Электрические машины и трансформаторы
Тяговый двигатель НБ-514. При ТР-1 выполните все работы в объеме ТО-2, Дополнительно осмотрите тяговые двигатели с проворотом траверсы следующим образом: выверните болты, крепящие кабели к двум верхним кронштейнам; отведите кабели от траверсы, чтобы последняя не повредила их при проворо-те; выверните болт фиксатора до выхода его из паза обоймы на остове, фиксатор» разверните на 180° и утопите в паз обоймы во избежание зацепления за пальцы кронштейнов щеткодержателей и накладку при провороте траверсы, отверните на 3-4 оборота болты стопорных накладок, а также шпильку разжимного устройства на траверсе, установив в месте разреза щель не более 2 мм; проворачивая плавно ключом-трещоткой валик шестерни поворотного механизма, подведите по очереди к верхнему или нижнему коллекторному люку все щеткодержатели и осуществите необходимые работы.
При этом подведите к верхнему коллекторному люку и осмотрите два щеткодержателя со стороны вентиляционного патрубка, а затем остальные щеткодержатели, при этом траверсу вращайте в обратном направлении с тем, чтобы избежать захода шестерни в разрез первой, что может привести к ее заклиниванию. При осмотре с нижнего коллекторного люка щеткодержатели к нему подводите в обратном порядке.
При провороте траверсы убедитесь в исправности и надежном креплении всех щеткодержателей, кронштейнов, их пальцев, щеток, шунтов последних, шинного монтажа траверсы; обнаруженные дефекты устраните. При обнаружении щеток, имеющих предельный износ по высоте, сколы, трещины, обрыв жил шунтов, замените их на всех щеткодержателях одновременно. При замене щеток шунты их скрутите один с другим во избежание свисания их с корпуса щеткодержателя в сторону траверсы и петушков коллектора. Шунт не должен попадать между нажимным пальцем и щеткой, перетирание его недопустимо.
Наконечники шунтов должны быть надежно закреплены на корпусе щеткодержателя. Новые щетки при установке в двигатель пришлифуйте по рабочей поверхности коллектора. Щетки должны свободно перемещаться в гнездах щеткодержателя, но не быть излишне слабыми. Наибольшие допустимые зазоры между щетками и стенками гнезд щеткодержателя приведены в приложении 19.
Щеткодержатели отрегулируйте на гребенке, выдержав расстояние от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора и петушков в пределах установленных норм (см. приложение 19). На поверхности щеткодержателя недопустимо наличие заусенцев, следов перебросов. Устранение последствий кругового огня выполняйте согласно приложению 14. Нажимные пальцы должны поворачиваться вокруг осей без заедания. При устранении заеданий нажимных пальцев или при их смене посадочные поверхности отверстий под оси предварительно очистите и смажьте пастой ВНИИНП-232. Поврежденные щеткодержатели замените новыми.
При смене щеткодержателей или деталей кронштейнов убедитесь в равномерности расположения щеток по длине окружности коллектора (см. приложение 19). При смене нажимных пальцев или при повышенном износе, щеток в од-ном-двух щеткодержателях, в то время как в остальных щеткодержателях щетки изнашиваются нормально, проверьте усилие нажатия на щетки согласно приложению 16. Нажатие на все щетки одного щеткодержателя и щеткодержа-
телей одной полярности не должно отличаться более чем на 10 % во избежание неравномерного распределения тока. Отрегулируйте нажатие поворотом регулировочного винта, расположенного на оси нажимного пальца. При осмотре щеткодержателей нажимные пальцы плавно опускайте на щетки, резкое опускание их недопустимо.
