Распоряжение ОАО РЖД от 18.08.2011 N 1821р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 августа 2011 г. N 1821р
О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ «ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ЭЛЕМЕНТОВ СВАРНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ»
В целях внедрения современных технологий, связанных со сваркой рельсовых элементов, улучшения динамики взаимодействия подвижного состава на путь, повышения эксплуатационных качеств и надежности работы стрелочных переводов на железобетонном подрельсовом основанием, а также обеспечения безопасности движения поездов:
1. Ввести в действие с 1 сентября 2011 г. «Инструкцию по замене элементов сварных стрелочных переводов», утвержденную 4 июля 2011 г.;
2. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» Супруну В.Н., начальникам дирекций инфраструктуры железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» принять к руководству «Инструкцию по замене элементов сварных стрелочных переводов», организовать ее изучение и внедрение работниками, причастными к производству сварочных работ при укладке и замене стрелочных переводов и их отдельных элементов;
3. Контроль за выполнением настоящего указания возлагаю на начальника Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» Гришова А.И.
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 18 августа 2011 г. N 1821p
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЗАМЕНЕ ЭЛЕМЕНТОВ СВАРНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
Нормы и требования настоящей инструкции должны применяться при замене элементов сварных стрелочных переводов на существующих участках железных дорог при электрической и тепловозной тяге.
В настоящей «Инструкции по замене элементов сварных стрелочных переводов» использованы ссылки на следующие нормативные документы Министерства путей сообщения СССР, Министерства путей сообщения России и ОАО «Российские железные дороги»:
«Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья», ТУ 0921-127-01124323-2005, утверждены Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 22.03.2005 г.
Дополнения к ТУ 0921-127-01124323-2005: изменение N 1 (ЦПсв2/165 от 27.06 2007 г.) и изменение N 2 (ОКП 092100 группа В42 от 01.04.2009 г.).
«Элементы сварные рельсовых соединений и пересечений путей железных дорог», ТУ 0921-263-01124323-2009.
«О сварке рельсовых стыков в стрелочных переводах на железобетонных брусьях», Указание МПС РФ С-1842у от 02.09.1999 г.
«Об организации работ по алюминотермитной сварке рельсовых стыков», Распоряжение ОАО «РЖД» N 2055 от 29.10.2007 г.
«О порядке сварки при укладке в путь стрелочных переводов на железобетонных брусьях» Распоряжение ОАО «РЖД» N 1758р от 17.08.2010 г.
«Правила контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути» ПР 07.41-2006, утверждены Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» от 10.11.2006 г.
«Рельсы железнодорожные». Общие технические условия, ГОСТ Р 51685-2000.
«Линейки измерительные металлические». Технические условия ГОСТ 427-75.
«Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей», утверждены ОАО «РЖД» 03.07.2008 г. N 12176.
«Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-652-99», утверждены МПС России 24.02.1999 г.
«Технические требования на шлифовку стрелочного перевода проекта 2726», утверждены ЦП ОАО «РЖД» 01.07.2005 г.
«Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов 1.20.003.-2008», утвержден ОАО «РЖД» 01.12.2008 г.
Стандарт отрасли ОСТ 32.154-2000 «Соединения и пересечения путей железных дорог», Технические условия, утверждены МПС России 05.10.2000 г.
Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Утверждены МПС России 31.03.2000 г. с изменениями и дополнениями — указание МПС России от 22.12.2000 г. N С-3112у.
«Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» ДУ-46. Утвержден МПС СССР в 1969 г.
«Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», утверждено распоряжением N 2211p ОАО «РЖД» 30.10.2009 г.
«Инструкция по эксплуатации стрелочных переводов на линии Санкт-Петербург — Москва при скоростях движения до 250 км/ч», утверждена ОАО «РЖД» в 2010 г.
Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.07.001-2007 «Инфраструктура линии Санкт-Петербург — Москва для высокоскоростного движения поездов (общие технические требования)».
«Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов» ЦРБ-393, утверждена ОАО «РЖД» 19.07.1996 г.
Дополнение к ЦРБ-393. «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов», утверждено Распоряжением МПС России N 426р от 30.04.2003 г.
«Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» ЦРБ-756, утверждены МПС РФ 26.05.2000 г.
«Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации» ЦД-790, утверждена 16.10.2000 г.
«Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской федерации» ЦРБ-757, утверждена 26.05.2000 г.
«Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути» ЦП-774, утверждена МПС России 01.07.2000 г.
«Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485, утверждена МПС России 28.07.1997 г.
1. Сварной стрелочный перевод — стрелочный перевод со сварными стыками.
2. Сварочный зазор — зазор между торцами смежных элементов стрелочного перевода, обеспечивающий их соединение между собой по технологии алюминотермитной сварки (АЛТС);
3. Рельсы соединительных путей стрелочного перевода — рельсы, соединяющие передний вылет крестовины с остряками стрелки и рельсы крестовины с рамными рельсами (при трехблочной схеме стрелочного перевода);
4. Наружный рельс прямого пути и внутренний рельс бокового пути — рельсы, соединяющие соответственно прямой и криволинейный рамные рельсы с примыкающими к стрелочному переводу рельсами.
4.1 Работы по сварке стрелочных переводов и их отдельных элементов производятся при укладке новых стрелочных переводов и в эксплуатационных условиях при замене вышедших из строя элементов. Сварка стыков на стрелочных переводах производится алюминотермитным способом по ТУ 0921-127-01124323-2005 «Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья».
Сварку стрелочных переводов и их элементов целесообразно производить непосредственно после выполнения работ по их укладке или замене. Для обеспечения возможности дефектоскопного контроля свариваемые элементы не должны иметь первых от стыков болтовых отверстий. После сварки на стыках устанавливаются шестидырные двухголовые предохранительные накладки, стягиваемые четырьмя болтами (по два с каждого края накладки).
В случае невозможности сварки стыков сразу после укладки, допускается временная эксплуатация стрелочного перевода с не сваренными стыками.
Скорости движения поездов по стрелочному переводу с не сваренными стыками не должны превышать 200 км/ч для пассажирских поездов и 80 км/ч для — остальных категорий поездов.
После замены элемента до производства сварочных работ наработка не должна быть более 5 млн. т брутто груза на линиях со скоростями движения поездов до 140 км/ч, не более 2 млн. т брутто груза — на скоростных участках, не более 1 млн. т брутто груза — на высокоскоростных участках.
Сварка должна производиться до появления неровностей и дефектов в зоне стыков. Согласно требованиям ТУ 0921-127-01124323-2005 поверхности катания свариваемых элементов должны быть на одном уровне. Допускается несовпадение торцов стыкуемых элементов величиной до 1 мм со смещением по высоте на подошву, а по ширине головки — в сторону нерабочей грани.
Если в результате эксплуатации не сваренных стыков образовалось смятие концов рельсовых элементов глубиной более 2 мм, сварка производится по схемам 5.1 — 5.6 (раздел 5 настоящей Инструкции) с вырезкой дефектного места на расстоянии не менее 15 мм от оси сварного шва, но не менее 5 мм от края дефекта.
До и после сварки должны производиться визуальный и дефектоскопный контроль свариваемых элементов, а после сварки — и самого сварного шва.
4.2 При замене элементов сварных стрелочных переводов производится вваривание вновь укладываемых новых элементов, отвечающих требованиям ОСТ 32.154-2000 «Соединения и пересечения путей железных дорог» и ТУ 0921-263-01124323-2009. Допускается замена изымаемых элементов на старогодные, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым нормативными документами.
Сварка стыков вновь укладываемых при замене элементов, осуществляется согласно требованиям технических условий ТУ 0921-127-01124323-2005, регламентирующих нормативную базу по соединению между собой рельсовых элементов алюминотермитной сваркой. В соответствии с требованиями «Правил контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути» ПР 07.41-2006 проводится визуальный и дефектоскопный контроль свариваемых элементов до и после сварки.
Контроль качества сварных соединений должен соответствовать требованиям «Правил контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути» ПР 07.41-2006.
После замены элементов должно быть обеспечено соблюдение требований «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» ЦП-774 и для линий скоростного и высокоскоростного движения «Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов» ЦРБ-393.
После замены отдельных элементов должны сохраняться все геометрические параметры сварных стрелочных переводов, регламентируемые их конструкцией и нормами содержания.
Элементы стрелки (остряки и рамные рельсы) и крестовины (для крестовин с непрерывной поверхностью катания усовики и ветви сердечника), как правило, заменяются комплектно. Допускается замена отдельных элементов стрелок и крестовин с непрерывной поверхностью катания при условии, что после замены будет обеспечиваться выполнение норм устройства и содержания стрелочных переводов.
Соотношение размеров и взаимного положения заменяемых и вновь укладываемых отдельных остряков и рамных рельсов, сердечников и усовиков должно соответствовать «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» ЦП-774, а для линий скоростного и высокоскоростного движения «Инструкции по эксплуатации стрелочных переводов на линии Санкт-Петербург -Москва при скоростях движения до 250 км/ч».
Размеры и размещение сварных швов должны обеспечивать монтаж накладок (типовых или специальных) с постановкой двух болтов на каждом конце соединяемого элемента.
Размеры и размещение болтовых отверстий, на концах вновь укладываемых элементов, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51685-2000 (для рельсов типа Р65: диаметр отверстий 36 мм, их расстояние от торца 316 и 446 мм). Вновь укладываемые элементы должны быть без первого от стыка болтового отверстия.
