Распоряжение ОАО РЖД от 19.08.2011 N 1830р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. N 1830р
О СЛУЧАЕ КРУШЕНИЯ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА НА ПЕРЕГОНЕ БАРЫШ — ПАТРИКЕЕВО КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
8 июля 2011 г. на 792 километре I главного пути перегона Барыш -Патрикеево Куйбышевской железной дороги при скорости 74 км/ч допущено крушение грузового поезда N 2447 (состав 39 вагонов, вес 4012 тонн) со сходом 10 хвостовых вагонов и возгоранием 4 цистерн.
В результате крушения: 9 грузовых вагонов повреждены до степени исключения из инвентаря, 1 полувагон в объеме текущего отцепочного ремонта, 310 метров пути, 106 мостовых брусьев, 4 опоры и 700 метров контактной сети, нарушен габарит по четному пути. Полный перерыв в движении составил 4 часа 15 минут; материальный ущерб ОАО «РЖД» — 45894,7 тыс. руб.
Разбором, проведенным ОАО «РЖД» 19 июля 2011 г., установлено, что причиной крушения явилось нарушение технологии производства работ при работе выправочно-подбивочно-рихтовочной машины «Дуоматик», что привело к ослаблению устойчивости бесстыкового пути и его поперечному смещению при прохождении по этому участку грузового поезда N 2447.
Данный километр был отремонтирован усиленным капитальным ремонтом в сентябре 2003 года. Кривая 792 — 793 км перегона Барыш -Патрикеево первого главного пути из-за несовпадения кривизны и возвышения до 28 метров была включена в адресный план работы планово-предупредительной выправки пути механизированным комплексом на август месяц текущего года.
Расследованием установлено, что зная о высоких температурах, установившихся в Пензенском регионе в июле 2011 г., и в нарушение требований пункта 4.4 «Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути», утвержденных МПС России 31 марта 2000 г. N ТУ-2000 (далее — ТУ-2000), на Инзенской дистанции пути 8 июля 2011 г. была запланирована работа в «окно» по выправке пути машиной «Дуоматик» с температурой закрепления рельсовых плетей +25°С. Руководителем работ был назначен исполняющий обязанности заместителя начальника Инзенской дистанции пути по текущему содержанию пути Ключников С.К. (далее — ПЧЗ), а при его отсутствии — начальник эксплуатационного участка Инзенской дистанции пути Зубков С.С. (далее — ПЧУ).
Начальник Инзенской дистанции пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Чердымов Д.С. (далее — ПЧ) неудовлетворительно организовал работу машины «Дуоматик».
ПЧЗ Ключников С.К. был назначен ответственным руководителем на 2-х участках. Второй руководитель — ПЧУ Зубков С.С. был оставлен в дистанции пути для проведения оперативного разбора ранее допущенного события.
ПЧ Чердымов Д.С. не оформил установленным порядком заявку в Инзенскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги на снятие дроссельных перемычек сигнальной точки «ЧД», не учел фактическое повышение температуры окружающего воздуха, не убедился в температуре закрепления рельсовых плетей, и не организовал предварительную разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях на участке предстоящей работы.
В нарушение требований указания МПС России от 19 августа 1996 г. N Г-738у, предусматривающего проведение ежедневных инструктажей руководителям работ о правилах соблюдения технологии производства работ и ограждения мест путевых работ, ПЧ Чердымов Д.С. не провел инструктаж ответственному руководителю работ.
При проведении селекторного совещания 8 июля 2011 г. исполняющий обязанности главного инженера Инзенской дистанции пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Борисов А.Л. не провел инструктаж руководителю работ с машиной «Дуоматик» ПЧУ Зубкову С.С. по приведению кривой к расчетным параметрам в соответствии с ТУ-2000. В нарушение распоряжения ОАО «РЖД» от 19 марта 2009 г. N 556р, телеграфного указания от 4 мая 2010 г. N 7899 руководство работами было перепоручено бригадиру пути укрупненной бригады Инзенской дистанции пути (далее — ПДБ) Матвиенко A.M.
Дежурная по станции Барыш Новикова З.Б. в нарушение оформленной заявки в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 разрешила проведение «окна» без ответственного руководителя работ Зубкова С.С. и дала заведомо ложную информацию поездному диспетчеру Бесчастной И.Ф., сказав, что ответственный руководитель работ Зубков С.С. находится на месте. Заявка в журнале формы ДУ-58 ПДБ Матвиенко A.M. была оформлена от имени ПЧУ Зубкова С.С.
В нарушение согласованной заявки на «окно» на перегон для производства работ со станции Барыш были отправлены три хозяйственных поезда. В нарушение требований телеграфного указания МПС России от 31 декабря 1998 г. N С-12178 по случаю столкновения хозяйственных поездов на перегоне Качелай — Воеводское Куйбышевской железной дороги и назначения единым руководителем не ниже заместителя начальника дистанции пути общее руководство работами фактически осуществлял ПДБ Матвиенко A.M.
