ПУСК И РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ
Пуск и регулирование скорости электровоза осуществляют ступенчатым изменением выпрямленного напряжения, подводимого к тяговым двигателям. Наименьшее напряжение на тяговые двигатели подается при встречном включении нерегулируемой и регулируемой частей полуобмоток трансформатора. Если в один полупериод в полуобмотках трансформатора возникает напряжение, которое создает ток, направленный в нерегулируемой обмотке от х1 к а1, а в регулируемой от 01 к выводу 1 (см. рис. 13.2), то при соединении вывода х1 с выводом 01 регулируемой обмотки напряжения этих обмоток будут направлены навстречу друг другу, а результирующее напряжение будет равно их разности (если напряжение холостого хода нерегулируемой обмотки равно 1051 В, а напряжение холостого хода всех секций регулируемой обмотки равно 1009 В, то их разность, равная 42 В, и есть наименьшее напряжение, которое подводится к двигателям на 1-й позиции).
Наибольшее напряжение на тяговых двигателях получается при согласном включении нерегулируемой и регулируемой обмоток, т. е. когда вывод нерегулируемой обмотки х1 соединяется с выводом 1 регулируемой обмотки. При этом напряжения этих обмоток действуют согласно и складываются (напряжение холостого хода полуобмотки а 1-01 на 33-й позиции вала ЭКГ составляет 2060 В).
Последовательное выведение секций 1-2, 2-3, 3-4, 4-01, плеча а!-01 и секций 5-6, 6-7, 7-8, 8-02 плеча а2-02 (рис. 13.3) при встречном включении обмоток дает возможность увеличить напряжение на плече вторичной обмотки трансформатора, а следовательно, и напряжение на двигателях. После полного выключения обмоток 1-01 и 5-02 возможно дальнейшее повышение выпрямленного напряжения путем включения в том же порядке ранее выключенных секций. При этом положение главного контроллера должно соответствовать согласному включению обмоток (замкнуты контакторы 9, 19, 29, 39). Переключение секций обмоток 1-01 и 5-02 осуществляется главным переключателем ЭКГ-8Ж.
Главный контроллер ЭКГ-8Ж имеет 34 силовых контактора, из них 30 без дугогашения (контакторы 9-33, 35-37, 39, 40) и четыре с ду-гогашением (контакторы А, Б, В, Г).
Диаграмма замыкания силовых контакторов выполнена таким образом, что переключение контакторов 9-33, 35-37, 39, 40 осуществляется без тока. Силовая цепь в момент переключения секций обмоток трансформатора разрывается контакторами с дугогашением А, Б, В, Г. Рассмотрим подробно процесс переключения главного контроллера при переходе с позиции на позицию.
Рис. 13.4. Схема включения контакторов ЭКГ на нулевой позиции
Рис. 13.5. Схема включения контакторов ЭКГ на позиции П1
Рис. 13.6. Схема включения контакторов ЭКГ на 1-й позиции
В исходном положении схемы групповой переключатель ступеней трансформатора находится на нулевой позиции, при этом замкнуты контакторы 30, 32, 33, А, Б, В, Г, однако замкнутой цепи для прохождения тока тяговых двигателей нет (рис. 13.4). При переходе с нулевой на 1-ю позицию групповой переключатель проходит первую промежуточную позицию П1 (рис. 13.5). В интервале позиций 0-П1 сначала размыкается контактор А, затем контактор 30, замыкается контактор 11, далее замыкается контактор А.
В интервале позиций П1-1 сначала размыкается контактор Г, затем замыкаются контакторы 15, 36, 37, после этого вновь замыкается контактор Г (рис. 13.6).
Рис. 13.7. Схема включения контакторов ЭКГ на 2-й позиции
Рис. 13.8. Схема включения контакторов ЭКГ на 3-й позиции
При переходе группового переключателя с 1-й позиции на 2-ю сначала размыкается контактор Б, затем замыкается контактор 22, после этого вновь замыкается контактор Б (рис. 13.7). При переходе со 2-й позиции на 3-ю сначала размыкается контактор В, затем замыкается контактор 26, после этого вновь замыкается контактор В (рис. 13.8). При переходе с 3-й позиции на 4-ю сначала размыкается контактор А, затем размыкается контактор 11 и замыкается контактор 12, после этого вновь замыкается контактор А (рис. 13.9).
Когда осуществляется переход с 4-й на 5-ю позицию, сначала размыкается контактор Г, затем контактор 15 и замыкается контактор 16, после этого вновь замыкается контактор Г (рис. 13.10).
Рис. 13.12. Схема включения контакторов ЭКГ на 13-й позиции
Дальнейшее переключение секций обмоток трансформатора аналогично описанному выше. На рис. 13.11 и 13.12 приведены схемы включения контакторов на 9-й и 13-й позициях.
Разгон электровоза осуществляется в сторону, соответствующую положению реверсивных переключателей 63, 64 «Вперед» или «Назад».
Для ограничения переходного тока в момент одновременного замыкания контакторов в начале и конце секции трансформатора, например контакторов 1У и 22, и деления напряжения установлен переходный реактор 25.
Полное выключение обмоток 1-01 и 5-02 происходит на 17-й позиции группового переключателя (рис. 13.13). Между 17-й-18-й позициями имеются четыре промежуточные позиции, на которых происходит согласное включение обмоток 1-01 с а1-х1 и 5-02 с а2-х2.
Рис. 13.15. Схема включения контакторов ЭКГ на позиции ПЗ
В интервале между позициями 17-П2 сначала размыкается контактор Б, затем контактор 20, после этого замыкаются контакторы 21, 31 и вновь контактор Б (рис. 13.14). В интервале между позициями П2- ПЗ сначала размыкается контактор В, затем контакторы 10, 40, 32, 33, после этого замыкаются контакторы размыкается 21, после этого вновь замыкается контактор Г (рис. 13.17). В интервале между позициями 175- 18 сначала размыкается контактор Б, затем контакторы 25, 31, после этого замыкается контактор 22 и контактор Б (рис. 13.18).
С 18-й позиции групповой переключатель ступеней начинает переключать контакторы в порядке, рассмотренном ранее, что соответствует при согласном включении обмоток дальнейшему повышению напряжения на тяговых двигателях.
На 33-й позиции (рис. 13.19) секции обмотки 1-01 и 5-02 включаются полностью. Повышение скорости движения в результате увеличения напряжения на тяговых двигателях прекращается.
Ходовыми позициями являются 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 и 33-я. На этих позициях происходит симметричное включение полуобмоток трансформатора, выводы переходного реактора а„-хл и а„-хв подключаются к одному выводу регулировочной обмотки трансформатора.
При длительной езде необходимо использовать ходовые позиции, на которых переходный реактор и трансформатор имеют наименьший нагрев. Кроме того, пульсации тока в цепи двигателей на ходовых позициях меньше, чем на неходовых, что облегчает коммутацию двигателей.