточные размеры движения дальних поездов по
участку, в соответствии с летним графиком движения поездов за
отчетный год перевозок, пар поездов в сутки;
Рдальних — вес дальнего поезда (принимается в соответствии с
данными графика движения поездов), т
приг
Гбр — грузонапряженность в пригородном движении, млн т км
брутто/км в год, определяется по формуле:
приг
Гбр = Nприг * Рприг * 365 *2, (3)
где:
Nприг — среднесуточные размеры движения пригородных поездов по
участку, в соответствии с летним графиком движения поездов за
отчетный год, пар поездов в сутки;
Рприг — вес пригородного поезда (принимается в соответствии с
данными графика движения поездов), т
По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс железнодорожной линии (участка).
5. Определение класса железнодорожных линий на перспективу
Вычисление ожидаемых значений классов железнодорожных линий на перспективу (1-2 года) для целей планирования ресурсов и эксплуатационных расходов базируется на основе соответствующих показателей за отчетный год.
1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов
Скорость движения поездов по участку принимается в соответствии с Приказами начальников дорог «Об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов» за отчетный год.
2. Определение перспективной грузонапряженности
Перспективная грузонапряженность по линиям (участкам), млн т км брутто / км в год, определяется по формуле:
персп персп груз персп пасс персп приг
Г прив = Г бр + Г бр + Г бр , (4)
где:
персп груз
Г бр — прогнозируемая грузонапряженность, млн т км
брутто /км;
персп пасс
Г бр — прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском
движении, млн т км брутто/км в год;
персп приг
Г бр — прогнозируемая грузонапряженность в пригородном
движении, млн т км брутто/км в год.
персп груз
Г бр определяется на основе расчетов прогнозных
значений грузооборота по линиям (участкам) на расчетный год (на
основе анализа средних дорожных данных по отчетному и
перспективному грузообороту и определение коэффициента Кгруз,
характеризующего рост (снижение) грузооборота в текущем году по
отношению к отчетному).
Значение коэффициента по железной дороге определяется по
формуле:
прог.тек. дор. отчет дор.
Кгруз = Q нетто / Q нетто , (5)
где:
прог.тек. дор.
Q нетто — прогнозный грузооборот на текущий год
по дороге, млн т км, принимается в соответствии с данными,
приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных
заседаний правления ОАО «РЖД» «Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год»;
отчет дор.
Q нетто — отчетный грузооборот по дороге, млн т
км, принимается в соответствии с статистической отчетностью о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
Грузонапряженность по линиям (участкам) на перспективный год
определяется по формуле:
персп груз груз груз груз
Г бр = (Гбр х К ) х К , (6)
персп пасс
Г бр определяется на основе расчетов прогнозных
значений пассажирооборота по линиям (участкам) на расчетный год
(на основе анализа средних дорожных данных по отчетному и
перспективному пассажирообороту).
Значение коэффициента по железной дороге определяется по
формуле:
пасс прог.тек. дор. отчет дор.
К = Q пасс / Q пасс , (7)
где:
прог.тек. дор.
Q пасс — прогнозный пассажирооборот на текущий год по
дороге, млн пасс км, принимается в соответствии с данными,
приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных
заседаний правления ОАО «РЖД» «Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год».
отчет дор.
Q пасс — отчетный пассажирооборот по дороге, млн пасс
км, принимается в соответствии с статистической отчетностью о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
Прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском движении по
линиям (участкам) на расчетный перспективный год определяется по
формуле:
персп пасс пасс пасс пасс
Г бр = (Гбр х К ) х К , (8)
персп приг
Г бр определяется на основе расчетов прогнозных
значений пассажирооборота по линиям (участкам) на расчетный год
(на основе анализа средних дорожных данных по отчетному и
перспективному пассажирообороту).
Значение коэффициента по железной дороге определяется по
формуле:
приг прог.тек. дор. отчет дор.
К = Q приг / Q приг , (9)
где:
прог.тек. дор.
Q приг — прогнозный пассажирооборот на текущий год по
дороге, млн пасс км, принимается в соответствии с данными,
приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных
заседаний правления ОАО «РЖД» «Целевые параметры бюджетов железной
дороги на текущий год».
отчет дор.
Q приг — отчетный пассажирооборот по дороге, млн пасс
км, принимается в соответствии с статистической отчетностью о
работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
Прогнозируемая грузонапряженность по линиям (участкам) в
пригородном движении на расчетный перспективный год определяется
по формуле:
персп приг приг приг приг
Г бр = (Гбр х К ) х К , (10)
По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью
(1) и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов
определяется класс железнодорожной линии (участка).
6. Примеры определения класса железнодорожных линий за отчетный год
Исходные данные:
Участки Горьковской железной дороги: Канаш — Алатырь, Ижевск — Воткинск, Ижевск — Агрыз, Владимир — Петушки.
Форма отчетности ЦО-4 за 12 месяцев 2008 г.
Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участкам приняты согласно приказу начальника Горьковской железной дороги:
— Канаш — Алатырь — грузовых поездов — 80 км/ч, пассажирских поездов — 100 км/ч;
— Ижевск — Воткинск — грузовых поездов — 60 км/ч, пассажирских поездов — 60 км/ч;
— Ижевск — Агрыз — грузовых поездов — 80 км/ч, пассажирских поездов — 100 км/ч;
— Владимир — Петушки — грузовых поездов — 90 км/ч, пассажирских поездов — 140 км/ч.
Размеры движения в пассажирском сообщении по участкам:
Канаш — Алатырь — 7 пар поездов в сутки;
Ижевск — Воткинск — пассажирское движение отсутствует;
Ижевск — Агрыз — 8 пар поездов в сутки;
Владимир — Петушки — 26 пар поездов в сутки.
Размеры движения в пригородном сообщении по участкам:
Канаш — Алатырь — 5 пар поездов в сутки;
Ижевск — Воткинск — 2 пар поездов в сутки;
Ижевск — Агрыз — 10 пар поездов в сутки;
Владимир — Петушки — 7 пар поездов в сутки.
Грузонапряженность в грузовом движении (млн т км/км брутто в год) равна числовому значению густоты движения на 1 км и определяется по данным формы отчетности ЦО-4 (приложение) графа 18 суммарно в обоих направлениях за 12 месяцев отчетного года:
— Канаш — Алатырь: 7106301,78 т км /км брутто в год;
— Ижевск — Воткинск: 1161552,1 т км /км брутто в год;
— Ижевск — Агрыз: 29319245,29 т км /км брутто в год;
— Владимир — Петушки: 43876131,02 т км /км брутто в год.
Расчет: пасс
Грузонапряженность брутто в пассажирском (Гбр ) и
приг
пригородном (Гбр ) движении:
— в пассажирском движении:
Канаш — Алатырь: 7*1100*365 *2 = 5621000 т км /км брутто в год;
Ижевск — Воткинск: — пассажирское движение отсутствует;
Ижевск — Агрыз: 8*1100*365 *2 = 6424000 т км /км брутто в год;
Владимир — Петушки: 26*1100*365 *2 = 20878000 т км /км брутто в год.
— в пригородном движении:
Канаш — Алатырь: 5*400*365 *2 = 1460000 т км /км брутто в год;
Ижевск — Воткинск: 2*55*365 *2 = 80300 т км /км брутто в год;
Ижевск — Агрыз: 10*605*365 *2 = 4416500 т км /км брутто в год;
Владимир — Петушки: 7*600*365 *2 = 3066000 т км /км брутто в год.
Приведенная грузонапряженность по участкам:
Канаш — Алатырь: 7106301,78 + 5621000 + 1460000 = 14187301,78 т км /км брутто в год;
Ижевск — Воткинск: 1161552,1 + 80300 = 1241852,1 т км /км брутто в год;
Ижевск — Агрыз: 29319245,29 + 6424000 + 4416500 = 40159745,29 т км /км брутто в год;
Владимир — Петушки: 43876131,02 + 20878000 + 3066000 = 67820131,02 т км /км брутто в год.
По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяем классы участков:
Канаш — Алатырь — 3 класс;
Ижевск — Воткинск — 5 класс;
Ижевск — Агрыз — 2 класс;
Владимир — Петушки — 1 класс.
7. Пример определения класса железнодорожных линий на перспективу (2)
——————————
(2) — В связи с экономическим кризисом в России и прогнозируемым падением объемов перевозок в 2009 и 2010 годах в качестве примера приняты отчетные показатели эксплуатационной работы (грузооборот, пассажирооборот, грузонапряженность) за 2007 и 2008 годы.
Исходные данные:
Участок Московской железной дороги: Михайлов — Павелец.
Форма отчетности ЦО-4 за 2007 г.
Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участку приняты согласно приказу начальника Московской железной дороги:
— грузовых поездов — 80 км/ч;
— пассажирских поездов — 100 км/ч.
Грузооборот по дороге за 2007 г. — 127900 млн т км.
Пассажирооборот по дороге за 2007 г.:
— в дальнем следовании — 20332 млн пасс км;
— в пригородном сообщении — 18059 млн пасс км.
Целевые параметры бюджетов Московской ж.д. на 2008 г.:
— грузооборот по дороге- 148862 млн т км.
— пассажирооборот по дороге:
— в дальнем следовании — 20530 млн пасс км;
— в пригородном сообщении — 18859 млн пасс км.
Размеры движения в пассажирском сообщении — 17 пар поездов в сутки.
Размеры движения в пригородном сообщении — 5 пар поездов в сутки.
Грузонапряженность за отчетный год, млн т км брутто/км:
— в грузовом движении Гбргруз = 0,721
— в пассажирском движении Гбрпасс = 17*1100*365*2 = 13,651
— в пригородном движении Гбрприг = 5*600*365*2 = 2,190
Расчет:
груз
К = 148862 / 127900 = 1,164
пасс
К = 20530 / 20332 = 1,009
приг
К = 18859 / 18059 = 1,106
персп груз
Г бр = (0,721 х 1,164) х 1,164 = 0,977
персп пасс
Г бр = (13,651 х 1,009) х 1,009 = 13,898
персп приг
Г бр = (2,19 х 1,106) х 1,106 = 2,679
Перспективная приведенная грузонапряженность по участку, млн
т км брутто / км в год:
персп
Г прив = 0,977 + 13,898 + 2,679 = 17,554
По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью и
скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяем
класс участка — 3.
Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
1 июля 2009 г.N 1393р
Раздел 3. Показатели использования подвижного состава по поездо-участкам и направлениям
Форма отчетности ЦО-4