МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (часть 3) от 23.04.2012 г. N 805р
В перевозочном процессе различают следующие виды потерь.
1. Перепроизводство.
Под перепроизводством понимается производство продукции в большем объеме, чем необходимо заказчику: конечному потребителю или внутреннему потребителю, находящемуся на следующей стадии технологического процесса. Перепроизводство приводит к потерям, так как для производства излишней продукции затрачены лишние ресурсы (человеческие, материальные и др.), которые могли быть использованы в другом технологическом процессе или не задействованы вовсе, а сама излишняя продукция может быть не реализована или реализована по бросовым ценам.
Причинами перепроизводства являются:
— слабые взаимодействия с заказчиками, недостатки планирования и изучения спроса.
— длительность переналадок;
— заказ больших партий сырья и материалов, выпуск продукции большими партиями;
— дублирование работы.
В перевозочном процессе перепроизводство нехарактерно, т.к. перевозки — это производство услуг, а не товаров, и процессы производства и потребления протекают одновременно. В период работы единым вагонным парком потери из-за перепроизводства могли возникать, когда грузоотправителю отбиралось и подавалось больше вагонов, чем требовалось. В настоящее время все услуги по следованию вагонов в груженом и порожнем состоянии оплачиваются собственниками, и поэтому к перепроизводству не приводят.
Потери от перепроизводства могут возникать также в офисной работе, например, при подготовке излишних копий документов, рассылке информации большему кругу людей, чем требуется и т.п. Ликвидация таких потерь осуществляется путем регламентирования соответствующих процессов.
2. Дефекты и переделка.
К дефектам и переделкам приводят ошибки при работе с изделием. На исправление дефектной продукции затрачиваются лишние ресурсы, в то время как производство товара или оказание услуги оплачивается клиентом только один раз.
Потерями железнодорожной станции от дефектов и переделок можно считать возникновение затрат:
— на выполнение дополнительных работ. Например, в парке отправления подготовлен состав к отправлению, прицеплен локомотив, изъяты тормозные башмаки, опробованы тормоза. Из-за недостатков в планировании принято решение отправить другой поезд, состав повторно закрепляется, локомотив отцепляется, состав присоединяется к устройству УЗОТ. При четком планировании отправления поездов со станции такие потери исключаются.
— на повторную переработку вагонов, возникающую из-за браков в работе. Например, потери от дефектов и переделок возникают из-за невыявления неисправных вагонов в парке прибытия, что приводит к неплановым отцепкам и задержкам поездов в парке отправления.
Для устранения этого вида потерь необходимо переработать технологии выполнения работ. Для достижения требуемого уровня качества, нужной последовательности работ, результативности и эффективности разрабатываются стандартные операционные процедуры. Конечная цель разработанных технологических документов — документирование оптимального способа выполнения работ применительно к каждому технологическому процессу.
Причиной дефектов и переделок является отсутствие системы предотвращения ошибок (Рока-Yoke).
Применение этого метода ликвидирует саму возможность допустить ошибку или позволяет предотвратить переход ошибок на следующие стадии процесса.
Метод Рока-Yoke заключается в том, что рабочие, инженеры, руководители вместе разрабатывают процедуры и устройства для предотвращения ошибок там, где они могут возникнуть. Предотвращение ошибок в месте и во время их возникновения — наиболее экономичный и дешевый способ избежать потерь.