Техническое обслуживание ТО-1
Техническое обслуживание ТО-1 локомотивов выполняется локомотивной бригадой при приемке-сдаче локомотива на путях основного или оборотного депо, в пунктах смеиы,локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных станциях, при отставлении локомотивов в резерв, ожидании работы и вводе в работу, при экипировке локомотивов.
Объем работ, выполняемых локомотивной бригадой при ТО-1, с распределением обязанностей между машинистом и помощником устанавливаются перечнем, который составляется начальниками депо приписки локомотивов и утверждается начальниками служб локомотивного хозяйства.
Перечень работ является обязательным для локомотивных бригад на всем участке обращения. Кроме работ, указанных в перечне, локомотивные бригады обязаны выполнять требования действующих инструкций, приказов и указаний МПС, дороги по техническому обслуживанию локомотивов.
Ответственность за качественное выполнение ТО-1 и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, который также должен контролировать работу помощника машиниста и обучать его рациональным методам технического обслуживания.
Принимающая электровоз бригада обязана по Журналу формы ТУ-152 проверить даты выполнения последнего технического обслуживания ТО-2, проверки АЛСН и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями бригады, сдающей электровоз, и с записями о выполнении ремонта по замечаниям. При наступлении срока постановки электровоза на ТО-2 машинист обязан сообщить об этом локомотивному диспетчеру.
Бригада, принимающая электровоз, обязана:
проверить выполнение ТО-1 сдающей бригадой и в случае, если работы не выполнены или выполнены с низким качеством, сделать об этом запись в журнале формы ТУ-152;
осмотреть механическую часть электровоза, обратив особое внимание на крепление и состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, тормозной рычажной передачи, предохранительных устройств;
проверить состояние и нагрев(на ощупь) буксовых узлов колесных пар, осмотреть крышевое оборудование (без подъема на крышу);
убедиться в правильности работы электрических и пневматических аппаратов управления, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при подъеме и опускании их;
проверить работу звуковых и световых сигналов, освещения, наличие песка и работу песочниц, наличие масла в компрессорах;
удалить конденсат из резервуаров, влагосборников, маслоотделителей, пневматического оборудования;
проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сиг* нальных ламп на пульте управления, наличие и неисправность инструмента, инвентаря, запасных частей и материалов, приспособлений для сборки аварийных схем, сигнальных принадлежностей, противопожарного инвентаря, защитных средств, медицинской аптечки, обтирочных и смазочных материалов, средств снегозащиты и при необходимости пополнить их, если электровоз принимается в основном депо или на пункте оборота.
При проверке средств обеспечения противопожарной безопасности электровоза принимающая локомотивная бригада обязана убедиться:
в исправности противопожарной установки и огнетушителей (по наличию бирок с датой заправки и пломб на предохранителе и маховичке вентиля запора), защитных устройств электрического оборудования, раструба и подводящего шланга;
в отсутствии признаков нарушения электрических контактов, отсоединенных, неизолированных и незакрепленных проводов или проводов с обгоревшей или поврежденной изоляцией; нетиповых плавких предохранителей (жучков) или предохранителей, номинальный ток которых не соответствует техническим требованиям.
В случае когда при приемке электровоза в основном депо или пункте оборота локомотивная бригада определит некачественное выполнение или невыполнение записанного ранее ремонта или обнаружит неисправность, которая не может быть устранена за время, предусмотренное на приемку электровоза, машинист ставит об этом в известность дежурного по депо (пункту оборота), производит запись неисправности в журнале формы ТУ-152 и по распоряжению дежурного по депо (пункту оборота) заменяет неисправный электровоз.
О приемке и сдаче электровоза машинисты обязаны расписаться в журнале формы ТУ-152.
После приемки электровоза локомотивная бригада нееет- полную от ветственность за их сохранное состояние до сдачи электровоза другой бригаде или постановки его на очередное техническое обслуживание ТО-2 или ТО-3 или на текущий ремонт.
Запрещается принимать электровозы, у которых имеется хотя бы одна неисправность следующих узлов и оборудования: прибора для подачи звукового сигнала; пневматического, ручного тормоза или компрессора; тягового электродвигателя; мотор-вентилятора, автостопа, автоматической локомотивной сигнализации или прибора бдительности; скоростемера; устройства поездной или маневровой радиосвязи; ударно-тяговых устройств; системы подачи песка; прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора; буксового или мо-торно-осевого подшипника; предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на путь; кожуха зубчатой передачи; защитной блокировки высоковольтной камеры; токоприемника; средств пожаротушения; устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения; колесных пар; люлечного подвешивания; манометра вкабине управления; аккумуляторной батареи; генератора управления.
Также запрещается принимать электровозы, у которых имеется хотя бы одна трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном месте рессоры, излом рессорного листа или пружины, трещина в корпусе буксы, излом или трещина хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи, трещина в раме тележки.
В пути следования локомотивная бригада обязана:
внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов;
контролировать работу тяговых электродвигателей, вспомогательных машин, коммутационных аппаратов, тормозов, периодически сверять показания приборов в кабинах машиниста;
быстро реагировать на резкие изменения показаний приборов, появление посторонних шумов, искрение, вспышки света, запах горелой изоляции, масла и другие факторы, сопутствующие возможным неисправностям оборудования;
периодически удалять конденсат из резервуаров и влагосборников маслоотделителей пневматического оборудования;
быстро обнаруживать и технически грамотно устранять возникающие на локомотиве отказы.
При стоянках локомотивов на промежуточных станциях локомотивная бригада обязана проверить состояние ходовых частей и произвести контроль нагрева буксового узла колесных пар на ощупь тыльной стороной ладони. В случае необходимости следует закрепить ослабшие соединения деталей и смазать отдельные узлы.
При срабатывании аппаратов защиты машинист обязан выяснить и устранить причину срабатывания. Повторное включение цепей без установления причин и устранения неисправности осуществлять с принятием мер предосторожности и только в случаях, когда неясна неисправность или при подозрении на ложное срабатывание аппаратов защиты. О всех случаях срабатывания защиты с указанием обстоятельств, причин и места машинист обязан сделать запись в журнале формы ТУ-152. Запрещается отключать аппараты защиты, шунтировать или отключать их блокировки, кроме аварийных случаев.
Если необходимо остановить поезд для устранения неисправности, локомотивная бригада обязана:
поставить в известность локомотивную бригаду вслед идущего поезда, дежурного ближайшей станции и поездного диспетчера, по радиосвязи;
согласовать порядок выполнения работы с помощником, приготовить инструмент и необходимые приспособления для устранения неисправности;
остановить поезд по возможности на площадке так, чтобы в последующем был обеспечен правильный режим работы электровоза при трога-нии, приняв при этом меры предосторожности, предусмотренные ПТЭ при остановке поезда на перегоне;
действовать без спешки, контролируя взаимно последовательность операций;
убедиться в правильности выполненных работ и готовности электровоза к движению, после чего начать движение, сообщив об этом дежурному ближайшей станции и поездному диспетчеру.
Сдающая локомотивная бригада обязана: произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с Целью уточнения характера их состояния и причин повреждения; закончить выполнение циклаг.работ по техническому обслуживанию и уборке электровоза в соответствии с утвержденным перечнем, о чем записать в журнале формы ТУ-152; при отсутствии инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей сделать запись в журнале формы ТУ-152 и приложить акт формы ТУ-156; сделать подробную запись в журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов, оборудования, электрических и пневматических схем, о работе АЛСН, приборов бдительности радиостанции и запись расхода электрической энергии, показаний счетчика срабатываний защиты; поотавить дату, время и подпись.
Машинист, сдающий электровоз, помимо записи в журнале ТУ-152, должен устно подробно проинформировать принимающую локомотивную бригаду о всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы электровоза, включении в работу систем резервирования, применении аварийных схем. При использовании нетиповых аварийных схем для устранения неисправностей машинист, сдающий электровоз, должен подробно объяснить принимающей бригаде принятое техническое решение.
» . При сдаче восновном депо электровоза, на котором примене»на аварийная схема, локомотивная бригада должна полностью разобрать ее. За несвоевременную запись обнаруженных неисправностей и случаи сокрытия ихлокомотивная бригада привлекается к ответственности.
При сдаче электровоза и наличии неисправностей, которые можно устранить силами бригады, сдающая и принимающая бригады •обязаны совместно устранить выявленные на электровозе неисправности, принять необходимые меры, чтобы не допустить срыва поезда с графика.
В случаях обнаружения неисправностей или необходимости пополнения песочниц электровоза песком машинист обязан своевременно поставить в известность локомотивного диспетчера о необходимости замены электровоза, поставки его на ремонт или экипировку.