Распоряжение ОАО РЖД от 03.09.2013 N 1891р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. N 1891р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛИГОНАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В связи с введением распоряжением ОАО «РЖД» от 15 июня 2013 г. N 1414р «Об утверждении перечня комплексных технико-экономических показателей деятельности железных дорог (РЦКУ)» показателя энергетической эффективности деятельности железных дорог (РЦКУ):
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую методику определения показателя энергетической эффективности деятельности на полигонах железных дорог (далее — Методика).
2. Главным инженерам железных дорог (РЦКУ) обеспечить:
а) расчет, начиная с результатов за III квартал 2013 г., показателя энергетической эффективности деятельности на полигонах железных дорог в соответствии с Методикой;
б) представление ежеквартально до 22 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов материалов расчета показателя энергетической эффективности деятельности на полигонах железных дорог.
3. Начальнику Управления планирования и нормирования материально- технических ресурсов Звереву А.В. обеспечить представление до 25 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент технической политики и Управление по управленческому учету и отчетности сводного материала о показателях энергетической эффективности деятельности на полигонах железных дорог.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента технической политики Назарова А.С.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 03.09.2013 г. N 1891р
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛИГОНАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. Показатель энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги является интегральным индикатором результативности мер, принимаемых по энергетической эффективности деятельности всех структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах этой железной дороги, и структурных подразделений железной дороги (РЦКУ).
2. Показатель энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги за отчетный период рассчитывается на основе показателей за этот период, указанных в пункте 20 настоящей методики.
3. Расчет показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги производится:
по использованию топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) на тягу поездов — по данным их расхода подразделениями дирекции тяги и дирекции моторвагонного подвижного состава, расположенными в границах соответствующей железной дороги;
по использованию ТЭР на нетяговые нужды — по данным их расхода подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах соответствующей железной дороги, и подразделениями РЦКУ.
4. Значения исходных данных для расчета показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги приводятся к условному топливу с помощью коэффициентов согласно приложению.
5. При ранжировании по энергетической эффективности первое место занимает полигон железной дороги с наибольшим значением показателя энергетической эффективности.
6. При определении показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию ТЭР на нетяговые нужды как подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах соответствующей железной дороги, так и подразделениями РЦКУ учитываются объемы расхода тепловой энергии, получаемой только от сторонних организаций (не входящих в состав ОАО «РЖД»),
7. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги является относительной и определяется с точностью до третьего знака после запятой.
II. Расчет показателя энергетической эффективности деятельности РЦКУ
8. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги определяется по формуле:
тяга тяга н/тяга н/тяга РЦКУ РЦКУ
R = R * Гамма B + R * Гамма B + R * Гамма B , (1)
общ общ.ф общ.ф общ.ф
тяга
где R — величина показателя энергетической эффективности деятельности на
полигоне железной дороги по использованию ТЭР на обоих видах тяги;
н/тяга
R — величина показателя энергетической эффективности деятельности на
полигоне железной дороги по использованию ТЭР всех видов на нетяговые
нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД»,
расположенными в границах железной дороги;
РЦКУ
R — величина показателя энергетической эффективности деятельности
подразделений РЦКУ по использованию ТЭР на нетяговые нужды;
тяга
Гамма B — доля объема расхода ТЭР на обоих видах тяги от общего объема расхода
общ.ф ТЭР всеми подразделениями ОАО «РЖД», расположенными в границах железной
дороги, во всех сферах деятельности;
н/тяга — доля объема расхода ТЭР на нетяговые нужды подразделениями
Гамма B функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной
общ.ф дороги, от общего объема расхода ТЭР всеми подразделениями ОАО «РЖД»,
расположенными в границах железной дороги, во всех сферах деятельности;
РЦКУ — доля объема расхода ТЭР подразделениями РЦКУ на общ.ф нетяговые нужды
Гамма B от общего объема расхода ТЭР всеми подразделениями ОАО «РЖД»,
общ.ф расположенными в границах железной дороги, во всех сферах деятельности;
9. Доли объема расхода ТЭР по объектам и направлениям их использования от общего объема расхода ТЭР всеми подразделениями ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги, во всех сферах деятельности определяются по формулам:
тяга
В
тяга ф
Гамма B = _______ (2)
общ.ф В
общ.ф
тяга — объем расхода ТЭР на обоих видах тяги; определяется как сумма объемов
где В расхода электроэнергии и дизельного топлива в условном исчислении;
ф
B — объем общего расхода ТЭР всеми подразделениями ОАО «РЖД»,
общ.ф расположенными в границах железной дороги, во всех сферах деятельности;
н/тяга
В
н/тяга ф
Гамма B = _______ (3)
общ.ф В
общ.ф
н/тяга
где В — объем расхода ТЭР на нетяговые нужды подразделениями функциональных
ф филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги;
РЦКУ
В
РЦКУ Ф
Гамма B = _______ (4)
общ.ф В
общ.ф
РЦКУ
где В — объем расхода ТЭР подразделениями РЦКУ на нетяговые нужды.
ф
10. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию ТЭР на обоих видах тяги определяется по формуле:
тяга э э д д
R = R * Гамма В + R * Гамма В , (5)
ф ф
э(д)
где R — величина показателя энергетической эффективности деятельности на
полигоне железной дороги по использованию электроэнергии (дизельного
топлива) на тягу поездов;
э(д)
Гамма В — доля объема расхода электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов
ф от общего объема расхода ТЭР на обоих видах тяги;
определяется по формуле:
э(д)
В
э(д) Ф
Гамма B = _______ , (6)
ф тяга
В
ф
э(д)
где В — объем расхода электроэнергии (дизельного топлива) на тягу Ф поездов;
ф
11. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов определяется по формуле:
э(д) э(д) э(д)
R = SUM R * Гамма В (7)
i i iф
э(д)
где R — величина показателя энергетической эффективности деятельности на
i полигоне железной дороги по использованию электроэнергии (дизельного
топлива) на тягу поездов в i-ом виде движения (грузовое и хозяйственное
движение, маневровая работа, пассажирское движение, в т.ч. отдельно
дальнего и пригородного сообщения);
э(д)
Гамма В — доля объема расхода электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов
iф в i-ом виде движения от общего объема расхода электроэнергии
(дизельного топлива) на тягу поездов; определяется по формуле:
э(д)
В
э(д) iФ
Гамма B = _______ , (8)
iф э(д)
В
ф
э(д)
где В — объем расхода электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов в
iф i-ом виде движения;
12. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов в i-ом виде движения определяется по формуле:
э(д)
b
э(д) iн
R = _______ , (9)
i э(д)
b
iф
э(д)
где b — фактическое значение удельного расхода электроэнергии (дизельного
iф топлива) на тягу поездов в i-ом виде движения;
э(д)
b — нормативное значение удельного расхода электроэнергии (дизельного
iн топлива) на тягу поездов в i-ом виде движения.
13. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию ТЭР всех видов на нетяговые нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги, определяется по формуле:
н/тяга н/тяга н/тяга
R = SUM R * Гамма В (10)
k k kф
н/тяга
где R — величина показателя энергетической эффективности деятельности на
k полигоне железной дороги по использованию ТЭР k-го вида на нетяговые
нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД»,
расположенными в границах железной дороги;
н/тяга
Гамма В — доля объема расхода ТЭР k-го вида на нетяговые нужды от общего расхода
kф ТЭР всех видов всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД»,
расположенными в границах железной дороги; определяется по формуле:
н/тяга
В
н/тяга kф
Гамма В = _______ , (11)
kф н/тяга
В
ф
н/тяга
где В — объем расхода ТЭР k-го вида на нетяговые нужды всеми подразделениями
kф функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной
дороги, в условном исчислении;
н/тяга
В — объем расхода ТЭР всех видов на нетяговые нужды всеми подразделениями
ф функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной
дороги, в условном исчислении.
14. Величина показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги по использованию ТЭР k-го вида на нетяговые нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги, определяется по формуле:
н/тяга
B
н/тяга kпл
R = _______ , (12)
k н/тяга
В
kф
н/тяга
где В — фактический объем расхода ТЭР k-го вида на нетяговые нужды всеми
kф подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в
границах железной дороги, в натуральном счислении;
н/тяга
В — плановый объем расхода (лимит потребления) ТЭР k-го вида на нетяговые
kпл нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД»,
расположенными в границах железной дороги, в натуральном исчислении.
15. Доля объема расхода ТЭР k-го вида на нетяговые нужды от общего расхода ТЭР всех видов на нетяговые нужды всеми подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги, определяется по формуле:
н/тяга
В
н/тяга kф
Гамма В = _______ , (13)
kф н/тяга
В
ф
н/тяга
где В — фактический объем расхода ТЭР k-го вида на нетяговые нужды всеми
kф подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в
границах железной дороги, в условном исчислении;
н/тяга
В — фактический объем расхода ТЭР всех видов на нетяговые нужды всеми
ф подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенными в
границах железной дороги, в условном исчислении.
16. Величина показателя энергетической эффективности деятельности подразделений РКЦУ по использованию ТЭР всех видов на нетяговые нужды определяется по формуле:
РЦКУ РЦКУ РЦКУ
R = SUM R * Гамма В (14)
j j jф
РЦКУ
где R — величина показателя энергетической эффективности деятельности
j подразделений РЦКУ по использованию ТЭР j-гo вида на нетяговые нужды;
РЦКУ
Гамма В — доля объема расхода ТЭР j-го вида на нетяговые нужды подразделениями
jф РЦКУ от общего объема расхода ТЭР всех видов подразделениями РЦКУ.
17. Величина показателя энергетической эффективности деятельности подразделениями РЦКУ по использованию ТЭР j-гo вида на нетяговые нужды определяется по формуле:
РЦКУ
В
РЦКУ jпл
R = _______ , (15)
j РЦКУ
В
jф
РЦКУ
где В — фактический объем расхода ТЭР j-го вида подразделениями РЦКУ
jф на нетяговые нужды, в натуральном исчислении;
РЦКУ
В — плановый объем расхода (лимит потребления) ТЭР j-го вида
jпл подразделениями РЦКУ на нетяговые нужды, в натуральном исчислении.
18. Доля объема расхода ТЭР j-го вида подразделениями РЦКУ на нетяговые нужды от общего объема расхода ТЭР всех видов подразделениями РЦКУ на нетяговые нужды определяется по формуле:
РЦКУ
В
РЦКУ jф
Гамма В = _______ , (16)
jф РЦКУ
В
ф
РЦКУ
где В — фактический объем расхода ТЭР j-го вида подразделениями РЦКУ на
jф нетяговые нужды, в условном исчислении;
РЦКУ
В — фактический объем расхода ТЭР всех видов подразделениями РЦКУ на
ф нетяговые нужды, в условном исчислении.
19. Значение показателя энергетической эффективности деятельности на полигоне железной дороги, при котором эта деятельность считается эффективной, находятся в пределах:
1,0 <= Rобщ < 1,15,
20. Для расчета показателей настоящей Методики следует использовать:
э д э д
по показателям b , b , В и В — данные формы ТХО-125 «Отчет о расходе топлива или
iф iф iф iф электроэнергии на тягу поездов»;
н/тяга рцку
по показателям В и В — данные формы 4-топливо (РЖД) «Отчет об остатках,
kф jф поступлении и расходе топлива в ОАО «РЖД»;
э д н/тяга рцку
по показателям b , b , В , В — плановые уровни (нормы, лимиты потребления)
iпл iпл kпл jпл расхода ТЭР, рассчитанные и доведенные до
причастных подразделений в установленном
ОАО «РЖД» порядке.
