Распоряжение № 269р от 11.02.2008
«Об энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года»
«Об энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года»
Распоряжение № 269р от 11.02.2008
7. Ожидаемые результаты реализации скорректированной Энергетической стратегии
Технико-экономическая эффективность реализации предусмотренных настоящей корректировкой Энергетической стратегии мер, направленных на энергосбережение, интегрально определяется влиянием их на снижение удельных расходов и нормативов потребления ТЭР как в тяге поездов, так и в стационарной энергетике.
Прогноз потребности ОАО «РЖД» в ТЭР на периоды 2007 — 2010 гг. и 2011 — 2030 гг., определенный исходя из заданных Стратегией развития — 2030 объемов перевозок, приведен в разделах 3 и 4 (табл. 3.1 и 4.1). Там же указаны уровни ежегодных затрат на приобретение энергоресурсов с учетом роста цен (тарифов), прогнозируемого Минэкономразвития России.
Результирующие данные ежегодной экономии ТЭР, потребляемых ОАО «РЖД», в натуральных показателях представлены в табл. 7.1.
Изменение объемов потребления ТЭР и структуры энергобаланса ОАО «РЖД» до 2030 года
Таблица 7.1
Показатель |
Изменение объемов потребления ТЭР в год |
Примечание |
|||
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2030 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 Тяга поездов |
|||||
1.1 Электроэнергия, млн кВт*ч |
-1945,5 |
-2777,3 |
-4242,6 |
-5681,6 |
|
1.2 Дизельное топливо, тыс. т |
-99,2 |
-211,1 |
-325,2 |
-473,6 |
|
1.3 Дизельное топливо, тыс. т |
— |
-203,8 |
-421,8 |
-914,8 |
Дополнительно при замещении сжиженным газом к 2030 году на 25% |
1.4 Газ сжиженный, тыс. т |
— |
+103,2 |
+220,0 |
+491,5 |
|
2 Стационарная энергетика |
|||||
2.1 Электроэнергия, млн кВт*ч |
+630,0 |
+1400,0 |
+1800,0 |
+2500,0 |
|
2.2 Дизельное топливо на нетяговые нужды, тыс.т |
-17,0 |
-65,8 |
-105,8 |
-108,5 |
|
2.3 Уголь, тыс. т |
342,0 |
547,5 |
747,5 |
1147,5 |
|
2.4 Мазут, тыс. т |
76,8 |
130,8 |
186,8 |
301,6 |
|
2.5 Газ сжатый природный, млн куб. м |
+167,2 |
+436,9 |
+702,9 |
+982,9 |
|
2.6 Газ сжиженный, тыс. т |
+5,4 |
+81,0 |
+137,6 |
+244,6 |
|
2.7 Тепловая энергия со стороны, млн Гкал |
-1,4 |
-1,8 |
-2,4 |
-2,6 |
|
3 Относительная экономия затрат на энергоресурсы, млн руб. |
2258,8 |
2783,1 |
3085,5 |
3577,5 |
|
3.1 Суммарная относительная экономия затрат за 2007 — 2030 гг., млрд. руб. |
68,8 |
||||
3.2 Относительная экономия затрат (при замещении дизельного топлива на тягу поездов газом к 2030 году на 25%), млн руб. |
2258,8 |
4166,5 |
5995,7 |
11520,7 |
|
3.3 Суммарная относительная экономия затрат за 2007 — 2030 гг. (с учетом замещения дизельного топлива газом к 2030 году на 25%), млрд. руб. |
138,1 |
Примечания:
1. Ежегодная относительная экономия ТЭР на тягу поездов определялась как произведение снижения удельных энергозатрат в расчетном году к уровню базового 2006 года на объем перевозочной работы в расчетном году; для стационарной энергетики — как разница между прогнозируемым объемом потребления ТЭР в расчетном году и объемом потребления в 2006 году.
2. В относительную экономию затрат на ТЭР входит и изменение структуры баланса потребления ТЭР (например — замещение дизельного топлива, мазута и угля газом): со знаком «минус» — экономия, со знаком «плюс» — дополнительный расход.
В результате к 2030 году за счет всего комплекса мер по энергосбережению и структурных изменений энергобаланса компании к уровню 2006 года должно быть достигнуто относительное снижение годового потребления ТЭР:
1) в тяге поездов: электроэнергии — на 5,7 млрд. кВт*ч, дизельного топлива — на 473,6 тыс. т (дополнительно около 1 млн т при условии 25%-го замещения газом);
2) в стационарной энергетике: угля — на 1,2 млн т, мазута — на 250,0 тыс. т, тепловой энергии, приобретаемой со стороны — на 2,6 млн Гкал.
Возрастет потребление:
- в тяге поездов — сжиженного газа на 0,5 млн т;
- в стационарной энергетике: электроэнергии — на 2,5 млрд. кВт*ч, сжатого природного газа — на 1,0 млрд. куб. м, сжиженного газа — на 244,6 тыс. т.
Относительная экономия затрат на приобретение ТЭР составит ежегодно 3-4 млрд. рублей или суммарно за период 2007 — 2030 гг. — около 70 млрд. рублей.
Особо эффективной окажется газификация автономной тяги поездов: замещение 25% дизельного топлива газом позволит получить к 2030 году дополнительную экономию около 8 млрд. рублей в год.
Основные ожидаемые результаты от корректировки Энергетической стратегии заключаются в следующем:
- полное и надежное энергообеспечение перевозочного процесса в объемах, предусмотренных Стратегией развития-2030, при реально достижимом минимальном уровне затрат на приобретение ТЭР;
- устойчивое снижение энергоемкости перевозочного процесса (к 2030 году к уровню 2006 года): в электротяге — на 9 — 10%, в теплотяге — на 11 — 12% при двукратно меньших темпах ежегодного роста потребления ТЭР в целом по компании по отношению к темпам роста объемов перевозок;
-
относительное снижение годового расхода ТЭР в натуральных показателях (по нормативам удельного их потребления в 2006 году):
- к 2010 году: электроэнергии — на 1,9 млрд. кВт*ч, дизельного топлива — на 100 тыс. т, угля — на 0,36 млн т и мазута — на 15,9 тыс. т;
- к 2030 году: электроэнергии — на 3,2 млрд. кВт*ч, дизельного топлива — на 0,47 млн т (дополнительно — на 1,0 млн т при замещении дизельного топлива в автономной тяге на 25%), угля — на 1,2 млн т и мазута — на 250 тыс. т;
- ежегодная экономия финансовых средств на приобретение ТЭР — 3 — 4 млрд. рублей. Суммарная экономия за период 2007 — 2030 гг. — около 70 млрд. рублей;
- коренное улучшение структуры управления энергетическим комплексом компании на основе современных автоматизированных информационных технологий, систем учета и мониторинга расходования энергоресурсов, а также на основе взаимовыгодных отношений производителей и потребителей энергоресурсов;
- гармоничное и эффективное вхождение ОАО «РЖД» в энергетический рынок страны при недискриминационных экономических взаимоотношениях;
- значительное повышение уровня энергобезопасности компании за счет взаимосогласованного с ТЭК России развития собственных генерирующих мощностей.