Современные, большие, да и маленькие, компании стремятся описать свои бизнес-процессы и с помощью этого стараются управлять не людьми или механизмами, а именно процессами. Это тенденция получила название – процессный подход к управлению.
Идея выглядит очень заманчивой. Ты берешь и графически, в доступной и понятной форме изображаешь все свои процессы. Получаешь некоторую иллюзию того, что все подконтрольно.
Однако уже на пути отрисовки процесса возникает первый вопрос, а насколько глубоко он должен быть построен.
Он может выглядеть так:
А может вот так:
Или даже вот так:
Все 3 варианта правильные и обычно еще «на берегу» кто-то принимает решение, что мы рисуем примерно (точно сказать бывает сложно) до такого уровня. А далее возникает вопрос, что делать с отрисованным процессом дальше. Обычно все говорят, что мы сейчас посмотрим, увидим узкие места, после чего поменяем процесс таким образом, что все станет лучше, быстрее, умнее.
Возможно, у кого-то это по-настоящему получилось, но как правило, все свои узкие места особенно в небольших компаниях руководство знает и так, иначе грош цена такому руководству. А в больших компаниях, например, в РЖД, такое количество процессов (по заявлению самой компании примерно около 1 миллиона), что охватить их нормальному, да и ненормальному, человеку нереально. Кроме этого, мечта любого руководителя не зависеть от сотрудников, и в этой части на процессный подход возлагаются большие надежды. Мысль сама по себе выглядит очень перспективно, у вас есть полностью прорисованный процесс, и вы с легкостью можете посадить любого человека, который в кротчайшие сроки в него вникает и начинает работать. В конвейерном производстве, пожалуй, такое возможно. Но к сожалению не все задачи строго регламентированы и определены.
Сказанное выше не означает, что процессный подход к управлению ненужная вещь, однако вряд ли она позволит быстро решить проблемы какого-либо предприятия.
Ну и напоследок несколько слов о бизнес-процессах в РЖД. Здесь как всегда особый путь! К нам попал документ, который определяет правила моделирования бизнес-процессов в ОАО РЖД. Более 100 страниц посвящено
тому, что и как нужно сделать, чтобы отрисовать свои бизнес-процессы. И сейчас, как это обычно бывает, туча сотрудников госмонополии, никогда не строящих процессы кинуться их строить, да еще не в самой очевидной Aris-методологии (ну не UML и то хорошо).
Рассказываю, как это происходит в нормальных местах, к вам в отдел приходит аналитик (человек хорошо обученный, он знает какие вопросы надо задавать и как быстро все построить), проводит опрос и моделирует ваш процесс, потом его показывают вам, вы смотрите и говорите, что надо поправить. ВСЕ.
Особенно удивляет идея, что на основании построенных процессов можно будет каким-то образом оценивать эффективность работы сотрудников.
Ну и закончить хочется тем, о чем я писал выше, имея несчетное количество процессов эффективно управлять ими не получится – это утопия и потраченное время. Но в РЖД если дали распоряжение, пусть и глупое, его не принято обсуждать.
Скачать файлы по теме:
Описание бизнес-процессов в ОАО РЖД
Свод правил моделирования от 26.12.2017
Общие принципы описания процессов с учетом свода правил моделирования ОАО РЖД (презентация)