Логотип РЖД  Бизнес-процессы в РЖД

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

28.05.2019

Бизнес-процессы в РЖД

Цифровизация РЖД

Современные большие, да и маленьких компании стремятся описать свои бизнес-процессы и с помощью этого старатются управлять не людьми или механизмами, а именно процессами. Это тенденция получила название – процессный подход к управлению.

Идея выглядит очень заманчивой. Ты берешь и графически, в доступной и понятной форме изображаешь все свои процессы. Получаешь некоторую иллюзию того, что все подконтрольно.

Однако уже на пути отрисовки процесса возникает первый вопрос, а насколько глубоко он должен быть построен.


Он может выглядеть так:

А может вот так:

Или даже вот так:

Все 3 варианта правильные и обычно еще «на берегу» кто-то принимает решение, что мы рисуем примерно (точно сказать бывает сложно) до такого уровня. А далее возникает вопрос, что делать с отрисованным процессом дальше. Обычно все говорят, что мы сейчас посмотрим, увидим узкие места, после чего поменяем процесс таким образом, что все станет лучше, быстрее, умнее.

Возможно, у кого-то это по-настоящему получилось, но как правило, все свои узкие места особенно в небольших компаниях руководство знает и так, иначе грош цена такому руководству. А в больших компаниях, например, в РЖД, такое количество процессов (по заявлению самой компании примерно около 1 миллиона), что охватить их нормальному, да и ненормальному, человеку нереально. Кроме этого, мечта любого руководителя не зависеть от сотрудников, и в этой части на процессный подход возлагаются большие надежды. Мысль сама по себе выглядит очень перспективно, у вас есть полностью прорисованный процесс, и вы с легкостью можете посадить любого человека, который в кротчайшие сроки в него вникает и начинает работать. В конвейерном производстве, пожалуй, такое возможно. Но к сожалению не все задачи строго регламентированы и определены.

Сказанное выше не означает, что процессный подход к управлению ненужная вещь, однако вряд ли она позволит быстро решить проблемы какого-либо предприятия.

Ну и напоследок несколько слов о бизнес-процессах в РЖД. Здесь как всегда особый путь! К нам попал документ, который определяет правила моделирования бизнес-процессов в ОАО РЖД. Более 100 страниц посвящено тому, что и как нужно сделать, чтобы отрисовать свои бизнес-процессы. И сейчас, как это обычно бывает, туча сотрудников госмонополии, никогда не строящих процессы кинуться их строить, да еще не в самой очевидной Aris-методологии (ну не UML и то хорошо).

Рассказываю, как это происходит в нормальных местах, к вам в отдел приходит аналитик (человек хорошо обученный, он знает какие вопросы надо задавать и как быстро все построить), проводит опрос и моделирует ваш процесс, потом его показывают вам, вы смотрите и говорите, что надо поправить. ВСЕ.

Особенно удивляет идея, что на основании построенных процессов можно будет каким-то образом оценивать эффективность работы сотрудников.

Ну и закончить хочется тем, о чем я писал выше, имея несчетное количество процессов эффективно управлять ими не получится – это утопия и потраченное время. Но в РЖД если дали распоряжение, пусть и глупое, его не принято обсуждать.

Скачать файлы по теме:
Описание бизнес-процессов в ОАО РЖД
Свод правил моделирования от 26.12.2017
СОбщие принципы описания процессов с учетом свода правил моделирования ОАО РЖД (презентация)