Распоряжение ОАО РЖД от 08.10.2014 N 2370р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. N 2370р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ РЕЛЬСОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО «РЖД»
В связи с обеспечением координатной привязки результатов измерений мобильных средств диагностики к высокоточной координатной системе:
1. Внести в Положение о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2012 г. N 2714р, следующие изменения:
дополнить Положение о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог приложением Л:
«Правила применения систем видеонаблюдения и видеоконтроля мобильных средств неразрушающего контроля рельсов для оценки технического состояния элементов верхнего строения пути»;
2. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н.:
а) обеспечить доведение настоящего распоряжения до соответствующих структурных подразделений и предприятий;
б) организовать до 1 декабря 2014 г. изучение настоящего распоряжения причастными работниками;
в) обеспечить выполнение проверки рельсов средствами дефектоскопии с установленной периодичностью.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2015 г.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько
Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 08.10.2014 N 2370р
Приложение Л
ПРАВИЛА
ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ И ВИДЕОКОНТРОЛЯ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ.
Л.1.1 Настоящие «Правила применения систем видеонаблюдения и видеоконтроля мобильных средств неразрушающего контроля рельсов для оценки технического состояния элементов верхнего строения пути» (далее — Правила) распространяются на проведение визуальной оценки технического состояния рельсового хозяйства в качестве дополнительной информации при сплошном ультразвуковом контроле рельсов (далее — УЗК) мобильными средствами неразрушающего контроля (далее — НК), оборудованными системами видеонаблюдения.
Л.1.2 Визуальной оценке подлежат поверхность катания и рабочая выкружка головки рельсов с определением размеров дефектов (длины и ширины).
Л.1.3 Настоящие «Правила» устанавливают:
а) порядок применения систем видеонаблюдения;
б) назначение систем видеонаблюдения;
в) задачи, выполняемые системами видеонаблюдения;
г) порядок проведения «привязки» сигналов от дефектов к характерным объектам околодефектной зоны;
д) оценка состояния рельсового пути;
е) требования к системе видеонаблюдения мобильных средств НК рельсов;
ж) требования к программам отображения диагностической информации;
з) порядок использования видеоинформации;
к) требования к персоналу, проводящему анализ информации систем видеонаблюдения;
л) требования по безопасности при проведении обработки информации систем видеонаблюдения.
Л.1.4 Анализ информации систем видеонаблюдения проводится при расшифровке дефектограмм в случае подозрения на наличие дефектов и повреждений рельсов, элементов стрелочных переводов и сварных стыков в качестве дополнительной (уточняющей) операции.
Л.2.1 Существует множество дефектов верхнего строения пути, которые можно обнаружить визуальным осмотром. Применение видеоконтроля позволяет заблаговременно обнаружить места, где из-за поврежденного или отсутствующего элемента верхнего строения пути возможно возникновение аварийной ситуации.
Системы видеоконтроля позволяют автоматизировать работу по ведению непрерывного визуального контроля и идентификации объектов инфраструктуры человеком, которая характеризуется своей монотонностью и утомительностью.
Кроме того, на высоких скоростях некоторые виды отклонений не могут восприниматься человеческим глазом, что исключает из процесса наблюдения «человеческий фактор» и значительно снижая вероятность совершения ошибок.
Л.2.2 Ответственность за организацию и проведение анализа информации систем видеонаблюдения, проводимой при расшифровке дефектограмм, возлагается:
а) при проведении анализа в мобильном средстве (в вагоне — дефектоскопе, дефектоскопной автомотрисе или в диагностическом комплексе) — на начальника мобильного средства;
б) при проведении анализа в стационарных условиях (в аналитических центрах, центрах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, центрах расшифровки дефектограмм, центрах управления содержанием инфраструктуры и прочих) — на начальника вышеуказанной организации.
Л.3 Порядок применения систем видеонаблюдения.
Л.3.1 Объем дискового запоминающего пространства на борту мобильных средств диагностики должен обеспечивать хранение видеоинформации в течение не менее 2-х месяцев.
Л.3.2 Должны быть предусмотрены программно-аппаратные средства для копирования всей или части диагностической информации (включая видеоинформацию) с борта мобильного средства для ее последующей передачи и проведения анализа.
Л.3.3 В мобильном средстве НК рельсов видеоинформация должна использоваться в основном для повышения достоверности расшифровки дефектограмм (при принятии решения об обнаруженных дефектах).
Л.3.4 Периодическая передача диагностической информации (включая видео) из вагона-дефектоскопа в стационарное подразделение обработки и анализа должна осуществляться не реже чем 2 раза в месяц.
Л.3.5 Для проведения хранения и анализа зарегистрированной информации данное стационарное подразделение должно иметь соответствующие аппаратно-программные средства.
Л.3.6 Необходимо предусмотреть индексацию файлов для быстрого поиска видеоинформации с любых участков пути.
Л.3.7 Срок хранения диагностической информации в стационарном подразделении обработки и анализа должен быть не менее четырех месяцев и может быть изменен по согласованию с управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры.
Л.4 Назначение систем видеонаблюдения.
Л.4.1 Системы видеонаблюдения мобильных средств дефектоскопии рельсов предназначены для:
а) повышения достоверности результатов НК рельсов;
б) оценки состояния рельсового пути и объектов железнодорожной инфраструктуры;
в) проведения отдельных измерений параметров рельсового пути;
г) оценки состояния подвагонной части диагностического оборудования;
д)осуществления контроля на перегоне за порядком проведения персоналом наладочных работ диагностического оборудования.
Л.5 Задачи, выполняемые системами видеонаблюдения.
Л.5.1 Своевременность получения качественного, детального и цветного изображения (использование цифровых видеокамер с высоким разрешением в комплексе со специальным освещением и защитой от «засветки»).
Л.5.2 Комплектность и достаточность для детализации отдельных фрагментов местоположения поверхностных дефектов, повреждений рельсов и неисправностей пути с возможностью проводить измерение размеров выявляемых дефектов (длины и глубины). Целесообразно ввести датчики измерения глубины дефектов.
Л.5.3 Высокая скорость сбора, обработки и передачи актуальной информации.
Л.5.4 Возможность фильтрации и выделения полезной информации из общего массива (выделение и «обрезка» интересующих фрагментов записи проезда для минимизации объемов для последующего хранения).
Л.5.5 Системы видеонаблюдения и видеоконтроля должны применяться для проведения анализа, контроля, записи, хранения и повторного просмотра полученных данных видеонаблюдения с использованием автоматизированных систем расшифровки информации.
Л.6 Порядок проведения «привязки» сигналов от дефектов к характерным объектам околодефектной зоны.
Л.6.1 При расшифровке дефектограмм видеоинформация должна также использоваться для «привязки» сигналов от дефектов к характерным объектам околодефектной зоны:
а) сварным стыкам рельсов электроконтактной сварки (с нумерацией стыков);
б) алюминотермитным сварным стыкам;
в) изолирующим болтовым стыкам;
г) меткам на маячных шпалах;
д) пикетным и километровым столбам;
е) прочим объектам железнодорожной инфраструктуры для осуществления привязки.
Л.7 Оценка состояния рельсового пути.
Л.7.1 Оценка состояния рельсового пути осуществляется по полученным видеоизображениям рельсов, рельсовых скреплений, болтовых и сварных стыков, шпал, балласта и других элементов рельсового пути. При этом могут быть выявлены отдельные нарушения содержания пути, которые могут оказывать негативное влияние на результаты контроля и содержания пути, а именно:
а) стыковые зазоры недопустимой величины;
б) отсутствие одного стыкового болта на конце рельса (или двух при шестидырных накладках);
в) неудовлетворительное состояние рельсовых скреплений;
г) наличие сварных стыков на расстоянии менее 3 метров от болтовых стыков;
д) обрыв приварных рельсовых соединителей;
е) смещения рельсовых плетей относительно меток на маячных шпалах;
ж) предотказные состояния рельсового хозяйства (выход поперечных трещин на поверхность катания головки рельса, других повреждений рельсов, не подлежащих выявлению при ультразвуковом контроле и т.д.).
Л.8 Требования к системе видеонаблюдения мобильных средств НК рельсов.
К системе видеонаблюдения мобильных средств НК рельсов предъявляются следующие требования:
1. Система видеонаблюдения мобильных средств НК рельсов должна обеспечивать при минимальной конфигурации съемку поверхности катания рабочей выкружки головки рельсов (изнутри колеи) и шейки рельсов (изнутри колеи).
2. Получение за счет использования обзорных видеокамер съемку рельсового пути и объектов железнодорожной инфраструктуры (километровых и пикетных столбов, платформ, мостов, настилов переездов, шлагбаумов, тоннелей, опор контактной сети, элементов ж.д. автоматики и т.п.).
3. Разрешение видеоизображения вдоль оси движения должно быть не хуже дискрета представления координаты средства диагностики.
4. Обеспечение изображения достаточного для анализа качества на рабочих скоростях движения мобильных средств в диапазоне температур наружного воздуха от минус 50°С до плюс 50°С.
5. Система освещения должна обеспечивать достаточный уровень дополнительной подсветки и качественное изображение в любое время суток.
6. В системе должна быть предусмотрена дистанционная регулировка яркости фар, а для исключения засветки кадров в солнечную погоду, соответствующая защита.
7. В системе должна быть предусмотрена привязка видеокадров к путейской координате, а также к географическим координатам систем GPS/ГЛОНАСС.
8. Качество получаемых системой видеоизображений должно быть пригодно, как для проведения ручного анализа, так и для машинной обработки.
Л.9 Требования к программам отображения диагностической информации.
Л.9.1 В программах отображения должны быть предусмотрены:
а) автоматизированная система расшифровки видеоинформации технического состояния пути и рельсов (возможность автоматизированного определения состояния болтовых стыков (стыковых накладок, болтов), рельсовых соединителей, рельсовых скреплений и др.);
б) представление на одном экране (дисплее) дефектограмм УЗ и магнитного контроля рельсов одновременно с видеокадрами для любой точки рельсового пути, выделяемой оператором;
в) обеспечение синхронизации дефектоскопических сигналов с видеоинформацией с точностью не менее 10 мм;
г) просмотр многоканальных видеоданных в различных режимах (один кадр, несколько кадров, панорама, склейка кадров, автоматическая прокрутка видео с заданной скоростью и т.п.);
д) вырезка фрагментов видеоинформации для анализа локальных участков пути;
е) возможность добавления в «электронную записную книжку (блокнот)» отдельных кадров с дальнейшим их использованием в отчетных формах;
ж) формирование протокола контроля с дефектограммой и видеокадрами участка рельсов;
з) возможность проведения измерения по видеокадрам («электронная линейка») для оценки размеров поверхностных дефектов, стыковых зазоров, смещений маячных меток и т.п.;
и) автоматическая очистка жестких дисков от неактуальной видеоинформации при их переполнении;
к) формирование ведомости поиска по критериям;
л) программные средства должны предусматривать возможность измерения (с точностью не менее +/- 1 мм) в автоматизированном режиме по видеокадрам следующих характеристик:
м) длины и ширины повреждений (дефектов) на поверхности катания рельсов;
н) величин стыковых зазоров;
о) смещений рельсовых плетей относительно меток на маячных шпалах.
Л.10 Порядок использования видеоинформации.
Л.10.1 Система видеонаблюдения мобильных средств дефектоскопии рельсов предназначена для:
а) повышения достоверности результатов НК рельсов;
б) оценки состояния рельсового пути и объектов железнодорожной инфраструктуры;
в) проведения отдельных измерений параметров рельсового пути;
г) оценки состояния подвагонной части диагностического оборудования;
д) осуществления контроля на перегоне за порядком проведения персоналом наладочных работ диагностического оборудования.
Л.10.2 Повышение качества и достоверности расшифровки дефектограмм осуществляется за счет:
а) уточнения (подтверждения или опровержения) наличия дефектов рельсов, выявленных ультразвуковыми и магнитными методами НК рельсов;
б) обнаружения повреждений (дефектов) на поверхности катания и на рабочей выкружке головки рельсов;
в) выявления причин появления ложных сигналов (отверстий в рельсах, необработанных сварных стыков, маркировочных знаков и т.п.);
г) упрощения анализа сигналов в зоне стрелочных переводов;
д) обеспечения более точной «привязки» сигналов от дефектов к конкретному месту в пути;
е) определения причин ухудшения акустического контакта и, как следствие, неудовлетворительного качества дефектограмм УЗК (например, просадки в болтовых стыках, повреждения на концевых участках рельсов, большой боковой износ головки рельса и т.п.);
ж) оценки действий операторов по мониторингу выданных (дефектных) сечений рельсов;
з) подтверждения нахождения дефекта под наблюдением.
Л.10.3 Наличие видеоинформации должно позволять объективно принимать решение о состоянии контролируемых рельсов и минимизировать количество необоснованно выдаваемых на вторичный осмотр отметок.
Л.11 Требования к персоналу, проводящему анализ информации систем видеонаблюдения.
Л.11.1 Анализ информации систем видеонаблюдения и видеоконтроля должен проводиться высококвалифицированным персоналом. К персоналу предъявляются следующие требования:
а) наличие высшего технического образования;
б) занимаемая должность — не ниже ведущего инженера или ведущего технолога;
в) трудовой стаж в области рельсовой дефектоскопии — не менее 3-х лет;
г) наличие практических знаний по расшифровке дефектограмм;
д) знание нормативно-технической документации классификация дефектов и повреждений рельсов, дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов (НТД/ЦП-1-2-3-93 и классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов (утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. N 1653р).
Л.12 Требования по безопасности при проведении обработки информации систем видеонаблюдения.
Л.12.1 С учетом того, что проведение обработки информации систем видеонаблюдения непосредственно связано с работой на персональных электронно-вычислительных машинах, специалисты проводящие обработку информации систем видеонаблюдения в стационарных условиях, должны соблюдать правила безопасности и охраны труда, установленные для работников постоянно работающих с вычислительной техникой.
Вопросы, относящиеся к ответственности за обеспечение охраны труда при работе за компьютером, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ Об основах охраны труда в Российской Федерации и Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Л.12.2 Работники, проводящие обработку информации систем видеонаблюдения в мобильных средствах НК рельсов, должны кроме требований, указанных в п. Л.12.1, соблюдать правила безопасности и охраны труда установленные для работников мобильных средств (приложения Г, Г1, Д, Е распоряжения ОАО «РЖД» от 27.12.2012 N 2714р).