Элентродвигатель НБ-430А и генератор управления ДК-405К
Злекгродвигатель НБ-430А. Назначение и технические данные. Он является приводом центробежного вентилятора и генератора управления ДК-405К. Основные технические данные электродвигателя НБ-430А следующие:
- Мощность 37,2 кВт
- Напряжение на коллекторе 3000 В
- Ток якоря 14,5 А
- Частота вращения 875 об/мин
- Сопротивление обмотки, якоря при 20°С 4,01 Ом
- Сопротивление катушек главных полюсов при 20°С 3,52 Ом
- То же добавочных полюсов при 20СС 1,884 Ом
- Класс изоляции А
- Режим работы продолжительный
- Масса 1406 кг
Конструкция. Электродвигатель (рис. 9) постоянного тока, четырехполю.сный, с последовательным возбуждением. Остов двигателя стальной, цилиндрической формы. Сердечник главного полюса 9 собран из листов электротехнической стали, соединенных заклепками-стержнями.
Сердечники добавочных полюсов 8 выполнены из толстолистового проката. Между остовом и добавочными полюсами для улучшения коммутации двигателя имеются прокладки из дюралюминия толщиной 2,5 мм. Катушки главных полюсов имеют по 337 витков и изготовлены из прямоугольного медного провода ПБД размерами 1,95 х 3,8 мм, катушки добавочных полюсов-из провода той же марки размерами 1,56 х 3,53 мм по 189 витков каждая. Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изоляция — из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уложенных вполу-нерекрышу.
Обмотка якоря волновая (рис. 10). Корпусная изоляция секции обмотки якоря выполнена из семи слоев лакоткани толщиной 0,1 мм и одного слоя ленты тафтяной толщиной 0,25 мм, уложенных вполуперекрышу.
Секции на якоре электродвигателя закреплены проволочными бандажами, лобовые соединения обмотки-бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком (рис. 11).
Траверса 2 (см. рис. 9) поворотного типа с четырьмя щеткодержателями. Щетки марки ЭГ-2А размерами 10 х 25 х 50 мм. Коллектор двигателя набран из 343 медных пластин, он имеет диаметр рабочей поверхности 390+0,5 мм- Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками. От корпуса и нажимного конуса коллектор изолирован миканитовыми манжетами и цилиндром.
Кроме описанных коллекторов, на двигателях НБ-430А и НБ-431А применяют также коллекторы с пластмассовыми корпусами (рис. 12).
Медные 1 и миканитовые 2 пластины, а также стальная втулка 4 соединены между собой слоем пластмассы 5, покрытым снаружи дугостойкой эмалью.
Траверсы и коллекторы двигателей НБ-430А взаимозаменяемы с траверсами и коллекторами двигателей НБ-431А компрессора
)2
Рис. 9. Продольный и поперечный разрезы двигателя НБ-430А: 1 и 4 — подшипниковые щиты; 2 траверса: .»-остов; 5 якорь; 6 коробка выводов; 7- щеткодержатель; 8 и 9 добавочный и ыавный полюсы
и НБ-429А преобразователя. У них одинаковые марки щеток и нажатия пружин на щетки.
Электродвигатель НБ-430А самовентилируемый. Вход воздуха осуществляется через отверстия в подшипниковом шите со стороны коллектора и крышках коллекторных люков, выход-через отверстия с сетками в остове над вентилятором. Якорные подшипники — роликовые. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликоподшипник № 92317К1, со стороны, противоположной коллек-
Рис. 11. Схема соединения обмотки якоря Рис. 12. Коллектор с пласт-
с коллекторными пластинами двигателя массовым корпусом двигате-
НБ-430А ля НБ-430А (НБ-431А) 14
Рис. 13. Продольный и поперечный разрезы генератора управления ДК-405К: 1 -щеточная траверса; 2 остов; 3 подшипниковый щит двигателя НБ-430А; 4 якорь; 5 щеткодержатель; й-сердечник головною полюса; 7 катушка главного полюса
тору,-плавающий подшипник № 32417. Радиальный зазор в подшипниках 0,07-0,12 мм.
На конусный конец вала со стороны, противоположной коллектору, насаживают в холодном состоянии ротор центробежного вентилятора, закрепляемый гайкой, а на другой конец вала-якорь генератора управления ДК-405К.
Контрольные величины в эксплуатации см. § 5.
Генератор управления ДК-405К. Назначение и технические данные. Он предназначен для питания цепей управления, зарядки аккумуляторной батареи и освещения электровоза.
Основные технические данные генератора управления ДК-405К следующие:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструкция. Генератор управления ДК-405К (рис. 13, 14) имеет параллельное возбуждение, четыре главных полюса. Добавочных полюсов нет. Якорь 4 генератора насажен на цилиндрический конец вала электродвигателя НБ-430А, остов 2 закреплен болтами к подшипниковому щиту 3 электродвигателя. Остов-стальной литой. Своих подшипниковых щитов генератор не имеет и эксплуатация его раздельно от электродвигателя НБ-430А не предусмотрена. Катушки 7 полюсов выполнены из медного провода ПБД диаметром 2,1 мм, число витков 510. Корпусная изоляция полюсов выполнена лентами из лакоткани толщиной 0,2, тафтяной лентой толщиной 0,25 и киперной лентой толщиной 0,45 мм по одному слою вполуперекрышу.
Коллектор состоит из медных и миканитовых пластин, стальной втулки и пластмассового корпуса, который является несущим и изолирующим элементом конструкции. Слой пластмассы снаружи якоря покрыт дугостойкой эмалью. Обмотка якоря — волновая (рис. 15), закреплена на сердечнике проволочными бандажами, лобовые соединения закреплены бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком. Коллектор, нажимная шайба и сердечник якоря собраны на втулке. Катушки изолированы лакотканью ЛИШ толщиной 0,1 мм в 2 х 1А оборота и тафтяной лентой толщиной 0,25 мм одним слоем встык.
Траверса 1 (см. рис. 13)-поворотного типа с четырьмя щеткодержателями 5. Щетки марки ЭГ-2А размерами 16 х 32 х 32 мм. Вентиляция независимая. Воздух через наружный щит и отверстия в крышках коллекторных люков поступает в генератор и затем вытягивается через отверстия в подшипниковом щите двигателя НБ-430А.
Демонтаж н монтаж. При демонтаже электродвигателя НБ-430А его снимают с электровоза, распрессовывают ротор вентилятора,
Рис. 14. Схема соединения обмо-генератора управления 405К
Рис. 15. Схема соединения обмотки якоря с коллекторными пластинами генератора ДК-405К
затем демонтируют остов генератора управления ДК-405К, рас-прессовывают с вала якорь генератора, ставят двигатель в вертикальное положение коллектором вниз, снимают подшипниковый щит со стороны, противоположной коллектору, и, вынув якорь из остова, ведут дальше разборку узлов на стеллажах.
Монтаж выполняют в обратной последовательности.