ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНОГО КОМПЛЕКСА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (часть 2) от 6 июля 2012 г. N 210
2. Проблемы и пути их решения
Система управления, унаследованная от Министерства путей сообщения Российской Федерации, в существенной части сформировалась еще в конце XIX — начале XX века. Быстрый рост железнодорожной сети в этот период определил потребность в модели управления, обеспечивающей оперативное развертывание типовых структур управления на новых территориях. В результате сформировалась жестко иерархическая многоуровневая система управления.
В этих условиях для обеспечения безопасности и управляемости железнодорожных перевозок вводились промежуточные уровни управления, разнообразные формы и структуры контроля, которые зачастую дублировали друг друга и создавали дополнительные задержки и искажения при передаче информации и управленческих воздействий.
В результате для организационной модели локомотивного комплекса до начала его реорганизации были характерны следующие недостатки:
— сложная иерархическая структура;
— избыточность и дублирование систем контроля, задач и полномочий;
— недостаточная адаптивность системы управления, сложность ее изменения;
— несогласованность целей и задач отдельных подразделений и работников;
— несогласованность общих целей развития и системы показателей мотивации персонала;
— сложная система управленческого учета;
— дисбаланс операционных и стратегических задач, излишняя загруженность высшего руководства вопросами оперативного и тактического характера в ущерб решению стратегических вопросов;
— недостаток действенных инструментов определения и контроля затрат, управления эффективностью развития;
— сложность оценки персональных результатов и мотивации из-за размытости областей ответственности;
— репрессивный характер управленческих воздействий, направленный на наказание за последствия, а не на системное предотвращение проблем;
— множественность регламентации процессов управления;
— дефицит нормативно-методического обеспечения;
— нерегулярность процессов;
— несистемность и непоследовательность принимаемых решений;
— отсутствие сильного и перспективного среднего звена управления;
— неразвитость проектных и процессных подходов в управлении, преобладание ориентации на административные методы управления и иерархические связи.
Эти проблемы особенно обострились в связи с переходом к новой бизнес-модели Холдинга, при которой усиление стратегического контура управления является необходимым условием эффективного функционирования всего хозяйственного комплекса Компании ОАО «РЖД».