В соответствии с ТУ 0921-127-011-24323-2005 расстояние до края ближайшего болтового отверстия от торца свариваемого элемента должно быть не менее 50 мм.
Длина ввариваемых кусков рельсов ходовых и соединительных путей должна быть не менее 3000 мм для обычных стрелочных переводов и не менее 4500 мм для скоростных и высокоскоростных переводов.
Неровности на поверхности головки рельса и его боковой рабочей грани в сварном стыке на базе измерений 1,0 м для скоростей движения поездов до 140 км/ч и более 140 км/ч не должны превышать соответственно 0,3 мм и 0,2 мм. При исправлении седловин шлифовкой поверхности катания уклон отвода не должен быть круче соответственно 2,0 тысячных и 1,5 тысячных.
Разница величин вертикального износа, находящихся в пути и вновь укладываемых элементов, не должна превышать соответственно 1,5 мм и 1,0 мм; тоже — бокового износа. Для замены используются как новые, так и старогодные элементы, отвечающие указанным требованиям.
Изолирующие стыки, устанавливаемые по боковому пути стрелочных переводов, целесообразно предусматривать сборной конструкции, как наиболее удобной, не требующей замены примыкающего к заменяемому элементу, рельса. При использовании изолирующих стыков клееболтовой конструкции необходимо производить замену также рельса (включающего в себя такой стык).
После замены на вновь уложенных в путь элементах должны монтироваться устройства, предусмотренные конструкцией стрелочного перевода, а также дополнительные, диктуемые необходимостью обеспечения электрообогрева и безопасной эксплуатации.
При замене подвижных элементов перевода должны соблюдаться требования по взаимному положению элементов стрелки (остряков и рамных рельсов) и крестовины (усовиков и ветвей сердечника).
5 СХЕМЫ ЗАМЕНЫ ЭЛЕМЕНТОВ СВАРНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
При сварке вновь укладываемых элементов с эксплуатируемыми, примыкающими элементами производится обрезка рельсов (в зоне соединений) и формируются сварочные зазоры необходимой ширины.
В зависимости от видов заменяемых и соединяемых после замены элементов и вариантов формирования сварочных зазоров используются схемы обрезки, замены и сварки элементов скоростного сварного стрелочного перевода приведенные в п. 5.1-5.6.
Использование конкретных схем замены элементов представлены в п. 6 настоящей Инструкции.
5.1 Схема замены элемента стрелочного перевода при ширине сварочного зазора 25 мм (с допуском +/-1 мм), формируемого за счет обрезки концов, вновь укладываемого и оставшегося в эксплуатации, элементов
См. схему
При формировании сварочного зазора шириной 25 мм за счет обрезки обоих соединяемых элементов (п. 5.1) допускается обрезка примыкающего рельса на 15 мм, а вновь укладываемого элемента — на 10 мм.
На вновь уложенном стрелочном переводе, при первой сварке допускается формирование сварочных зазоров шириной 25 мм за счет обрезки только предполагаемого к замене элемента.
5.2 Схема замены элемента стрелочного перевода при ширине сварочного зазора 25 мм, формируемого за счет обрезки концов рельсов, примыкающих к вновь укладываемому элементу
См. схему
5.3 Схема замены элемента стрелочного перевода с использованием широких сварных стыков (сварочные зазоры шириной 50 (75) мм формируются за счет обрезки одного или обоих рельсов свариваемых элементов)
Широкие сварные стыки 50(75) мм используются при повторной замене элементов с вырезкой эксплуатировавшегося сварного стыка.
См. схему
5.4 Схема замены элемента стрелочного перевода вместе с куском примыкающего к нему рельса
См. схему
5.5 Схема замены элемента стрелочного перевода вместе с куском примыкающего к нему, соединенного изолирующим стыком, рельса
См. схему
5.6 Схема замены куска рельса с дефектом
См. схему
6 ЗАМЕНА ЭЛЕМЕНТОВ СВАРНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
В конструкциях скоростных проекта 2726 и высокоскоростных проекта 2956 стрелочных переводов типа Р65 марки 1/11 (рисунок 6.1) предусмотрены стрелки с гибкими остряками и крестовины с непрерывной поверхностью катания с гибко-поворотным сердечником, в конструкции обычных, например проекта 2768, стрелочных переводов (рисунок 6.2) — стрелки с поворотными остряками, крестовины — сборной конструкции. Стрелочные переводы типа Р65 марки 1/11 проекта 2750 (рисунок 6.3) имеют стрелки с гибкими остряками и крестовины сварной конструкции с рельсовыми окончаниями, стрелочные переводы типа Р65 марки 1/9 проекта 2769 (рисунок 6.2) имеют стрелки с поворотными остряками и крестовины сборной конструкции.
См. рисунок 6.1.
См. рисунок 6.2.
См. рисунок 6.3.
В скоростном и высокоскоростном стрелочных переводах все стыки сварные, за исключением двух изолирующих стыков по боковому пути перевода (тоже в переводе проекта 2750) и корневого стыка поворотной ветви сердечника крестовины. В обычном переводе все стыки сварные, за исключением двух изолирующих стыков по боковому пути перевода, двух стыков в корне поворотных остряков и заднего стыка крестовины конструкции без рельсовых окончаний.
Порядок замены элементов стрелочных переводов определяется их конструкциями. Работы производятся в 3 этапа — подготовительные, основные и заключительные.
При замене элементов стрелочных переводов в местах нарушения целостности балластной призмы и расположения переводных брусьев, после их восстановления и исправления, необходимо предусматривать, при выполнении основных работ, также выправку пути.
При замене элементов сварных стрелочных переводов, при невозможности своевременной сварки на период до сварки (п. 4 настоящей Инструкции), допускается использование накладочно-болтовых соединений.
6.1 Замена элементов стрелки
6.1.1 Замена полустрелки. Общий порядок работы
Замена элементов полустрелки производится в соответствии с требованиями, схемами и вариантами формирования сварочных зазоров, представленных в п. п. 5.1 — 5.5 настоящей Инструкции.
На стрелочных переводах с расположением изолирующих стыков в корне остряков, в местах соединения элементов стрелки (остряка, рамного рельса) с примыкающими рельсами производится демонтаж изолирующего стыка и производится замена только элементов стрелки.
При клееболтовой конструкции изолирующего стыка заменяемый элемент стрелки заменяется вместе с примыкающим рельсом или его куском (длиной не менее 3000 мм для обычных переводов и не менее 4500 мм для скоростных и высокоскоростных переводов).
6.1.1.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене элементов полустрелки включают:
— выбор варианта замены элементов полустрелки в соответствии с п.п. 5.1 — 5.5 настоящей Инструкции;
— проведение обмеров геометрических параметров, подлежащих замене и укладываемых в путь элементов стрелки, сопоставление на этих элементах размеров и расположения сварных швов, накладочно-болтовых соединений и изолирующих стыков;
— доставка к месту работ вновь укладываемых элементов стрелки;
— разметка в пути расположения вновь укладываемых элементов, сварных швов и накладочно-болтовых соединений;
— обрезка концов вновь укладываемых элементов стрелки (для формирования сварочных зазоров) до их укладки в путь;
— при необходимости, сверление отверстий для накладочно-болтовых соединений, обеспечивающих постановку не менее 2-х болтов на каждом конце соединяемых элементов;
— очистка концов вновь укладываемых элементов в местах постановки изолирующих стыков;
— подготовка материалов и элементов вновь монтируемых изолирующих стыков;
— в шпальных ящиках, в намеченных местах проведения сварки, производится уборка балласта на глубину до 200 мм от поверхности бруса и перегонка брусьев, чтобы их боковая грань располагалась на расстоянии не ближе 80 мм от намеченных сварных швов.
Подготовительные работы проводятся без ограничения скоростей движения поездов и без предоставления «окон».
Работы по уборке балласта и перегонке брусьев для обеспечения технологии сварки проводятся непосредственно перед основными работами.
6.1.1.2 Основные работы
Проведение основных работ по замене элементов полустрелки включает:
— демонтаж накладочно-болтовых соединений в зонах сварных и изолирующих стыков;
— демонтаж элементов гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей, установленных на заменяемых рамных рельсах и остряке;
— выполнение резов в переднем и заднем стыках рамного рельса, для формирования сварочных зазоров;
— очистку примыкающих к укладываемым элементам, рельсовых окончаний в зоне сварных и изолирующих стыков от остатков твердых компонентов облива сварного шва и клея изолирующего стыка;
— снятие из пути заменяемых элементов стрелки;
— укладку новых элементов стрелки с обеспечением размеров сварочных зазоров в предусмотренных местах сварки, а также зазоров в местах монтажа изолирующих стыков;
— выполнение комплекса сварочных работ в соответствии с ТУ 0921-127-011243323-2005 «Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья», включая шлифовку головки рельса в зоне стыка;
— восстановление эпюры брусьев стрелки и балластной призмы;
— монтаж соответствующих накладочно-болтовых соединений в зонах сварных и изолирующих стыков;
— монтаж и регулировка отсоединенных деталей гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей;
— монтаж элементов промежуточных скреплений и противоугонных устройств;
— регулировку взаимного положения элементов стрелки.
Основные работы выполняются бригадами путейцев, сварщиков и электромехаников СЦБ. Работы проводятся в «окно». Организация обращения поездов по месту производства работ и соседнему пути должна соответствовать требованиям «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485.
Используемое оборудование:
— комплект оборудования для сварки;
— грузоподъемное оборудование;
— штатное оснащение и инструмент путевой бригады;
— комплект инструмента и расходных материалов для монтажа и демонтажа гарнитуры переводных устройств и внешнего замыкателя;
— при выполнении работ в темное время суток осветительная аппаратура.
6.1.1.3 Заключительные работы
Заключительные, после замены элементов полу стрелки, работы включают:
— уборку с места работ элементов снятой стрелки;
— уборку расходных материалов и инструмента с места работ;
— проверку после обкатки проходящими поездами, элементов стыковых и промежуточных скреплений;
— проверку и регулировку ширины колеи и желобов;
— контроль взаимного положения остряков и рамных рельсов по длине и плотности прилегания остряка к рамному рельсу.
Заключительные работы выполняются без предоставления «окон» и ограничения скоростей.
Заключительные работы выполняются бригадами путейцев и электромехаников СЦБ. Безопасность движения поездов обеспечивается в соответствии с требованиями Инструкции ЦП-485.
6.1.2 Замена отдельного рамного рельса
Замена отдельного рамного рельса производится в соответствии с требованиями, схемами и вариантами формирования сварочных зазоров, представленных в п. п. 5.1-5.5 настоящей Инструкции.
Предусматриваются два варианта замены рамного рельса:
— замена только одного рамного рельса;
— замена рамного рельса вместе с примыкающим рельсом или его частью.
Способы соединения вновь уложенного рамного рельса с примыкающими рельсами:
— соединение двумя сварными стыками;
— соединение одним сварным и одним изолирующим стыками.
6.1.2.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене отдельного рамного рельса выполняются в соответствии с п. 6.1.1.1. Если замена рамного рельса производится без стрелочных башмаков, подготовительными работами предусматривается их демонтаж на вновь укладываемых рамных рельсах.
6.1.2.2 Основные работы
Основные работы по замене отдельного рамного рельса производятся в соответствии с п. 6.1.1.2. Дополнительно предусматривается операция по рассоединению и соединению остряков и рамных рельсов (заменяемых и вновь укладываемых).
Демонтаж и монтаж гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей производится в части, требуемой при замене только рамного рельса полустрелки.
6.1.3 Замена отдельного остряка
Замена отдельного остряка производится в соответствии с требованиями п. 6.1.1 настоящей Инструкции с учетом его особенностей соединения с примыкающим рельсом — одним стыком (сварным, изолирующим), схемами и вариантами формирования сварочных зазоров, представленных в п. 5.1 — 5.5.
Предусматривается два варианта замены отдельного остряка:
— замена только одного остряка;
— замена остряка в сочетании с примыкающим (соединенным сварным или изолирующим стыками) рельсом (или его куском).
При замене отдельного остряка кроме работ, предусмотренных п. 6.1.1 в основной части работ, дополнительно выполняются операции по рассоединению и соединению заменяемых и вновь укладываемых остряков и рамных рельсов.
6.1.3.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене отдельного остряка производятся в соответствии с п. 6.1.1.1.
6.1.3.2 Основные работы
Основные работы по замене отдельного остряка производятся в соответствии с п. 6.1, кроме перечисленных в п. 6.1.1.2 работ производится рассоединение, а после сварки, и соединение заменяемых и вновь укладываемых остряков и рамных рельсов.
Демонтаж и монтаж гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей производится в части необходимой для замены только одного остряка полу стрелки.
6.1.3.3 Заключительные работы
Заключительные работы по замене отдельного остряка производятся в соответствии с п. 6.1.1.3.
6.2 Замена крестовины и ее отдельных элементов
6.2.1 Замена крестовины
При замене крестовины с непрерывной поверхностью катания предусматривается сварка обоих стыков прямого и бокового направлений переднего вылета и стыка гибкой ветви сердечника крестовины. При замене обычной крестовины в зависимости от ее конструкции производится сварка: прямого и бокового направлений только переднего вылета — конструкции без рельсовых окончаний, прямого и бокового направлений переднего и заднего вылетов -конструкции с рельсовыми окончаниями.
Замена крестовины производится с использованием схем и вариантов формирования сварочных зазоров, представленных в п. 5.1 — 5.4.
Место расположения стыка поворотной ветви сердечника бокового направления и примыкающего рельса после замены гибкой ветви сердечника не должно меняться.
6.2.1.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене крестовины включают:
— выбор схемы и варианта замены элементов крестовины;
— выбор схемы формирования сварочного зазора;
— проведение обмеров геометрических параметров, укладываемых и заменяемых элементов крестовины, размеров и расположения сварных швов, и накладочно-болтовых соединений;
— разметка в пути расположения вновь укладываемых элементов, сварных швов и накладочно-болтовых соединений;
— доставка к месту работ вновь укладываемых элементов крестовины;
— обрезка рельсовых концов (для формирования сварочных зазоров) вновь укладываемых элементов крестовины до их укладки в путь;
— при необходимости, сверление отверстий для накладочно-болтовых соединений, обеспечивающих постановку не менее 2-х болтов на каждом конце соединяемых элементов.
Подготовительные работы выполняются бригадой путейцев без предоставления «окон» и ограничения скоростей движения.
Работы по уборке балласта и перегонке брусьев проводятся непосредственно перед основными работами.
6.2.1.2 Основные работы
Проведение основных работ включает:
— демонтаж элементов промежуточных скреплений и накладочно-болтовых соединений;
— демонтаж элементов гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей;
— выполнение резов в зонах переднего (по прямому и боковому направлениям) и заднего (по прямому направлению) вылетов крестовины для формирования сварочных зазоров;
— снятие с пути заменяемой крестовины;
— укладка новой крестовины с обеспечением размеров сварочных зазоров в предусмотренных местах сварки вновь уложенной крестовины с примыкающими рельсами;
— выполнение комплекса сварочных работ, включая шлифовку поверхности головки рельса в зоне сварного шва;
— восстановление эпюры брусьев крестовины и балластной призмы;
— монтаж накладочно-болтовых соединений в стыках крестовины;
— монтаж элементов промежуточных скреплений и противоугонных устройств;
— регулировка взаимного положения сердечника и усовиков крестовины;
— монтаж и регулировка переводных устройств и внешних замыкателей.
Основные работы выполняются бригадами путейцев, сварщиков и электромехаников СЦБ в «окно» в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485.
Используемое оборудование:
— комплект оборудования для сварки;
— грузоподъемное оборудование;
— штатное оснащение и инструмент путевой бригады;
— комплект инструмента и расходных материалов для демонтажа и монтажа элементов гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей;
— осветительная аппаратура при выполнении работ в темное время суток.
6.2.1.3 Заключительные работы
Заключительные, после замены крестовины, работы включают:
— уборку с места работ снятой крестовины;
— уборку балласта и перегонка брусьев на расстояние, обеспечивающее проведение сварочных работ;
— уборку расходных материалов и инструмента с места работ;
— проверку, после обкатки проходящими поездами, элементов стыковых и промежуточных скреплений;
— шлифовку неровностей и стыков в зоне сварных швов;
— контроль взаимного положения элементов крестовины (усовиков и ветвей сердечника);
— проверку и регулировку ширины колеи и желобов;
— проверку работы элементов гарнитуры переводных устройств и внешних замыкателей;
— контроль и при необходимости регулировку прилегания сердечника к усовикам.
Заключительные работы выполняются бригадами путейцев и электромехаников СЦБ без предоставления «окон» и ограничения скоростей движения поездов.
Безопасность движения обеспечивается в соответствии с требованиями инструкции ЦП-485.
6.2.2 Замена сердечника крестовины
Замена сердечника крестовины производится с использованием схем и вариантов формирования зазоров, представленных в п. п. 5.1 — 5.4 настоящей Инструкции.
Замене подвергаются комплектно гибкая и поворотная ветви сердечника.
Замена сердечника может производиться без замены лафетов, мостиков, подушек и подкладок.
6.2.2.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене сердечника крестовины включают:
— выбор варианта замены сердечника;
— доставка к месту работ элементов вновь укладываемого сердечника;
— проведение обмеров геометрических параметров, заменяемых и вновь укладываемых элементов сердечника, размеров и расположение сварного шва в корне гибкой ветви и накладочно-болтового соединения в зоне корня поворотной ветви;
— разметка в пути расположения вновь укладываемых ветвей сердечника, сварного шва и накладочно-болтового соединения;
— уборка балласта и перегонка брусьев на расстояние, обеспечивающее проведение сварочных работ.
Подготовительные работы выполняются бригадой путейцев без предоставления «окон» и без ограничения скоростей движения поездов.
6.2.2.2 Основные работы
Основными работами предусматривается:
— демонтаж накладочно-болтовых соединений в корневых узлах гибкой и поворотной ветвей сердечника;
— демонтаж крепления элементов гарнитуры к сердечнику;
— резка в зоне сварного шва корня гибкой ветви для формирования сварного зазора;
— демонтаж упоров сердечника;
— замена сердечника с обеспечением требования его положения и взаимного положения ветвей;
— сварка гибкой ветви сердечника с примыкающим рельсом;
— монтаж упоров;
— монтаж накладочно-болтового соединения в корне поворотной ветви сердечника;
— монтаж отсоединенных элементов гарнитуры;
— уборка снятых элементов сердечника.
Основные работы выполняются бригадами путейцев, сварщиков и электромеханиками СЦБ и связи в «окно» с перерывом движения поездов.
6.2.2.3 Заключительные работы
Заключительные работы по замене сердечника включают:
— уборку расходных материалов и инструмента;
— проверка, после обкатки проходящими поездами, элементов стыковых и промежуточных скреплений, а также элементов крепления упоров сердечника;
— чистовую шлифовку неровностей в зоне сварного шва;
— контроль взаимного положения элементов сердечника и усовиков;
— контроль работы переводных устройств и внешнего замыкателя;
— регулировку прилегания сердечника к усовикам.
Заключительные работы выполняются бригадами путейцев и электромехаников СЦБ без предоставления «окон» и ограничения скоростей движения поездов.
6.2.3 Замена отдельного усовика
Замена отдельного усовика производится с использованием схем и вариантов формирования сварочных зазоров, представленных в п.п. 5.1 — 5.4 настоящей Инструкции.
Замена отдельного усовика производится без замены элементов подкладок с подушками.
После замены вновь укладываемый отдельный усовик подлежит сварке с примыкающим рельсом в зоне переднего стыка крестовины.
6.2.3.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене отдельного усовика включают:
— выбор варианта и схемы замены усовика;
— проведение обмеров геометрических параметров заменяемого и вновь укладываемого усовиков, размеров и расположения сварного шва и накладочно-болтового соединения;
— доставка к месту работ вновь укладываемого усовика;
— разметка в пути расположения вновь укладываемого усовика, сварного шва и накладочно-болтового соединения;
— обрезка вновь укладываемого усовика в зоне его переднего вылета (для формирования сварочного зазора);
Подготовительные работы выполняются бригадой путейцев без предоставления «окон» и без ограничения скоростей движения поездов.
6.2.3.2 Основные работы
Основные работы по замене отдельного усовика включают:
— демонтаж накладочно-болтового соединения переднего стыка крестовины;
— выполнение резов в зоне сварочного шва переднего стыка крестовины для формирования сварочного зазора;
— демонтаж промежуточных скреплений и крепления заменяемого усовика к подкладкам;
— укладка нового усовика крестовины;
— сварка переднего стыка;
монтаж накладочно-болтового соединения переднего стыка, и промежуточных скреплений;
— регулировка взаимного положения элементов крестовины (сердечника и усовиков);
— уборка снятого усовика.
Основные работы выполняются бригадами путейцев и электромехаников СЦБ и связи согласно требованиям Инструкции.
6.2.3.3 Заключительные работы
Заключительные работы после замены рельсового усовика включают:
— уборку расходных материалов и инструмента с места работ;
— проверка взаимного положения элементов крестовины после обкатки проходящими поездами;
— проверку элементов стыковых и промежуточных скреплений;
— проверка контроля прилегания элементов сердечника и усовика.
Заключительные работы выполняются бригадами путейцев и электромехаников СЦБ и связи согласно требованиям Инструкции.
6.3 Замена рельсов соединительных путей, наружного рельса прямого пути и внутреннего рельса бокового пути
При замене рельсов скоростных и высокоскоростных сварных стрелочных переводов используются схемы замены и варианты формирования сварочных зазоров согласно п. 5.1 — 5.6 настоящей Инструкции. Допускается замена куска рельса, пораженного дефектом. Длина куска рельса должна быть не менее 4500 мм. Предусматриваются следующие варианты замены рельсов скоростных стрелочных переводов.
6.3.1 Замена рельса, соединенного с примыкающими элементами, двумя сварными стыками
6.3.1.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы по замене рельса включают:
— выбор схемы замены и варианта формирования сварочных зазоров;
— доставку к месту работ вновь укладываемого рельса;
— проведение обмеров заменяемых и вновь укладываемого рельсов, размеров и расположения сварных швов и накладочно-болтовых соединений;
— разметку в пути расположения вновь укладываемого рельса, сварных швов и накладочно-болтовых соединений;
— обрезку концов вновь укладываемого рельса для формирования сварочных зазоров;
— при необходимости, сверление отверстий для накладочно-болтовых соединений;
— уборку балласта и перегонку брусьев на расстояние, обеспечивающее проведение сварочных работ.
Подготовительные работы выполняются бригадой путейцев без предоставления «окон» и ограничения скоростей движения поездов.
Работы по уборке балласта и перегонке брусьев проводятся непосредственно перед основными работами.
6.3.1.2 Основные работы
Проведение основных работ по замене рельса включает:
— демонтаж элементов промежуточных скреплений и накладочно-болтовых соединений;
— выполнение резки концов заменяемых рельсов с учетом ширины формируемых сварочных зазоров;
— снятие из пути заменяемого рельса;
— укладку нового рельса с обеспечением размеров сварочных зазоров;
— выполнение комплекса сварочных работ;
— восстановление эпюры брусьев и балластной призмы;
— монтаж промежуточных скреплений и накладочно-болтовых соединений;
— контроль состояния ширины колеи.
Основные работы выполняются бригадой путейцев и сварщиков в «окно» с перерывом движения поездов.
Используемое оборудование:
— грузоподъемное;
— сварочный комплект;
— штатное оснащение и инструмент путевой бригады;
— осветительная аппаратура при выполнении работ в темное время суток.
6.3.1.3 Заключительные работы
Заключительные работы по замене рельса включают:
— уборку снятых рельсов, материалов и инструмента;
— проверку, после обкатки проходящими поездами, элементов стыковых и промежуточных скреплений;
— чистовую шлифовку неровностей в зоне сварных швов;
— проверку и регулировку ширины колеи.
Заключительные работы выполняются бригадой путейцев без предоставления «окон» и ограничения скоростей движения.
Используемое оборудование: штатное оснащение и инструмент путевой бригады.
6.3.2 Замена рельса, соединенного с примыкающими элементами сварным и изолирующим стыками
Замена рельса, соединенного с примыкающими элементами сварным и изолирующими стыками, производится согласно схем п. п. 5.1 — 5.5 настоящей Инструкции. Место расположения изолирующего стыка после замены рельса не меняется. При изолирующем стыке клееболтовой конструкции, замена рельса производится вместе с, соединенным с ним в зоне изолирующего стыка, элементом перевода.
6.3.2.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы производятся в соответствии с п. 6.3.1.1 и с учетом дополнительного выполнения работ, связанных с изолирующим стыком.
На конце вновь укладываемого рельса, в месте монтажа изолирующего стыка сборной конструкции, должны быть предусмотрены болтовые отверстия.
Заменяемый рельс, соединенный с примыкающим элементом стрелочного перевода изолирующим стыком клееболтовой конструкции, подлежит замене вместе с примыкающим элементом. В этом случае к месту работ доставляется также новый элемент стрелочного перевода.
6.3.2.2 Основные работы
Основные работы выполняются в соответствии с п. 6.3.1.2.
Дополнительно ведется демонтаж старого и монтаж нового изолирующего стыка без изменения места его расположения.
При изолирующем стыке клееболтовой конструкции производятся работы по замене рельса вместе с примыкающим к нему элементом стрелочного перевода. Используемое оборудование согласно п. 6.3.1.2, а также дополнительно расходные материалы и инструмент для монтажа изолирующего стыка.
6.3.2.3 Заключительные работы
Заключительные работы ведутся в соответствии с п. 6.3.1.3. Дополнительно производится контроль работы изолирующего стыка. Дополнительно в работе принимают участие электромеханики СЦБ и связи.
6.3.3 Замена куска рельса
Замена куска рельса производится по схеме и варианту формирования сварочных зазоров п. 5.6. Длина куска рельса должна быть не менее 3000 мм.
6.3.3.1 Подготовительные работы
Подготовительные работы производятся в соответствии с п. 6.3.1.1.
6.3.3.2 Основные работы
Основные работы по замене куска рельса производятся в соответствии с п. 6.3.1.2.
После снятия из пути старого производится укладка нового куска рельса с образованием сварочных зазоров.
После укладки производится сварка стыков.
6.3.3.3 Заключительные работы
Заключительные работы по замене куска рельса производятся в соответствии с п. 6.3.1.3.
Порядок сдачи выполняемых работ по замене элементов сварных стрелочных переводов должен быть организован в соответствии и требованиями
ТУ 0921-127-01124323-2005 «Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья» и «Правила контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути» ПР 07.41-2006.
1. Проверяется прямолинейность (метровой линейкой и тупом) соединенных концов рельсов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, расположение болтовых отверстий и наличие фасок, после чего наносится маркировка сварного стыка и устанавливаются накладки.
2. После проведения сварочных работ контроль качества сварных соединений, в том числе и дефектоскопирование, выполняется в соответствии с требованиями «Правил контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути» ПР 07.41-2006.
3. Приемку каждого стыка, выполненного алюминотермитной сваркой, фиксируют трехсторонним актом и записью в журнале учета работ по алюминотермитной сварке: представитель дистанции пути, производитель работ и сварщик.
4. После завершения работ по замене элемента стрелочного перевода, проверки колеи, желобов, взаимного положения элементов стрелки и крестовины, а также контроля работы гарнитуры переводных устройств и внешнего замыкателя производится запись в журнале дежурного по станции ДУ-46 «Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети». Затем открывается движение поездов по стрелочному переводу с установленными скоростями.
8 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
При сварочных и путевых работах должны быть соблюдены требования «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ» ЦРБ-756, «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485, «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» ЦП-774, «Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов» ЦРБ-393, «Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений».
Место производства работ на пути должно ограждаться в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ».