Описание работы электрической схемы электровоза вл15
5.1. Общие сведения об электрических цепях
Маркировка цепей (проводов) электровоза выполнена в следующей последовательности: 001 …199 — силовые;
201 …299 -■ вспомогательные высоковольтные;
301…399 — управления, подключенные к панелям управления, генератору управления, аккумуляторной батарее;
401 …499 — управление токоприемниками и аппаратами защиты; 501…699 — управление двигателями;
701…799 — управление вспомогательными машинами, отоплением, нагревателями, звуковыми сигналами, песочницами и тормозами;
801 …999 — управление сигнализацией, низковольтными измерительными приборами, радиостанцией, прожектором, тиристорами преобразователей, САУРТом, освещением;
100… 1000 — (кратные 100) — «земля».
Низковольтные провода с буквой Э перед номером (например, Э302 и т.д.) являются межсекционными, без буквы Э — внутрисекционными. Так как цепи управления двух, трех и четырех секций электрически соединены между собой соответствующими межсекционными проводами с буквой Э, то переключение на первой секции, например А управляющей, будут одновременно повторяться и на второй Б, третьей и четвертой секциях. Поэтому в дальнейшем действия цепей многосекционного электровоза будут рассмотрены на примере двухсекционного электровоза. Электрические схемы электровоза во многом сходны со схемами электровозов ВЛ10, ВЛ11 иВЛПМ.
В процессе выпуска электровозов ВЛ15 в их электрические схемы неоднократно вносились изменения. Наиболее существенные из них вносились в схемы с ВЛ15-005, ВЛ15-018 и ВЛ15-037. В данном описании за основу взята схема электровоза ВЛ 15-040, если же в схемах других электровозов имеются отличия, то в тексте они даются курсивом. Отличия в схемах в основном даются по заводской документации, хотя в действительности эти изменения начинали осуществляться с более поздних выпусков электровозов. Например, по документации выключатель управления типа ВУ-223 (S21) с электровоза ВЛ15-005 должен был быть заменен на автоматический выключатель типа АК-63М (SF14), но в действительности ещё на многих электровозах после ВЛ 15-005 устанавливался ВУ-223. Кроме того, при капитальных ремонтах электровозов в их схемы могут вносится изменения, а также устанавливаться электрические аппараты другого типа. На электромонтажных схемах клеммам, не имеющим обозначений на аппарате, присвоены следующие цифровые обозначения — при вертикальном расположении клемм нумерация производится сверху вниз (например, верхний зажим К37 обозначен 1, нижний 2), при горизонтальном расположении клемм номером 1 обозначена клемма неподвижного контакта, а номером 2 — подвижного.
Электрические аппараты на схемах электровоза ВЛ15 обозначены в соответствии с ГОСТ 2.710-81 «Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах» и международными стандартами (см. приложение 4).
Состав элементов схемы секции А и Б отличаются следующим:
— элемент нагрева санузла Е11 и его выключатель S23 устанавливаются только в секции А;
•-■ элемент нагрева электроплитки Е9 и его выключатель S25 устанавливаются только в секции Б.
На схеме главные и вспомогательные контакты аппаратов изображены в соответствии с положениями:
— рукояток контроллера SM — 0;
— реверсоров Q3, Q4 — для движения электровоза «Вперед» кабиной секции А;
— групповых переключателей Q1 — «С», Q2 — «С-СП»;
— тормозных переключателей Q5, Q6 — «М» («Моторный»);
— режимного переключателя Q15 — «Н» («Нормальный»);
— переключателя вентиляторов Q14 — «Высокая скорость»;
— отключателей двигателей Q7, Q8, Q9, Q10 — «Н» («Нормальный»);
— кнопочного выключателя S1 — в выключенном положении;
— кнопочного выключателя S3 — во включенном положении.
Отсчет порядкового номера секции для измерительных приборов, световой сигнализации и работы оборудования производится от секции, откуда производится управление электровозом.
На электровозе применена неавтоматическая косвенно-дистанционная система управления, позволяющая управлять аппаратами и машинами из одной кабины по системе многих единиц в режимах тяги и рекуперации.
Управление осуществляют контроллером машиниста, режимным контроллером, блоками выключателей, тумблерами, пакетными выключателями, выключателями, универсальными переключателями, кнопками, блокировочным устройством.
Контроллер машиниста имеет три рукоятки: главную, тормозную и реверсивно-селективную. Главная рукоятка имеет нулевое положение и 46 регулировочных фиксированных позиций, три из которых — 20,35 и 46 — ходовые (безреостатные).
Рис. 177. Условные обозначения в электрической схеме.
Коммутационные перенапряжения в цепях управления могут достигать 1 -3,5 кВ, поэтому они представляют опасность для полупроводниковых вентилей, изоляции катушек аппаратов и проводов цепей управления. Чтобы снизить их уровень и улучшить условия работы низковольтных контактов, начиная с электровоза ВЛ15 — 005, применяют резисторно-диодные цепочки, подключаемые параллельно катушкам аппаратов (рис. 177.а). На рисунке 177.6. показано обозначение контактов автоматических выключателей. На рисунке 177.B. показано обозначение контактов импульсной кнопки, а на рисунке 177.г. — кнопки с фиксацией.
Электрическая аппаратура и электрическая схема электровоза ВЛ15-031 полностью соответствуют электровозу ВЛ15-004.
Сведения по электрическому монтажу проводов
Монтаж проводов, кабелей и шин на электровозе выполнен по ОСТ 160801066-83. Каждый высоковольтный и низковольтный провод маркирован. Всем проводам одного участка цепи со всеми его ответвлениями, но постоянной электрической связью и электрическим потенциалом присваивается один и тот же номер.
Маркировка электрических проводов выполняется на бирках, изготовленных из чёрной поливинилхлоридной трубки 3.31 ТВ40(ГОСТ 19034-82), надетых на начало и конец каждого провода. Зажимам аппаратов присвоены сквозные номера арабскими цифрами. На электрических машинах приняты буквенные обозначения зажимов.
Монтаж цепей с номинальным напряжением 50 В выполняется: одножильными проводами на напряжение 660 В марок ППСРМ-0 площадью сечения 1,5; 2,5; 6 мм2 и ППСРМ-1 площадью сечения 25 и 120 мм2; многожильными кабелями марок КПСРМ-1 16 х 2,5 х 660 мм и КПСРМ 37 х 2,5 х 660 мм. Провода ППСРМ 6 х 660 мм2 и ППСРМ-1 25 х 660 мм2 используется также для межкузовных соединений.
Для цепей управления используют провода площадью сечения 2,5 и 6 мм2; для цепей освещения, локомотивной сигнализации и сигнальных ламп — 1,5 мм2, для цепей радиостанции, якорей генераторов управления и аккумуляторных батарей — 25 мм2.
Монтаж высоковольтных цепей выполнен проводами на номинальное напряжение 4000 В марок ППСРМ-1 площадью сечения 16, 35, 70, 120, 150, 185 мм2 и ППСРМО площадью сечения 4 и 6 мм2. Провода ППСРМ-170 х 4000 и ППСРМО 6 х 4000 используют также для межкузовных соединений. Провода изготовлены по ТУ 16705465-87. Провода цепей управления напряжением 50 В и свыше 660 В прокладывают раздельно.