Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 27.12.2005 N 2267р



ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО



«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»



(ОАО «РЖД»)

27 декабря 2005 г.

N 2267р


РАСПОРЯЖЕНИЕ


Об утверждении Положения об эргономическом обеспечении



профессиональной деятельности работников



локомотивных бригад ОАО «РЖД»

В целях повышения надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, улучшения условий их труда, обеспечения безопасности движения поездов по «человеческому фактору», развития эргономического направления в ОАО «РЖД»:

1. Утвердить Положение об эргономическом обеспечении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» (приложение).

2. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства С.А.Кобзеву обеспечить руководство и координацию работ по эргономическому обеспечению профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД».

Вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

Приложение

к распоряжению ОАО «РЖД»

от 27.12.2005 г. N 2267р



ПОЛОЖЕНИЕ

об эргономическом обеспечении профессиональной

деятельности работников

локомотивных бригад ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 19.10.2005 г. N 1652р «Об эргономическом обеспечении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад» и определяет основы организации эргономического обеспечения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад (далее — эргономическое обеспечение).

1.2. Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая системные закономерности взаимодействия человека (или группы людей) с техническими средствами и окружающей средой в процессе деятельности.

1.3. Под эргономическим обеспечением понимается комплекс исследовательских, организационно-методических, проектных, экспертных мероприятий, направленных на системный учет физиологических, психических и анатомических свойств человека, проявляющихся при его взаимодействии с техническими средствами и внешней средой, на всех стадиях и этапах создания и эксплуатации железнодорожной техники.

1.4. Общее руководство работами по эргономическому обеспечению в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» осуществляет Департамент локомотивного хозяйства.

1.5. Эргономическое обеспечение при создании и эксплуатации тягового подвижного состава (ТПС) осуществляется специализированными подразделениями ОАО «РЖД» — проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (далее — ПКБ ЦТ ОАО «РЖД») и психофизиологическими лабораториями локомотивного хозяйства железных дорог (далее — ПФЛ Т), а также эргономическими подразделениями предприятий разработчиков ТПС (далее — Разработчик).

1.6. ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» является головной организацией по эргономическому обеспечению в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» в лице собственного эргономического подразделения, взаимодействует с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД», Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), отраслевым научно-производственным центром психофизиологии труда НУ3 ЦКБ N1 ОАО «РЖД», Дирекцией «Желдорреммаш» и другими организациями.

2. Цели и задачи эргономического обеспечения

2.1. Основные цели эргономического обеспечения:

2.1.1. разработка научно-обоснованных эргономических требований к рабочему месту локомотивной бригады нового и модернизируемого ТПС с целью повышения их эксплуатационных качеств, обеспечивающих безопасности движения поездов;

2.1.2. разработка рекомендаций по оптимизации условий труда, сохранению здоровья и поддержанию высокой работоспособности локомотивных бригад;

2.1.3. участие в разработке программ подготовки, в создании и модернизации тренажерных комплексов с учетом психофизиологических особенностей профессиональной деятельности работников локомотивных бригад для сокращения сроков освоения новой железнодорожной техники, снижения количества нарушений поездной работы по «человеческому фактору»;

2.2. Основные задачи эргономического обеспечения:

2.2.1. изучение характеристик, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия работников локомотивных бригад, технических устройств и производственной среды;

2.2.2. разработка предложений и способов согласования этих характеристик при создании новых и модернизации действующих образцов ТПС;

2.2.3. изучение проблем целесообразного распределения функций между человеком и машиной, разработка рекомендаций по их оптимизации;

2.2.4. определение критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей);

2.2.5. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые и модернизированные образцы ТПС;

2.2.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;

2.2.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 15.01.2015 N 50р

3. Содержание и этапы работ

по эргономическому обеспечению

3.1. Техническое предложение.

Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:

3.1.1. подготовка исходных данных для организаций Разработчика на основе анализа замысла ОАО «РЖД» по созданию новых или модернизации находящихся в эксплуатации ТПС и изучения эргономических характеристик отечественных и зарубежных аналогов ТПС;

3.1.2. участие в подготовке планов совместных работ по эргономическому обеспечению;

3.2. Эскизный проект.

Работы проводятся ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:

3.2.1. конкретизация перечня задач, решаемых локомотивной бригадой, ориентировочное определение применяемых способов деятельности;

3.2.2. участие в разработке и распределении функций в системе «человек — техника — окружающая среда» и выдача исходных данных для профессиограммы и психограммы деятельности расчета загрузки локомотивной бригады;

3.2.3. оценка профессиограммы и психограммы деятельности и распределения функций между человеком и автоматизированными устройствами априорными методами;

3.2.4. предварительная оценка средств отображения информации, органов управления и санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;

3.2.5. согласование с Разработчиком программы и методики проведения испытаний на динамическом макете ТПС;

3.2.6. участие в подготовке технического задания на создание опытного образца ТПС и эргономической контрольно-записывающей аппаратуры.

3.3. Технический проект.

Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:

3.3.1. уточнение способов решения задач локомотивной бригадой, выдача исходных данных для разработки подробного алгоритма деятельности и выбора средств оптимального обеспечения работоспособности;

3.5.1. изучение психофизиологических характеристик работников локомотивных бригад в процессе их профессиональной деятельности и определение на этой основе критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей)

3.5.2. оценка соответствия возможностей человека условиям реальной деятельности с учетом технических характеристик новых образцов ТПС и условий их эксплуатации, разработка предложений по модернизации существующего ТПС;

3.5.3. мониторинг профессиональной пригодности и работоспособности работников локомотивных бригад в процессе поездной работы и разработка предложений по их модификации;

3.5.4. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые образцы ТПС;

3.5.5. мониторинг деятельности психофизиологических лабораторий локомотивных депо и разработка предложений по их совершенствованию;

3.5.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;

3.5.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.

3.3.2. участие в разработке временных инструктивных указаний, норм и правил для работников локомотивной бригады;

3.3.3. составление программы и методики эргономической оценки в процессе испытаний макетного образца и участие в проведении исследований на макетном образце ТПС;

3.3.4. оценка компоновки рабочего места и рабочей загрузки локомотивной бригады;

3.3.5. выдача исходных данных по оптимизации режимов труда и отдыха, в зависимости от особенностей деятельности проектируемых ТПС.

3.4. Заводские и приемочные испытания.

Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» с привлечением ПФЛ Т причастных железных дорог во взаимодействии с предприятиями Разработчика:

3.4.1. проведение эргономических оценок систем отображения информации и рабочего места в процессе испытаний в натурных условиях;

3.4.2. участие в оценке соответствия ТПС требованиям технического задания;

3.4.3. участие в разработке инструкций по обучению работников локомотивной бригады и функционированию ТПС с учетом эргономических требований к документам;

3.4.4. разработка требований к методам отбора, подготовки и психофизиологического сопровождения деятельности локомотивных бригад, способам поддержания их работоспособности в процессе поездной работы с учетом специфики создаваемых ТПС.

3.5. Этап эксплуатации.

Работы проводятся под руководством Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД», с привлечением ПФЛ Т железных дорог:

3.5.1. изучение психофизиологических характеристик работников локомотивных бригад в процессе их профессиональной деятельности и определение на этой основе критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей).

3.5.2. оценка соответствия возможностей человека условиям реальной деятельности с учетом технических характеристик новых образцов ТПС и условий их эксплуатации, разработка предложений по модернизации существующего ТПС;

3.5.3. мониторинг профессиональной пригодности и работоспособности работников локомотивных бригад в процессе поездной работы и разработка предложений по их модификации;

3.5.4. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые образцы ТПС;

3.5.5. мониторинг деятельности психофизиологических лабораторий локомотивных депо и разработка предложений по их совершенствованию;

3.5.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;

3.5.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 12.09.2011 N 114

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности