Рубрики
Приказы и распоряжения

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СТАНЦИЯХ (часть 1) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.009


Введена в действие

распоряжением ОАО «РЖД»

от 25.06.2012 г. N 1254р

М ЦД 2.10.009

МЕТОДИКА ОАО «РЖД»

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СТАНЦИЯХ

Дата ввода в действие: 01.07.2012 г.

1 Область применения

1.1 Настоящее методическое руководство описывает порядок улучшения технологического процесса работы железнодорожной станции за счет применения технологий и инструментов бережливого производства.

1.2 Настоящее методическое руководство предназначено для применения руководством и специалистами железнодорожных станций ОАО «РЖД».

1.3 Последовательность оптимизации процессов планирования и управления движением поездов на полигоне (проследования по перегонам, обработки на станциях) описывается в М ЦД 2.10.007.

1.4 Порядок улучшения процессов в течение цикла эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад за счет применения технологий и инструментов бережливого производства описывается в М ЦД 2.10.008.

2 Цель

2.1 Целью настоящего документа является определение методических решений, обеспечивающих последовательное выявление, сокращение и устранение потерь (как существующих, так и потенциальных) в организации эксплуатационной работы на станциях, во внутренних процессах станции, на стыках взаимодействия станции с ДЦУП и смежными структурными подразделениями в узле за счет применения технологий бережливого производства.

3 Определение понятии

3.1 В настоящем методическом руководстве применены следующие понятия с соответствующими определениями:

5С — система организации эффективного и безопасного рабочего места.

Время добавления ценности — время операций или действий, в результате которых продукту или услуге придаются свойства, за которые клиент готов платить.

Время выполнения заказа — время с момента размещения заказа до его выполнения и передачи потребителю.

Примечание — моментом размещения заказа может быть, например, подача подвижного состава на ремонт, поступление заявки от структурного подразделения на поставку материально-технических ресурсов, поступление заявки от грузоотправителя на перевозку грузов и т.д.

Выталкивающее производство (выталкивание) — схема организации производства, при которой объемы продукции/работ и сроки их изготовления/выполнения на каждом производственном этапе определяются исключительно производительностью данного этапа независимо от фактического темпа работы следующего этапа и потребностей потребителя. Обратная схема организации производства называется «Вытягивающем производством».

Вытягивающее производство (вытягивание) — схема организации производства, при которой объемы продукции/работ и сроки их изготовления/выполнения на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов и потребителя. Обратная схема организации производства называется «Выталкивающим производством».

Карта потока создания ценности — графическое описание материального и информационного потоков в ходе создания ценности при движении материалов по процессам от поставщика до потребителя.

Неравномерность — колебания в ритме работы производственной системы.

Потери — любая деятельность (или состояние), которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя. Существует семь основных видов потерь, это — перепроизводство материалов или информации (когда спрос на них еще не возник); ожидание следующей производственной стадии; транспортировка материалов или информации; излишняя обработка, заложенная в конструкции или требующаяся из-за недостатков оборудования или несовершенства процесса; наличие любых, кроме минимально необходимых, запасов; перемещение людей в ходе работы (например, в поисках деталей, инструментов, документов, помощи и пр.); производство дефектов.

Поток создания ценности — набор действий по проектированию, оформлению заказа и производству: от возникновения концепции до запуска в производство, от заказа до доставки, от добычи сырья до создания готового изделия.

Процесс — серия отдельных операций (действий), посредством которых создается проект, оформляется заказ или производится продукция.

Стандарт — в концепции бережливого производства в отличие от традиционных подходов «стандарт» — это наилучший достигнутый способ выполнения какой-либо деятельности с использованием приемов, наиболее эффективных с точки зрения сокращения потерь, удобства для исполнения и скорости работы. Эти приемы предварительно проверены на практике, наглядно изложены в простой и понятной форме с использованием средств визуализации, доведены посредством обучения до всех работников, выполняющих данную деятельность.

Скорость потока — общее время прохождения изделий от поставщика (начала процесса) до конечного потребителя.

Ценность или потребительская ценность — определяется заказчиком как ожидаемое качество, количество, цена и срок поставки. Ценность — совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов платить поставщику, поскольку данные свойства продукта или услуги вызывают субъективное ощущение потребителя, что нужная ему вещь (услуга) доставлена (оказана) в нужном количестве, с нужным качеством, в нужное время и в нужном месте (вызывают ощущение удовлетворенности).

Цикл P-D-C-A пли цикл Деминга — цикл совершенствования любого процесса или деятельности. Планируй, делай, проверяй, воздействуй.

Интересно почитать:   Технология ОАО РЖД от 04.03.2008 N 5898

4 Схема осуществления деятельности

4.1 Блок-схема сокращения потерь в технологическом процессе станции за счет применения технологий бережливого производства приведена в таблице 1.

