Распоряжение ОАО РЖД от 01.04.2013 N 784р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 784р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА СВАРКУ РЕЛЬСОВ КАТЕГОРИИ ВС250Я МАШИНАМИ ТИПА К-900
В целях расширения парка моделей подвесных рельсосварочных машин, допущенных к производству работ по сварке рельсов импортного производства категории ВС250Я в составе передвижных рельсосварочных машин (далее — машина ПРСМ), и на основании опыта Дальневосточной дирекции инфраструктуры:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 апреля 2013 г. прилагаемые ТУ 0921-301-01124323-2013 «Рельсы железнодорожные типа Р65 категории ВС250Я, сваренные электроконтактным способом на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» с применением рельсосварочных машин типа К-900″ (далее — Технические условия).
2. Начальникам дирекций инфраструктуры и по ремонту пути, генеральному директору ООО «РСП-М» Циканову М.М. (по согласованию):
а) обеспечить тиражирование и рассылку Технических условий в необходимом количестве в подведомственные структурные подразделения и предприятия;
б) организовать до 15 апреля 2013 г. изучение и провести проверку знаний Технических условий у причастных работников;
в) установить контроль за выполнением требований Технических условий.
3. Генеральному директору ООО «РСП-М» Циканову М.М. (по согласованию) организовать выполнение работ по сварке рельсов импортного производства подвесными рельсосварочными машинами типа К-900, в строгом соответствии с требованиями Технических условий.
4. Исполнительному директору ОАО «ВНИИЖТ» Шенфельду К.П. (по согласованию) подготовить и направить до 15 апреля 2013 г. в Центральную дирекцию по ремонту пути проект договора на разработку Технических условий.
5. Начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Бунину А.И. в срок до 30 мая 2013 г. обеспечить подписание с ОАО «ВНИИЖТ» вышеуказанного договора.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры по эксплуатации Пименова И.Я.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 01 апреля 2013 г. N 784р
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65 КАТЕГОРИИ ВС250Я, СВАРЕННЫЕ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ НА ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РЖД» С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЛЬСОСВАРОЧНЫХ МАШИН ТИПА К-900
Технические условия
ТУ 0921-301-01124323-2013
Держатель подлинника: ОАО «ВНИИЖТ»
Срок окончания действия: 31.12.2016
1.1 Настоящие технические условия распространяются на соединение между собой железнодорожных рельсов импортного производства типа Р65, категории ВС250Я из стали марки 350ЛДТ, легированных хромом и кремнием, изготовленных по ТУ 0921-239-01124323-2007 и предназначенные для укладки в железнодорожные пути широкой колеи общего пользования, в том числе и железнодорожные пути для высокоскоростного движения.
1.2 Соединение между собой железнодорожных рельсов импортного производства, категории ВС250Я должно производиться сваркой электроконтактным способом пульсирующим оплавлением в составе путевых рельсосварочных машин (ПРСМ) с применением сварочного оборудования типа К-900 и последующей обязательной индукционной дифференцированной термической обработкой с применением индукционного оборудования типа УИН-001-100/РТ-П.
1.3 Соединения железнодорожных рельсов импортного производства, категории ВС250Я, сваренные электроконтактным способом, предназначены для эксплуатации во всех климатических районах на суше (общеклиматическое исполнение) — «О».
2.1 Сварные соединения железнодорожных рельсов импортного производства, категории ВС250Я должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, СТО РЖД 1.08.002-2009 «Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным способом. Технические условия», ТУ 0921-275-01124323-2011 «Рельсы железнодорожные новые сварные импортного производства категории ВС250Я. Технические условия», «Технологическим процессам сварки рельсов импортного производства в рельсосварочных предприятиях», утв. Центральной дирекцией по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД» 21.10.2009 г., «Технологии термической обработки сварных стыков рельсов в составе ПРСМ для промышленного применения (технологическая инструкция), утв. Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 21.11.2007 г., «Инструкции по контролю качества сварки рельсов в РСП», утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012г. N 2728р, либо документами их замещающими.
2.2 Требования к прокатным рельсам и сварным стыкам
2.2.1 Рельсы, предназначенные для сварки должны удовлетворять требованиям ТУ 0921-239-01124323-2007.
Запрещается сварка рельсов, не принятых инспекцией ОАО «РЖД», а также опытных партий рельсов, до разработки ОАО «ВНИИЖТ» и утверждения установленным порядком в ОАО «РЖД» режимов сварки рельсов и термической обработки сварных стыков.
2.2.2 Рельсы категории ВС250Я, подлежащие сварке между собой в пути с применением рельсосварочной машины типа К-900, должны быть одного типа, одной категории качества, одного завода изготовителя.
2.2.3 Сварные стыки рельсов категории ВС250Я должны иметь показатели прочности и пластичности не ниже значений, указанных в таблице 1, при положительных температурах окружающего воздуха в процессе испытаний.
2.2.4 Твердость металла головки термообработанных сварных стыков рельсов должна соответствовать твердости основного металла. Допускается снижение твердости металла головки сварных стыков рельсов относительно нижней границы прокатных рельсов на 15 %.
Наименьшие приемочные значения показателей прочности и пластичности сварных рельсов типа Р65 категории ВС250Я при статическом поперечном трехточечном изгибе
Область нагружения |
Разрушающая |
Стрела |
Головка |
2100 |
30 |
Подошва |
1750 |
25 |
2.2.5 Обработанная поверхность сварных стыков рельсов должна быть чистой, без раковин, заусенцев, трещин и расслоений.
Поверхность катания и боковые грани головки сварного стыка должны быть прямолинейными. Допуск на прямолинейность по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковым граням головки в горизонтальной плоскости на длине 1 м после шлифования + 0,3 мм (+ 0,2 мм для скоростных и высокоскоростных железнодорожных путей).
Прогибы вниз (седловины) в сварных стыках не допускаются.
Местные неровности на поверхности катания головки после шлифования допускаются +/- 0,2 мм
2.3 Правила подготовки рельсов к сварке
2.3.1 Перед сваркой должно быть проверено наличие инспекторских приемочных клейм и другой маркировки рельсов.
2.3.2 Поступающие на сварку рельсы по прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по концевой кривизне должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и технических условий на изготовление прокатных рельсов на металлургических комбинатах.
2.3.3 Торцы готовых рельсов после обрезки должны быть перпендикулярными к продольной оси. Перекос не должен превышать 1 мм при измерении в любом направлении. Обрезку рельсов под сварку и отделочную мерную резку рельсов производят только пилами.
2.3.4 Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину электродов (зажимных губок) должны быть зачищены до металлического блеска механическим способом. Зачистка должна вестись вдоль рельса. Риски и выхваты на зачищенных поверхностях не допускаются.
2.3.5 Вдавленные клейма на рельсе должны быть расположены на расстоянии не менее 100 мм от сварного шва. Выпуклые маркировочные знаки сошлифовывают на длину электродов сварочной машины.
2.4 Требования к процессам сварки рельсов
2.4.1 Сварка рельсов категории ВС250Я с применением сварочного оборудования типа К-900 должна производиться электроконтактным стыковым способом пульсирующим оплавлением по режиму, утвержденному установленным порядком в ОАО «РЖД» (Приложение 1).
2.4.2 При установке свариваемых рельсов под сварку их торцы совмещают по периметру так, чтобы поверхности катания головок рельсов и боковые рабочие грани были на одном уровне. Несовпадение по высоте должно быть смещено на подошву и не должно превышать 1,2 мм. Несовпадение по ширине головки должно быть смещено в сторону нерабочей грани и не должно превышать 1 мм.
2.5 Требования к процессам механической и термической обработки сварных стыков
2.5.1 В сварных стыках выдавленный металл (грат) должны быть удалены в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом с допуском по профилю в пределах от + 0,5 мм до + 1,5 мм по профилю рельсов ножами с образованием ровной срезанной поверхности без локальных выступов. Трещины и расслоения
2.5.2 После удаления выдавленного металла (грата) производят механическую обработку сварных стыков по всему периметру заподлицо с основным профилем вдоль рельса абразивным инструментом с крупной (125-63) зернистостью.
После абразивной обработки стык не должен иметь острых кромок. Размеры и допуски профиля рельса должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51685-2000 и ТУ 0921-239-01124323-2007 для рельсов типа Р65.
Цвета побежалости после абразивной обработки не являются браком.
2.5.3 После абразивной механической обработки по периметру в обязательном порядке производят дифференцированную термическую обработку сварного стыка с применением индукционного оборудования типа УИН-001-100/РТ-П посредством нагрева всего сечения с последующим ускоренным охлаждением головки потоком воздуха по режиму, утвержденному установленным порядком в ОАО «РЖД» (Приложение 2).
В случае выхода из строя индукционного оборудования, сварка рельсов категории ВС250Я запрещается.
Цвета побежалости после термической обработки не являются браком.
Нагрев сварных стыков для термической обработки начинают при температуре стыка не более 600°С.
2.5.4 Окончательное (чистовое) шлифование по поверхности катания и боковым граням головок сварных стыков рельсов производится после термической обработки абразивными кругами чашечного типа с применением станков типа СЧР, МР5 или их аналогов до норм, указанных в п. 2.2.5 настоящих технических условий.
2.6 Комплектность учетной документации должна соответствовать требованиям п. 2.7 ТУ 0921-275-01124323-2011 и п. 4.7 СТО РЖД 1.08.002-2009.
2.7 Маркировка
2.7.1 Стыки рельсов, сваренные с применением машины ПРСМ, отмечаются несмываемой белой краской по ГОСТ 10503.
2.7.2 Должны быть нанесены краской две пары вертикальных полос шириной 20 мм каждая, на шейке и верхней части подошвы рельса внутри колеи на расстоянии 250 мм с каждой стороны от середины стыка. Расстояние между полосами в паре не должно превышать 20 мм
2.7.3 Должен быть нанесен краской маркировочный номер сварного стыка рельсов на расстоянии не более 50 мм с правой стороны от крайней правой полосы.
Маркировочный номер стыка состоит из пяти элементов наносимых краской в следующем порядке:
— номер РСП, к которому приписана ПРСМ;
— номер ПРСМ;
— номер сварного стыка по сварочной ведомости;
— буква Т, являющаяся отметкой о проведении дифференцированной термической обработки;
— последние две цифры года сварки стыка рельсов.
Между элементами маркировочного номера той же краской наносятся точки.
2.7.4 Схема нанесения краской полос и маркировочного номера на сварной стык представлена ни рис. 1
См. рисунок N 1
3. Требования безопасности
3.1 При выполнении комплекса работ по сварке рельсов должны соблюдаться требования п. 5 СТО РЖД 1.08.002-2009.
3.2 Работы по сварке рельсов в пути машинами ПРСМ выполняются на закрытом для движения поездов и маневровой работы участке пути на весь период его ремонта и сварки. Сварку плетей или восстановление выполняют в соответствии с Техническими условиями на укладку и содержание бесстыкового пути и «Технологическими указаниями о восстановлении контактной сваркой лопнувших и дефектных рельсовых плетей бесстыкового пути».
4. Правила приемки
4.1 Правила приемки сварных рельсов должны соответствовать требованиям п. 6 СТО РЖД 1.08.002-2009.
5. Методы контроля
5.1 Качество сварных стыков рельсов необходимо контролировать в соответствии с требованиям п. 7 СТО РЖД 1.08.002-2009, «Инструкции по контролю качества сварки рельсов в РСП», утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012 г. N 2728р или документов их замещающих.
5.2 Для контроля качества сварки рельсов в составе ПРСМ на каждой сварочной головке сваривают по два образца на партию свариваемых рельсов из 50 стыков по режиму, принятому для данного типа машины, типа и категории рельсов.
В случае отсутствия на месте работ пресса для испытаний контрольных образцов разрешается выполнять испытания не позднее 10 суток после их сварки.
В случае неудовлетворительных результатов испытаний контрольных образцов (при наличии на месте работ пресса) сварка партии стыков из 50 шт. запрещена.
В случае неудовлетворительных результатов, полученных при испытании контрольных образцов, которое проводилось в течение 10 суток из-за отсутствия на месте работ пресса, необходимо провести вырезку и испытание двух стыков рельсов, сваренных в пути в этот период на данной сварочной машине. В случае неудовлетворительных результатов испытаний данных сварных стыков бракуется вся партия, сваренная в этот период на данной машине.
6. Гарантии изготовителя
6.1 Гарантийные обязательства изготовителя должны соблюдаться в соответствии с п. 9 СТО РЖД 1.08.002-2009.
Режим сварки рельсов типа Р65 категории ВС250Я пульсирующим оплавлением на контактных машинах типа К-900
Наименование параметра |
Значение |
|
Давление осадки, МПа (атм) |
10- 17 (102- 168) |
|
Начальная скорость осадки, мм/с, не менее |
21 |
|
Скорость оплавления (средняя), мм/с |
0,065 — 0,20 |
|
Скорость форсировки (конечная), мм/с |
0,7-2,5 |
|
Напряжение |
первый период |
355 -440 |
второй период |
250-360 |
|
третий период |
355 -440 |
|
Перемещение (путь, величина оплавления), мм |
9-22 |
|
Величина осадки, мм |
11-18 |
|
Время осадки под током, с |
0,4 — 2,0 |
|
Наличие проскальзывания |
не допускается |
|
Наличие короткого замыкания на форсировке |
не допускается |
Режим термической обработки на установках типа УИН-001-100/РТ-П в составе ПРСМ сварного стыка рельсов типа Р65 категории ВС250Я
Наименование параметра |
Значение |
Нагрев металла сварного стыка |
|
Потребляемая мощность преобразователя частоты |
100 |
Температура нагрева*, °С |
850 — 950 |
Частота тока, кГц |
2,4-12 |
Время нагрева**, с, не менее |
180 |
Пауза между окончанием нагрева и началом охлаждения |
14 +/- 3 |
Охлаждение (закалка) металла головки сварного стыка потоком воздуха |
|
Время охлаждения*, с |
80-130 |
Рабочее давление в системе подачи |
0,5 — 0,8 |
* Параметры, фиксируемые автоматической системой диагностирования.
** Время нагрева не является браковочным параметром при автоматическом контроле температуры нагрева фотопирометром.