Пыль и копоть с пальцев кронштейнов удалите, протерев их чистой салфеткой, слегка смоченной в техническом спирте или бензине. Эксплуатация двигателей с загрязненными или обгоревшими пальцами недопустима. В случае большого повреждения пальцев кронштейнов смените их. Для этого снимите корпус щеткодержателя, вынув» предварительно из него щетки, и кронштейн с пальцев; поверните траверсу в такое положение, чтобы гайка поврежденного пальца совпала с одним из двух окон подшипникового щита. Крышку, закрывающую окно, предварительно снимите. В окно вставьте скобу 1 (рис. 23.1), чтобы предотвратить попадание гайки в камеру коллектора. Специальным ключом отверните гайку 2, удерживающую палец 3, последний замените новым. Сборку выполните в обратном порядке.
После замены щеткодержателей, пальцев кронштейнов, кронштейнов и при раскомплектовании остова и траверсы обязательно проверьте правильность установки щеток в нейтральное положение согласно приложению 17.
Во всех случаях повреждения коллектора установите причины этих повреждений и устраните их. Загрязнения и следы смазки удалите с коллектора салфеткой, слегка смоченной в техническом спирте или бензине. Таким же образом очистите изоляцию конуса, подгоревшие и поврежденные места конуса зачистите шлифовальной шкуркой и окрасьте эмалью красной ГФ-92-ХС до получения глянцевой поверхности. Применять для протирки материалы, оставляющие жирные следы, недопустимо.
Небольшие царапины, выбоины и под-гары на рабочей поверхности коллектора устраните зачисткой мелкозернистой шлифовальной шкуркой, закрепленной на специальной деревянной колодке с радиусом, равным радиусу коллектора, и шириной не менее 2/3 длины рабочей поверхности коллектора. Зачистку проводите на вращающемся коллекторе, так как в противном случае это вызовет местные выработки. Следует иметь в виду, что шлифовка уничтожает политуру и тем самым ухудшает контакт между коллектором и щетками, поэтому без особой необходимости к ней прибегать не следует. Вместо шлифовки допускается осуществлять полировку вращающегося коллектора брезентом с помощью деревянной колодки.
Затяжку меди в межламельное пространство удалите, по возможности сохраняя политуру на коллекторе. Удаление заусенцев от затяжки выполняйте неметаллической щеткой или кистями, например, капроновыми. При этом чешуйки меди загните щеткой в межламельное пространство, затем с помощью сжатого воздуха поднимите их вновь. Операции повторите 2-3 раза до излома чешуек меди от затяжки. Крупные заусенцы от затяжки меди удалите ножом для снятия фасок.
В случае повышенного износа всех щеток или же щеток одной стороны (со стороны конуса или петушков) тщательно осмотрите коллектор и замерьте его биение. Причиной повышенного износа щеток может быть недостаточно тщательная обработка коллектора или же выступание отдельных пластин меж-ламельной изоляции..
Обточки и продорожки коллектора непосредственно на электровозе избегайте. Если в этом возникла необходимость, то работу должен выполнять опытный специалист. Коллектор обтачивайте в собственных подшипниках якоря, соблюдая скорость резания в пределах 150- 200 м/мин. При этом сначала обточите его резцом из твердого сплава, а потом прошлифуйте шлифбруском. При проточке резцом из твердого сплава подача суппорта должна быть 0,15 мм, а при чистовой обточке — 0,045 мм на каждый оборот при скорости резания 120 м/мин. При каждой обработке рабочей поверхности коллектора специальным инструментом удалите спрессовавшуюся пыль и медную стружку из пазов между коллекторными пластинами, с каждой стороны последней снимите фаски размером 0,2X45° (рис. 23.2). Разрешается выполнять фаски 0,5 мм по высоте и 0,2 мм по ширине пластины. Стружку и металлическую пыль удалите капроновой щеткой и тщательно продуйте сжатым воздухом.
Биение и выработку коллектора проверяйте при неудовлетворительном состоянии рабочей поверхности коллектора (политуры), наличии перебросов и других дефектов. Результаты замеров записывайте в соответствующий журнал. Наибольшие допустимые значения биения и выработки коллектора приведены в приложении 19. Различные выработки коллектора под разными рядами щеток не являются браковочным признаком, если глубина выработки-.по каждой дорожке не превышает допустимую.
