Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 20) от 29 февраля 2012 г. N 421р

9.10  Требования к организации обучающей деятельности

9.10.1  Организация обучающей деятельности должна обеспечивать уровни усвоения алгоритмов и способов деятельности на требуемых 3-х уровнях обученности в штатных ситуациях (на функционально-нормативном, информационно-нормативном, алгоритмически-нормативном уровнях) и нештатных ситуациях (на функционально-эвристическом, информационно-эвристическом, ситуационном уровнях), в соответствии с требованиями (разделами 5 и 7) стандарта ОАО «РЖД» «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования».

9.10.2  Цель обучающей деятельности 1-ого уровня — формирование у обучаемого представлений об общей структуре деятельности работника локомотивной бригады при решении им основных задач путем управления системами и подсистемами локомотива. На этом уровне должны быть установлены и усвоены самые общие смыслы и цели деятельности, начиная с самых глобальных, а также должно быть обеспечено понимание того, что должен последовательно делать работник для достижения этих целей, чего он должен добиться, что должен обеспечить.

Варианты предписанных алгоритмов деятельности (ПАД) 1-ого уровня должны графически отображать, отражать строение целевых структур деятельности работника. Кроме того, они должны содержать совокупность ориентиров и указаний для использования в решении учебных задач. Варианты ПАД не должны сводиться к линейным алгоритмам, указывающим весь путь от исходной ситуации до ее разрешения в виде дерева решений.

Перечень учебных задач (и вариантов ПАД 1-ого уровня) должен отражать все основные варианты деятельности работника или все основные задачи, которые могут быть поставлены. По своему содержанию учебные задачи должны отражать принципиальные условия, обеспечивающие работу всех систем в их взаимосвязях для различных вариантов деятельности или задач. По форме это могут быть, например, учебные задачи типа: «Что должно быть выполнено для устранения такой-то аварийной ситуации в таких-то условиях?».

После предварительной ориентировки 1-ого уровня (получения представлений о структуре учебной деятельности, иерархии задач, решаемых работником в разных режимах работы), а также усвоения теоретических знаний по структуре, принципах построения и функционирования локомотива, обучаемому предъявляют последовательно варианты ПСД 1-ого уровня параллельно с учебными задачами. Управление усвоением организуют по п.  5.2 — 5.5, п.  7.7.1 стандарта ОАО «РЖД» «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования» с демонстрацией последствий того или иного решения учебной задач. Учебные задачи должны отрабатываться на отображаемых структурно-функциональных схемах локомотива путем указания обучаемым задействованных систем, подсистем, агрегатов, узлов и режимов их функционирования.

Критерий успешности обучения на данном уровне — сформировать ООД 1-ого уровня, т.е. решение учебных задач за установленное время без обращений к ПАД и способность дать развернутое обоснование принятого решения обучаемому.

9.10.3  Цель обучающей и учебной деятельности 2-ого уровня — овладение обучаемыми способами ориентировки в штатных и нештатных ситуациях, их оценки и принятия оптимальных решений. Данному уровню учебной деятельности должно быть уделено существенно больше времени (основная проблема управления — отнесение ситуации к типу, для которого известно эффективное управление).

При разработке учебного материала должны быть выделены основные типовые штатные и нештатные ситуации, с которыми может столкнуться работник. При необходимости должны быть выделены группы типовых ситуаций по отдельным этапам работы или отдельным задачам. Например: типовые ситуации отказов отдельных агрегатов, типовые ситуации управления локомотивом на сложных участках, типовые ситуации внешних воздействий (задымление, разлом рельс и т.д.)

Для типовых ситуация должен быть составлен алгоритм ил алгоритмы распознавания — отнесения любой из предложенных ситуаций к определенному типу в группе по ряду выделенных признаков. При формировании пространственной и другой сложной ориентировки аналогами алгоритмов распознавания могут выступать целостные опознавательные эталоны типовых ситуаций. Например, наглядные изображения пространственного расположения объектов ориентировки работников при управлении локомотивом.

Алгоритм (алгоритмы, эталоны) распознавания должны представлять собой одну часть ПАД данного (второго) уровня обучения. Вторая часть ПАД должны быть представлена в виде обобщенного способа действий в данной типовой ситуации (не детального алгоритма управления в ситуации).

Основным содержанием учебных задач должно быть распознавание типов ситуаций с точки зрения качественных признаков и усвоение обобщенных способов действий в этих ситуациях. При этом статистические признаки ситуации должны выдаваться обучаемому на второй части экрана в готовом виде, а не считываться им с изображения пульта управления. Например, могут предъявляться значения отдельных параметров, изображения отдельных СОИ с показаниями, текстовые сообщения, изображения внекабинного пространства совместно с изображением состояния отдельных приборов и т.п. Распознавание на начальном этапе усвоения должно осуществляться, например, путем указания мышью на ситуацию в перечне или на один из нескольких эталонов. Аналогично управляющие действия в ситуации должны осуществляться обучаемым в условной форме. Например, выбором из перечня команды «снизить скорость» вместо виртуальных действий с ОУ по управлению скоростью на изображении пульта управления.