21. Примеры расчета:
1) Исходные данные:
N п/п |
Показатель |
Пример 1 |
Пример 2 |
|
Структурные подразделения функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах железных дорог |
||||
1 |
Удельный расход электроэнергии на тягу поездов, кВтч/10 тыс.ткм бр. |
|||
1.1 |
в т.ч.: грузовое движение |
Норма |
105,7 |
106,2 |
Факт |
100,8 |
111,9 |
||
1.2 |
хозяйственное движение |
Норма |
718,9 |
720,0 |
Факт |
680,3 |
759,3 |
||
1.3 |
пассажирское движение дальнего следования |
Норма |
206,0 |
203,0 |
Факт |
194,2 |
212,8 |
||
1.4 |
пассажирское движение пригородного сообщения |
Норма |
367,3 |
370,0 |
Факт |
349,7 |
385,2 |
||
2 |
Удельный расход дизтоплива на тягу поездов, кг у.т./10 тыс. ткм бр. (100 лок.- км) |
|||
2.1 |
в т.ч.: грузовое движение |
Норма |
44,5 |
44,0 |
Факт |
42,3 |
46,2 |
||
2.2 |
хозяйственное движение |
Норма |
304,8 |
309,6 |
Факт |
289,6 |
325,1 |
||
2.3 |
маневровая работа |
Норма |
416,1 |
416,1 |
Факт |
395,3 |
436,9 |
||
2.4 |
пассажирское движение дальнего следования |
Норма |
72,0 |
73,0 |
Факт |
68,4 |
76,7 |
||
2.5 |
пассажирское движение пригородного сообщения |
Норма |
116,8 |
116,9 |
Факт |
111,0 |
123,2 |
||
3 |
Фактический объем расхода электроэнергии на тягу поездов, млн. |
910,94 |
932,30 |
|
3.1 |
в т.ч.: грузовое движение |
378,01 |
383,87 |
|
3.2 |
хозяйственное движение |
8,49 |
8,36 |
|
3.3 |
пассажирское движение дальнего следования |
164,38 |
160,11 |
|
3.4 |
пассажирское движение пригородного сообщения |
359,96 |
379,86 |
|
4 |
Фактический объем расхода дизельного топлива на тягу поездов, |
53,51 |
53,38 |
|
4.1 |
в т.ч.: грузовое движение |
28,52 |
28,64 |
|
4.2 |
хозяйственное движение |
9,30 |
9,50 |
|
4.3 |
маневровая работа |
11,71 |
11,33 |
|
4.4 |
пассажирское движение дальнего следования |
1,56 |
1,51 |
|
4.5 |
пассажирское движение пригородного сообщения |
2,41 |
2,40 |
|
5 |
Объем потребления ТЭР на нетяговые нужды |
|||
5.1 |
электроэнергия, млн. кВтч |
Лимит |
306,20 |
308,40 |
Факт |
343,86 |
281,26 |
||
5.2 |
дизельное топливо, тыс. тонн |
Лимит |
5,42 |
5,36 |
Факт |
6,14 |
5,31 |
||
5.3 |
бензин, тыс. тонн |
Лимит |
1,99 |
2,01 |
Факт |
2,17 |
1,80 |
||
5.4 |
уголь, тыс. тонн |
Лимит |
9,22 |
8,95 |
Факт |
16,58 |
8,00 |
||
5.5 |
мазут, тыс. тонн |
Лимит |
15,69 |
15,65 |
Факт |
17,45 |
15,09 |
||
5.6 |
газ природный, млн. куб. м |
Лимит |
1,35 |
1,36 |
Факт |
1,51 |
1,27 |
||
5.7 |
тепловая энергия, приобретенная от сторонних |
Лимит |
2,36 |
2,18 |
Факт |
2,73 |
1,94 |
||
РЦКУ-собственно |
||||
6 |
Объем потребления ТЭР на нетяговые нужды |
|||
6.1 |
электроэнергия, млн. кВтч |
Лимит |
10,40 |
10,40 |
Факт |
11,80 |
9,36 |
||
6.2 |
дизельное топливо, тыс. тонн |
Лимит |
0,37 |
0,37 |
Факт |
0,41 |
0,35 |
||
6.3 |
бензин, тыс. тонн |
Лимит |
0,37 |
0,37 |
Факт |
0,40 |
0,39 |
||
6.4 |
уголь, тыс. тонн |
Лимит |
0,42 |
0,39 |
