Учитывая тот факт, что железнодорожные пути проходят по территории всей нашей необъятной страны нетрудно догадаться, что довольно часто могут возникать ситуации, когда при проведении каких-либо ремонтных или строительно-монтажных работ в районе железнодорожного полотна необходимо прекратить движения поездов. Эти работы могут проводится как самими железнодорожниками, так и сторонними организациями.
Остановка движения поездов в результате указанных выше работ называется – «ОКНО».
Различают несколько видов окон:
«Окно» — регламентированный период времени, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям (части перегона разделенным путевым постом) перегона или станции для производства ремонтных и строительно — монтажных работ.
Неплановое «окна» — «окно» по ремонту, монтажу и реконструкции устройств, выполнению работ по текущему содержанию объектов инфраструктуры, заявки, на производство которых, были сформированы с нарушениями сроков.
Нормативное технологическое «окно» — регламентированный период времени, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или железнодорожной станции для производства ремонтных и строительно-монтажных работ предусмотренное нормативным графиком движения поездов на участке железной дороги с периодичностью и в порядке, установленном владельцем инфраструктуры.
«Окно» запланированное — «окно», прошедшее процедуру согласования, рассмотрения и утверждения в АС ЛПВО и утвержденное приказом (телеграфным распоряжением) Н (начальник железной дороги) или НЗ-1 (первый заместитель начальника железной дороги).
«Окно» большой продолжительности — «окно», продолжительностью свыше 8 часов на двухпутных и многопутных участках и свыше 6 часов на однопутных участках, но не более 24 часов.
Для автоматизированного управления «окнами» используется система АС АПВО (автоматизированная система анализа, планирования и выполнения «окон» на сети железных дорог).
В настоящее время основным регулирующим документом в части управления «окнами» является Распоряжение №3154 от 25.12.2014 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД».