Технология ОАО РЖД от 04.03.2008 N 5898
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
4 марта 2008 г. N 5898
УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО «РЖД»
М.П.Акулов
ТЕХНОЛОГИЯ
предоставления услуг по продаже проездных документов
(билетов) в поезда дальнего следования через
Web-систему ООО «УФС» агентствами
ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата»
Введение
Настоящая технология определяет порядок реализации железнодорожных проездных документов через авиационные агентства ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» с использованием Web-системы ООО «Универсальная Финансовая Система» (далее — Web-система УФС).
Разработанная технология позволит:
— увеличить производительность труда кассиров билетных ОАО «РЖД» за счет передачи функций по условиям выбора поездки и оплаты стоимости проезда на операторов аккредитованных авиационных агентств ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», подключенных к Web-системе УФС.
— расширить сеть продажи железнодорожных проездных документов за счет привлечения аккредитованных авиационных агентств ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата».
Обе цели достигаются с одной стороны путем создания удобного для пользователей и безопасного для ОАО «РЖД» интернет-ресурса, с другой — использования новых информационных услуг, предоставляемых АСУ «Экспресс».
I. Термины и определения
В настоящем документе используются следующие термины и определения:
Web-система УФС — комплекс аппаратных и программных средств ООО «УФС» взаимодействующий с СПЖД и обеспечивающий доступ к ресурсам АСУ «Экспресс».
ТКП — ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», исполнительный орган управления в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), заключивший договор о реализации заказов на приобретение железнодорожных проездных документов (билетов) с ООО «УФС» через Web-систему УФС.
Агентство ТКП — аккредитованное авиационное агентство — участник Системы взаиморасчетов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий или намеревающийся осуществлять деятельность по продаже воздушных перевозок, имеющий свидетельство об аккредитации и заключивший с ТКП соглашение о реализации заказов на приобретение железнодорожных проездных документов (билетов). Оператор Агентства ТКП имеет индивидуальный логин/пароль, предоставляемый ТКП, для доступа к ресурсам АСУ «Экспресс» через Web-систему УФС.
СПЖД (Система продажи железнодорожных документов) — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий доступ операторов аккредитованных авиационных агентств ТКП к Web-системе УФС.
Пункт продажи — билетная касса или группа билетных касс ОАО «РЖД», расположенных по одному адресу и осуществляющих оформление проездных документов на поезда, предназначенные для перевозки пассажиров в дальнем следовании или стойка регистрации ООО «УФС».
АСУ «Экспресс» — автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3».
РДОП — Региональная дирекция по обслуживанию пассажиров — структурное подразделение Федеральной пассажирской дирекции — филиала ОАО «РЖД».
ГУО — группа учета и отчетности в составе РДОП, осуществляющая финансовый и технологический контроль оформления железнодорожных проездных документов (билетов).
КРС — «Квитанция разных сборов АСУ Экспресс» — бланк строгой отчетности, используемый для возврата железнодорожных проездных документов (билетов) через АСУ «Экспресс».
ОАО «ТКБ» — ОАО «ТрансКредитБанк».
II. Оформление заказа на приобретение проездного
документа (билета) через Web-систему УФС
1. Общие положения
Пользователями Web-системы УФС являются Агентства ТКП, осуществляющие с помощью СПЖД оформление заказов на приобретение железнодорожных проездных документов (билетов). Оплата оформленных заказов пассажирами осуществляется наличными денежными средствами.
Оформление заказа на приобретение проездных документов (билетов) производится на поезда дальнего следования, следующие во внутреннем сообщении по территории Российской Федерации и в международном сообщении с государствами СПГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой, за исключением поездов, принадлежащих независимым перевозчикам, поездов, следующих в/из Калининградскую область транзитом через территорию Литовской Республики.
Оформление заказа на покупку проездных документов (билетов) производится при наличии свободных мест в АСУ «Экспресс»: от 45 суток и до отправления поезда — с пунктов формирования или оборота поезда начиная с 08.00 часов по московскому времени; от 3 суток и до отправления поезда — с промежуточной станции.
Оформление проездных документов (билетов) производится пассажиру в пунктах продажи на основании документа, удостоверяющего личность пассажира и бланка-заказа, подтверждающего заказ и оплату проездного документа в Агентстве ТКП.
Проездные документы (билеты), заказанные через Web-систему УФС, оформляются только по «полному» и «детскому» тарифам.
Не производится оформление:
— безденежных и льготных проездных документов (билетов);
— проездных документов (билетов) для организованных групп пассажиров;
— переоформление проездных документов (билетов).
Все взаиморасчеты с ОАО «РЖД» по проездным документам (билетам), заказанным и оплаченным в Агентствах ТКП, осуществляются ООО «УФС», заключившим с ОАО «РЖД» договор об оформлении железнодорожных проездных документов на основании реестров оформленных и возвращенных проездных документов (билетов).
ООО «УФС» осуществляет прием и рассмотрение обращений пассажиров по вопросам оформления заказов на приобретение железнодорожных проездных документов (билетов) через СПЖД, а также их возврата.
2. Порядок оформления заказа на приобретение проездного
документа (билета) через Web-систему УФС в Агентствах ТКП
Оператор Агентства ТКП непосредственно в диалоге с пассажиром осуществляет подбор вариантов поездки и оформляет бланк-заказ на оформление железнодорожных проездных документов (билетов):
— Заполняет форму поиска (станция отправления, станция
назначения, дата и время отправления, номер поезда, тип вагона,
при необходимости выбор купе — мужское, женское, смешанное,
количество пассажиров).
— Выбирает один из вариантов справки: «Поиск мест» (Р62 G60) или
«Расписание» (Р62 G11).
— Обсуждает с пользователем услуг железнодорожного транспорта
(далее — пассажиром) наиболее удобный для него поезд на
основании полученной справки. Если необходимо использует
справку о маршруте движения поезда.
— Для выбранного поезда формирует запрос «Наличие мест и тарифы»
(Р62 G62).
— Обсуждает с пассажиром наличие мест, стоимость проезда по
классам обслуживания и выбирает подходящий тип вагона.
— Заполняет данные о пассажирах (фамилия, имя, отчество,
наименование, серия и номер документа, удостоверяющего
личность), указывает требования (количество нижних/верхних,
граница мест, все места в одном купе, мужское/женское/смешанное
купе) и формирует запрос на оформление заказа проездного
документа (билета) (Р10),который передается в АСУ «Экспресс».
— В случае успешного ответа распечатывает пассажиру
сформированный АСУ «Экспресс» и Web-системой УФС бланк-заказа
(маршрут квитанцию) и сообщает номер заказа (14 знаков).
Пассажир обязан проверить правильность указанных в
бланке-заказе данных.
— В случае отрицательного ответа оператор изменяет ряд требований
и повторяет заказ.
Бланк-заказ не является проездным документом (билетом) и не дает право проезда. Бланк-заказ состоит из двух частей. Верхняя часть представляет собой утвержденную в ОАО «РЖД» форму бланка-заказа на оформление проездных документов (билетов). В ней содержатся: номер заказа, реквизиты поездки (персональные данные пассажира, дата и время отправления, номер вагона и места и др.), а также штрих-код, считывание которого позволяет автоматически идентифицировать номер заказа. Нижняя часть представляет собой Электронный ордер разных сборов (маршрут/квитанция для пассажира). Образцы бланк-заказов представлены в приложениях N1, N2. В приложениях приведены образцы оформления на русском и английском языках.
3. Оформление заказанных и оплаченных проездных документов
(билетов)
Оформление заказанных и оплаченных проездных документов (билетов) осуществляется в пунктах продажи до отправления поезда или в течение 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира во внутреннем сообщении и 3 часов — в международном сообщении с государствами СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой.
Для получения проездных документов (билетов) пассажиру или его доверенному лицу необходимо предъявить билетному кассиру бланк-заказ (или сообщить номер заказа) и предъявить документ, удостоверяющий личность, указанный в заказе. Доверенное лицо дополнительно должно предъявить нотариально заверенный документ, подтверждающий право получения им указанного заказа.
На основании номера заказа билетный кассир распечатывает из АСУ «Экспресс» справку интернет — заказа по виду работ Р38. Данная справка содержит информацию о заказах проездных документов. Билетный кассир обязан оформить все проездные документы (билеты), указанные в справке.
Изменение персональных данных пассажиров, переоформление проездных документов (билетов) на другого пассажира не допускается.
Билетный кассир обязан переписать на «Купон кассира» первого оформленного проездного документа (билета) реквизиты документа, удостоверяющего личность пассажира или доверенного лица, которому выдаются оформленные проездные документы (билеты).
Пассажир (его доверенное лицо), получивший проездные документы (билеты), обязан расписаться (с расшифровкой подписи) на «Купоне кассира» каждого оформленного проездного документа (билета).
Билетный кассир сдает в ГУО «Купоны кассира» оформленных проездных документов (билетов), справки интернет — заказов, при получении проездных документов (билетов) доверенным лицом — нотариально заверенные доверенности (копии).
Оплаченные через Web-систему УФС и оформленные в пунктах продажи проездные документы (билеты) в графе «вид расчета» имеют признак — WH, который указывает, что заказ проездного документа (билета) осуществлялся через интернет с оплатой их стоимости за наличный расчет.
Гашение проездных документов (билетов) выполняется по виду работы Р25 существующим порядком в соответствии с «Инструкцией работы билетных кассиров (операторов) на билетно-кассовой аппаратуре (терминалах) системы Экспресс».
Восстановление испорченных и утраченных проездных документов и возврат платежей по ним осуществляется установленными правилами.
4. Возврат заказа проездных документов (билетов)
в Агентстве ТКП через Web-систему УФС
При отказе пассажира от поездки до получения проездного документа (билета) на бланке строгой отчетности ОАО «РЖД» пассажир обращается в Агентство ТКП, в котором осуществлялся заказ. Агентство ТКП информирует пассажира о правилах и сроках возврата проездных документов в АСУ «Экспресс», получении информации о возврате заказов (в течение суток).
Оператор Агентства ТКП посредством СПЖД посылает запрос на возврат заказа, который обрабатывается на специально выделенном терминальном оборудовании АСУ «Экспресс» ООО «УФС» (в течение суток с момента передачи): проездной документ (билет) оформляется на бланке строгой отчетности установленным порядком, а затем выполняется его возврат по виду работ Р20. Сумма денежных средств, причитающихся к возврату пассажиру, определяется с момента возврата проездных документов билетным кассиром ООО «УФС» в АСУ «Экспресс». Возвращенный проездной документ (билет) заполняется билетным кассиром установленным порядком. Информация о возврате проездного документа (билета) печатается на бланке КРС. На каждом слипе КРС билетный кассир ставит отметку (штамп) «возврат без присутствия пассажира» и указывает свою подпись с расшифровкой фамилии. Возвращенный бланк проездного документа (3 слипа), скрепленный с бланком КРС (3 слипа) и передается в ГУО с отчетом за смену.
На терминальном оборудовании АСУ «Экспресс» ООО «УФС», специализированном для выполнения операций оформления поездных документов (билетов) и возврата с них мест по заказам, оплаченным через Агентства ТКП, выполнение других работ запрещено.
По возвращенным проездным документам (билетам) на данном специализированном оборудовании в аналитической базе данных «Экспресс» формируется реестр «Возвращенных проездных документов (билетов), заказанных через интернет».
Билетный кассир посредством Web-системы УФС посылает в СПЖД ответ о возврате заказа с указанием причитающейся пассажиру денежной суммы к возврату (в соответствии с информацией, указанной на бланке КРС). Возврат денежных средств пассажиру осуществляется Агентством ТКП самостоятельно.
5. Возврат проездных документов (билетов),
заказанных и оплаченных в Агентствах ТКП
через Web-систему УФС
Возврат денежных средств по неиспользованным проездным документам (билетам) оплаченным через Web-систему УФС осуществляется в пунктах продажи (имеющий вид работ Р20) наличными деньгами в установленные сроки в соответствии с правилами возврата.
III. Оформление невостребованных проездных документов
(билетов)
В АРМ «Информация о заказах проездных документов, осуществленных по технологии электронного билета» формируется реестр невостребованных проездных документов (билетов) по агенту ООО «УФС».
Ответственный сотрудник Московского железнодорожного агентства ежедневно на основании реестра невостребованных проездных документов (билетов), сформированных по агенту 000 «УФС», вид оплаты — «любой», выполняет печать на терминальном оборудовании АСУ «Экспресс» невостребованных проездных документов (билетов) на бланках строгой отчетности в соответствии с разделом 6 «Порядка организации продажи проездных документов (билетов) через сеть Интернет и возврата неиспользованных проездных документов (билетов), оплаченных по банковской карте» от 29.08.2007 N МА-9833.
Распечатанные проездные документы (билеты) передаются под роспись ответственному сотруднику ГУО, где хранятся в течение пяти лет.
IV. Порядок ведения расчетов с ООО «УФС» по проездным
документам, заказанным и оплаченным через Web-систему УФС
в Агентствах ТКП
Данные по обработке заказов проездных документов (билетов) через Web-систему УФС передаются из АСУ «Экспресс» в аналитическую базу данных АСУ «Экспресс-3». Для получения отчетов и справок о реализованных через Web-систему УФС проездных документах (билетах) используется АРМ «Информация о заказах проездных документов, осуществленных по технологии продажи проездных документов (билетов) через сеть Интернет».
