МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД (часть 5) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.008
7.2 Картирование потока создания ценности
7.2.1 Для обнаружения потерь в процессе применяется ряд определенных инструментов бережливого производства. Основной из них — это карта потока создания ценности. Карта описывает фактическую последовательность этапов, через которые проходит локомотив/бригада, фактический хронометраж времени выполнения операций, связь управляющих информационных воздействий с рабочими операциями, фактические места потерь (простои в ожидании, места скопления запасов) в потоке. На основе карты текущего состояния проводится дальнейший анализ выявленных мест потерь, прорабатываются варианты изменения технологии.
7.2.2 Вначале строится карта потока создания ценности для текущего состояния процесса. При этом рабочая группа должна придерживаться следующего порядка построения карты потока создания ценности <1>:
1. Составление карты начинается с требований потребителя. Критическим местом для начала деятельности по совершенствованию является четкое определение стоимости продукта, воспринимаемое конечным пользователем. В противном случае, существует риск совершенствования потока стоимости, который эффективно обеспечивает конечного заказчика совершенно не тем, что действительно требуется.
2. На втором этапе выстраивается материальный поток, т.е. последовательность операций или групп операций, которую проходит продукция в потоке.
3. Далее указывается материальный поток от поставщика и к потребителю.
4. Далее указывается информационные управляющие воздействия на этапы процесса и должности сотрудников, осуществляющих управление процессом.
———————————
<1> Членам рабочей группы, если это не было проделано ранее, следует детально изучить пошаговый порядок построения карты потока создания ценности.
7.2.3 После построения потока создания ценности (как материального, так и потока информации) необходимо указать итоговые временные характеристики потока, то есть оценить соотношение операций, не добавляющих ценность, к общему времени процесса.
Примечание — Если внедрение бережливого производства проводится на уровне станции, рекомендуется сразу начать с составления карты потока работы локомотивов / бригад по всей станции.
Пример — Рабочей группой по внедрению бережливого производства на станции Кинель проанализирована работа с локомотивами на станции (от прибытия на станцию до отправления) в целях выявления непроизводительных потерь использования рабочего времени локомотивов (рисунок 4).
См. Рисунок 4 — Карта потока создания ценности использования локомотивов на станции (текущее состояние)
На основе карты потока можно сделать выводы, что основным местом потерь рабочего времени локомотивов являются простои перед депо и после выхода из депо (виды потерь «перепроизводство» и «простои в ожидании»). Однако, поскольку без активной позиции локомотивного депо устранение данной потери крайне затруднительно, для работы выбраны другие потери в процессе: потери при перемещениях локомотивов на станции (вид «транспортировка») и потери в ожидании отправления поезда.
7.2.4 При построении карты потока создания ценности рабочая группа должна определить и документировать все потери, выявленные в ходе анализа потока создания ценности.