См. Таблицу 1 — Блок-схема цикла улучшения технологического процесса работы станции за счет применения технологий бережливого производства

5 Основные положения

5.1 Принципы применения бережливого производства в ОАО «РЖД»

Согласно Концепции применения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД» приняты следующие принципы построения «бережливой» производственно- транспортной системы ОАО «РЖД»:

1) Определить ценность конкретного продукта. Ценность имеет только та продукция / услуга, которая за определенную цену и в определенное время способна удовлетворить потребности и пожелания потребителей. Ценность определяется не только конечными, но и внутренними потребителями — хозяйствами ОАО «РЖД».

2) Определить поток создания ценности для продукта. Поток создания ценности — это совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенная продукция / услуга прошла свой путь к потребителю.

3) Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта. Необходимо перейти от разделения работы на партии и выполнения ее по подразделениям к более эффективному способу — когда продукт (продукция, услуга или все вместе) подвергается обработке непрерывно. Нужно акцентировать внимание не на структурных подразделениях и оборудовании, а на продукте и его нуждах.

4) Позволить потребителю «вытягивать» продукт (продукция услуга запрашивается со стороны потребителя, а не навязывается поставщиком).

5) Делать процессы прозрачными. Все участники процесса (поставщики, структурные подразделения, потребители, сотрудники) должны видеть процесс создания ценности.

6) Стремиться к совершенству (внедрение малозатратных, массовых и постоянных улучшений — подход «кайдзен»).

5.2 Место и задачи станции в перевозочном процессе. Особенности внедрения бережливого производства на станции

5.2.1 Главной целью Центральной дирекции управления движением является осуществление регулярного, равномерного обслуживания пассажиров и грузоотправителей с рациональным минимумом эксплуатационных расходов.

Задачей ДЦУП и станциям при этом является пооперационная детализация и исполнение планов перевозочного процесса. Технические операции на станциях явно или неявно влияют почти на все потери при перевозке грузов: определяет сроки, сохранность перевозки грузов, эффективность использования тяговых ресурсов (локомотивов и локомотивных бригад), влияет на использование пропускной способности прилегающих участков.

Целью, или ценностью работы станции является поезд, отправленный со станции по расписанию на «точку» энергооптимального графика. Основной задачей станции в перевозочном процессе является организация пропуска и переработки заданного количества поездов строго по графику таким образом, чтобы обеспечить совокупный минимум затрат всех подразделений, расположенных в узле (рисунок 1).

См. Рисунок 1 — Задачи работы станции в узле. Взаимосвязь технологических процессов подразделений узла

5.2.2 При внедрении бережливого производства на станциях необходимо принимать во внимание следующее:

1. Внедрение бережливого производства на станции приносит значительно больший результат, если на полигоне движение грузовых поездов осуществляется по нормативному графику. Движение поездов по графику сокращает внешнюю неравномерность работы станции, позволяя руководству станции сконцентрироваться на устранении внутренних потерь, высвобождению ресурсов и достижению, тем самым, экономического эффекта.

2. Станцию необходимо рассматривать с учетом тесной связи ее технологического процесса с процессами других подразделений в узле, которые должны взаимодействовать с технологическим процессом работы станции по принципу «точно в срок» (то есть процесс подразделения-поставщика должен начинаться в такое время, чтобы в срок поставить станции услугу надлежащего качества). Важным является то, что большая часть потерь в узле находится на стыках взаимодействия предприятий (то есть зависит от деятельности нескольких участников). Следовательно, наибольший эффект от внедрения бережливого производства на станции получается при выявлении и устранении потерь с участием смежных предприятий узла. При этом станция выступает инициатором и организатором проектов по снижению потерь.

3. Приоритетность устранения потерь, связанных с влиянием ДЦУП и других структурных подразделений в узле на работу станции, не означает отсутствия надобности в улучшении отдельных операций, целиком зависящих от руководства станции. Общим принципом бережливого производства является устранение потерь везде, где это возможно.

5.2.3 Работа станции по анализу скрытых потерь в технологическом процессе и их устранению должна осуществляться по следующим направлениями:

1. Незамедлительное устранение/снижением размеров потерь, которые находятся в возможностях станции (например, изменение маршрутов маневровых перемещений, улучшение состояния рабочих мест по системе 5С и другие).

2. Выход на руководство ДЦУП и региональной дирекции управления движением (Д) с обоснованными предложениями по изменению графика движения поездов, плана формирования для станции (очередности прибытия/отправления поездов, отдельных назначений в плане формирования и т.п.).

3. Совместный с другими подразделениями узла анализ обнаруженных потерь на стыках взаимодействия, разработка и внедрение мероприятий для их устранения/снижением размеров (данная деятельность может выполняться в рамках узловой рабочей группы).

