Работа схемы при аварийных режимах
Электрическая схема разработана с учетом сохранения работоспособности электровоза при повреждении тяговых двигателей, быстродействующего выключателя ТЭД секции Б, быстродействующего выключателя вспомогательных цепей, пусковых резисторов секции Б, вспомогательных машин.
Переключение тяговых двигателей, отключение поврежденного быстродействующего выключателя БВ1 секции Б или пусковых резисторов секции Б производится с помощью режимного контроллера БЗО и аварийных переключателей (Т15.
Работа с отключенными ТЭД
При повреждении любой пары ТЭД, в зависимости от создавшегося положения, машинист может выбирать одну из двух схем аварийного режима, предусмотренных на электровозе, либо восьмимоторную, либо дееятимоторную.
При повреждении любой пары ТЭД двухсекционного электровоза обеспечивается попарное отключение одноименных групп двигателей на обеих секциях, т.е. собирается восьм»имоторная схема. При этом на С- и на СП- соединениях как на первой, так и на второй секции работают последовательно по четыре ТЭД. На трехсекционных и четырехсекционных электровозах ВЛ15С, управляемых по системе многих единиц, отключается секция с поврежденным ТЭД.
Тумблеры для отключения неисправных ТЭД расположены на пульте машиниста. Изменение логики действия цепей при аварийном режиме зависит от схемы электровоза и обеспечивается режимным контроллером 830. Все необходимые пересоединения, связанные с отключением пары неисправных ТЭД любой секции, выполняют дистанционно переключателями двигателей Q7-Q10 и аварийным переключателем Q15.
Переключатель Q7 предназначен для отключения тяговых двигателей М1 иМ2.
Переключатель Q8 предназначен для отключения тяговых двигателей МЗ и М4.
Переключатель Q9 предназначен для отключения тяговых двигателей М5 и Мб.
Переключатель Q10 предназначен для переключения цепей силовой схемы в аварийном режиме и переключается автоматически при переходе одного из переключателей Q7, Q8 или Q9 в аварийный режим.
Переключатель Q15 предназначен для переключения цепей силовой схемы в маневровом и аварийном режимах — он соединяет силовые цепи обеих секций между собой. Q15 переключается автоматически при переводе одного из режимных контроллеров S30 из положения H в положение СМ1 или СМ2.
При нормальной работе электровоза катушки вентилей «Н» («Нормальное») переключателей Q7-Q10, Q15 в положении «О» главной рукоятки КМЭ получают питание из головной секции по цепи: провод Э301, контакт ВУ (SF14), провод 501, замыкающий контакт автоматической блокировки SQ2, провод 502, автомат SF1, провод 503, размыкающий контакт реле KV29 (АЛСН), провод 504, контакты 5-6 ЭПК-150 (Y14), провод 505 (рис. 216), замкнутый в нулевом положении главного барабана контакт 91-92, провод 677, контакты реле KV24, провод 675, автоматический выключатель SF16, провод 669, замкнутые контакты 13-14 и 11-12 режимного контроллера S30, находящегося в положении «Н», провода 529 и 530 и далее через соответствующие разделительные диоды VI13-V115, V116-V118 и размыкающие контакты тумблеров аварийного отключения двигателей S49-S51, S56-S58 получают питание катушки H переключателей Q7-Q10. Одновременно от провода 669:
— через замкнутые контакты 9-10 режимного контроллера S30, через провод 691, через разделительный диод VI48 получает питание провод Э568 и катушки вентилей H переключателей Q15 на всех секциях;
— через диод VI12, межсекционный провод Э805, последовательно включенные размыкающие контакты переключателей Q7-Q9 получают питание катушки H переключателей Q10 во всех секциях.
Например, при управлении из секции А катушки вентилей H переключателей Q7 получают питание по цепи:
— провод 529, диод VI 13, провод 664, размыкающие контакты тумблера аварийного отключения двигателей S49, провод Э679, катушка вентиля Н переключателя Q7 секции А, провод 600;
— провод 530, диод VI 16, провод 661, размыкающие контакты тумблера аварийного отключения двигателей S56, провод Э601, рейка ХТ103, межсекционное соединение, рейка XT 106, провод Э679, катушка вентиля Н переключателя Q7 секции Б, провод 600.
После перевода реверсивно-селективной рукоятки контроллера в положение «М» валы реверсоров обеих секций устанавливаются в соответствии с выбранным направлением движения. При этом от провода 505 через контакты 1-2 реверсивно-селективного вала КМЭ по проводу Э561 и далее через замкнутые вспомогательные контакты «Вп» или «Наз» реверсоров, провод 567, автоматический выключатель SF15, провод 618, разделительные диоды VI39, V140, V141 и размыкающие контакты переключателей Q7-Q9 создаются цепи питания катушек вентилей Н переключателей во всех секциях. Одновременно от провода 618:
— через диод VI76 и последовательно включенные размыкающие контакты переключателей Q7-Q9 получают питание катушки Н переключателей Q10 во всех секциях;
— через диод VI57, провод 674, собственные размыкающие блок- контакты переключателя Q15 и провод Э568 получают питание катушки Н переключателей Q15 во всех секциях.