Обмотки и межкатушечные соединения осмотрите одновременно с коллектором и щетками. Проконтролируйте состояние крепления межкатушечных соединений и выв»одных кабелей, а также крепление кабельных наконечников, состояние изоляции шин, кабелей, катушек. Поврежденный слой изоляции на «шинах или кабелях восстановите с последующей окраской этого места изоляционной эмалью ГФ-92-ХС. Устраните причины, вызвавшие повреждение изоляции шин или кабелей. При повреждении изоляции полюсных катушек или неудовлетворительном состоянии бандажей якоря тяговый двигатель замените новым, а на снятом устраните дефекты.
После окончания ремонтных работ траверсу установите в рабочее положение до совпадения рисок К (см. рис. 4.7), подключите ее к схеме тягового двигателя, установите фиксатор в паз накладки на траверсе, подтяните пред-рарительно болт фиксатора и болты стопорных накладок, разожмите траверсу, вращая шпильку разжимного устройства в направлении от себя, заверните до отказа болты стопорных накладок и фиксатора траверсы. Продуйте двигатели сжатым воздухом и закройте коллекторные люки крышками, предварительно убедившись в хорошем состоянии пружинных замков крышек и их «уплотнений.
Ревизию коробок выводов осуществляйте через один ТР-1. При ревизии проверьте состояние изоляторов в коробке выводов, надежность их крепления к остову тягового двигателя, а также состояние и крепление наконечников силовых кабелей, крепление кабелей скобами, надежность посадки на кабелях резиновых втулок и их состояние.
Осмотрите крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых щитов. Надежность крепления подшипниковых щитов болтами, закрытыми кожухом выброса воздуха, проверяйте через люк в кожухе, предварительно сняв с последнего патрубок выброса воздуха и сетку. Ослабление крепления болтов с головками, залитыми компаунд-ной массой, определите по состоянию заливки. Осмотрите остовы и подшипниковые щиты (в доступных местах) на предмет отсутствия трещин. При контроле подшипниковых узлов проверьте затяжку болтов крепления крышек якорных подшипников и крышек камер ДЛЯ отработанной смазки.
Убедитесь в отсутствии трещин в этих деталях, а также в сохранности и надежности крепления пробок смазочных отверстий. Одновременно проверьте, нет ли выброса смазки внутрь тягового двигателя из подшипниковых камер. Причинами выброса смазки могут быть большие зазоры в лабиринтных уплотнениях, большое количество смазки или загрязнение дренажных отверстий. Очистку дренажных устройств проводите через один ТР-1 путем продувки их сжатым воздухом. Для этого в одно из верхних дренажных отверстий вставьте воздушный шланг со специальным наконечником и осуществите продувку дренажей воздухом. Другое рядом расположенное отверстие должно быть закрыто пробкой.
Проконтролируйте работу якорных подшипников на слух при вращении якоря (колесно-моторные блоки поднимите домкратами на 10-15 мм). Появление чрезмерных шумов в подшипниках, вибраций тягового двигателя, а также чрезмерное нагревание подшипников свидетельствуют об их неудовлетворительной работе. Такие подшипники замените новыми. Добавление смазки в моторно-якорные подшипники производите согласно карте смазки узлов электровоза. Смешивание смазок различных марок недопустимо. Подвод смазки показан на рис. 4.11.
Проверьте сопротивление изоляции обмоток тяговых двигателей относительно корпуса мегаомметром на напряжение 1000 В. Тяговые двигатели, имеющие сопротивление изоляции ниже установленных норм (см. приложение 19), просушите в соответствии с рекомендациями приложения 18. На тяговых двигателях, сопротивление изоляции которых равно нулю или после сушки не восстановилось до норм, определите место повреждения изоляции и устраните его. Если не удается обнаружить механическое или электрическое повреждение изоляции, то тяговый двигатель замените новым, а на снятом после его разборки найдите и устраните дефекты. Характерные неисправности тягового двигателя и методы их устранения приведены в приложении 15, особенности технического обслуживания тяговых двигателей в зимнее время — в приложении 13.
