Распоряжение ОАО РЖД от 26.12.2005 N 2265р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 декабря 2005 г. N 2265р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА, ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА В ОАО «РЖД» СЛУЧАЕВ ТРАВМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН.
В целях организации работы по профилактике непроизводственного травматизма и проведения служебного расследования и учета в ОАО «РЖД» случаев травмирования граждан:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации служебного расследования и учета в ОАО «РЖД» случаев травмирования граждан.
2. Начальникам железных дорог организовать работу по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета в ОАО «РЖД» случаев травмирования граждан.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
26 декабря 2005 г. N 2265р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА, ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА В ОАО «РЖД» СЛУЧАЕВ ТРАВМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», определяет порядок организации в ОАО «РЖД» работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета случаев травмирования или гибели граждан, не связанных с производством.
2. Работа по профилактике непроизводственного травматизма в ОАО «РЖД» осуществляется подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», железными дорогами и их структурными подразделениями путем проведения следующих организационно — технических мероприятий:
содержание в исправном состоянии пассажирских обустройств и объектов железнодорожного транспорта;
строительство пешеходных дорог, ведущих к железнодорожным станциям, пешеходных мостов и тоннелей;
недопущение выпуска в рейс железнодорожного подвижного состава, имеющего неисправности, угрожающие безопасности движения, а также жизни и здоровью граждан;
очистка объектов железнодорожного транспорта общего пользования от посторонних предметов, снега и льда;
проведение среди населения разъяснительной работы по вопросам предупреждения случаев травмирования граждан, не связанных с производством;
установка предупредительных знаков, обеспечению подачи звуковых и световых сигналов локомотивными бригадами для предотвращения случаев травмирования граждан;
другие мероприятия, направленные на предупреждение случаев травмирования граждан, не связанных с производством.
3. Железные дороги ежегодно разрабатывают и согласовывают с соответствующими департаментами и управлениями проекты планов организационно-технических мероприятий по предупреждению случаев травмирования граждан, не связанных с производством (далее — план мероприятий), в которых указываются объем подлежащих выполнению работ, сумма, необходимая для выполнения этих работ, место и сроки их выполнения, а также структурные подразделения железных дорог, ответственные за выполнение мероприятий.
4. Соответствующие департаменты и управления анализируют и согласовывают представленные железными дорогами проекты планов мероприятий и включают их в свои ежегодные планы организационно-технических мероприятий.
Копии указанных планов (с указанием железных дорог и разбивкой по кварталам) направляются в Управление охраны труда и промышленной безопасности для обобщения, после которого сводный план мероприятий представляется на утверждение вице-президенту, в ведении которого находятся вопросы охраны труда и промышленной безопасности, а также для контроля за их выполнением.
5. Финансирование организационно-технических мероприятий по предупреждению случаев травмирования граждан, не связанных с производством, производится за счет эксплуатационных расходов железных дорог.
6. Для рассмотрения состояния дел с непроизводственным травматизмом создаются:
а) в аппарате управления ОАО «РЖД» — постоянно действующая комиссия по непроизводственному травматизму под председательством вице-президента, в ведении которого находятся вопросы охраны труда и промышленной безопасности;
б) в органах управления железных дорог и отделениях железных дорог — постоянно действующие комиссии по непроизводственному травматизму под председательством главных инженеров железных дорог и отделений железных дорог, в состав которых входят начальники служб (отделов) железных дорог и начальники отделов (секторов) отделений железных дорог. Заседания указанных комиссий проводятся не реже одного раза в квартал;
в) на железнодорожных станциях — постоянно действующие комиссии по непроизводственному травматизму под председательством начальников железнодорожных станций с участием руководителей структурных подразделений железных дорог, расположенных в пределах территорий железнодорожных станций. Заседания указанных комиссий проводятся не реже одного раза в месяц.