Таким образом после перевода реверсивно-селективной рукоятки контроллера в положение «М» катушки вентилей Н приводов переключателей двигателей Q7-Q10 и аварийного переключателя Q15 получают дополнительно питание ещё и по другой цепи.
Восьмимо горная схема.
Для сбора этой схемы используют только переключатели двигателей Q7-Q10, силовые схемы секций при этом не соединяются, т.е. каждая секция работает автономно. В этом режиме возможна работа ТЭД только на С- и СП- положениях главной рукоятки КМЭ (1-35 позиции). Чтобы отключить неисправную пару ТЭД двухсекционного электровоза, необходимо поставить в положение «О» реверсивно-селективную рукоятку и перевести из положения «Н» в положение «А» соответствующие спаренные тумблеры S49-S56, S50-S57 или S51-S58. Катушки вентилей Н переключателя поврежденной пары ТЭД и соответствующей пары другой секции обесточиваются, а катушки вентилей положения А («Аварийное») получают питание через замкнувшиеся контакты переключенных тумб-
Рис. 216. Схема дистанционного управления отключателями тяговых электродвигателей электровоза ВЛ15-040.
л еров. При отключении М1-М2 на этой секции отключаются М11-М12 на другой, при отключении МЗ-М4 отключаются М9-М10, при отключении М5-М6 отключаются М7-М8.
Для примера рассмотрим действие схемы при неисправности 1-2 ТЭД (М1-М2). При переводе спаренных тумблеров S49-S56 в положение «А»:
— размыкаются их контакты в проводах 664-Э679 и 661-Э601, снимая питание с катушек H приводов переключателей Q7 на обеих секциях;
— замыкаются их контакты в проводах 664-Э687 и 661-Э651, подавая питание на катушки А приводов переключателей Q7 на обеих секциях.
Одновременно с переключением переключателя Q7, Q8 или Q9 из положения H («Нормальное») в положение А («Аварийное») размыкаются блок-контакты соответствующего переключателя в цепи питания катушки H переключателя Q10 и замыкается контакт переключившегося переключателя Q7, Q8 или Q9 в проводах Э805-665, подавая питание на ка-гушку А переключателя Q10. Образуется восьмимоторная схема соединения ТЭД: четыре последовательно соединенных двигателя в каждой секции.
Схемой управления аварийного режима обеспечивается управление процессом перегруппировки ТЭД с соединения с С на СП аналогично действию нормальной схемы, т.е. после перестановки главной рукоятки КМЭ с 20-й на 21-ю позицию происходит разворот групповых переклю-4ателей Q1 в положение СП-П, а через его замыкающие вспомогательные контакты получают питание приводы групповых переключателей Q2 то цени: провод 501, контакты 27-28 главной рукоятки КМЭ, провод Э564, замкнувшиеся в положении «А» контакты переключателя Q10, провод Э565, замыкающие вспомогательные контакты переключателя Q1, про-юд 413, контакты переключателя Q15, провод 528, катушки вентилей 1ривода переключателя Q2, провод 500. И групповые переключатели Q2 тереходят из положения С-СП в положение П.
При этом в каждой секции образуются две паралельные ветви с двумя последовательно включенными ТЭД в каждой, т.е. практически парад-юльное соединение. На позициях 21-35 происходит реостатный пуск ТЭД I напряжение на зажимах ТЭД изменяется на коллекторе с уровня 750 В ю уровня 1500 В.
Деся гимоторная схема.
При сборе этой схемы на электровозе отключаются только два неисп-)авных ТЭД, а оставшиеся в работе десять ТЭД обеих секций соединяют-;я последовательно с помощью переключателя Q15. В этом случае главная рукоятка КМЭ работает только на позициях С- соединения, т.е. с 1-й по 20-ю. Для получения десятимоторной схемы сначала необходимо поставить в положение «0» реверсивно-селективную и главную рукоятки контроллера машиниста, затем переключатель S30, находящийся на пульте машиниста, необходимо установить в нужное положение и только после этого перевести спаренные тумблеры неисправных ТЭД в положение «А».
Если необходимо отключить ТЭД секции, с которой управляется электровоз, то переключатель S30 ставится в положение СМ1, при этом размыкаются его контакты 11-12, провод 530 теряет питание и с переключением спаренных выключателей S49- S56, S50- S57 или S51- S58 аварийные отключатели Q7, Q8 или Q9, а также Q10 в первой секции переключатся, а во второй секции не перейдут из положения «Н» в положение «А «.
Рассмотрим для примера отключение неисправных 1-2 ТЭД (М1-М2). После установки в положение СМ1 переключателя S30 и при переводе спаренных тумблеров S49-S56 в положение «А» (рис. 216):
— контакты тумблера S56 будут обесточены, т.к. провод 530 потеряет питание из-за размыкания контактов 11-12 переключателя S30 при переводе его из положения H в СМ1 ;
— размыкаются контакты тумблера S49 в проводах 664-Э679, снимается питание с катушки H привода переключателя Q7 в секции А;
— замыкаются контакты тумблера S49 в проводах 664-Э687, подается питание на катушку А привода переключателя Q7 в секции А.
Если необходимо отключить ТЭД второй секции, то переключатель S30 ставится в положение СМ2, при этом размыкаются его контакты 13-14, провод 529 теряет питание и с переключением S49- S56, S50- S57 или S51- S58 аварийные отключатели Q7, Q8 или Q9, а также QÎ0 во второй секции переключатся, а в секции, с которой управляется электровоз — не перейдут из положения «Н» в положение «А».
В любом случае при установке переключателя S30 в положение СМ1 или СМ2 его контакты 9-10 в цепи питания катушек H («Нормальный») приводов переключателей Q15 на обеих секциях размыкаются и они обесточиваются, а контакты 17-18 (в СМ1) или 7-8 (в СМ2) замыкаются, подавая питание на катушки А («Аварийное») переключателей Q15.
Например, при установке переключателя S30 в положение СМ1 в секции А катушки А («Аварийное») переключателей Q15 на обеих секциях получат питание по цепи: провод Э301, контакт ВУ (SF14), провод 501, замыкающий контакт автоматической блокировки SQ2, провод 502, автомат SF1, провод 503, размыкающий контакт реле KV29 (АЛСН), провод 504, контакты 5-6 Y14 (ЭПК-150), провод 505
(рис. 216), контакты 91-92 главной рукоятки контроллера машиниста 8М (замкнутые на позиции «О»), провод 677, размыкающий контакт реле КУ24, автомат 8Р16, провод 675, замкнувшиеся в СМ1 контакты 17-18 переключателя 830, провод 693, диод VI49, провод Э569, межсекционное соединение, провод Э569 секции Б, замыкающий контакт реле КУП (замкнут при поднятом токоприемнике), провод Э754, межсекционное соединение, провод Э754 секции А, замыкающий контакт реле КУП, провод Э753 — катушки А («Аварийное») переключателей ОД 5 на обеих секциях.
Приводы переключателей .ОД 5 на обеих секциях переходят из положения Н в положение А. Их блок-контакты в проводах 674-Э568 размыкаются, а в проводах 674,- Э569 замыкаются. После перевода реверсивно-селективной рукоятки контроллера в положение «М» валы реверсоров обеих секций устанавливаются в соответствии с выбранным направлением движения. При этом в каждой секции через замкнутые вспомогательные контакты «Вп» или «Наз» реверсоров, провод 567, автоматический выключатель 8Р15, провод 618, разделительный диод VI57, провод 674, собственные замыкающие блок-контакты переключателя ОД 5 и провод Э569 получают дополнительное питание катушки А переключателей 015 во всех секциях.
При переводе главной рукоятки КМЭ из позиции 0 на позицию 1 размыкаются контакты 91-92 главной рукоятки контроллера машиниста и теряют питание от провода 669 (т.е. через автомат 8Р16) катушки А («Аварийное») переключателей 015 на обеих секциях. Питание на них остается только через автомат 5, через который питание также будет подаваться и на катушки А или Н аварийных отключателей 07, 08, 09, а также 010.
При постановке главной рукоятки КМЭ на первую позицию включаются линейные контакторы К1 и К44 только секции А, независимо с какой секции управляется электровоз, а К1 и К44 секции Б остаются отключенным. Это обеспечивается тем, что на секции А при размыкании блок-контактов переключателя 015 в проводах 602-603 ток продолжает идти по этой цепи по перемычке, установленной параллельно блок-контактам переключателя 015 только в секции А (см. рис. 190). Происходит последовательное соединение исправных ТЭД обеих секций (рис. 198). Перемещение главной рукоятки КМЭ в этом режиме допускается только до 20-й позиции с применением всех четырех ступеней ослабления возбуждения.
Если же главная рукоятка КМЭ все таки будет переведена из позиции 20 на позицию 21 и далее, то групповые переключатели 01 и 02 на позиции СП и П не перейдут, т.к. в цепи питания их приводов будут разомкнуты блок-контакты переключателя Q15 в проводах 406-527 и 413-528 (см. рис. 200).
Применение данной аварийной схемы целесообразно для реализации максимально возможной силы тяги в аварийных режимах с целью вывоза тяжеловесных поездов с перегона.