Электродвигатели АНЭ225Ь4УХЛ 2.
Выполните техническое обслуживание в объеме ТО-2.
Проверьте на слух работу подшипников и электрической машины в течение 3-5 мин. Обратите внимание, нет ли посторонних шумов и стуков. При обнаружении неисправностей в работе и посторонних шумах (см. прилож. 21) замените электрическую машину и отключите ее от питающей сети.
Очистите машину снаружи от пыли и загрязнения, продуйте сухим сжатым воздухом давлением 0,1-0,2 МПа.
Осмотрите заземление и проверьте качество контакта заземления на зажигание лампочки напряжением 36 В. Осмотрите станину, подшипниковые щиты и убедитесь в отсутствии трещин. Проверьте весь крепеж и при необходимости подтяните его.
Снимите через один ТР-1 крышку коробки выводов, протрите панель зажимов чистой ветошью, проконтролируйте надежность крепления наконечников.
Замерьте сопротивление изоляции обмотки статора мегаомметром на напряжение 500 В. При сопротивлении менее 1,0 МОм электродвигатель просушите в соответствии с рекомендациями приложения 22.
Добавьте при необходимости смазку в подшипниковые узлы электрических машин согласно карте смазки электровоза. При этом снимите винтовые пробки с маслопроводов для подачи и выхода смазки, присоедините пресс-масленку и нагнетайте смазку, одновременно проворачивая ротор вручную. Отсоедините пресс-масленку после продавливания смазки. Аналогично добавьте ее в другой подшипниковый узел.
После этого включите электрическую машину на 15-20 мин. По истечении этого времени удалите излишки смазки и закройте отверстие для смазки винтовыми пробками.
Электродвигатели ДМК-1/50У2. Все работы выполняйте аналогично вышеизложенному для двигателя АНЭ225Ь4УХЛ2.
Проверьте весь крепеж двигателя (доступной части), в том числе и крепление двигателя к каркасу, при необходимости подтяните его. Проконтролируйте крепление шкива на валу двигателя. Снимите крышку выводной коробки, проверьте состояние наконечников на выводных кабелях, контактных соединений, при необходимости подтяните их. Протрите панель выводов сухой чистой ветошью.
Замерьте сопротивление изоляции двигателя мегаомметром на напряжение 500 В. При сопротивлении менее 0,5 МОм двигатель просушите в соответствии с рекомендациями приложения 22.
Осмотрите коллектор, щетки и щеточный аппарат, проверьте закрепление траверсы. Удалите пыль с пальцев щеткодержателей и поверхности коллектора чистой мягкой неволокнистой салфеткой, слегка смоченной в бензине или спирте.
Поверхность коллектора должна быть гладкой, полированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. При загрязнении коллектор протрите чистой мягкой неволокнистой салфеткой, слегка смоченной в бензине или спирте.
Если на коллекторе имеются значительные следы обгара, произведите чистку стеклянной бумагой № 180-220, навернутой на деревянную колодку, которая хорошо пригнана по окружности коллектора. Шлифование коллектора без колодки недопустимо. Его можно выполнять при полных оборотах двигателя без нагрузки с соблюдением необходимых мер техники безопасности. Если в результате износа коллектора поверхность меди сравняется с межламель-иой миканитовой изоляцией, коллектор продорожьте на глубину 1 — 1,5 мм, после чего дорожку прочистите щеткой и коллектор прошлифуйте. Острые кромки медных пластин притупите.
Если путем шлифования коллектор невозможно привести в нормальное состояние, то его поверхность проточите и затем прошлифуйте. Проточку коллектора производите только в холодном состоянии острым резцом. При проточке он не должен иметь осевых перемещений. При шлифовке коллектора для предотвращения попадания внутрь машины медной пыли полюсные катушки и обмотку якоря оклейте бумагой, а по окончании работы удалите последнюю и продуйте машину сухим сжатым воздухом.
Внимание! На торце коллектора имеется риска предельного износа, до которой можно протачивать коллектор.
Проверьте щеткодержатели и щетки. Износившиеся щетки замените новыми.
Высота щетки должна быть не менее 20 мм. Вновь установленные щетки должны быть притерты к коллектору до» полного их прилегания.
Щетки притирайте мелкой стеклянной шкуркой зернистостью № 46-220. Они должны свободно передвигаться вдоль обойм (без заеданий).
При замене щеток проверьте положение жгутика; он не должен препятствовать свободному перемещению щеток в обойме; крепление кабеля к щеткодержателям; положение траверсы (нормальное ее положение обозначено меткой, нанесенной на щите и траверсе).
Нажатие пружины на щетку должно быть в пределах 3,2-4,4 Н.
Электронасос ТТ-63/10. Через один ТР-1 выполните следующие работы:
произведите очистку электронасоса от загрязнений;
проверьте состояние уплотнения кабеля (не выдергивается ли он, не проворачивается ли в резиновом кольце), контактов сети, заземления. Шпильки и гайки заземления должны быть затянуты, на них ие должно быть ржавчины. При необходимости очистите и смажьте консистентной смазкой;
мегаомметром на напряжение 500 В замерьте сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса электронасоса. Оно должно быть не менее 5 МОм. При меньшем сопротивлении просушите изоляцию обмотки статора, сняв электронасос с трансформатора и включив электродвигатель с заторможенным ротором на напряжение, пониженное до 10-15 % номинального.
Электродвигатель ДВ-75УХЛЗ. Техническое обслуживание, уход за коллектором и щеточным аппаратом осуществляйте аналогично изложенному для двигателя ДМК-1/50У2.
При этом, если глубина продорожки будет менее 0,1 мм, коллектор продо-рожьте по межламельной изоляции на глубину 0,6-1,0 мм.
Биение коллектора должно быть не более 0,03 мм.
Изношенные щетки замените щетками Г-3 или ЭГ-2. Нажатие пружины на щетку должно быть в пределах 1,42- 1,76 Н.
Генератор синхронный ОС5-51. Техническое обслуживание генератора синхронного ОС5-51 производите в соответствии с табл. 18.1 (раздел ТО-2 Руководства по эксплуатации завода-изготовителя) .
Тяговый трансформатор. Техническое обслуживание тягового масляного трансформатора ОНДЦЭ-10000/25-82УХЛ2 осуществляйте в соответствии с техническим описанием и инструкцией.по эксплуатации АХ. 62.175ТО, утвержденной Главным управлением локомотивного хозяйства МПС и прилагаемой к каждому трансформатору.
Реакторы, индуктивные шунты, дроссели. Один раз за четыре ТР-1 осмотрите реакторы, индуктивные шунты. Проверьте состояние изоляционных поверхностей, катушек, магнитопроводов, резьбовых соединений в местах электрических контактов и шпилек, стягивающих маг-нитопровод, а также крепление подводящих проводов и шин. Окрасьте изоляционной эмалью места с поврежденным покрытием.
Проконтролируйте состояние опорного изолятора дросселя ДП-002. Изоляторы протрите салфеткой, смоченной в бензине, и насухо вытрите сухой тканью. К эксплуатации не допускаются изоляторы, имеющие поврежденную поверхность или сколы свыше 10 % длины пути возможного перекрытия напряжением. При повреждении фарфора выше нормы изоляторы замените новыми. В зимнее время при осмотре дросселя ДП-002 удалите с него снег и лед.