Общие сведения по обнаружению и устранению неисправностей в электрических цепях
Основными причинами, вызывающими ненормальную работу схемы электровоза, являются: нарушение цепи вследствие обрыва проводов или излома шин; отсутствие контакта у вспомогательных и силовых контактов; короткое замыкание вследствие заземления цепи, пробоя изоляции провода электродвигателя или аппарата; нечеткая работа аппаратов в результате пониженного напряжения аккумуляторной батареи, неустойчивой работы генератора управления и пониженного давления воздуха в пневматической цепи управления.
При коротких замыканиях происходит резкое возрастание тока, что приводит к срабатыванию аппаратов защиты (дифференциальных реле, быстродействующего выключателя, автоматических выключений и предохранителей в цепи управления).
При обрыве электрической цепи ток по ней не протекает, вследствие чего аппараты защиты не срабатывают.
Для быстрого определения причины и места повреждения электрической цепи необходимо знать принципиальную и монтажную электрические схемы электровоза, пневматическую схему, назначение, работу и расположение машин и аппаратов, способы обнаружения неисправностей. ,
Для обнаружения и устранения неисправностей в пути следования внимательно проверяют показания сигнальных ламп и приборов на пульте машиниста (и помощника машиниста), а также положение кнопочных выключателей, защитных автоматических выключателей цепей управления и рукояток контроллера машиниста; последовательной постановкой цепей управления под напряжение (включение кнопочных выключателей или контроллера машиниста) определяют вероятный участок повреждения и вероятную секцию.
После определения неисправностей цепи и характера ее повреждения при строгом соблюдении правил техники безопасности производят тщательный внешний осмотр этой цепи, обращая внимание на характерные признаки для данного вида повреждения в наиболее уязвимых местах (автоматические выключатели и плавкие предохранители в цепях управления, главные и вспомогательные контакты, места подсоединения проводов и др.).
Если внешним осмотром не удается обнаружить неисправность, то подозреваемые электрические цепи прозванивают с помощью контрольной лампы, используя в качестве источника напряжения аккумуляторную батарею. При прозвонке силовой или вспомогательной цепи с целью обнаружения обрыва или нарушения контакта контрольную лампу включают одним проводом к плюсу аккумуляторной «батареи (провода Э301 (см. рис. 148*), 303, 304, 306, 308, 309), а другим по очереди касаются точек отдельных участков или элементов «проверяемой цепи, начиная от заземленного по схеме участка. Если горящая при касании предыдущих участков лампа при одном из подсоединений гаснет, неисправность следует искать на этом участке.
Указанный способ прозвонки пригоден и для определения короткого замыкания в цепи. Особенность способа на определение места к. з. заключается в том, что проверяемую электрическую цепь следует расчленить, а не собирать, как это делается для определения места обрыва.
После определения секции электровоза, в которой имеется неисправность, проверяют весь участок, на котором произошел пробой изоляции. Для этого участок поврежденной цепи отсоединяют от заземления, предусмотренного схемой, контактных зажимов и проводов. Затем один конец контрольной лампы подключают к плюсу цепи управления, а другим концом поочередно касаются отсоединенных проводов.
Если при касании провода лампа загорается полным накалом, то это указывает на к. з. в цепи данного провода. После того как будет определен участок цепи, в котором произошло повреждение, необходимо расчленить неисправный участок иа отдельные части. Затем каждый из них следует прозвонить в отдельности, включая ответвления, примыкающие к этой части. Расчленение проверяемого участка достигается выключением главных и вспомогательных контактов контакторов, прокладывая между их контактами электрокартон, плотную бумагу, изоляционную ленту; выключением разъединителей И отключателей; отсоединением проводов от вспомогательных контактов аппаратов, поднятием или удалением щеток электрических машин и т. д.
При проверке обрыва катушки аппарата, сгорания плавкой вставки, потери контакта вспомогательного контакта контрольную лампу включают параллельно отдельным элементам цепи, а напряжение подают в проверяемую цепь.
Следует иметь в виду, что при шунтировании контрольной лампой перегоревшей плавкой вставки или вспомогательного контакта, потерявшего контакт, в цепи, имеющей катушку, лампа может загораться неполным накалом, а при шунтировании катушки, имеющей обрыв, — полным накалом.
Необходимо помнить, что накал нити контрольной лампы зависит от напряжения каждой точки проверяемой цепи относительно корпуса, и если в цепь включено сопротивление, то в конце сопротивления прохождение тока по проверяемой цепи можно установить лишь по искре в момент включения или отключения контрольной лампы. В таких случаях удобнее пользоваться измерительным прибором (ампер-вольтметром).
При обрыве электрической цепи прекращается протекание тока по ней, и, как следствие, электровоз не входит в тягу (обрыв цепи тяговых электродвигателей), не запускаются двигатели вспомогательных машин (обрыв цепи вспомогательных машин), не включаются электрические аппараты при включении соответствующей кнопки или постановке рукоятки контроллера машиниста на соответствующую позицию (обрыв цепи управления).
Обрыв цепи тяговых электродвигателей можно определить по показаниям приборов, установленных на пульте управления машиниста. При обрыве провода цепи управления и установке временной перемычки исключение из этой цепи любого из контактов не допускается.
Контакты реле и вспомогательные контакты контакторов и переключателей разрешается зачищать стальной закаленной полированной пластиной (измерительным щупом), обезжиренной в спирте или бензине и протертой насухо ветошью. Контакты кнопочных выключателей разрешается зачищать личным напильником или надфилем. Категорически запрещается зачищать указанные контакты наждачной бумагой.
Признаком к. з. является повторное срабатывание аппаратов защиты как в силовой цепи, так и в цепи управления при включении какой-либо кнопки или постановке контроллера машиниста на одну из рабочих позиций. Признаками к. з. могут быть также появление дыма, электрической дуги, запах тлеющей изоляции, оплавление контактов и деталей вблизи места повреждения и др. Если внешним осмотром место повреждения обнаружить не удалось, его определяют прозвонкой.
Для выявления неисправности цепи с частичным (через переходное сопротивление) к. з. вместо контрольной лампы пользуются мегаомметром М-4100/3 напряжением 500 В и М-4100/4 напряжением 1000 В для цепей управления и М-4100/5 напряжением 2500 В для силовых цепей.
Для выявления причин нарушения порядка включения аппарата следует отключить все кнопки цепей управления, рукоятки контроллера установить на нулевую позицию, затем по схеме определить, с какой стороны (плюсовой или минусовой) включающей катушки аппарата цепь должна быть разомкнута. Если разрыв предусмотрен с плюсовой стороны, тогда от контактных зажимов, к которым подсоединен плюсовой провод, идущий к аппарату, необходимо отсоединить все провода и восстановить то положение цепи, при котором была обнаружена неисправность, один конец контрольной лампы заземлить, а другим поочередно касаться отсоединенных проводов. Загорание контрольной лампы укажет на то, что данный провод получает питание со стороны. В этом случае необходимо прозвонить весь путь этого провода и найти неисправность. Если разрыв цепи схемой предусмотрен с минусовой стороны, то указанным выше способом следует проверить минусовые провода с той лишь разницей, что питание на контрольную лампу нужно подать от аккумуляторной батареи, а другим концом отыскать провод с не предусмотренным заземлением.
Все работы по устранению неисправностей необходимо выполнять с точНым соблюдением правил безопасности, изложенных в гл. XI настоящей книги. Основные возможные неисправности электрических цепей и способы их устранения приведены ниже.