Обратное перемещение главной рукоятки КМЭ
При переводе главной рукоятки с 36-й на 35-ю позицию контакт 29-30 КМЭ размыкается, и прерывается цепь провода Э565. Контакты 35-36, 63-64, 65-66, 67-68, 69-70, 71-72, 73-74, 75-76, 77-78, 79-80, 81-82, 83-84, 85-86 замыкаются. Провод Э583 получает питание, а провода Э628, Э629,
Э630, Э631, Э632, Э633, Э634, Э635, Э621, Э670, Э695, Э696 реостатных контакторов соединяются с корпусом проводом 600.
Однако реостатные контакторы не могут включиться, так как разомкнута цепь провода Э565. Прекращается питание катушек вентилей переключателя С»2. Его вал поворачивается и занимает положение С-СП. После того как замкнется контакт 02 в проводах Э583-577 и через замыкающий контакт 01 в проводах 577-639 получит питание провод 639, реостатные контакторы Кб, К7, К8, К9, К12, К13, К14, К16, К19, К21, К22 и К23 включатся в соответствии с разверткой вала КМЭ.
Если бы не было контакта 02 в проводах Э583-577, то при переводе [лавной рукоятки с 36-й на 35-ю позицию (до момента поворота вала переключателя 02 в положение С-СП) из-за разности срабатывания его привода сразу же включались бы индивидуальные реостатные контакторы и закоротили бы секции пускового реостата.
В результате ТЭД сразу же переключились бы с 36-й на 46-ю безреостатную позицию параллельного соединения, что привело бы к значительному толчку тока и перегрузке двигателей. Перегрузка могла быть очень большой, если бы главную рукоятку вначале перевели с 35-й на 36-ю позицию, а затем обратно, т. е. если бы переход был при незначительной скорости.
После перевода главной рукоятки с 21-й на 20-ю позицию контакты главного вала 27-28 и 35-36 размыкаются, а контакты 33-34,49-50, 51-52, 53-54, 55-56, 57-58, 59-60, 61-62, 63-64, 65-66, 67-68, 69-70, 71-72, 73-74, 75-76, 77-78, 79-80, 81-82, 83-84, 85-86 замыкаются. Размыкается цепь проводов Э564 и Э583. На провод Э582 подается напряжение, а провода Э612, Э622, Э623, Э624, Э625, Э626, Э627, Э628, Э629, Э630, Э631, Э632, Э633, Э634, Э635, Э621, Э670, Э695, Э696 реостатных контакторов соединяются с корпусом через провод 600.
Поскольку цепь провода Э564 разомкнута, реостатные контакторы еще не включаются. Вал переключателя 01 поворачивается в положение С, замыкаются его контакты 01 в проводах 567-681 и Э582-592. После этого в соответствии с разверткой вала КМЭ включаются реостатные контакторы К4, Кб, К7, К8, К9, К11, К12, К13, К14, К15, К16, К18, К19, К20, К21, К22, К23. Контакторы К5, К10 во время перехода остаются включенными, т.к. питание провода 567 не прекращается.
Если валы переключателей 01 и 02 не повернутся в положения С и С -СП, то их размыкающие контакты прерывают цепь питания катушки реле времени КТ11. Оно своим замыкающим контактом в проводах 649-596 разо-мкнет цепь питания катушек вентилей линейных контакторов. Аналогично, если при наборе позиции 1 в какой-либо секции вал группового переключателя не будет находиться в положении, соответствующем нулевой позиции главной рукоятки КМЭ, то цепь питания катушек вентилей линейных контакторов не соберется.
В силовой цепи при обратном переводе главной рукоятки с 36-й на 35-ю позицию вал переключателя 02 поворачивается с параллельного соединения двигателей на последовательно-параллельное. На переходной позиции Х2 размыкаются его контакты 02-1, 02-2, 02-3, 02-8, 02-7, 02-6.
При этом образуются две параллельные ветви: последовательно включенные двигатели М1, М2, МЗ через переходные диоды VI…VI2 и последовательно включенные двигатели М4, М5 и Мб через переходные диоды У25… У36. Ток в их цепях снижается. На позиции 35 замыкаются контакты 02-4, 02-5 переключателя 2, которые шунтируют диоды VI… У12, У25… У36, и включаются реостатные контакторы (см. таблицу в приложении 3).
Во время перевода главной рукоятки контроллера машиниста с 35-й на 20-ю позицию переключаются контакты реостатных контакторов. Вал группового переключателя 01 начинает поворачиваться с СП- на С-со-единение двигателей. На переходной позиции Х2 размыкаются его контакты 01-4, 01-5, 01-6, 01-7, и двигатели М1 …Мб включаются последо-ва-тельно через переходные диоды V13… У24. На переходной позиции XI включаются контакты переключателя 01-2, 01-3, шунтирующие пусковые резисторы. Ток в цепи тяговых двигателей М1…М6 возрастает.
Затем на позиции 20 замыкается контакт 0Ы, который шунтирует переходные диоды У13…У24, и включаются реостатные контакторы. Переход на последовательное соединение тяговых двигателей заканчивается. При обратном перемещении главной рукоятки контроллера машиниста с 20-й на 1-ю позицию контакты реостатных контакторов переключаются согласно таблице в приложении 3.
5.6.5. Маневровый режим е 12 последовательно соединенными ТЭД
Схемой предусмотрено осуществление маневрового режима с 12-ю последовательно соединенными двигателями. Применение данной схемы целесообразно для реализации максимально возможной силы тяги с целью взятия тяжеловесных поездов с места.
Рис. 212. Маневровый режим. Последовательное соединение 12-ти ТЭД.
Для получения данного режима необходимо при нулевом положении всех рукояток контроллера машиниста переключить универсальный переключатель S30 из положения Н («Нормальное») в положение СМ1 или СМ2. При этом получают питание катушки А («Аварийное») и приводы переключателей Q15 на обеих секциях переходят из положения Н в положение А (см. раздел 5.10 «Работа с отключенными ТЭД. Десятимоторная схема»). Режимный переключатель Q15 в обеих секциях занимает положение, соответствующее последовательному соединению всех 12 двигателей электровоза. После постановки ревер-сивно-селективной рукоятки в положение М реверсоры Q3, Q4 занимают положение «Вперед» («Назад»), а тормозные переключатели Q5, Q6 — положение М.
При постановке главной рукоятки КМЭ на первую позицию включаются линейные контакторы К1 и К44 только секции А, независимо с какой секции управляется электровоз, а К1 и К44 секции Б остаются отключенным. Это обеспечивается тем, что на секции А при размыкании блок-контактов переключателя Q15 в проводах 602-603 ток продолжает идти по этой цепи по перемычке, установленной параллельно блок-контактам переключателя Q15 только в секции А (см. рис. 190). Происходит последовательное соединение всех ТЭД обеих секций через БВ1 секции А (рис. 212). Перемещение главной рукоятки КМЭ в этом режиме допускается только до 20-й позиции с применением всех четырех ступеней ослабления возбуждения.
Если же главная рукоятка КМЭ все таки будет переведена из позиции 20 на позицию 21 и далее, то групповые переключатели Q1 и Q2 на позиции СП и П не перейдут, т.к. в цепи питания их приводов будут разомкнуты блок-контакты переключателя Q15 в проводах 406-527 и 413-528 (см. рис. 200).
При применении этого режима необходимо на секции А поднимать два токоприемника, т.к. тяговые двигатели секции Б получают питание от секции А. На секции Б достаточно поднять один токоприемник для питания своих вспомогательных машин.
На электровозах ВЛ15С схемой не предусмотрено осуществление маневрового режима с последовательно соединенными двигателями двух, трех или четырех секций.
Режимный переключатель Q15 на них не устанавливался.