В нарушение пункта 2.6 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС России 28 июля 1997 г. N ЦП-485 (далее — инструкция ЦП-485), после производства работ ПДБ Матвиенко A.M. не ограничил скорость движения по нестабилизированному пути до 60 км/ч, открыл движение по месту работ с установленной скоростью, причем в зоне изолирующего стыка у сигнала «ЧД» четыре шпалы не были пробиты из-за не отсоединения дроссельных перемычек.
В нарушение пункта 4.4 ТУ-2000 в части проведения работ путевой машиной «Дуоматик» при допускаемом отклонении от температуры закрепления не более 15°С, превышение фактической температуры плетей от температуры закрепления составило +24°С.
Сход подвижного состава произошел в третьем по счету поезде после открытия движения при фактической температуре наружного воздуха +33°С, в рельсах +49°С.
При промере разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеренных от середины хорды длиной 10 метров на 792 км пикетах 8-9 выявлено отступление в плане 100 мм (изолирующий стык сигнала «ЧД»).
Начальник Специализированной путевой машинной станции N 330 Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Куйбышевской железной дороги Балыков Ю.А. (далее — ПМС-330) не организовал работу машины «Дуоматик» в соответствии с действующими нормативными требованиями. В нарушение инструкции по эксплуатации путевой машины «Дуоматик» бригада должна состоять из 3 машинистов и 1 помощника машиниста, фактически было 2 машиниста и 2 помощника.
В нарушение приказа Департамента пути и сооружений от 18 июля 2007 г. N 41 «Об организации работы путевых машин хозяйства пути» техническое задание на производство выправочных работ было принято от Инзенской дистанции пути оформленным не в полном объеме: не указана температура закрепления рельсовых плетей, рихтовочная нить, параметры кривых и т.д.
В нарушение пункта 4.4 ТУ-2000 бригада машины «Дуоматик» N 47 осуществляла выправку кривой радиусом более 800 м при фактической температуре в рельсовой плети превышающей допустимую температуру закрепления +15°С.
Начальник Пензенского отдела инфраструктуры Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Иванушкин И.П. не осуществлял контроль за соблюдением технологии при проведении ремонтно-путевых работ, не обеспечил необходимую требовательность к руководителям дистанций пути в вопросах организации путевых работ на текущем содержании пути.
В нарушение обязанностей, предусмотренных Положением о службе пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» от 5 апреля 2011 г., начальник службы пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Лисенков В.Э. не принял достаточных мер по повышению уровня знаний руководителей дистанций пути и, в первую очередь, в вопросах содержания бесстыкового пути, не на должном уровне контролировал организацию работ по обеспечению безопасности движения поездов в структурных подразделениях хозяйства пути, не требовал качественного выполнения работ.
В нарушение обязанностей, предусмотренных приказом Куйбышевской железной дороги от 26 января 2011 г. N Н/32 «О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», заместитель начальника дороги — начальник Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Шаповалов А.Н. на начальном этапе работы в занимаемой должности не принял необходимых мер, направленных на повышение уровня безопасности движения поездов, не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением технологической дисциплины в путевом хозяйстве.
В нарушение требований приказа «О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО «РЖД» от 26 января 2011 г. N Н/32 заместитель начальника Куйбышевской железной дороги — главный ревизор по безопасности движения поездов Фазылов Р.Ф. ослабил требовательность к ревизорскому аппарату и руководителям службы пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги, не обеспечил безусловное исполнение системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе, утвержденных ОАО «РЖД» 3 января 2011 г. N 1р.
В нарушение требований приказа «О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО «РЖД» от 26 января 2011 г. N Н/32 первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Соложенкин С.В., являясь председателем штаба по подготовке и проведению «окон», не обеспечил необходимый уровень организации работ в «окно», ослабил контроль за работой путевого хозяйства дороги, не предъявлял должной требовательности к руководителям службы пути. Куйбышевской железной дороги в отношении выполнения ими должностных обязанностей в вопросах безопасности движения поездов.
ОАО «РЖД» принимает к сведению, что за допущенное крушение грузового поезда N 2447 приказом Куйбышевской железной дороги от 18 июля 2011 г. N Н/503 ряд руководителей Куйбышевской железной дороги и Пензенского региона Куйбышевской железной дороги были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые исполняющим обязанности начальника Куйбышевской железной дороги Соложенкиным С.В. в отношении причастных должностных лиц.
На основании материалов расследования, и в соответствии с требованиями пункта 4 приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как крушение грузового поезда и отнести к учету по ответственности за Инзенской дистанцией пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги.
В целях повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами крушения грузового поезда N 2447 на перегоне Барыш — Патрикеево Пензенского региона Куйбышевской железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) запретить производство путевых работ, связанных с нарушением устойчивости бесстыкового пути и работу выправочных путевых машин в период действия высоких температур воздуха (температура воздуха более +25°С). В случае крайней необходимости выполнение работ производить только после предварительной разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях в указанный период, при наличии необходимого количества щебня;
в) приказом по железной дороге установить порядок, при котором предоставление «окон» в период летне-путевых работ на бесстыковом пути должно осуществляется при обязательном выполнении следующих условий:
ответственный руководитель работ обязан представиться дежурному по станции и предъявить служебное удостоверение. Оформить заявку в журнале формы ДУ-58, в которой обязательно указать Ф.И.О., занимаемую должность и номер своего служебного удостоверения. В заявке отразить фактическую и ожидаемую температуру воздуха на ближайшей к месту производства работ станции;
начальник дистанции пути или исполняющий обязанности начальника дистанции пути обязан перед предоставлением «окна» для ремонта пути с применением путевых машин лично доложить начальнику службы пути или его заместителю о готовности к проведению «окна», температуре воздуха, рельсов и состоянии пути, а по его окончании о выполненном объеме работ;
г) обеспечить наличие на всех выправочных машинах типа «Дуоматик» и «ПМА-1» электронных термометров для измерения температуры рельса;
д) принять меры к безусловному исполнению требований распоряжений ОАО «РЖД» от 19 марта 2009 г. N 556р, от 18 мая 2010 г. N 1063р, от 28 сентября 2010 г. N 2029р, от 16 августа 2010 г. N 1752р в части обеспечения устойчивости бесстыкового пути.
2. Заместителям начальников железных дорог — начальникам Дирекций инфраструктуры:
а) провести в месячный срок на неблагополучных дистанциях пути, на основании комплексной оценки, в первую очередь, на участках пути, имеющих общую удовлетворительную и неудовлетворительную оценку, проверки соблюдения технологии производства работ, организации текущего содержания пути и контроля за состоянием пути, при необходимости принять меры по устранению выявленных недостатков.
По результатам указанных проверок провести совещания с участием руководителей дистанций пути и дорожных мастеров для рассмотрения эффективности принимаемых мер по улучшению содержания пути и укреплению трудовой и технологической дисциплины;
б) обеспечить повышение уровня организации труда и качества текущего содержания пути, обратив особое внимание на укомплектование штата монтеров пути и квалификацию дорожных мастеров и бригадиров пути. Не допускать случаев исполнения обязанностей НДС или ПЧУ, ПД, ПДБ, специалистами, не обладающих необходимыми профессиональными качествами и не прошедшими специального обучения;
в) в период действия высоких температур воздуха установить ежедневный контроль за осмотрами и объездами, проводимыми руководителями дистанции пути всего протяжения главного пути, обратив особое внимание на качество выполняемой работы во второй половине дня, с подведением итогов по результатам работы;
г) провести до 30 августа 2011 г. в регионах с участием представителей дирекций путевых машин (ДПМ) обучение и проверку знаний руководителей дистанций пути по выдаче технических заданий на выправку пути в соответствии с приказом Департамента пути и сооружений от 18 июля 2007 г. N 41 «Об организации работы путевых машин хозяйства пути»;
д) организовать до 30 августа 2011 г. проведение технической учебы с руководителями дистанций пути, начальниками участков, дорожными мастерами и бригадирами пути по изучению требований главы 4 ТУ-2000 и главы 2 инструкции ЦП-485 в части содержания и ремонта бесстыкового пути, а также выполнения условий и определения скорости движения поездов по месту производства работ с практическим показом и принятием зачетов по усвоенному материалу;
е) в целях своевременного выявления предвыбросного напряжения обеспечить постоянный анализ состояния бесстыкового пути, по изменению стрел изгиба рельсошпальной решетки в плане по графическим диаграммам путеизмерительных вагонов.
3. В связи с серьезными упущениями в организации обеспечения безопасности движения поездов, приведшими к крушению грузового поезда N 2447 на перегоне Барыш — Патрикеево, считать нецелесообразным нахождение Лисенкова В.Э. в должности начальника службы пути Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги.
Начальнику Куйбышевской железной дороги Кобзеву С.А. в установленном порядке внести предложения по укреплению руководства службы пути.
4. За неудовлетворительное состояние безопасности движения поездов в путевом хозяйстве Куйбышевской железной дороги, непринятие необходимых мер за соблюдением технологической дисциплины в путевом хозяйстве при производстве путевых работ заместителю начальника дороги — начальнику Дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги Шаповалову А.Н. объявить выговор.
5. За необеспечение должного уровня руководства ревизорским аппаратом и недостаточную организацию профилактической работы по предупреждению аварийности заместителю начальника Куйбышевской железной дороги — главному ревизору по безопасности движения поездов Фазылову Р.Ф. объявить выговор.
6. За ослабление контроля за работой путевого хозяйства железной дороги и снижение требовательности к руководителям службы пути. Куйбышевской железной дороги в части выполнения ими должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов первому заместителю начальника Куйбышевской железной дороги Соложенкину С.В. объявить выговор.
7. Контроль за исполнением решений настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов