СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 24) от 29 февраля 2012 г. N 421р
9.14 Требования к структуре АУК
9.14.1 АУК кроме комплекта АУЗ (тем) с процедурным и (или) декларативным учебным материалом должен включать: содержание, контрольные тесты или работы по темам, педагогический (экзаменационный) тест по курсу (при необходимости) и инструменты обучаемого. К инструментам обучаемого относятся: поиск информации, справочник, электронная тетрадь, журнал, советчик, помощь.
9.14.2 Содержание АУК должно быть представлено гиперссылками для вызова нужного АУЗ (темы). Кроме того, должен быть предусмотрен рестарт на то место АУЗ (темы), на котором остановился конкретный обучаемый в предыдущем занятии.
9.14.3 Контрольные тесты должны быть доступны в АУК после прохождения темы. Цель — диагностика усвоения темы. При этом справочник и подсказки не должны быть доступны, но должен быть доступен при необходимости калькулятор. По результатам выполнения тестов должны выводиться данные о заданных вопросах и начисленных по ним баллах. Должна быть проведена диагностика невыполненных заданий теста и сформированы рекомендации для самоподготовки.
9.14.4 Педагогический (экзаменационный) тест должен охватывать весь курс. Цель применения теста — оценка качества подготовки, профессиональная сертификация обучаемых, но не диагностика усвоения. Тест должен разрабатываться по п. 10.4.
9.14.5 Поиск информации должен быть представлен гиперссылками на основные понятия и термины, которые в учебном материале должны быть выделены цветом или подчеркиванием для вызова (простой поиск). Для трудных в усвоении АУК должна быть обеспечена возможность формирования сложного поиска по совокупности ключевых слов.
9.14.6 Справочник по учебной дисциплине должен содержать учебную информацию в сжатой форме: главные определения, краткие положения, выводы основных закономерностей, обобщенные способы решения классов задач и т.п., а также гиперссылки на разделы данного или других курсов (учебников), доступ к ресурсам которых возможен в данной АОС. Вход в справочник должен осуществляться как из его содержания (оглавления), так и из учебного материала.
9.14.7 Электронные рабочие тетради для ведения записей следует применять при условии владения обучающимися навыками работы с клавиатурой. Должна быть предусмотрена возможность копирования в рабочую тетрадь отдельных фрагментов учебного материала, например, для составления реферата. Должна быть обеспечена анонимность записей путем организации доступа к тетради по фамилии и индивидуальному коду обучаемого.
9.14.8 Журнал (база данных для сбора, обработки и хранения результатов обучения) должен рассматриваться одновременно как инструмент обучающего для организации контролируемого и управляемого самообучения, так и как инструмент обучаемого для самопроверки успешности обучения. Соответственно, в журнале должны фиксироваться прохождение и время, затраченные на изучение АУЗ или тем, ход и результаты усвоения деятельности, выполнения лабораторных работ, практических упражнений, задач для самостоятельного решения; результаты текущего и тематического контроля в условиях групповой и самостоятельной подготовки, рекомендации обучающего, статистика и т.п. Доступ к личным данным для обучаемого должен осуществляться по его фамилии и индивидуальному коду. Обучающий должен иметь доступ ко всем данным по индивидуальному паролю.
9.14.9 Советчик на основе диагностики учебной деятельности в ходе прохождения АУЗ должен выдавать рекомендации (при необходимости в отпечатанном виде): что из данного или других курсов необходимо самостоятельно повторить, какие практические задания необходимо отработать и т.п.
9.14.10 Помощь должна присутствовать на каждом кадре АУЗ в виде строки с указанием клавиш, которыми необходимо пользоваться при изучении декларативного материала, либо в виде контекстной справки о правилах ведения диалога при усвоении процедурных знаний.
9.14.11 При разработке АУК, предназначенных для дистанционной формы самостоятельного обучения, должны использоваться информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие возможность применения средств телекоммуникации для доставки АУК, контрольных работ, проведения синхронных и асинхронных текстовых компьютерных, групповых аудио- и видео занятий.