ООО «УФС» обязано все расчеты за оплаченные в Агентствах ТКП проездные документы (билеты) осуществлять с расчетного счета, открытого в ОАО «ТКБ».
В счет обеспечения обязательств по передаче денежных средств, которые будут получены ООО «УФС» за оформленные проездные документы, реализованные в Агентствах ТКП через Web-систему УФС, ООО «УФС» обязуется предоставить банковскую гарантию ОАО «ТКБ». Сумма банковской гарантии должна составлять не менее 1/10 от выручки за оформленные проездные документы, реализованные через Web-систему УФС за предыдущий месяц.
Расчеты за оформленные в пунктах продажи проездные документы, оплаченные ранее через Web-систему УФС в Агентствах ТКП, производятся на основании реестров с использованием АРМ «Информация о заказах проездных документов, осуществленных по технологии продажи проездных документов (билетов) через сеть Интернет», сформированных в разрезе агента по продаже — ООО «УФС», железных дорог оформления, пунктов продажи с обязательным выбором вида оплаты — «любой».
ГУО РДОП ежедневно составляют за предыдущие сутки: реестр оформленных проездных документов (билетов) в пунктах продажи соответствующей железной дороги по агенту продажи УФС; реестр возращенных проездных документов (билетов) соответствующей железной дороги по агенту продажи УФС с указанием финансовых номеров терминалов УФС. Реестры формируют в двух экземплярах по железной дороге, с указанием пунктов продажи, заверяют подписями уполномоченных лиц и направляют по одному экземпляру в финансовую службу дороги, вторые экземпляры оставляют в ГУО. В случае выявления нарушений в суточный срок проводят разбор с причастными работниками, о выявленных фактах информируют финансовую службу и службу бухгалтерского и налогового учета железной дороги.
Финансовые службы железных дорог осуществляют контроль за правильностью составления отчетов ГУО: проводят сверку реестров по оформленным и возвращенным проездным документам (билетам) с отчетами кассиров пунктов продажи.
ООО «УФС» обеспечивает отправку в ОАО «ТКБ» до 12 часов московского времени каждого рабочего дня платежных поручений на перечисление со своего расчетного счета, открытого в ОАО «ТКБ», на основной расчетный счет ОАО «РЖД» по месту нахождения железной дороги оформления проездных документов (билетов) всех сумм провозных платежей, включая НДС, страховой тариф, полученных за предыдущие сутки за оформленные в пунктах продажи проездные документы (билеты), оплаченные через Web-систему УФС за вычетом сумм по возращенным проездным документам на терминалах ООО «УФС» за предыдущие сутки в соответствии с реестрами.
Службы бухгалтерского и налогового учета железных дорог ведут учет поступления денежных средств от ООО «УФС» на основании выписки банка и реестров, обеспечивают передачу сведений о зачислении денежных средств на расчетный счет ОАО «РЖД» в финансовую службу железной дороги для контроля выручки по пассажирским перевозкам.
Финансовые службы железных дорог осуществляет сверку реестров оформленных и возвращенных проездных документов (билетов), оплаченных через Web-систему УФС с суммами, перечисленными ООО «УФС» на основной расчетный счет ОАО «РЖД» по месту нахождения железной дороги оформления проездных документов (билетов). В случае выявления расхождений финансовая служба выставляет ООО «УФС» начет в установленном порядке.
V. Структурная схема и функции основных элементов через
Web-систему УФС в Агентствах ТКП
Подключение оборудования Web-системы УФС к информационным ресурсам АСУ «Экспресс» для получения справочной информации и заказа проездных документов (билетов) осуществляется в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 04.07.07 N 1240р «О порядке предоставления доступа к информационным ресурсам ОАО «РЖД».
В основу разработанной схемы заложены следующие основные принципы:
— соблюдение требований по информационной безопасности,
предъявляемых к пользователям АСУ «Экспресс»;
— поддержка алгоритма гарантированной доставки,
обеспечивающего сохранность получаемой из АСУ «Экспресс 3»
информации;
— поддержка специальных протоколов системы АСУ «Экспресс»,
используемых для предоставления справочной информации
(XML-формат);
— обеспечение оптимальной пропускной способности при обработке
запросов пользователей.
В состав предлагаемой схемы входят следующие основные элементы:
1) WEB-cepeep представляет собой аппаратную часть Web-системы УФС. На web-сервере установлено приложение, недоступное для обычных пользователей сети Интернет. Доступ к Web-системе УФС предоставляется посредством СПЖД операторам Агентства ТКП, с которыми ТКП заключила договоры, путем регистрации и выдачи им индивидуальных логин/паролей. СПЖД позволяет операторам осуществлять поиск и отображение справочной информации, получаемой из АСУ «Экспресс», а также формировать и передавать запросы на заказ железнодорожных проездных документов.
2) Блок сопряжения представляет из себя стандартный персональный компьютер с одним сетевым интерфейсом. Блок сопряжения работает под управлением ОС Linux.
На Блок сопряжения возлагаются следующие функции:
1) поддержка алгоритма гарантированной доставки,
обеспечивающего сохранность получаемой из АСУ «Экспресс»
информации;
2) поддержка специальных протоколов АСУ «Экспресс»,
используемых для предоставления справочной информации
(XML-формат);
3) обеспечение шифрования/дешифрования информации,
передаваемой в АСУ «Экспресс», используя встроенные средства
защиты ViPNet-Клиент разработки фирмы Инфотекс.
Для обеспечения информационной защиты Блока сопряжения, данный программно-аппаратный комплекс разработан с выполнением следующих требований:
1) программное обеспечение хранится на электронном диске;
2) доступ пользователей к файловой системе полностью закрыт;
3) настройка необходимых параметров Блока сопряжения
производится только через специальное меню, удаленный доступ к
которому невозможен;
4) Блок сопряжения функционирует только при наличии модуля
безопасности, на который записывается ключевой дистрибутив в
соответствии с правилами, установленными в АСУ «Экспресс»;
5) Блок сопряжения функционирует только при наличии
электронного ключа защиты от копирования.
VI. Вопросы обеспечения информационной безопасности и
регулирования нагрузки на АСУ «Экспресс-3»
Одной из центральных задач, которая решена в процессе реализации данной технологии, является обеспечение информационной безопасности.
Для решения этой важнейшей задачи применена комплексная система средств защиты информации:
1. Прикладные средства защиты информации.
2. Сетевые средства защиты.
3. Шифрование трафика.
Форма N 4
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник (заместитель начальника) Начальник (заместитель начальника)
Департамента безопасности Департамента корпоративной
ОАО «РЖД» информатизации ОАО «РЖД»
__________________ __________________
(подпись) (подпись)
«___»_______200_г. «___»_______200_г.
Схема
предоставления доступа к информационным ресурсам (ИР)
ОАО «РЖД» (Московской железной дороги)
(наименование железной дороги)
Руководитель организации ________________ /Р.Х.Мухаметшин/
(внешнего пользователя) (подпись)
«__»_____200_ г.
Начальник отдела БИР ГВЦ ОАО «РЖД» ________________ /А.В.Шевченко/
(подпись)
«__»_____200_ г.
При подключении через ИВЦ филиала — дополнительные подписи
Начальник РЦБЗ ________________ /С.Н.Минаков/
(подпись)
«__»_____200_ г.
Администратор безопасности ________________ /А.Б.Борисов/
ИВЦ МЖД — филиала ОАО «РЖД» (подпись)
«__»_____200_ г.
Прикладные средства защиты
— Используемое в Web-системе сертифицированное на основании законодательства Российской Федерации и отраслевыми стандартами устройство «Блок сопряжения» способно передавать в АСУ «Экспресс-3» полный комплекс запросов.
— Виды разрешенных работ регулируется также на уровне канальных адресов, которые прописываются в «Блоке сопряжения» при его настройке. Региональное ИВЦ осуществляет управление разрешенными видами работ для канальных адресов стандартными средствами.
— На уровне web-сервера осуществляется контроль за соотношением количества справочных запросов и количества оформленных проездных документов за период. Установлено ограничение: не более 20 справочных запросов на одно оформленное через Web-систему место.
Сетевые средства защиты
При организации доступа web-сервера к АСУ «Экспресс-3» используются межсетевые экраны, через которые происходит информационный обмен. Во всех устройствах используются средства ограничения доступа (фильтрации), включающие контроль по списку доступа и взаимную аутентификацию устройств. На все устройства Web-системы УФС, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с АСУ «Экспресс» установлено программное обеспечение VipNet-клиент, а взаимодействие осуществляется только через сертифицированный Узел доступа, в котором установлен VipNet-координатор с использованием кластерной схемы.
Шифрование трафика
В Web-системе УФС предусмотрено шифрование трафика. Трафик между устройствами Web-системы УФС и АСУ «Экспресс» шифруется по технологии VipNet компании Инфотекс. Остальной трафик шифруется с использованием протоколов SSL и https. Таким образом, обеспечивается безопасность передачи данных.