7. Проверки организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета случаев травмирования (гибели) граждан проводятся:
а) Управлением охраны труда и промышленной безопасности — в подразделениях аппарата управления ОАО «РЖД» и на железных дорогах согласно графику, ежегодно утверждаемому вице-президентом, в ведении которого находятся вопросы охраны труда и промышленной безопасности;
б) службами охраны труда и промышленной безопасности, железных дорог — в соответствующих службах железной дороги и структурных подразделениях железной дороги согласно графику, ежегодно утверждаемому главным инженером железной дороги;
в) департаментами и управлениями — в соответствующих службах (отделах) железных дорог;
г) службами (отделами) железных дорог — в соответствующих структурных подразделениях железных дорог согласно графику, ежегодно утверждаемому руководителями служб (отделов).
8. Проверки организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета случаев травмирования (гибели) граждан проводятся в соответствии с разрабатываемым проверяющими перечнем вопросов, подлежащих проверке.
9. Результаты проверок оформляются актом произвольной формы, в котором отражаются состояние дел с непроизводственным травматизмом, выявленные недостатки и оценка организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета случаев травмирования (гибели) граждан, и обсуждаются на заседаниях соответствующих комиссий по непроизводственному травматизму.
10. По результатам проверок организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета случаев травмирования (гибели) граждан, проверяемые подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» и железных дорог разрабатывают планы организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и совершенствованию деятельности по предупреждению случаев травмирования граждан, не связанных с производством.
II. Организация и проведение служебного расследования и учета
случаев травмирования и (или) гибели граждан, не связанных с
производством, на железных дорогах
Организация информирования о случаях травмирования
(гибели) граждан
11. Каждый работник ОАО «РЖД» (за исключением машинистов скоростных поездов) в случае наезда поезда на граждан на территории железнодорожной станции или перегоне, обнаружения травмированного (погибшего) человека на железнодорожном пути или в полосе отвода обязан:
а) оказать первую доврачебную помощь травмированному человеку, сообщить в медицинский пункт или вызвать скорую помощь, а при их отсутствии принять меры к остановке поезда для отправления пострадавшего до ближайшего медицинского пункта;
б) не трогать тело погибшего, если оно не мешает движению поезда. В противном случае очертить контуры тела и перенести его, по возможности не меняя положения, на обочину пути. Задерживать при этом движение поезда до прибытия должностных лиц для расследования случившегося запрещается;
в) немедленно проинформировать о случившемся дежурного ближайшей железнодорожной станции, или поездного диспетчера, или дорожного мастера, или бригадира пути. Кроме того, локомотивная бригада после прибытия в пункт оборота или основное депо должна письменно доложить дежурному по депо о факте травмирования (гибели) граждан.
12. Машинист скоростного поезда в случае наезда поезда на граждан, обнаружения на железнодорожном пути или в полосе отвода травмированного (погибшего) человека обязан, не останавливая поезд, немедленно сообщить о случившемся по поездной радиосвязи дежурному ближайшей железнодорожной станции. Дежурный передает сообщение локомотивной бригаде встречного или следующего за ним поезда, дорожному мастеру или бригадиру пути, которые действуют в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.
13. Дежурный ближайшей железнодорожной станции (поездной диспетчер, дорожный мастер, бригадир пути, дежурный по депо) при получении информации о случае травмирования (гибели) граждан обязан немедленно передать ее начальнику подразделения железной дороги, на территории которого произошел данный случай, а в его отсутствие — заместителю начальника или лицу, исполняющему его обязанности, а также дежурному по отделению железной дороги и дежурному линейного отделения внутренних дел на железнодорожном транспорте.
14. Дежурный по отделению железной дороги при получении информации о случае травмирования (гибели) граждан обязан немедленно передать ее руководителям отделения железной дороги, отдела охраны труда и промышленной безопасности отделения железной дороги и отдела внутренних дел на транспорте, в транспортную прокуратуру, а в случае травмирования (гибели) двух и более граждан (далее — групповой случай травмирования (гибели) граждан) — начальнику железной дороги через дежурного по управлению железной дороги.
15. Руководитель структурного подразделения железной дороги, на территории которого произошел случай травмирования (гибели) граждан, после выяснения его причин и обстоятельств, но не позднее 24 часов с момента происшествия, отправляет телеграфной или факсимильной связью начальникам железной дороги, отделения железной дороги, службы охраны труда и промышленной безопасности и соответствующей службы органа управления железной дороги, отдела охраны труда и промышленной безопасности и соответствующего отдела отделения железной дороги, отдела внутренних дел на транспорте сообщение, в котором указываются следующие данные:
а) дату, время и место случая травмирования (гибели) граждан;
б) фамилию, имя, отчество и должность лиц, участвующих в служебном расследовании;
в) при наличии данных — фамилию, имя, отчество, возраст, место работы, должность и место жительства пострадавшего (пострадавших);
г) обстоятельства и причины травмирования (гибели) граждан или их обнаружения; количество травмированных (погибших) граждан;
д) вид (пассажирский, грузовой, пригородный и т.д.) и номер совершившего наезд поезда;
е) фамилию, имя, отчество и место работы машиниста и помощника машиниста, управлявших совершившим наезд поездом, депо приписки локомотивной бригады, серия, номер и депо приписки локомотива.
16. Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги в течение 6 часов с момента получения информации о групповом случае травмирования (гибели) граждан, указанной в настоящем Положении, передает ее телеграфной или факсимильной связью начальнику Управления охраны труда и промышленной безопасности.
Порядок проведение служебного расследования случаев
травмирования (гибели) граждан, оформления и рассмотрения
результатов расследования
17. Служебное расследование случаев травмирования (гибели) граждан, оформление и рассмотрение результатов расследования, а также учет указанных случаев проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке служебного расследования и учета на железнодорожном транспорте несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, утвержденной МПС России от 8 августа 1994 г. N ЦУО-286, и настоящим Положением.
18. Служебное расследование случаев травмирования (гибели) граждан проводится руководителем подразделения, на территории которого произошел указанный случай.
19. Служебное расследование группового случая травмирования (гибели) граждан проводит начальник отделения железной дороги, а в его отсутствие — заместитель начальника или лицо, исполняющее его обязанности.
20. Служебное расследование случая травмирования (гибели) граждан осуществляется с выездом лица, проводящего служебное расследование, на место происшествия.
21. Лицо, проводящее служебное расследование, приглашает для участия в служебном расследовании работников органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, а если травмированный (погибший) работал в организации (учился в образовательном учреждении), расположенной вблизи от железной дороги, также представителя указанной организации (образовательного учреждения).
22. Лицо, проводящее служебное расследование, для установления обстоятельств и причин случая травмирования (гибели) граждан в течение одних суток с момента происшествия запрашивает:
а) акт судебно-медицинской экспертизы;
б) справку о результатах расшифровки скоростемерной ленты;
в) акт осмотра поезда, совершившего наезд.
23. В справке о результатах расшифровки скоростемерной ленты должны быть отражены данные о скорости движения поезда при наезде, обеспечении поезда тормозным нажатием и его тормозном пути.
24. В акте осмотра поезда, совершившего наезд, должно быть подробно отражено его техническое состояние, в том числе состояние тормозного оборудования, поездных сигналов (прожектора, буферных фонарей), радиосвязи, звуковых сигналов (тифона, свистка), а также указано лицо, выпустившее локомотив (тяговый подвижной состав) на железнодорожные пути после последнего ремонта или технического осмотра.
25. Лицо, проводящее служебное расследование, в течение 3 дней с момента происшествия оформляет следующие материалы служебного расследования:
а) акт осмотра места происшествия и прилегающей территории;
б) планы (эскизы, схемы), а при необходимости — фото и видеоматериалы места происшествия;
в) протоколы опросов работников ОАО «РЖД», очевидцев случая травмирования (гибели) граждан, по возможности — объяснение травмированного гражданина;
г) акт служебного расследования несчастного случая с людьми на железных дорогах формы ХУ-10 (далее — акт формы ХУ-10).
26. В акте осмотра места происшествия и прилегающей территории должны быть отражены данные о состоянии пассажирской платформы, пешеходного настила, моста, тоннеля, освещения пассажирских платформ в темное время суток, степени захламленности территории, плане и профиле железнодорожного пути, показания светофора, наличие сигнальных знаков «С» (подача звукового сигнала) и расстоянии их установки, а также о наличии и состоянии предупреждающих плакатов на территории станции и пассажирской платформе.
27. Планы (эскизы, схемы), фото- и видеоматериалы места происшествия должны фиксировать место нахождения каждого травмированного (погибшего) гражданина и подвижного состава до наезда (столкновения) и после, при наличии пешеходного моста, тоннеля, настила — с привязкой к месту их расположения.
28. Акт осмотра места происшествия и прилегающей территории, а также планы (эскизы, схемы) составляются в произвольной форме и подписываются лицами, проводящими служебное расследование.
29. Протоколы опросов и объяснения травмированных граждан должны содержать сведения, которые могут быть использованы для установления обстоятельств и причин травмирования (гибели) граждан.
Протокол опроса составляется в произвольной форме и подписывается лицом, проводившим опрос, и очевидцами случая травмирования (гибели).
30. Лицо, проводящее служебное расследование, организует для подведения его итогов оперативное совещание с участием всех лиц, принимавших участие в расследовании.
По его результатам в протоколе совещания отражаются выводы служебного расследования и необходимые меры для предотвращения подобных случаев, а также оформляется акт формы ХУ-10.
В пункте 4 акта формы ХУ-10 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины расследуемого случая, указаны номер и депо приписки совершившего наезд поезда, фамилия, имя и отчество работников локомотивной бригады, видимость машинистом поезда проезжей части и расстояние до пострадавшего, меры, принятые локомотивной бригадой к предотвращению этого случая (подавались ли звуковые и световые сигналы и применялось ли экстренное торможение), состояние и действия пострадавшего. При групповом случае травмирования граждан также должно быть указано количество пострадавших.
В подпункте 3 пункта 12 акта формы ХУ-10 следует указать мероприятия, которые необходимо провести для предотвращения подобных случаев — организационные (информирование граждан о правилах безопасности на железнодорожном транспорте) и/или технические (устранение выявленных в ходе служебного расследования дефектов или недостатков технических средств).
31. Акт формы ХУ-10 составляется на каждого травмированного (погибшего), в том числе и при групповом случае травмирования (гибели) граждан, в 7 экземплярах и подписывается всеми лицами, принимавшими участие в служебном расследовании этого случая. При этом подписи лиц подписавших акт должны быть расшифрованы и заверены печатями или штампами подразделений (организаций), проводивших расследование.
В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт формы ХУ-10 лицо, проводившее расследование, делает об этом отметку в протоколе совещания с указанием причин отказа.
32. Руководитель подразделения железной дороги, проводивший служебное расследование, в течение 3 дней с даты проведения оперативного совещания направляет материалы служебного расследования вместе с протоколом оперативного совещания в отделение железной дороги.
33. Начальник отделения железной дороги в течение 5 дней по получении материалов служебного расследования утверждает акт формы ХУ-10, а при необходимости дает указание о проведении дополнительного служебного расследования.
34. По результатам служебного расследования начальник отделения железной дороги определяет подразделение железной дороги, за которым учитывается данный случай травмирования (гибели).
35. При групповом случае травмирования (гибели) граждан начальник отделения железной дороги утверждает акт формы ХУ-10 непосредственно по окончании оперативного совещания и в течение 24 часов с момента утверждения акта направляет начальнику железной дороги копии материалов служебного расследования и доклад о принятых мерах.
36. Начальник железной дороги в течение 24 часов с момента получения материалов служебного расследования группового случая травмирования (гибели) граждан и доклада начальника отделения железной дороги о принятых мерах направляет почтой начальнику Управления охраны труда и промышленной безопасности доклад об принятых мерах и материалы служебного расследования этого случая.
37. При выявлении в ходе служебного расследования случая травмирования (гибели) граждан признаков преступления, самоубийства, а также при невозможности установить личность пострадавшего либо обстоятельства и причины смерти погибшего, лицо, проводящее служебное расследование, приостанавливает его и с актом произвольной формы направляет материалы служебного расследования в органы внутренних дел на транспорте.
При поступлении в отделение железной дороги, где произошел указанный случай, письменного заключения органов внутренних дел — транспорте об опознании пострадавшего либо отсутствии признаков преступления или самоубийства в установленном порядке оформляется акт формы ХУ-10.
38. Утвержденные начальником отделения железной дороги акты формы ХУ-10 рассылаются:
начальнику ответственной за случившееся службы органа управления железной дороги;
начальнику службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги;
начальнику подразделения железной дороги, проводившего служебное расследование;
транспортному прокурору;
начальнику линейного отделения внутренних дел на железнодорожном транспорте;
по месту работы (учебы) пострадавшего;
в адрес пострадавшего или его родственников — копию акта по их просьбе.
Один экземпляр акта формы ХУ-10, протоколы опросов (объяснения), акт судебно-медицинской экспертизы и другие материалы служебного расследования, подтверждающие правильность выводов комиссии, остаются в отделе охраны труда и промышленной безопасности отделения железной дороги.
39. С разрешения лица, проводящего служебное расследование, тела погибших убирают работники тех подразделений железной дороги, на территории которых произошел случай гибели граждан.
Порядок учета случаев травмирования (гибели) граждан
40. Структурные подразделения железной дороги, службы, отделы, железных дорог, подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» осуществляют учет случаев травмирования (гибели) граждан по форме ТНУ-20, утвержденной ОАО «РЖД» 18 августа 2004 г.
41. Подразделения хозяйства перевозок железных дорог учитывают случаи травмирования (гибели) граждан, произошедшие на территории железнодорожной станции, если в результате служебного расследования не установлена ответственность за случившееся подразделений других хозяйств железнодорожного транспорта.
42. Подразделения хозяйства пути железных дорог учитывают случаи травмирования (гибели) граждан, произошедшие на перегонах, а также в пределах железнодорожного пути между входными сигналами железнодорожной станции и на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, если в результате служебного расследования не установлена ответственность за случившееся подразделений других хозяйств железных дорог.
43. Подразделения хозяйства железной дороги, на балансе которого находится железнодорожный охраняемый переезд, учитывают случаи травмирования (гибели) граждан, произошедшие на охраняемых переездах в пределах границ железнодорожной станции, если в результате служебного расследования не установлена ответственность за случившееся подразделений других хозяйств железной дороги.
44. Случаи травмирования (гибели) граждан, произошедшие в пределах приписанной к одной из железнодорожных станций пассажирской платформы, включая пешеходные настилы у этой платформы, учитывают подразделения пассажирского, локомотивного, пригородного, вагонного и других хозяйств железной дороги, ответственность которых за случившееся установлена в результате служебного расследования.
45. Произошедшие в нерабочее время случаи травмирования (гибели) работников ОАО «РЖД», учитывают структурные подразделения, службы железных дорог и отделы отделений железных дорог по профессиональной принадлежности травмированного (погибшего) работника.
46. Случаи травмирования (гибели) граждан, в отношении которых служебное расследование возобновлялось при получении письменного заключения органов внутренних дел на транспорте, учитываются в подразделении хозяйства железной дороги, на территории которого произошел случай, в месяце поступления указанного заключения.
47. Начальники железных дорог и руководители структурных подразделений железных дорог, осуществляющих учет случаев травмирования (гибели) граждан, обеспечивают ежемесячную сверку имеющихся учетных данных с данными органов внутренних дел на транспорте.