ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ И ЦЕПИ СИГНАЛИЗАЦИИ
16.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Управление силовой цепью электровоза ВЛ60К в основном сводится к управлению серводвигателем привода группового переключателя ступеней ЭКГ-8 с помощью контроллера машиниста.
Предусмотрена возможность работы двух электровозов ВЛ60К по системе многих единиц. В этом случае синхронную работу переключателей ступеней электровозов, а также отключение при необходимости цепей управления ведущего или ведомого электровоза без разъема межэлектровозных соединений обеспечивают с помощью переключателя режимов ПР. Его рукоятка имеет четыре положения: Самостоятельная езда. Система 1, Система 2, Отключен 1-й электровоз. При одиночной работе электровоза переключатель режимов устанавливают в положение Самостоятельная езда.
Нулевое положение главной рукоятки контроллера машиниста. Нормально на неработающем электровозе реверсивная и главная рукоятки контроллера машиниста должны находиться в нулевом положении, переключатель режимов — в положении Самостоятельная езда. При включении выключателя управления ВУ1 (ВУ2) от провода Н83 (рис. 16.1) через предохранитель, установленный на распределительном щите, получает напряжение провод Н49 (см. рис. 15.5, 16.1, 24.8), подводящий питание к цепям серводвигателя СМ, и подготавливаются к работе цепи управления тяговыми двигателями. Включив кнопку Цепь управления на КУ 223 (224), при замкнутой блокировке тормозов 213 (214) подают напряжение на провод Э1.
Если вал ЭКГ находится в промежутке между позициями, то получит питание катушка контактора 208 (см. рис. 16.1) по цепи: провод Э1, блок-контакты ГПП1-32, 177-ПР, контакты ПРО-2, ПРО, катушка контактора 208. При этом ЭКГ дойдет до очередной позиции, на которой блок-контакты ГП-ПР разомкнутся. Затем реверсивную рукоятку необходимо установить в положение ПП- замкнутся два кон-такторных элемента. Один из них по проводу НІ (Н2) подает питание на контакторные элементы
Рис. 16.1. Схема цепей управления тяговыми двигателями главного вала контроллера машиниста. Если групповой переключатель ступеней находился не на нулевой позиции, произойдет сброс его на эту позицию. Катушка контактора 208 получит питание по следующей цепи: провод Н1 (Н2), контакторные элементы контроллера КМ1 в проводах ЭП и Н311, контакторный элемент контроллера КМ2, контакты реле 263, блок-контакты ГПП1-33, которые контролируют сброс до нулевой позиции ЭКГ, блок-контакты контактора 206, контролирующего направление вращения серводвигателя в сторону сброса позиций, контакты переключателя режимов ПРО-2 и ПРО. Между позициями П1 и 0 катушка контактора 208 получает питание по проводу Э1 через блок-контакты ГП-ПР. Так переключатель ЭКГ дойдет до нулевой позиции.
Два последовательно включенных блок-контакта Г Пар в проводах Н539 и Н40 повышают надежность разрыва цепи питания катушки контактора 208 со стороны провода Э1 при нахождении переключателя ступеней на фиксированной позиции. Блок-контактами ГПпр групповой переключатель доводится точно до нулевой позиции. Кроме того, угол замыкания блок-контактов ГПпр принят таким, что контактор 208 успевает получить подпитку раньше, чем начнут размыкаться основные контакты контакторов А, Б, В, Г. Блок-контакт ГП поз. 1 в проводах Н75-Н89 должен отключать катушку реле 204 одновременно с включением блок-контакта ГПпр.
Нарушение углов замыкания и размыкания блок-контактов может привести к нечеткой остановке валов ЭКГ на позиции и выходу из строя разрывных (дугогасительных) контактов контакторов А, Б, В, Г.
Блок-контакты ГПП1-32 и ГП4 включены параллельно и работают следующим образом:
блок-контакты ГПП1-32 обеспечивают подачу питания на катушку контактора 208 от провода Э1 через блок-контакты ГПпр в интервале позиций П1-32;
при подходе валов ЭКГ к нулевой или 33-й позиции блок-контакт ГП4 увеличивает время подпитки контактора 208 со стороны провода Э1. Размыкает цепь питания катушки контактора 208 блок-контакт ГПпр;
при нахождении валов ЭКГ за нулевой или 33-й позицией блокконтакты ГПпр замкнуты, но катушка контактора 208 обесточена, так как цепь питания ее от провода Э1 через блок-контакты ГПпр разорвана блок-контактами 17777/-32 и ГП4.
Этим самым предотвращается повреждение предельной муфты ЭКГ.
Цепи питания катушек линейных контакторов 41-46. Если установить главную рукоятку КМ в одно из положений (кроме нулевого и БВ), то по проводу Э7 при включенной локомотивной сигнализации (замкнуты контакты 435 или 436 ключа ЭПК кабины, из которой ведется управление, и реле 239 не возбуждено) подводится напряжение к катушкам вентилей реверсора бЗвп (64вп) или бЗназ (64наз). Реверсоры переходят в положение Вперед или Назад в зависимости от положения реверсивной рукоятки. Замыкаются их блок-контакты, и по проводу Н5 через блок-контакты контактора 136 получают питание электропневматические вентили контакторов 41-46 по двум параллельным цепям: блок-контакты 1770 (контролируют включение контакторов только на нулевой позиции ЭКГ), блок-контакты контакторов 129, 130, которые включают мотор-вентиляторы, блок-контакты конечного положения переключателей вентилей 47к, 48к (контролируют поворот вала переключателя вентилей в конечное положение как в нормальном режиме, так и в аварийном), блок-контакты отключателей двигателей ОД1-ОД6 (замкнуты при включенных отключателях).
Контакторы 41-46 включаются и остаются включенными на позициях ЭКГ выше нулевой, так как катушки их получают питание через собственные блок-контакты 41-46. Контакты реле 239 при срабатывании автостопа ЭПК разрывают цепь питания катушек линейных контакторов и тем самым обеспечивают прекращение тяги. Реле 239 получает питание от провода НЗОЗ (Н304) при срабатывании ЭПК и замыкании контактов 435 (436) конечного выключателя.
Таким образом, линейные контакторы могут быть включены только на нулевой позиции ЭКГ и в дальнейшем остаются включенными, если работают мотор-насос охлаждения трансформатора, мотор-вентиляторы, охлаждающие выпрямительные установки, включены переключатели вентилей и отключатели двигателей. Блок-контакты контактора 136 могут быть шунтированы кнопкой Низкая температура масла на выключателе 228 (см. рис. 15.4).