Учебная задача 2-ого уровня должна задаваться в форме, предполагающей предварительное решение задачи 1-ого уровня.

После предварительной ориентировки 2-ого уровня (получения представлений о структуре учебной деятельности) и усвоения теоретических знаний данного уровня (физических и технологических смыслов всех процессов, протекающих при управлении локомотивом, функциональной компоновки пульта управления) обучаемому предъявляют последовательно варианты ПАД параллельно с учебными задачами (типовыми штатными и нештатными ситуациями). Сначала обучаемый распознает ситуацию, затем (при правильном распознавании) ему предъявляют для условной отработки обобщенный способ действий в данной ситуации. Управление усвоением организует по п. 5.5, п. 5.6, п. 7.7.2 стандарта ОАО «РЖД» «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования» со следующими особенностями:

— при ошибочном опознавании ситуации на промежуточном и конечном этапах усвоения вместо предъявления для отработки способа действий в ситуации программные средства должны предъявить на опознание именно ту ситуацию, на которую обучаемый ошибочно указал (контрпример). Контрпримеры при этом должны предъявляться не более двух раз подряд (возможно «зацикливание» процесса распознавания);

— должны наглядно демонстрироваться последствия правильных и ошибочных действий с отображением состояния систем, подсистем и агрегатов, ключевых для данной ситуации;

— в набор учебных задач на промежуточном и конечном этапах усвоения должны быть включены задачи, содержащие: все необходимые для распознавания ситуации признаки, все необходимые признаки совместно с избыточными («шумовыми»), не все необходимые признаки, не все необходимые признаки совместно с избыточными.

Критерий успешности обучения на данном уровне — сформированность ООД 2-ого уровня, т.е. безошибочные принятия решений о действиях во всех типовых штатных и нештатных ситуациях и выполнение действий за установленное время без обращений к ПАД.

9.10.4 Цель обучающей и учебной деятельности 3-ого уровня — овладение способами и приемами управления локомотивом при реализации решений, принятых в той или иной типовой штатной или не штатной ситуации.

Усвоение учебной деятельности 3-ого уровня в нештатных ситуациях, как правило, должно осуществляться на полномасштабном тренажере.

В этих ситуациях:

— деятельность требует высокого уровня развития моторных, сенсорно-перцептивных навыков и хорошей сенсомоторной координации;

— работник при осуществлении деятельности опирается, кроме зрительно-слуховых, на ощущения и восприятия других модальностей (мышечно-суставные или кинестетические, вестибулярные и другие);

— требуется формирование двигательно-чувственного образа деятельности в целом.

Управление усвоением организуют в соответствии с требованиями п. 5.7, п. 5.8, п. 7.7.3 стандарта ОАО «РЖД» «Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования».

При формировании процесса усвоения 3-ого уровня в нештатных ситуациях рекомендуется создавать банк данных для обеспечения процесса обучения, включающий:

— базу трехмерных реальных участков железных дорог с набором реально существующих объектов инфраструктуры;

— библиотеку нештатных ситуаций для реально существующих объектов;

— библиотеку видеоэффектов;

— библиотеку аудиоэффектов;

— библиотеку динамических эффектов;

— библиотеку речевых сообщений.

В банке данных должны содержаться «идеальные» демонстративные и «идеальные» решения учебных задач. Они должны готовиться заранее путем привлечения к моделированию опытных специалистов — экспертов и последующего отбора наиболее эффективных и представительных вариантов ликвидации аварийных воздействий. При моделировании эксперты должны действовать как в реальности, т.е. в качестве вводной им должны сообщаться только начальные внешние признаки проявления ситуации в виде инструментальных и неинструментальных (доклады) сигналов. Детальные данные вводной о масштабе аварийного воздействия не должны доводиться, так как при их знании эксперты формулируют тривиальные решения.

При отработках учебных задач должна быть обеспечена возможность сопоставления обучаемыми динамики состояния ситуации в результате решений, принятых им и экспертом. Вмешательство в процесс отработки задачи должно производиться при проявлении существенных различий в текущих состояниях (по решениям эксперта и обучаемого) и только после группы решений, принятых обучаемым. Вмешательство должно состоять в предъявлении обучаемому списков решений, принятых им и экспертом с последующим разбором — анализом правильности, выполнимости и своевременности принятых обучаемым решений. Анализ должен проводить обучающий на основе знания детальной вводной.

Обучение работников действиям в нештатных ситуациях, обусловленных аварийно воздействующими факторами, должно предусматривать:

— усвоение соответствующих инструкций с использованием АОС (АУК);

— изучение размещения на локомотиве и усвоение процедур применения всех стационарных и переносных средств пожаротушения, водоотлива, аварийно-спасательного имущества, средств индивидуальной и коллективной защиты, средств спасения;

— демонстрацию (видеофильм) действий работников по локализации и ликвидации различных видов аварийных воздействий.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 23.01.2008 N 111р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности