Рубрики
Приказы и распоряжения

Программа ОАО РЖД от 14.12.2012 N 396



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Утверждаю:

Вице-президент ОАО «РЖД»

С.М. Бабаев

14 декабря 2012 г. N 396


ПРОГРАММА



ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЗПРОМПУНКТОВ И ДЕЗПРОМСТАНЦИЙ ПО ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ НА ПЕРИОД ДО 2015 Г.



1 Общие положения

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, пунктом 1.20 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., N 4762) ветеринарно-санитарная обработка (далее — ветсанобработка) крытых и изотермических (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, ИВ-термосы) вагонов обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей, специализированных вагонов и контейнеров — грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.

Ветсанобработка вагонов и контейнеров проводится на дезинфекционно-промывочных пунктах (далее — ДПП) и дезинфекционно-промывочных станциях (далее — ДПС), на которых имеются специалисты органа Россельхознадзора (далее — дезпромпредприятия или объекты ветсанобработки).

Требования к техническому оснащению дезпромпредприятий регламентируются «Санитарными правилами по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03», которые введены в действие Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г.Г. от 04.04.2003 г. N 32 с учетом Изменений и дополнений N 2 к СП 2.5.1250-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 184 (зарегистрированы Минюстом России 25.02.2011 г. N 19936) (далее — Санитарные правила).

На дезпромпредприятиях обрабатываются универсальные крытые вагоны, изотермические вагоны (рефрижераторные, в том числе в составе секций, вагоны-термосы и ИВ-термосы), специализированные вагоны для перевозки животных, вагоны-зерновозы и другие (далее — вагоны), а также изотермические и универсальные контейнеры (далее — контейнеры).

Категория ветсанобработки и станция, на которую порожний вагон (секция), контейнер должен быть направлен на ветсанобработку, определяются ветеринарным назначением установленной формы, которое заполняется специалистом органа Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится станция последней выгрузки вагона (секции), контейнера. Ветеринарное назначение прикладывается грузополучателем к накладной на перевозку вагона до станции (или с проследованием через станцию) ветсанобработки.

В зависимости от характера перевозимых грузов и их ветеринарно-санитарной оценки различают следующие виды обработки вагонов, контейнеров:

по I категории (очистка и горячая промывка);

по II категории (очистка, горячая промывка и одноразовая дезинфекция);

по III категории (очистка, горячая промывка и двухразовая дезинфекция).

Для ветсанобработки по I и II категориям вагоны, контейнеры направляются на ДПП, ДПС, а по III категории — только на ДПС.

На ветсанобработку по всем категориям вагоны, контейнеры отправляют со всем оборудованием, навозом и остатками кормов, с закрытыми и опломбированными дверями и люками.

1.1 Обработке по I категории подлежат вагоны, контейнеры, в которых перевозили:

здоровых животных всех видов (включая птиц, зверей, зоопарковых животных, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням;

мясо и мясопродукты от здоровых животных;

сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате;

отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также другое животноводческое сырье не боенского происхождения (кроме сборной и полевой кости), заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;

импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);

шерсть от здоровых животных, в том числе импортную, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;

кость пищевую, в том числе вываренную сухую.

Обработке по I категории подлежат также вагоны, контейнеры, подаваемые для погрузки убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если ранее вагоны, контейнеры не использовались под перевозку грузов животного происхождения, а также вагоны, контейнеры, направляемые для погрузки мяса и мясопродуктов на железнодорожные станции иностранных железных дорог.

1.2 Обработке по II категории подлежат вагоны, контейнеры, в которых перевозили:

животных (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных), больных, подозрительных на заболевание или подозреваемых в заражении болезнями (кроме болезней, перечисленных в пункте 1.3 настоящего раздела);

мясо, сырье животного происхождения и яйцо, полученные от животных и птицы, неблагополучных по заразным болезням хозяйств;

импортных животных и импортное кожевенное сырье боенского происхождения;

живую товарную рыбу, а также вагоны, контейнеры, подаваемые под погрузку живой рыбы, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;

отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке;

импортную шерсть;

импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки.

Обработке по II категории также подлежат вагоны, контейнеры, подаваемые для погрузки племенных, цирковых, зоопарковых животных и животных, отправляемых на соревнования, выставки, а также для погрузки животных, мяса, мясопродуктов и сырья животного происхождения на экспорт.

1.3 Обработке по III категории подлежат вагоны, контейнеры, в которых:

при перевозке или выгрузке были обнаружены животные больные или подозрительные на заболевания (или подозреваемые в заражении) сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, брадзотом овец, эпизоотическим лимфангоитом, орнитозом, ящуром, африканской чумой лошадей и свиней, везикулярным стоматитом, везикулярной болезнью свиней, чумой крупного рогатого скота и мелких жвачных, контагиозной плевропневмонией и заразным узелковым дерматитом крупного рогатого скота, лихорадкой долины Рифт, катаральной лихорадкой овец, оспой овец и коз, классической чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, болезнью Ньюкасла, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота;

при перевозке или выгрузке обнаружены трупы животных;

перевозили кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованные на сибирскую язву полевую или сборную кость; импортное сырье животного происхождения, поступившее из стран Азии, Африки и Южной Америки; импортную шерсть, щетину, волос, пух, перо, очес, линьку, не прошедшие дезинфекционной обработки и горячей мойки;

перевозили грузы животного происхождения неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения;

сырье и полуфабрикаты животного происхождения, поступившие из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России.



2 Требования к техническому оснащению предприятий ветсанобработки вагонов, контейнеров в соответствии с Санитарными правилами

При модернизации и реконструкции дезпромпредприятий необходимо придерживаться установленных регламентов технического оснащения предприятий ветсанобработки в соответствии с Санитарными правилами.

Согласно требованиям Санитарных правил независимо от категории проводимой ветсанобработки вагонов, контейнеров ДПП и ДПС должны иметь следующие помещения, сооружения и оснащение:

1) административно-хозяйственный корпус с санитарно-бытовыми помещениями, в состав которых входят:

санпропускники (раздельные для мужчин и женщин) с изолированными входами для рабочих, занятых на разных категориях ветсанобработки вагонов, контейнеров, с гардеробной (отдельно для домашней одежды и спецодежды), раздевалкой и душевой, сушилкой для сушки спецодежды, туалетами с умывальниками, а также с дезинфекционной камерой для дезинфекции спецодежды рабочих, обрабатывавших вагоны по II категории;

гардеробные с изолированным хранением домашней и рабочей одежды и с устройством вытяжной вентиляции с естественным побуждением (в объеме 10 куб.м/ч воздуха от каждого шкафа) в шкафах для рабочей одежды;

туалеты;

душевые, которые должны находиться в помещении, смежном с гардеробными; к душевому отделению для мытья рабочих, обрабатывающих вагоны, контейнеры по I категории, должна примыкать прачечная с сушилками рабочей одежды;

умывальные, размещаемые смежно с гардеробными рабочей одежды, с кранами из расчета один кран — на 20 человек работающих в наиболее многочисленной смене, без учета числа умывальных кранов в столовых, туалетах, помещениях для отдыха и обогревания;

помещения с канализованными туалетами для отдыха и обогрева работающих с площадью из расчета 0,2 кв.м (п. 8.10.10 СП 2.5.1250-03) на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 кв.м. Допускается объединение помещения для отдыха и обогрева с помещениями для приема пищи; в этом случае помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи, шкафом для посуды (при этом общая площадь должна быть не менее 18 кв.м);

помещения для питания;

помещения для личной гигиены женщин;

помещения и устройства для сушки (из расчета 0,15 кв.м на одного работающего на открытом воздухе, но не менее 4 кв.м), стирки и ремонта спецодежды и обуви (дезинфекционные камеры, прачечные, химчистка).

2) зоны проведения ветсанобработки вагонов, контейнеров:

огражденные проволочным забором и лесозащитной полосой для проведения ветсанобработки по I категории;

огражденные сплошным забором для проведения ветсанобработки по II и III категориям;

с железнодорожными и автомобильными путями, а также с пешеходными дорожками, имеющими твердое покрытие и оборудованными в местах их пересечения с железнодорожными путями соответствующими настилами и указателями, в каждой зоне;

с железнодорожными промывочными путями (далее — промывочный путь);

с закрытыми (или под навесом) промывочными платформами из монолитного железобетона с уклоном, обеспечивающим быстрый сток воды (на открытой площадке промывочные платформы могут быть деревянными или из металлических уголков) (открытого или закрытого типа могут быть также сами зоны проведения обработки вагонов, контейнеров по I и II категориям в зависимости от климатических условий территории, на которой расположены ДПП, ДПС). К промывочным платформам должны быть подведены: при обработке по I категории — трубопроводы горячей и холодной воды, низковольтная электросеть; при обработке по II и III категориям — кроме трубопроводов горячей и холодной воды, низковольтной электросети также трубопроводы дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов (при отсутствии трубопроводов для дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов допускается использование соответствующих переносных емкостей со шлангами). Разводящая сеть горячего водоснабжения должна обеспечивать подачу к промывочным платформам горячей воды под давлением (при выходе из брандспойта или вагономоющих машин ВММ-4) не менее 1,4 МПа и с температурой не ниже плюс 80°С;

с вагономоечными и сушильными машинами для проведения внутренней и наружной промывки и сушки вагонов (при отсутствии вагономоечных и сушильных машин допускается промывка вагонов горячей водой из брандспойтов и сушка естественным путем);

с площадками для выгрузки мусора, навоза и их обеззараживания, которые должны быть оборудованы желобом с решетчатыми крышками и боковыми канавками для отвода жидкости в канализацию и размещаться с другой стороны промывочного пути;

оборудованные для обеззараживания сточных вод после обработки вагонов, контейнеров по I категории лотками с сетчатыми заграждениями, песколовками, сборными отстойниками; после обработки по II категории — также вертикальными отстойниками, помещением биофильтров и отстойником-деконтактором; после обработки по III категории — лотками с сетчатыми заграждениями, сборным колодцем (бетонированным), автоклавами;

с общим и местным искусственным освещением (с освещенностью на уровне земли в местах производства работ не ниже 10 лк);

с отдельной зоной для ветсанобработки вагонов-хопперов, подаваемых под погрузку фуражного зерна и концентрированных кормов, (далее — вагоны-хопперы), контейнеров, которые должны иметь:

повышенную промывочную платформу высотой около 4,5 м с одной стороны промывочного пути, который оборудуется на ровной площадке (без поперечного уклона);

мостовой кран, которым должен быть оборудован промывочный путь и на котором помимо кабины крановщика должны быть смонтированы устройства для промывки внутренних (сверху через загрузочные люки) и наружных поверхностей вагонов-хопперов, а также площадка для мойщика-уборщика, позволяющая ему выходить на крышу вагона-хоппера (промывочные устройства для контейнеров должны быть приспособлены для промывки контейнеров через торцевые двери);

3) дезинфекторскую со специальным утепленным трубопроводом, который прокладывается совместно с трубопроводом горячей воды, для подачи дезинфицирующего раствора к промывочной платформе и оборудованную следующими помещениями, изолированными друг от друга, оснащенными приточно-вытяжной механической вентиляцией, достаточным освещением и трубопроводами для подводки горячей и холодной воды:

для хранения запаса дезинфицирующих средств (отапливаемое, сухое, со стенами, покрытыми плиткой или масляной краской, без окон; с полом с покрытием из цемента или асфальта с уклоном в сторону канализационных приемников);

для приготовления дезинфицирующих растворов, оборудованное локальной вытяжной вентиляцией, под которой проводится их вскрытие и развес, а также мерными емкостями для приготовления основных, осветленных и рабочих растворов различных рецептур. Для работы с раствором гипохлорита натрия предусматривается отдельное здание с двумя помещениями: хлораторная и контейнерная. В хлораторной размещают металлическую емкость (на 10 т) для дезинфицирующих средств, устанавливаемую на высоте 2 — 2,5 м от пола, мерный сосуд на 120 — 150 л, реакторы из антикоррозийного металла (по 1,2 куб.м), баллоны с жидким хлором. Помещение контейнерной (площадью не менее 20-25 кв.м) оборудуется контрольными весами, а также тельфером грузоподъемностью 1-1,5 т;

насосной для подачи дезинфицирующих растворов к промывочным платформам (в случае, если промывочные платформы оборудованы трубопроводами для дезинфицирующих растворов);

лабораторными с вытяжным шкафом и мойкой для мытья химической посуды;

4) депо с мусоросжигательной печью (для ДПП, ДПС, которые осуществляют утилизацию мусора на своей территории);

5) склады материально-технического обеспечения;

6) гараж;

7) котельную;

8) систему водообеспечения;

9) систему энергоснабжения;

10) систему естественного и искусственного освещения;

11) канализационную систему и очистные сооружения для сбора, обезвреживания и удаления производственных, ливневых и хозяйственно-бытовых стоков. Сбор производственных и ливневых стоков должен быть организован раздельно для каждой зоны ветсанобработки вагонов, контейнеров. Для сбора стоков после ветсанобработки вагонов, контейнеров межрельсовые пути оборудуются канализационными лотками, закрытыми решетками.

12) автоподъезд к ДПП, ДПС, а также проезды и дорожки на территории ДПП, ДПС с асфальтированным покрытием;

13) площадки биотермического обеззараживания навоза с водонепроницаемым твердым покрытием, имеющим уклон в сторону канализационных лотков, оборудованные центральными желобками (глубина и ширина 0,5 м) и боковыми канавками (0,25 м 0,3 м) для отвода жидкости в канализацию;

14) вентиляцию:

механическую приточно-вытяжную в производственных помещениях (дезинфекторские, депо, прачечные и т.д.);

с естественным или механическим побуждением в административных и бытовых помещениях;

вытяжную с механическим побуждением для удаления дыма из котельных и пароформалиновой смеси из рабочей камеры депо обработки вагонов, контейнеров по III категории, а в смежных с ними помещениях — приточную;

местную вытяжную на рабочих местах, на которых производится приготовление дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов и выполнение других технологических процессов, сопровождающиеся выделением ядовитых паров, газов, пыли.

Интересно почитать:   Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1209

Для проведения обработки вагонов, контейнеров по III категории на ДПС должно быть предусмотрено депо, включающее в себя:

рабочую камеру с промывочными путями (одним или двумя);

помещение с навозосжигательной печью;

автоклавное отделение;

вентиляторное отделение.

По обеим сторонам промывочного пути в рабочей камере депо устанавливаются бетонные промывочные платформы, к которым подводятся трубопроводы горячего пара, горячей и холодной воды, дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов.



3 Техническое состояние ДПС, ДПП по состоянию на 01.04.2012 г. на основании результатов анкетирования ДПП, ДПС

Фактическое наличие и состояние зданий, помещений, сооружений и оснащения на действующих ДПП, ДПС на основании результатов анкетирования и обследования их технического состояния представлено в приложении А.

Анализ данных приложения А показал следующее.

В настоящее время в ведении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» (далее — ЦМ) находится один ДПП и девять ДПС:

ДПП — на станции Ружино Дальневосточной ж.д. (далее — ДПП Ружино);

ДПС — на станциях Бойня, Брянск-Восточный и Берендино Московской ж.д. (далее — ДПС Бойня, ДПС Брянск-Восточный, ДПС Берендино), Георгиевск Северо-Кавказской ж.д. (далее — ДПС Георгиевск); Иваново-Сортировочное Северной ж.д. (далее — ДПС Иваново-Сортировочное); Мочище Западно-Сибирской ж.д. (далее — ДПС Мочище); Отрожка Юго-Восточной ж.д. (далее — ДПС Отрожка); Среднерогатская Октябрьской ж.д. (далее — ДПС Среднерогатская), Уктус Свердловской ж.д. (далее — ДПС Уктус).

Из десяти действующих в настоящее время на сети железных дорог ДПП, ДПС только два объекта ветсанобработки вагонов и контейнеров соответствуют своему номинальному статусу — ДПС Берендино, осуществляя ветсанобработку вагонов, контейнеров по I, II и III категориям, и ДПП Ружино, производя ветсанобработку транспортных средств по I и II категориям.

При этом ДПС Берендино построено в 1968 г. и имеет 100% износ.

На остальных ДПС техническое состояние объектов и оборудования для ветсанобработки вагонов по III категории следующее:

ДПС Отрожка, 1960 г. постройки; ДПС Иваново-Сортировочное имеют 100% износ, находятся в аварийном состоянии;

На ДПС Уктус и Мочище обработка вагонов по III категории не производится вследствие выхода из строя очистных и других сооружений.

Восемь ДПС, за исключением ДПС Берендино, фактически выполняют функции ДПП и осуществляют ветсанобработку вагонов:

по и категориям — на ДПС Брянск-Восточный, ДПС Отрожка, ДПС Уктус;

по категории (промывка горячей водой) — на ДПС Бойня, ДПС Среднерогатская, ДПС Мочище, ДПС Иваново-Сортировочное, ДПС Георгиевск;

Все десять имеющихся ДПП, ДПС построены в период с 1925 по 1969 г. г. Срок эксплуатации ДПП, ДПС (таблица 3.1) составляет:

ДПП Ружино — 43 года;

ДПС Берендино — 44 года;

ДПС Среднерогатская — 45 лет;

ДПС Брянск-Восточный, ДПС Иваново-Сортировочное — 50 лет;

ДПС Отрожка — 52 года;

ДПС Георгиевск — 54 года;

ДПС Уктус — 58 лет;

ДПС Мочище — 76 лет;

ДПС Бойня — 87 лет.

Таким образом, возраст ДПП, ДПС — от 43 до 87 лет, что в среднем составляет около 56 лет.

Таблица 3.1 — Перечень ДПП, ДПС и годы их постройки, фактически выполняемые ДПП, ДПС категории ветсанобработки и их производительность

N N

п/п

Наименование

предприятия и станции

его размещения

Год

постройки

Фактически

выполняемые

категории

ветсанобработки

Производи-

тельность

предприятия,

ваг/сутки

проект.

факт.

Московская ж.д.

1

ДПС Бойня

1925

I

84

84

2

ДПС Брянск-Восточный

1962

I

51

(лето)

38

(зима)

9

II

7

3

3

ДПС Берендино

1968

I

124

124

II

20

20

III

4

4

Северо-Кавказская ж.д.

4

ДПС Георгиевск

1958

I

40

40

Северная ж.д.

5

ДПС Иваново-

Сортировочное

1962

I

56

20

Западно-Сибирская ж.д.

6

ДПС Мочище

1936

I

73

40

Юго-Восточная ж.д.

7

ДПС Отрожка

1960

I

28

22

II

8

8

Дальневосточная ж.д.

8

ДПП Ружино

1969

I

40

10

II

2

без категории

11

Октябрьская ж.д.

9

ДПС Среднерогатская

1967

I

72

18

II

10

III

1

Свердловская ж.д.

10

ДПС Уктус

1954

I

44

34

II

6

3

За пределами европейской части первая ДПС появилась в 1936 г. на Западно-Сибрской ж.д. (ДПС Мочище) и только в 1969 г. на Дальнем Востоке на Дальневосточной ж.д. появился второй пункт ветсанобработки вагонов — ДПП Ружино. После 1969 г. за пределами европейской части российских железных дорог не было размещено ни одного объекта для ветсанобработки вагонов и контейнеров.

Фактическая суточная производительность, как видно из таблицы 3.1, соответствует проектной только на ДПС Бойня (год постройки — 1925, срок эксплуатации — 87 лет), ДПС Берендино (год постройки — 1968, срок эксплуатации — 44 года) и ДПС Георгиевск (год постройки — 1958, срок эксплуатации — 54 года) — соответственно 84, 148 (по всем трем категориям ветсанобработки) и 40 вагонов в сутки, что составляет 30% от общего количества ДПС и ДПП.

Остальные ДПС и ДПП имеют фактическую производительность значительно ниже проектной.

На сети железных дорог объекты для ветсанобработки вагонов, контейнеров распределены крайне неравномерно.

ДПП и ДПС сосредоточены на восьми из шестнадцати железных дорогах — Московской, Октябрьской, Северной, Свердловской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской, Дальневосточной (таблица 3.2 и рис. 1). При этом на Московской ж.д. размещены три объекта ветсанобработки вагонов и контейнеров — ДПС Бойня, ДПС Берендино и ДПС Брянск-Восточный, на остальных семи железных дорогах — по одному.

Таблица 3.2 — Распределение ДПП, ДПС на сети железных дорог «ОАО «РЖД»

Железная дорога

Количество

объектов

ветсанобработки

ваг. /конт.

на железной

дороге

Номинальный

статус объекта

ветсанобработки

Фактическая

категорийность

выполняемых работ

по ветсанобработке

вагонов/контейнеров

I

II

III

Октябрьская

1

ДПС

+

Калининградская

Московская

3

ДПС

+

ДПС

+

+

ДПС

+

+

+

Горьковская

Северная

1

ДПС

+

Северо-Кавказская

1

ДПС

+

Юго-Восточная

1

ДПС

+

+

Приволжская

Куйбышевская

Свердловская

1

ДПС

+

+

Южно-Уральская

Западно-Сибирская

1

ДПС

+

Красноярская

Восточно-

Сибирская

Забайкальская

Дальневосточная

1

ДПП

+

+

Из десяти имеющихся в настоящее время ДПП, ДПС один ДПП находятся на Дальнем Востоке (Дальневосточная ж.д.), восемь ДПС — в европейской части России (Октябрьская, Московская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная и Свердловская ж.д.), одна ДПС — в Западной Сибири (Западно-Сибирская ж.д.).

Ветсанобработка вагонов, контейнеров по категориям распределена по железным дорогам сети в настоящее время следующим образом:

I категория ветсанобработки выполняется на всех десяти имеющихся объектах ветсанобработки вагонов, контейнеров (девять ДПС и один ДПП), расположенных на железных дорогах: Московской (три ДПС — ДПС Бойня, ДПС Брянск-Восточный, ДПС Берендино), Октябрьской (одна ДПС — ДПС Среднерогатская), Северной (одна ДПС — ДПС Иваново-Сортировочное), Свердловской (одна ДПС — ДПС Уктус), Северо-Кавказской (одна ДПС — ДПС Георгиевск), Юго-Восточной (одна ДПС — ДПС Отрожка), Западно-Сибирской (одна ДПС — ДПС Мочище), Дальневосточной (один ДПП — ДПП Ружино);

II категория ветсанобработки выполняется на пяти объектах ветсанобработки вагонов, контейнеров (четыре ДПС и один ДПП), расположенных на Московской ж.д. (две ДПС — ДПС Брянск-Восточный, ДПС Берендино), Юго-Восточной ж.д. (одна ДПС — ДПС Отрожка), Свердловской ж.д. (одна ДПС — ДПС Уктус) и Дальневосточной ж.д. (один ДПП — ДПП Ружино);

III категория ветсанобработки выполняется только на Московской ж.д. (одна ДПС — ДПС Берендино).

См. Рисунок 1 — Размещение ДПП, ДПС на сети железных дорог ОАО «РЖД»

Изношенность основных объектов на ДПП, ДПС составляет в среднем около 85%, капитальный ремонт многих из них не проводился.

Техническое состояние большинства ДПП, ДПС не соответствует требованиям Санитарных правил. Анализ данных, представленных в приложении А, показывает, что основные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, специальное оборудование (мусоросжигательные печи, очистные сооружения, дезкамеры, автоклавы, платформы, котельные, насосные и др.) нуждается в капитальном ремонте или замене, вспомогательные технические средства (автопогрузчики, тракторы, автомашины) также требуют замены. Несмотря на то, что ДПП, ДПС продолжают выполнять ветсанобработку вагонов, контейнеров, фактическая перерабатывающая способность их стала ниже проектной, о чем уже сказано выше.

Данное техническое состояние большинства ДПП, ДПС обусловлено, помимо их возраста, недостаточным финансированием из-за чего не проводилась своевременная и в необходимом объеме их модернизация.

Ветсанобработка вагонов-хопперов и контейнеров в 2007 — 2011 г. г. по данным анкет (приложение Б) проводилась на девяти объектах — ДПС Берендино, ДПС Мочище, ДПС Уктус, ДПС Иваново-Сортировочное, ДПС Отрожка, ДПС Брянск-Восточный, ДПС Георгиевск, ДПС Бойня, ДПП Ружино, кроме ДПС Среднерогатская.

Вагоны-хопперы обрабатывались на:

ДПС Берендино (10 149 ед. по I категории);

ДПС Мочище (28 216 ед. по I категории);

ДПС Уктус (528 ед. в 2011 г. по I категории);

ДПС Иваново-Сортировочное (12928 ед. по I категории);

ДПС Отрожка (4 401 ед. за 2008-2011 г. г. по I категории);

ДПС Брянск-Восточный (3 567 ед. в 2007, 2010-2011 г. г. по I категории и 386 ед. в 2007, 2010-2011 г. г. по II категории);

ДПС Георгиевск (5913 ед. по I категории);

ДПП Ружино (55 ед. в 2007-2009 г. г. по I категории и 11 ед. в 2008-2010г. г. по II категории);

Контейнеры обрабатывались на:

ДПС Берендино (221 ед. по I категории);

ДПС Бойня (15 ед. за 2007-2009 г. г. по I категории).

Только на ДПС Берендино и ДПС Брянск-Восточный имеется специальное оборудование для промывки вагонов-хопперов. На других ДПП, ДПС промывка таких вагонов производится с использованием приставных лестниц для подъема промывальщиков на крышу вагона-хоппера, часто с нарушением охраны труда и техники безопасности.

Операции по обработке вагонов, контейнеров преимущественно осуществляются вручную на открытом воздухе.

Ряд дезпромпредприятий находятся в черте городов, и имеются предписания соответствующих надзорных органов о прекращении их деятельности и выносе их за пределы населенных пунктов.

Водоснабжение, теплоснабжение ряда объектов осуществляется подразделениями, которые находятся не на балансе ЦМ.

Несмотря на значительный срок службы и неудовлетворительное техническое состояние, ДПП и ДПС, как следует из данных таблицы 3.3, обработали за период с 2007 по 2011 г. г. 465 285 вагонов, контейнеров, в том числе по I категории — 454 391, по II категории — 10 872 и по III категории — 22. Общие доходы от деятельности девяти ДПС и одного ДПП, включая дополнительные услуги, связанные с промывкой вагонов за указанный период составили 2 687 127,3 тыс. руб. и превысили расходы на оказание указанных услуг в 3,8 раза или на 1 985 167,6 тыс. руб., что является показателем эффективности высокой работы системы ветсанобработки вагонов и контейнеров, действующей на железных дорогах ОАО «РЖД».

Отдельными ДПС, ДПП оказывались грузополучателям дополнительные услуги, сопутствующие проведению работ по промывке вагонов (таблица 3.4), в том числе наложение закруток и ЗПУ (ДПС Мочище);

дополнительная очистка и промывка вагонов из-под некатегорийных грузов (ДПС Мочище);

снятие перед очисткой и промывкой вагонов закруток и ЗПУ и их наложение на вагоны после очистки и промывки (ДПС Уктус);

предоставление и установка ЗПУ на вагоны после очистки, промывки по просьбе грузоотправителя/грузополучателя (ДПП Ружино).

Стоимость дополнительных услуг варьировалась в диапазоне от 146 до 1650 руб. за услугу:

наложение закрутки — 146 руб. (ДПС Мочище);

наложение ЗПУ — 462 руб. (ДПС Мочище);

дополнительная очистка и промывка вагона из-под некатегорийных грузов — 1650 руб. (ДПС Мочище);

снятие перед очисткой и промывкой вагона закруток и ЗПУ и их наложение на вагон после очистки и промывки — 407,62 руб. (ДПС Уктус);

предоставление и установка ЗПУ на вагон после очистки, промывки по просьбе грузоотправителя/грузополучателя — 1089,0 руб. (ДПП Ружино).

Из десяти функционирующих ДПП, ДПС дополнительные услуги оказывали только три объекта ветсанобработки вагонов, контейнеров — ДПС Мочище, ДПС Уктус и ДПП Ружино.

Учитывая, что установленные среднесетевые ставки договорных сборов за ветсанобработку вагонов превышают ставки договорных сборов за оказание сопутствующих услуг в среднем в 5-10 раз, а также принимая во внимание незначительную долю дополнительных услуг в составе доходов ДПС и ДПП, полученная прибыль за период с 2007 по 2011 г. г. в размере около 2,0 млрд. руб. сформировалась, в основном, за счет оказания услуг от промывки и обработки вагонов, что является показателем эффективности указанного вида деятельности.

Таблица 3.3 — Объемы ветсанобработки вагонов и контейнеров на сети железных дорог ОАО «РЖД», доходы и эксплуатационные расходы ДПП, ДПС за период с 2007 по 2011 г. г.


Статус объекта

ветсанобработки,

станция его

расположения,

год постройки

Категории

фактически

выполняемой

ветсан-

обработки

Объем

ветсанобработки

ваг. /конт.

по категориям,

ед.

Доход

ДПП/ ДПС,

тыс.руб.

Экспл..

расходы

ДПП и ДПС,

тыс.руб.

Доля экспл.

расходов

ДПП и ДПС в

их доходе,

%

Превышение

доходов над

экспл.расходами:

всего,тыс.руб. и

на одну обработанную

единицу, тыс.руб./ед.

Московская ж.д.

ДПС Бойня, 1925

I

21 229

(за 2008-2011 г.

г. — 16 853)

141 852

(за 2008-2011 г.г.

— 119 768)

4 289,7

(за 2008-2011 г. г.)

3,6

(за 2008-2011 г.г.)

115 478,3

(6,85)

(за 2008-2011 г. г.)

ДПС Брянск-

Восточный, 1962

I

18 407

141 017

32 723

23,2

108 294

(5,16)

II

2 579

ДПС Берендино,

1968

I

58 079

344 023

80 241,9

23,3

263 781,1

(4,38)

II

2 128

III

22

Северо-Кавказская ж.д.

ДПС Георгиевск,

1958

I

9 655

113 431

55 378

48,8

58 053

(6,01)

Северная ж.д.

ДПС         Иваново-

Сортировочное, 1962

I

55 004

211 912

139 287

65,7

72 625

(1,32)

Западно-Сибирская ж.д.

ДПС Мочище, 1936

I

141 192

662 765

124 133

18,7

538 632

(3,82)

Юго-Восточная ж.д.

ДПС Отрожка, 1960

I

20 862

39 337,2

21 734

55,3

17 603,2

(0,838)

II

147

Дальневосточная ж.д.

ДПП Ружино, 1969

I

10 945

156 640

68 578,5

43,8

88 061,5

(6,34)

II

2 955

Октябрьская ж.д.

ДПС Среднерогатская,

1967

I

29 979

(за 2009-2011 г.

г.)

352 399,1

(за 2009-2011 г.г.



223 869,1)

92 964,4

(за 2009-2011 г. г.

63 887,2)

26,4

(за 2009-2011 г. г.

— 28,5)

259 434,7

(за 2009-2011 г. г. —

159 981,9;

5,34)

Свердловская ж.д.

ДПС Уктус, 1954

I

89 039

523 751

82 630,2

15,8

441 120,8

(4,79)

II

3 063

ВСЕГО

I

454 391

II

10 872

III

22

ИТОГО

I, II и III

465 285

2 687 127,3

701 959,7

26,1

1 985 167,6

Таблица 3.4 — Дополнительные услуги, оказываемые на ДПП и ДПС


Наименование

предприятия и станции

Дополнительные услуги, оказываемые на ДПС и ДПП

наименование услуги

стоимость услуги,

руб./ед.

Московская ж.д.

ДПС Бойня

Дополнительные услуги не оказываются

ДПС Брянск-Восточный

Дополнительные услуги не оказываются

ДПС Берендино

Дополнительные услуги не оказываются

Северо-Кавказская ж.д.

ДПС Георгиевск

Дополнительные услуги не оказываются

Северная ж.д.

ДПС Иваново-Сортировочное

Дополнительные услуги не оказываются

Западно-Сибирская ж.д.

ДПС Мочище

Наложение закруток

146 руб./шт.

Наложение ЗПУ

462 руб./шт.

Дополнительная очистка и

промывка вагонов из-под

некатегорийных грузов

1650 руб./ваг.

Юго-Восточная ж.д.

ДПС Отрожка

Дополнительные услуги не оказываются

Октябрьская ж.д.

ДПС Среднерогатская

Дополнительные услуги не оказываются

Свердловская ж.д.

ДПС Уктус

Снятие перед  очисткой  и

промывкой ЗПУ/закрутки  и

их  наложение  на   вагон

после очистки и промывки

407,62 руб./ваг.

Дальневосточная ж.д.

ДПП Ружино

Предоставление          и

установка ЗПУ  на  вагоны

после  очистки,  промывки

по                просьбе

грузоотправителя

(грузополучателя)

1089,0 руб./ваг.

Таким образом, имеется обусловленная необходимость в ОАО «РЖД» развитие данного сегмента высокодоходного бизнеса на базе подразделений ЦМ.



4 Предложения по техническому перевооружению дезпромпунктов и дезпромстанций

Согласно действующему законодательству ветсанобработка вагонов является прерогативой перевозчиков. В связи с этим у ОАО «РЖД» имеется гарантированная возможность получения доходов за счет предоставления услуг по ветсанобработке вагонов.

В целях увеличения доходов ОАО «РЖД» за счет расширения и улучшения качества услуг по обеспечению ветсанобработки вагонов, контейнеров необходимо эффективное использование предназначенного для этих целей принадлежащего компании недвижимого имущества — ДПП, ДПС.

Однако неудовлетворительное состояние указанных объектов сдерживает возможность увеличения доходов ОАО «РЖД» в данном сегменте бизнеса.

С этой целью необходимо выполнить полный комплекс работ, связанный, в том числе, с разработкой программы технического перевооружения и реконструкции ДПП и ДПС, находящихся в ведении ЦМ ОАО «РЖД», на период до 2015 года.

Перечень работ по техническому перевооружению и реконструкции ДПП, ДПС на перспективу до 2015 г. представлен таблице 4.1.

На основании полученных от региональных дирекций по управлению терминально-складским комплексом материалов рекомендуется:

закрытие ДПС Бойня, которая находится внутри городских застроек, не отвечает требованиям санитарных норм и экологии из-за близости к жилым массивам, наличия отстойников, неисправности очистных сооружений, использования городских канализационных коммуникаций и т.п. Вложение средств в модернизацию и реконструкцию данного объекта представляется неэффективным;

развитие ДПС Среднерогатская, ДПС Берендино, ДПС Брянск-Восточный, ДПС Георгиевск, ДПС Иваново-Сортировочное, ДПС Мочище, ДПС Отрожка, ДПС Уктус, ДПП Ружино;

не проводить дополнительных работ по восстановлению ветсанобработки вагонов, контейнеров по III категории на ДПС Брянск-Восточный, Георгиевск, Иваново-Сортировочное, Мочище, Отрожка, Среднерогатская и Уктус. Количество вагонов (контейнеров), которые требуют ветсанобработки по III категории, достаточно невелико, появление их носит случайный характер. За последние 5 лет (с 2007 по 2011 г. г.) на сети железных дорог на ДПС Берендино обработано по III категории всего 22 вагона (5 ваг. в 2007 г., 13 ваг. в 2008 г., по 2 ваг. в 2009 и 2011 г. г. и 0 ваг. в 2010 г.). Очевидно, что устройства для обработки вагонов, контейнеров по III категории на каждой ДПС будут использоваться крайне редко.

На многих ДПП, ДПС необходим капитальный ремонт имеющихся сооружений и технических средств. Значительного финансирования требуют ремонт здания санпропускника на ДПС Среднерогатская (25,40 млн.руб.), склад топлива на ДПП Ружино (23,00 млн.руб), а также насосных станций и их оборудования; эстакад и промывочных платформ; подъездных путей, канализационных сетей, теплотрасс, подъемных механизмов, различных трубы (дымовые в котельных, вентиляционные в хлораторных) и т.д. в размере 34,80 млн.руб. (ДПС Среднерогатская, ДПС Берендино, ДПС Иваново-Сортировочное, ДПС Отрожка) (всего на ремонт зданий и сооружений, улучшение и развитие технических средств, имеющихся на ДПП, ДПС, запрашивается 83,20 млн.руб.).

Необходима модернизация и реконструкция:

очистных сооружений (ДПС Среднерогатская — 55,00 млн.руб.; ДПС Отрожка — 46, млн.руб.; ДПС Брянск-Восточный — 11,50 млн.руб.; ДПС Иваново-Сортировочное, ДПС Георгиевск, ДПС Уктус, ДПС Мочище);

зоны проведения ветсанобработки по I,II категориям (ДПП Ружино — 60,00 млн.руб.; ДПС Отрожка — 24,00 млн.руб.; ДПС Мочище — 24,00 млн.руб.; ДПС Иваново-Сортировочное);

установка эстакад для обработки вагонов-хопперов (ДПС Среднерогатская — 11,00 млн.руб.; ДПС Брянск-Восточный — 15,00 млн. руб.; ДПС Иваново-Сортировочное) и др., всего на строительство на ДПП, ДПС новых зданий и сооружений, приобретение нового оборудования, машин или механизмов — 434,03 млн.руб.


Техническое перевооружение ДПП и ДПС позволит обеспечить повышение качества и увеличение объемов ветсанобработки вагонов и контейнеров.

Таблица 4.1 — Перечень работ по техническому перевооружению и реконструкции дезпромпунктов и дезпромстанций на перспективу до 2015 г.

N N

п/п

Наименование ДПС,

ДПП и железных

дорог их

расположения

Предложения по

дальнейшему

использованию

ДПС, ДПП, исходя

из эффективности

их работы и

состояния

технического

оснащения

Предложения по ремонту зданий и

сооружений, улучшению и развитию

технических средств, имеющихся на ДПП,

ДПС

Предложения по строительству на ДПП, ДПС

новых зданий и сооружений, приобретению

нового оборудования, машин или механизмов

Перечень зданий, сооружений,

технических средств с

указанием необходимого

объема работ

Стоимость

работ,

млн.руб.

Перечень новых зданий,

сооружений, оборудования,

машин и механизмов

Стоимость

мероприятия,

млн.руб.

1

2

3

4

5

6

7

1

ДПС

Среднерогатская,

ОКТ ДМ

Развивать

Насосная станция перекачки:

автоматическая система

управления насосами — 1 ед.;

система вентиляции — 1 ед.;

запорная арматура (задвижки,

клапаны) — 4 шт.

Слесарная мастерская:

замена ворот, оконных

блоков, электропроводки,

светильников, ремонт полов,

стен, потолков и кровли

Площадка санпропускника:

асфальтировка

0,20

0,30

0,50

0,70

0,80

Слесарные верстаки — 4 шт.

Насосы СМ 100-65-200-2 с

электродвигателями — 4 ед.

Тельферы в насосной станции

перекачки — 2 ед.

Места временного хранения

отходов — 3 площадки

Ограждение территории и зон

обработки вагонов

Промывочная площадка II

категории: установка

бетонных ванн

0,07

0,21

0,25

1,70

3,60

4,50

Промывочная площадка для II

категории: асфальтировка

Эстакада для I категории:

ремонт бетонного покрытия,

приемных колодцев, приемных

лотков

Здание санпропускника

1,00

1,80

25,40

ПИР и установка эстакады

для промывки вагонов-

хопперов

ПИР и увеличение

протяженности площадки для

механизированной очистки

вагонов

ПИР и строительство

очистных сооружений

11,00

11,00

55,00

ИТОГО:

30,70

89,53

2

ДПС Бойня,

МОСК ДМ

Закрыть

3

ДПС          Брянск-

Восточный,

МОСК ДМ

Развивать

Тракторы с навесным ковшом

без зубьев и уборочной

щеткой

Машины для перевозки жидких

отходов (1 машину на

Московскую дирекцию для

использования в МЧ-

1,7,9,13,15)

ПИР     и      строительство

утепленных               баз

дезинфекционных барьеров

ПИР и строительство

очистных сооружений

ПИР и установка эстакады

для промывки вагонов-

хопперов

1,50

2

2,00

6,50

11,50

15,00

ИТОГО:

36,5

4

ДПС Берендино,  МОСК

ДМ

Развивать

Ремонт заглубленной  насосной

станции.

Замена  напорной  канализации

трубы длиной 500  м  и  d-150

мм  с  выполнением   охранных

мероприятий.

Замена бункера  шлакосборника

в котельной (металлический).

Ремонт  теплотрассы   (замена

труб общей длиной 700 м и  d-

80 мм)

10,00

Угледробилка — 2 шт.

Контейнерная

автозаправочная      станция

(КАЗС)      с       емкостью

контейнера-хранилища

топлива 5 куб.м -1шт.

Дезкамера КДП-3 — 2 шт.

Автоклав    емкостью    0,98

куб.м-2 шт.

Компрессор  1-0,63  по  ГОСТ

18517-73

производительностью       не

менее  0,63  куб.м/мин  —  1

шт.

Автоматическая      пожарная

сигнализация  на   объектах:

гараж (343,1 кв.м.);

деревообрабатывающий     цех

(111 кв.м.);

котельная (540 кв.м.).

Дымосос   Д-10   с    правым

вращением — 3 шт.

Вентиляторы  дутьевые   ВД-8

левого вращения — 3 шт.

Насосы  сетевые  КМ  100-65-

200 — 3 шт.

Насосы на  промывку  КМ  80-

65-160 — 3 шт.

Насосы ЗМСГ-10 -3 шт.

35,00

ИТОГО:

10,00

35,00

5

ДПС Георгиевск,

С-КАВ ДМ

Развивать

Строительство 2-ой очереди

очистных сооружений

Реализуется в

рамках

инвестицион-

ной программы

в 2013-2014 г.

г.

(~ 60,00)

6

ДПС         Иваново-

Сортировочное,

СЕВ ДМ

Развивать

Канализационная сеть (трубы

общей длиной 120 м)

Задвижки — 6 шт.

Фланцы — 24 шт.

Механизм подъемный — 2 шт.

Насос для артезианской

скважины — 2 шт.

Предохранительный шкаф — 1

шт.

Магнитные пускатели — 8 шт.

Арматура фланцевая — 8 шт.

Колодцы — 12 шт.

Воздуховоды — 16 кв.м.

Калорифер — 1 шт.

Заземлитель — 6 шт.

Тельферы — 4 шт.

Дымовая труба котельной.

Вентиляционная труба

хлораторной.

Всасывающий коллектор — 50 м

15,00

Строительство

механизированного участка

для промывки и сушки

вагонов-хопперов.

Модернизация локальных

очистных сооружений.

Шиты управления и

автоматики безопасности

паровых котлов.

Экскаватор-погрузчик — 1

ед.

Илососная машина — 1 ед.

Сооружения для проведения

ветсанобработки по II

категории.

Оборудование котельной.

48,00

ИТОГО:

15,00

48,00

7

ДПС Мочище,

З-СИБ ДМ

Развивать, в том

числе

ветсанобработку

по II категории

Насосное оборудование.

Воздуходувное оборудование.

Электрооборудование.

Водоизмерительные

устройства.

Система обеззараживания

осадка на иловых площадках

ПИР и строительство

очистных сооружений

12,00

Реализуется в

рамках

инвестиционной

программы в

2013-2014 г.

г.

(~55,00)

ИТОГО:

12,00

8

ДПС Отрожка,

Ю-ВОСТ ДМ

Развивать

Подъездные пути общей  длиной

1192 м

4,50

Обеззараживающие камеры для

пропарки спецодежды.

Система водоснабжения и

водоотведения.

Асфальтовое покрытие

дорожек и площадки

временного накопления

отходов.

Зоны ветсанобработки I и II

категориям закрытого типа.

Зона с системой улавливания

и сбора мусора и очистными

сооружениями замкнутого

типа.

8,00

15,00

15,00

24,00

46,00

ИТОГО:

4,50

108,00

9

ДПС Уктус,

СВЕРД ДМ

Развивать

ПИР и строительство

очистных сооружений

25,00

Реализуется в

рамках

инвестиционной

программы в

2013-2014 г.

г.

10

ДПП Ружино,

ДВОСТ ДМ

Развивать

Склад топлива

23,00

Система энергоснабжения

(прокладка новой линии

электропередач).

Приобретение и монтаж

системы видеонаблюдения,

СПД. Приобретение

оргтехники и ПЭВМ в

административное здание.

Реконструкция котельной с

заменой старого

оборудования на

электрические водогрейные

котлы большей мощности и

установка дополнительного

бака-термоса объемом

60куб.м

Зоны ветсанобработки I и II

категориям закрытого типа

4,00

5,00

36,00

60,00

ИТОГО:

23,00

105,00

ВСЕГО:

83,20

434,03



Приложение А

Техническое состояние дезпромпунктов и дезпромстанциий (по состоянию на 01.04.2012 г.)

См. таблицу



Приложение Б

Динамика объемов обработки вагонов и контейнеров на ДПП, ДПС в 2007-2011 г. г.

Не приводится — прим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности