Распоряжение ОАО РЖД от 27.12.2005 N 2267р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
27 декабря 2005 г. |
N 2267р |
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении Положения об эргономическом обеспечении
профессиональной деятельности работников
локомотивных бригад ОАО «РЖД»
В целях повышения надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, улучшения условий их труда, обеспечения безопасности движения поездов по «человеческому фактору», развития эргономического направления в ОАО «РЖД»:
1. Утвердить Положение об эргономическом обеспечении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» (приложение).
2. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства С.А.Кобзеву обеспечить руководство и координацию работ по эргономическому обеспечению профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД».
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 27.12.2005 г. N 2267р
ПОЛОЖЕНИЕ
об эргономическом обеспечении профессиональной
деятельности работников
локомотивных бригад ОАО «РЖД»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 19.10.2005 г. N 1652р «Об эргономическом обеспечении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад» и определяет основы организации эргономического обеспечения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад (далее — эргономическое обеспечение).
1.2. Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая системные закономерности взаимодействия человека (или группы людей) с техническими средствами и окружающей средой в процессе деятельности.
1.3. Под эргономическим обеспечением понимается комплекс исследовательских, организационно-методических, проектных, экспертных мероприятий, направленных на системный учет физиологических, психических и анатомических свойств человека, проявляющихся при его взаимодействии с техническими средствами и внешней средой, на всех стадиях и этапах создания и эксплуатации железнодорожной техники.
1.4. Общее руководство работами по эргономическому обеспечению в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» осуществляет Департамент локомотивного хозяйства.
1.5. Эргономическое обеспечение при создании и эксплуатации тягового подвижного состава (ТПС) осуществляется специализированными подразделениями ОАО «РЖД» — проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (далее — ПКБ ЦТ ОАО «РЖД») и психофизиологическими лабораториями локомотивного хозяйства железных дорог (далее — ПФЛ Т), а также эргономическими подразделениями предприятий разработчиков ТПС (далее — Разработчик).
1.6. ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» является головной организацией по эргономическому обеспечению в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» в лице собственного эргономического подразделения, взаимодействует с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД», Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), отраслевым научно-производственным центром психофизиологии труда НУ3 ЦКБ N1 ОАО «РЖД», Дирекцией «Желдорреммаш» и другими организациями.
2. Цели и задачи эргономического обеспечения
2.1. Основные цели эргономического обеспечения:
2.1.1. разработка научно-обоснованных эргономических требований к рабочему месту локомотивной бригады нового и модернизируемого ТПС с целью повышения их эксплуатационных качеств, обеспечивающих безопасности движения поездов;
2.1.2. разработка рекомендаций по оптимизации условий труда, сохранению здоровья и поддержанию высокой работоспособности локомотивных бригад;
2.1.3. участие в разработке программ подготовки, в создании и модернизации тренажерных комплексов с учетом психофизиологических особенностей профессиональной деятельности работников локомотивных бригад для сокращения сроков освоения новой железнодорожной техники, снижения количества нарушений поездной работы по «человеческому фактору»;
2.2. Основные задачи эргономического обеспечения:
2.2.1. изучение характеристик, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия работников локомотивных бригад, технических устройств и производственной среды;
2.2.2. разработка предложений и способов согласования этих характеристик при создании новых и модернизации действующих образцов ТПС;
2.2.3. изучение проблем целесообразного распределения функций между человеком и машиной, разработка рекомендаций по их оптимизации;
2.2.4. определение критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей);
2.2.5. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые и модернизированные образцы ТПС;
2.2.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;
2.2.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.
3. Содержание и этапы работ
по эргономическому обеспечению
3.1. Техническое предложение.
Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:
3.1.1. подготовка исходных данных для организаций Разработчика на основе анализа замысла ОАО «РЖД» по созданию новых или модернизации находящихся в эксплуатации ТПС и изучения эргономических характеристик отечественных и зарубежных аналогов ТПС;
3.1.2. участие в подготовке планов совместных работ по эргономическому обеспечению;
3.2. Эскизный проект.
Работы проводятся ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:
3.2.1. конкретизация перечня задач, решаемых локомотивной бригадой, ориентировочное определение применяемых способов деятельности;
3.2.2. участие в разработке и распределении функций в системе «человек — техника — окружающая среда» и выдача исходных данных для профессиограммы и психограммы деятельности расчета загрузки локомотивной бригады;
3.2.3. оценка профессиограммы и психограммы деятельности и распределения функций между человеком и автоматизированными устройствами априорными методами;
3.2.4. предварительная оценка средств отображения информации, органов управления и санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;
3.2.5. согласование с Разработчиком программы и методики проведения испытаний на динамическом макете ТПС;
3.2.6. участие в подготовке технического задания на создание опытного образца ТПС и эргономической контрольно-записывающей аппаратуры.
3.3. Технический проект.
Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с предприятиями Разработчика:
3.3.1. уточнение способов решения задач локомотивной бригадой, выдача исходных данных для разработки подробного алгоритма деятельности и выбора средств оптимального обеспечения работоспособности;
3.5.1. изучение психофизиологических характеристик работников локомотивных бригад в процессе их профессиональной деятельности и определение на этой основе критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей)
3.5.2. оценка соответствия возможностей человека условиям реальной деятельности с учетом технических характеристик новых образцов ТПС и условий их эксплуатации, разработка предложений по модернизации существующего ТПС;
3.5.3. мониторинг профессиональной пригодности и работоспособности работников локомотивных бригад в процессе поездной работы и разработка предложений по их модификации;
3.5.4. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые образцы ТПС;
3.5.5. мониторинг деятельности психофизиологических лабораторий локомотивных депо и разработка предложений по их совершенствованию;
3.5.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;
3.5.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.
3.3.2. участие в разработке временных инструктивных указаний, норм и правил для работников локомотивной бригады;
3.3.3. составление программы и методики эргономической оценки в процессе испытаний макетного образца и участие в проведении исследований на макетном образце ТПС;
3.3.4. оценка компоновки рабочего места и рабочей загрузки локомотивной бригады;
3.3.5. выдача исходных данных по оптимизации режимов труда и отдыха, в зависимости от особенностей деятельности проектируемых ТПС.
3.4. Заводские и приемочные испытания.
Работы проводятся эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» с привлечением ПФЛ Т причастных железных дорог во взаимодействии с предприятиями Разработчика:
3.4.1. проведение эргономических оценок систем отображения информации и рабочего места в процессе испытаний в натурных условиях;
3.4.2. участие в оценке соответствия ТПС требованиям технического задания;
3.4.3. участие в разработке инструкций по обучению работников локомотивной бригады и функционированию ТПС с учетом эргономических требований к документам;
3.4.4. разработка требований к методам отбора, подготовки и психофизиологического сопровождения деятельности локомотивных бригад, способам поддержания их работоспособности в процессе поездной работы с учетом специфики создаваемых ТПС.
3.5. Этап эксплуатации.
Работы проводятся под руководством Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» эргономическим подразделением ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» во взаимодействии с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД», с привлечением ПФЛ Т железных дорог:
3.5.1. изучение психофизиологических характеристик работников локомотивных бригад в процессе их профессиональной деятельности и определение на этой основе критериев оптимизации «человеко-машинных систем» с учетом возможностей работающего человека (группы людей).
3.5.2. оценка соответствия возможностей человека условиям реальной деятельности с учетом технических характеристик новых образцов ТПС и условий их эксплуатации, разработка предложений по модернизации существующего ТПС;
3.5.3. мониторинг профессиональной пригодности и работоспособности работников локомотивных бригад в процессе поездной работы и разработка предложений по их модификации;
3.5.4. разработка требований к профессиональному психофизиологическому, медико-психологическому отбору, подготовке, адаптации работников локомотивных бригад, эксплуатирующих новые образцы ТПС;
3.5.5. мониторинг деятельности психофизиологических лабораторий локомотивных депо и разработка предложений по их совершенствованию;
3.5.6. разработка нормативных, учебных, информационных документов для повышения эффективности использования ТПС, поддержания высокого уровня работоспособности локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья;
3.5.7. разработка требований к средствам и методам профилактики отрицательных воздействий факторов внешней среды на работников локомотивных бригад.