Факт |
0,46 |
0,36 |
2) Результаты расчета:
┌────────────┬──────────┬──────────┐
│ Показатель │ Пример 1 │ Пример 2 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ э │ │ │
│ R │ 1,052 │ 0,965 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ д │ │ │
│ R │ 1,053 │ 0,946 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ тяга │ │ │
│ R │ 1,052 │ 0,955 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,890 │ 1,047 │
│ э/э │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,883 │ 1,011 │
│ д/m │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ 0,918 │ 1,048 │
│ R │ │ │
│ бензин │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,835 │ 1,119 │
│ уголь │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,899 │ 1,037 │
│ мазут │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,898 │ 1,073 │
│ газ │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,865 │ 1,125 │
│ m/э │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ н/тяга │ │ │
│ R │ 0,891 │ 1,047 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ РЦКУ │ │ │
│ R │ 0,881 │ 1,111 │
│ э/э │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ РЦКУ │ │ │
│ R │ 0,901 │ 1,071 │
│ д/m │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ РЦКУ │ │ │
│ R │ 0,924 │ 0,962 │
│ бензин │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ РЦКУ │ │ │
│ R │ 0,917 │ 1,096 │
│ уголь │ │ │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ РЦКУ │ │ │
│ R │ 0,896 │ 1,082 │
├────────────┼──────────┼──────────┤
│ R │ 1,003 │ 0,981 │
│ общ │ │ │
└────────────┴──────────┴──────────┘
3) Выводы:
Пример 1 (Rобщ = 1,003) свидетельствует о результативности мер, принимаемых РЦКУ по повышению энергоэффективности деятельности на полигоне железной дороги, а пример 2 (Rобщ = 0,981) — об отсутствии такой результативности.
ПЕРЕЧЕНЬ
топливно-энергетических ресурсов, их кодов, единиц измерения и коэффициентов пересчета в условное топливо
Наименование ТЭР |
Код |
Единица |
Коэффициент |
Электрическая энергия |
Э |
тыс.кВт ч |
0,334 |
Дизельное топливо |
Дт |
т |
1,45 |
Бензин |
БНЗ |
т |
1,49 |
Мазут топочный |
МТ |
т |
1,37 |
Газ природный |
ГП |
тыс.куб.м |
1,15 |
Тепловая энергия |
ТЭ |
Гкал |
0,176 |
Уголь, в т.ч. |
У |
||
Донецкий |
т |
0,876 |
|
Кузнецкий |
т |
0,867 |
|
Кузнецкий сортовой |
т |
0,965 |
|
Карагандинский |
т |
0,726 |
|
Воркутинский |
т |
0,822 |
|
Интинский |
т |
0,649 |
|
Челябинский |
т |
0,552 |
|
Башкирский |
т |
0,565 |
|
Нерюнгринский |
т |
0,987 |
|
Черемховский |
т |
0,752 |
|
Читинский |
т |
0,483 |
|
Хакасский (Минусинский) |
т |
0,727 |
|
Канско-Ачинский |
т |
0,516 |
|
Тунгусский (Котуйский) |
т |
0,754 |
|
Райчихинский |
т |
0,469 |
|
Сахалинский |
т |
0,729 |
|
Приморский |
т |
0,506 |
|
Экибастузский |
т |
0,628 |
|
Майкюбенский |
т |
0,502 |
|
Ургальский |
т |
0,673 |
|
Прочие виды ТЭР |
Проч. |
т у.т. |
1,0 |