4. Выход на руководство Д с результатами хронометража и предложениями по изменению нормативов работы станции, если текущие плановые нормы не могут быть достигнуты из-за влияния внешних факторов (не устранимых в ближайшее время силами станции).

5. Выход на руководство Д с обоснованными предложениями по выделению станции дополнительных ресурсов на внедрение мероприятий по устранению/снижению размеров потерь.

Интересно почитать:   План мероприятий, необходимых для создания пригородных пассажирских компаний в 2005 году от 11.04.2005 г. N 313

Примечание — Задача 4 является стратегической задачей руководства станции. Во-первых, принимаемые в рамках задачи 4 решения носят системный характер и направлены на получение устойчивого положительного эффекта на долгосрочную перспективу. Во-первых, она реализует крайне важную функцию обратной связи для вышестоящего руководства, позволяя обеспечить согласованность целей верхних уровней управления с возможностями линейного уровня по их выполнению.

5.2.4 В настоящем руководстве приведены практические шаги решения задач структурных подразделений ЦД по сокращению потерь в соответствии с алгоритмом, приведенным в разделе 4.

6 Формирование, подготовка рабочих групп по устранению потерь на станции

6.1 Внедрение технологий бережливого производства на станциях должны осуществлять специально сформированные для выполнения данной задачи рабочие группы. Создание рабочей группы оформляется приказом о создании рабочей группы в установленном порядке. Рекомендуемый шаблон приказа приведен в приложении А.

6.2 Руководителем рабочей группы является начальник станции либо его заместитель (главный инженер, заместитель по оперативной работе, заместитель по грузовой работе).

6.3 В состав рабочей группы следует включать специалистов, выполняющих следующие функции в подразделениях:

— технологическое сопровождение производства;

— нормирование труда;

— планирование и учет эксплуатационных затрат;

— обслуживание технологического оборудования;

— управление персоналом;

— а также опытных работников (независимо от должности), хорошо знающих фактическое состояние и проблемы конкретного процесса (они могут входить в рабочую группу на временной основе).

Численность рабочей группы по внедрению технологий бережливого производства должна составлять не менее четырех человек.

6.4 Руководитель рабочей группы должен быть наделен следующими обязанностями и правами:

— Обязанности:

* отвечает за планирование, руководство и контроль выполнения проекта по внедрению технологий бережливого производства на станции,

* отвечает за достижение целевых показателей по снижению непроизводительных потерь на объекте внедрения технологий бережливого производства,

* осуществляет оценку результатов внедрения технологий бережливого производства на станции,

* осуществляет информационный обмен между членами рабочей группы,

* предоставляет отчетность о ходе внедрения технологий бережливого производства руководству станции, вышестоящих подразделений (ДЦС, Д, ЦД), другим заинтересованным сторонам;

— Права:

* управляет деятельностью остальных членов рабочей группы,

* распоряжается бюджетом и ресурсами станции (материально-техническими, информационными, кадровыми) для внедрения технологий бережливого производства в пределах установленного лимита,

* утверждает планы малозатратных мероприятий по внедрению технологий бережливого производства.

6.5 Члены рабочей группы должны быть наделены персональными обязанностями и правами. Персональные обязанности членов рабочих групп устанавливаются в положении о создании рабочей группы, в планах мероприятий, графиках выполнения работ.

Рекомендуемый шаблон положения о рабочей группе станции по сокращению потерь с применением технологий бережливого производства приведен в Приложении Б.

6.6 Руководитель и члены рабочей группы должны, иметь как минимум, следующие знания в области бережливого производства:

— общие принципы бережливого производства;

— виды скрытых потерь, их основные причины (источники) и возможные способы сокращения потерь;

— описание и преобразование потоков создания ценности;

— система упорядочивания (5С);

— стандартизация;

— визуальный менеджмент.

6.7 Источниками указанных знаний для структурных подразделений Центральной дирекции управления движением являются:

— СТК 1.05.002 Применение технологий бережливого производства при организации производственных и технологических процессов ремонта и эксплуатации технических средств. Основные положения;

— комплект методических руководств по применению бережливого производства в организации и управлении перевозочным процессом:

* М ЦД 2.10.007 Методическое руководство по применению бережливого производства при управлении движением поездов на полигоне,

* М ЦД 2.10.008 Методическое руководство по применению бережливого производства при эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад,

* М ЦД 2.10.009 Методическое руководство по применению бережливого производства на станциях (настоящее методическое руководство);

— типовые планы мероприятий по снижению непроизводительных потерь в структурных подразделениях Центральной дирекции управления движением, утвержденные главным инженером Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» Н.П. Шипулиным 07.12.2011г.;

— очные и дистанционные курсы обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности