ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ И МЕТОДАХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА НА СКЛАДАХ ТОПЛИВА ОАО «РЖД» (часть 2 — Порядок и методы измерений при поступлении дров)
3.2. Порядок и методы измерений при поступлении дров.
Примечание. Методика измерения объема дров соответствует рекомендации Государственной системы обеспечения единства измерений «Методика измерений объема дров при поступлении, хранении и отпуске на складах топлива ОАО «РЖД»» МИ 3375-2012 (свидетельство об аттестации N 103.5-141-2012/01.00225-2011).
3.2.1. Дрова или дровяное долготье (бревна) (далее — лесоматериалы), поступившие на склад в транспортных средствах (в железнодорожных вагонах (полувагонах, платформах), в кузовах автомобилей (прицепов) и т.п.), перед разгрузкой подлежат определению их объема групповым методом по ГОСТ Р 52117-2003.
Объем лесоматериалов должен определяться на основе измерения геометрических размеров штабеля: длины, ширины и высоты.
Измерения должны выполняться отдельно для каждого штабеля, входящего в партию лесоматериалов, одновременно поступивших на склад.
3.2.2. Условия выполнения измерений:
верхний предел шкал применяемых средств измерений должен превышать измеряемые размеры штабелей;
поверхности лесоматериалов, непосредственно используемые для измерений, должны быть очищены от грязи, снега, льда и т.п.;
высоту, ширину и длину штабеля измеряют в метрах с точностью до второго знака после запятой (т.е. с точностью до 1 см);
при выполнении измерений следует соблюдать требования безопасности, действующие на складах топлива ОАО «РЖД», а также требования безопасности при работе на высоте; транспортные средства должны быть надежно закреплены от самопроизвольного движения (ухода).
3.2.3. Порядок выполнения измерений.
Измерения проводят с земли или с погрузочной эстакады (приложение N 6).
3.2.3.1. Определение высоты штабеля.
а) Для штабеля, погруженного в железнодорожные транспортные средства с «шапкой».
Высоту прямоугольной части штабеля (3) измеряют по середине длины штабеля. Измерение проводят в местах установки прокладки (2), стяжки под «шапку», т.е. от низа прокладки, стяжки до уровня пола транспортного средства с обеих боковых сторон штабеля. По результатам двух измерений определяют среднее арифметическое значение (далее — среднее значение) высоты прямоугольной части штабеля Нср по формуле:
Нср = (Н1 + Н2)/2, м, (4)
где Н1 — высота прямоугольной части штабеля с одной боковой стороны, м;
Н2 — высота прямоугольной части штабеля с другой боковой стороны, м.
Примечание. Здесь и далее по тексту из результатов измерения высоты штабеля вычитают толщину прокладок внутри штабеля (6) и толщину подкладок под штабелем (5). Толщину прокладок и подкладок измеряют на их торцах.
Высоту суженной части штабеля (1) h(ср) измеряют по середине длины штабеля между верхней стороной прокладки (2), стяжки под «шапку» и горизонтальной линией, касающейся верхнего бревна штабеля.
б) Для штабеля, погруженного на автомобиль или в железнодорожные транспортные средства без «шапки».
Высоту штабеля измеряют около боковых стоек (4), ограждающих штабель. Измерения выполняют у четырех стоек по концам штабеля.
Высоту прямоугольной части штабеля (3) измеряют как расстояние от верхней стороны прилегающего к стойке верхнего бревна до основания укладки штабеля (5). По результатам четырех измерений определяют среднее значение высоты прямоугольной части штабеля Нср по формуле:
Нср = (Н1 + Н2 + Н3 + Н4)/4, м, (5)
где Н1, Н2, Н3, Н4 — результаты измерений высоты прямоугольной части штабеля у четырех стоек по концам штабеля, м.
Высоту суженной части штабеля измеряют как расстояние от прилегающего к стойке верхнего бревна до горизонтальной линии, касающейся верхнего бревна суженной части штабеля. По результатам четырех измерений определяют среднее значение высоты суженной части штабеля h(ср) по формуле:
h(ср) = (h1 + h2 + h3 + h4)/4, м, (6)
где h1, h2, h3, h4 — результаты измерений высоты суженной части штабеля у четырех стоек по концам штабеля, м.
Допускается определять высоту штабеля, погруженного в железнодорожные транспортные средства, следующими способами.
При измерениях с земли горизонтальную часть мерного крюка кладут на верхние бревна, а по вертикальной части отсчитывают высоту на уровне нижнего края борта полувагона или платформы. Из результатов измерения высоты штабеля в полувагонах вычитают толщину пола, принимаемую равной 0,05 м, а в платформах с металлическими стойками — высоту поперечной балки, равную 0,24 м.
При измерениях с погрузочной эстакады высоту штабеля Hср определяют как сумму высоты Нб борта транспортного средства и превышения (Дельта)Н верхней точки штабеля над бортом, за вычетом полусуммы толщины подштабельных прокладок (подкладок) Нпр, и высоты торцевого порожка t (когда наружный конец штабеля уложен как торцевой порожек высотой t) по формуле:
Нср = Нб + (Дельта)Н — (Нпр + t)/2,м, (7)
где Нб — высота борта железнодорожного транспортного средства, м;
(Дельта)Н — превышение верхней точки штабеля над бортом, м;
Нпр — суммарная толщина подштабельных прокладок (подкладок), м;
t — высота торцевого порожка, м.
Высота борта Нб железнодорожных вагонов составляет:
1,88 м — для четырехосных вагонов с объемом кузова до 70,5 куб.м;
2,06 м — для четырехосных вагонов с объемом кузова 70,5 куб.м и более;
2,36 м — для шестиосных вагонов.
Высоту торцевого порожка допускается принимать t = 0,09 м.
Примечание. Понижение высоты лесоматериалов вследствие усадки и уплотнения их при перевозке считается нормальным, если оно не превышает 3 см на каждый метр высоты штабеля.
3.2.3.2. Определение ширины штабеля.
а) В железнодорожных транспортных средствах.
Ширину штабеля В принимают равной внутреннему расстоянию между стойками (4), ограждающими штабель. Расстояние между стойками измеряют на уровне бортов полувагона.
Ширину штабеля В допускается принимать равной:
2,56 м — для четырехосных полувагонов;
2,65 м — для шестиосных полувагонов;
2,77 м — для платформ с деревянными стойками;
2,91 м — для платформ с металлическими стойками.
б) В других транспортных средствах.
Ширину штабеля В измеряют как фактическое расстояние между внутренними сторонами стоек (бортов) (4) транспортного средства (автомобиля). Расстояние между стойками измеряют по верху стоек (бортов).
Допускается измерять ширину штабеля на высоте, равной половине габаритной высоты штабеля.
3.2.3.3. Определение длины штабеля.
Длину штабеля L принимают равной номинальной длине бревен в штабеле (без учета длины припусков на поперечную распиловку).
3.2.4. Определение складочного объема штабеля.
Складочный объем штабеля Vу в соответствии с ГОСТ Р 52117-2003 вычисляют как сумму объемов прямоугольной и суженной частей по формуле:
Vу = L · В · Нср + 0,785 · L · В · hср, куб.м, (8)
где L — длина штабеля, м;
В — ширина штабеля, м;
Hcр — среднее значение высоты прямоугольной части штабеля, м;
hср — среднее значение высоты суженной части штабеля, м.
3.2.5. Определение плотного объема штабеля.
Плотный объем штабеля Vп определяют по формуле:
Vп = Vу · k(п), пл.куб.м, (9)
где k(п) — коэффициент полнодревесности.
Значения коэффициентов полнодревесности k(п) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Значения коэффициентов полнодревесности k(п)
|
Длина, м |
Коэффициент |
|
штабель |
штабель |
||
Дрова и сырье древесное |
до 2,0 |
0,69 |
0,74 |
свыше 2,0 до 3,9 |
0,55 |
0,59 |
|
свыше 3,9 |
0,53 |
0,57 |
3.2.6. Определение плотного объема партии лесоматериалов. Плотный объем партии измеренных лесоматериалов V, одновременно поступивших на склад, определяют как сумму плотных объемов всех штабелей, входящих в партию, по формуле:
n
V = SUM Vпi, пл.куб.м, (10)
i=1
где Vпi — плотный объем i-го штабеля, пл. куб.м;
n — число штабелей в партии лесоматериалов.
3.2.7. Абсолютную погрешность определения плотного объема партии лесоматериалов (Дельта)V определяют по формуле:
(Дельта)V = 0,01 · V · (дельта)v, пл. куб.м, (11)
где (дельта)v — относительная погрешность определения плотного объема партии лесоматериалов, %.
Значения относительной погрешности определения плотного объема партии лесоматериалов (дельта)v с вероятностью 0,95 приведены в таблице 2.
Таблица 2
Значения относительной погрешности (дельта)v
Плотный объем партии измеряемых |
Значения относительной |
до 25 |
12,0 |
свыше 25 до 50 |
10,0 |
свыше 50 до 100 |
8,0 |
свыше 100 до 200 |
6,0 |
свыше 200 |
4,0 |
3.2.8. Плотный объем партии измеренных лесоматериалов считается правильным (т.е. соответствующим сведениям, указанным в накладной), если разница между значениями плотного объема партии лесоматериалов, определенных соответственно на пунктах отправления (Vтн) и назначения (V) не превышает значения абсолютной погрешности (Дельта)V, т.е. выполняется условие:
Vтн — V <= (Дельта)V, пл. куб.м, (12)
где Vтн — плотный объем партии лесоматериалов, определенный на пункте отправления (принимается по накладной), пл. куб.м;
V — плотный объем партии измеренных лесоматериалов, пл. куб.м;
(Дельта)V — абсолютная погрешность определения плотного объема партии лесоматериалов, пл. куб.м.
В этом случае оприходованию для бухгалтерского учета на складе подлежит значение плотного объема партии лесоматериалов, указанное в накладной.
3.2.9. Плотный объем партии лесоматериалов V допускается определять весовым методом по ГОСТ Р 52117-2003.
Массу лесоматериалов в партии Мл определяют как разницу между массой брутто и массой тары транспортных средств (вагона, автомобиля) по формуле:
Мл = Мб — Мт, т, (13)
где Мб — масса брутто транспортных средств, т;
Мт — масса тары транспортных средств, т.
Плотный объем партии лесоматериалов V определяют по формуле:
V = Мл / (1000 — Кр), пл. куб.м, (14)
где Кр — коэффициент плотности лесоматериалов, т/куб.м.
Значение коэффициента плотности лесоматериалов Кр принимают исходя из нормативов, установленных в документации поставщика, или определяют по ГОСТ Р 52117-2003.
Примечание. Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 52117-2003 значение коэффициента плотности лесоматериалов Кр определяют по результатам выборочных измерений отдельно для каждой партии лесоматериалов. Коэффициент плотности Кр, т/куб.м, рассчитывают с точностью до тысячных долей по формуле Кр = Мвыб / Vвыб, где Мвыб — масса лесоматериалов в выборке, т; Vвыб — объем лесоматериалов в выборке, куб.м. Число бревен, отбираемых в выборку, должно быть не менее 60 шт.
3.2.10. Дрова, предназначенные для хранения на складе, должны быть выложены в штабеля, поленницы (далее — штабель) высотой до 2 м.
Укладка штабелей должна производиться перпендикулярно к осям железнодорожных путей.