Положение ОАО РЖД от 29.12.2005 N ВП-12516
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
29 декабря 2005 г. |
N ВП-12516 |
УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Попов
СОГЛАСОВАНО
Генеральный директор Федерального
государственного предприятия
«Ведомственная охрана
железнодорожного транспорта
Российской Федерации
Б.А.Бородин
27 декабря 2005 г.
N 24/3
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию
и эксплуатации пожарных поездов
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основании законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и железнодорожного транспорта, с учетом требований Правил содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденных МПС России 20 декабря 1993 года N ЦУО-219 (далее — Правила N ЦУО-219), и определяет порядок содержания и эксплуатации пожарных поездов.
2. Настоящее Положение распространяется на подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», железные дороги, филиалы и иные структурные подразделения ОАО «РЖД» (в ведении которых находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов), причастные к организации содержания, эксплуатации, переоборудования (модернизации) и ремонту этого подвижного состава, а также на Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — ФГП ВО ЖДТ России), филиалы ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах и их структурные подразделения, эксплуатирующие пожарные поезда.
3. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах ОАО «РЖД», участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности (далее — тушение пожаров), в пределах тактико-технических возможностей, а также для осуществления профилактической работы по предупреждению пожаров на объектах ОАО «РЖД».
Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» пожарные поезда отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5. Виды аварийно-спасательных работ, к которым привлекаются пожарные поезда, определяются исходя из численности работников, их профессиональной подготовки, тактико-технических характеристик пожарной техники, обеспеченности пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами связи.
6. Численность работников пожарных поездов определяется договором об оказании услуг по охране и в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» между ФГП ВО ЖДТ России и ОАО «РЖД» с учетом штатных нормативов работников филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах, утвержденных распоряжением МПС России от 18 февраля 2004 г. N 42р «Об утверждении штатных нормативов работников филиалов федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на сети железных дорог». При наличии звеньев газодымозащитной службы (далее — ГДЗС) в пожарном поезде количество пожарных в каждом дежурном карауле (смене) должно быть не менее 4 человек.
7. Аттестация пожарных поездов на право ведения аварийно-спасательных работ проводится в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», а также изданных во исполнение указанного постановления нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативных документов ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России.
II. Создание, передислокация и ликвидация пожарных
поездов
8. Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, по представлению железной дороги с учетом пожарной опасности перевозочного процесса.
9. Пожарные поезда в соответствии с Правилами N ЦУО-219 подразделяются на две категории:
специализированный пожарный поезд 1 категории, который наряду с тушением пожаров выполняет задачи по перекачке и (или) нейтрализации опасных грузов;
пожарный поезд 2 категории, выполняющий задачи по тушению пожаров.
10. Изменение категории пожарного поезда производится по результатам его аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ решением начальника железной дороги по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
11. В зависимости от категории пожарные поезда комплектуются подвижным составом в соответствии с типовым табелем, указанным в Правилах N ЦУО-219.
12. Подвижной состав пожарных поездов содержится на балансе железных дорог.
13. Передислокация пожарных поездов производится в соответствии с приказом начальника железной дороги по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
14. Подвижной состав пожарных поездов вводится в боевой расчет в срок не более одного месяца с даты его получения железной дорогой после переоборудования (модернизации).
15. Прием и введение в боевой расчет подвижного состава пожарного поезда производится в порядке, определяемом нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативными документами ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России.
16. Списание подвижного состава пожарных поездов производится по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России.
III. Размещение пожарных поездов
17. Пожарные поезда, как правило, должны размещаться на крупных железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), где дислоцируются тепловозы с правом выезда на главный путь.
18. Железнодорожные станции и пути постоянной стоянки пожарных поездов определяются приказом начальника железной дороги.
19. Пути постоянной стоянки пожарного поезда на строящейся (реконструируемой) железнодорожной станции должны предусматриваться в проекте, а на действующих станциях — определяться комиссией, состоящей из специалистов служб (отделов) перевозок, вагонного и локомотивного хозяйства, пути, грузовой и коммерческой работы, информатизации и связи, сигнализации, электроснабжения, водоснабжения и других причастных служб (отделов) железной дороги (далее — комиссия).
20. Состав комиссии утверждается приказом начальника железной дороги. В состав комиссии включается руководитель филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге.
21. Пути постоянной стоянки пожарных поездов должны располагаться вблизи пожароопасных объектов железнодорожных станций и иметь выходы на главный путь в обе стороны. В исключительных случаях и, как правило, на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выход пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяженности в соответствии с Правилами N ЦУО-219 не более 500 м маневровых передвижений с пути постоянной стоянки на путь отправления.
22. Пути постоянной стоянки пожарных поездов не разрешается занимать подвижным составом, в том числе восстановительными поездами.
23. Для постоянной стоянки пожарных поездов выделяются железнодорожные пути, обеспеченные околопутевой наземной площадкой (далее — территория пожарного поезда).
Как правило, для постоянной стоянки пожарных поездов не допускается выделение железнодорожных путей, имеющих контактный провод.
24. На территории пожарного поезда с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1335-03 за счет средств ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:
учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).
25. При наличии в составе пожарного поезда пожарного депо расстояние от него до территории пожарного поезда в соответствии с Правилами N ЦУО-219 не должно превышать 500 м.
26. На территории пожарного поезда оборудуются полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня для занятий по пожарно-строевой подготовке.
27. При наличии в пожарном поезде вагона-гаража с пожарным автомобилем для его выезда организуется технологический проезд.
28. Входы в вагоны пожарного поезда должны быть оборудованы приставными лестничными тумбами.
29. Стационарные объекты на территории пожарного поезда и подвижной состав пожарных поездов обеспечивается за счет средств ОАО «РЖД» в соответствии с Правилами N ЦУО-219 источниками наружного противопожарного водоснабжения, линиями водяного или парового отопления, связи, а также 3-фазного электроснабжения напряжением 380 В с расчетной мощностью потребителей.
30. Расходы на строительство, текущее содержание и ремонт стационарных объектов и подвижного состава пожарных поездов производятся за счет средств балансодержателя.
31. Ремонт и текущее содержание железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов осуществляется за счет средств железной дороги.
32. Очистку от снега стрелочных переводов на расстоянии до 40 м от пожарного поезда, ведущих непосредственно к пути его постоянной стоянки, в соответствии с Правилами N ЦУО-219 производят работники пожарного поезда.
33. Границы участка обслуживания пожарного поезда определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге из расчета максимального удаления от путей постоянной стоянки пожарного поезда на расстояние не более 100 км, а также времени доставки подвижного состава на конечный пункт в пределах участка обслуживания не более 1,5 часов, в соответствии с Правилами N ЦУО-219.
34. На каждой железнодорожной станции, расположенной на участке обслуживания пожарного поезда, приказом начальника отделения железной дороги и (или) начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге, определяются пункты заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, снабженных необходимыми приспособлениями для наполнения через горловину, а также работники железной дороги, ответственные за хранение приспособлений и заправку водой цистерн-водохранилищ.
IV. Техническое оснащение пожарных поездов
35. Подвижной состав пожарных поездов (вагоны-насосные станции, вагоны-перекачивающие станции, цистерны-водохранилища, цистерны-приемники, вагоны-гаражи, а также другие вагоны,платформы и контейнеры) должен соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транспорта по вопросам технического обслуживания и ремонта грузовых и пассажирских вагонов, нормативным документам ОАО «РЖД», проектным решениям (техническими условиями) на переоборудование (модернизацию) подвижного состава в вагон-насосную станцию, вагон-перекачивающую станцию, цистерну-водохранилище, цистерну-приемник, вагон-гараж, транспортную систему комбинированного пожаротушения (далее — ТСКП) и другим, а также санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.5.1335-03.
36. Техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с типовым табелем, утвержденным ФГП ВО ЖДТ России.
37. Исходя из особенностей функционирования пожарных поездов ОАО «РЖД» за счет собственных средств может приобретать в соответствии с согласованными с ФГП ВО ЖДТ России и утвержденными ОАО «РЖД» планами дополнительное оборудование.
38. ТСКП, электростанции и насосные установки для перекачки опасных грузов содержатся и обслуживаются в порядке, предусмотренном инструкциями по их эксплуатации.
39. Оборудование (установка), техническое обслуживание и ремонт средств пожарной связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
40. Оборудование (установка), техническое обслуживание и ремонт средств поездной радиосвязи и диспетчерской связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ОАО «РЖД».
41. Пожарные поезда обеспечиваются за счет средств ФГП ВО ЖДТ России неснижаемым запасом продуктов питания с учетом возможности автономной работы в течение трех суток дежурного караула (смены), включая приписной штат из числа работников стрелковых команд и добровольных пожарных, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.1335-03.
42. Расходование неснижаемого запаса продуктов питания допускается по истечении 4 часов с момента отправления пожарного поезда на пожар.
43. Нормы расхода продуктов питания утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
44. Качество продуктов питания, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и работники филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах.
45. Пожарные поезда обеспечиваются аптечкой первой медицинской помощи за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
46. Состав аптечки первой медицинской помощи утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
47. Качество медикаментов, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и работники филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах.
V. Содержание и эксплуатация подвижного состава пожарных
поездов
48. Подвижной состав пожарных поездов должен содержаться в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасное движение при следовании к месту пожара с максимально допустимой скоростью.
49. Содержание и эксплуатация подвижного состава пожарных поездов осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта, а также нормативными документами ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России.
50. На подвижной состав пожарных поездов наносятся трафареты согласно техническим условиям, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
51. Подвижной состав пожарных поездов в соответствии с Правилами N ЦУО-219 окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов, шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись белым цветом «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта».
52. Номер каждой единицы подвижного состава пожарного поезда состоит не более чем из шести знаков, первые два из которых являются кодом железной дороги, остальные должны соответствовать дорожной нумерации (инвентарному номеру) объектов железнодорожного подвижного состава.
53. На каждую единицу подвижного состава пожарного поезда, в том числе и ТСКП, ведется технический паспорт (формуляр) установленного образца, содержащий технические и эксплуатационные характеристики. Паспорт (формуляр) хранится в пожарном поезде, его ведение обеспечивается соответствующими службами (отделами) железных дорог.
54. Осмотр ходовых и тормозных частей, а также сцепных приборов на подвижном составе пожарного поезда в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, производят работники эксплуатационного вагонного депо в присутствии начальника пожарного поезда или начальника караула (отделения) пожарного поезда не реже одного раза в месяц и после каждого выезда.
О проведении осмотра ходовых и тормозных частей, а также сцепных приборов делается соответствующая запись в журнале учета работы пожарного поезда.
55. В случае если подвижной состав пожарного поезда не выезжал на линию, по заявке его начальника не реже одного раза в 6 месяцев производится обкатка подвижного состава с выставлением на приемо-отправочные пути, проведение хронометража времени по выполнению операций в соответствии с инструкцией о порядке отправления пожарного поезда и технологическим графиком, утвержденным начальником отделения железной дороги и (или) начальником железной дороги.
Сведения об итогах обкатки заносятся в журнал учета работы пожарного поезда.
56. Вагоны-насосные станции пожарного поезда должны соответствовать требованиям технических условий и проектной документации на данный вид железнодорожного подвижного состава.
Эксплуатация вагонов-насосных станций производится в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, другими нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта, а также нормативными документами ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России.
При эксплуатации оборудования, находящегося в вагоне-насосной станции, соблюдаются требования безопасности и инструкции по его эксплуатации.
В соответствии с техническими условиями по переоборудованию вагон-насосной станции она оборудуется внутренней электрической сетью напряжением 380/220 В с учетом мощности потребителей. При этом обеспечивается возможность электроснабжения потребителей вагона-насосной станции от автономного источника (электростанции) однофазного переменного тока напряжением 220 В.
Подключение вагона-насосной станции к внешнему источнику энергоснабжения выполняется с учетом установленных требований к размещению и условиям его исполнения.
57. Цистерны-водохранилища пожарного поезда должны соответствовать техническим условиям на данный вид железнодорожного подвижного состава. Цистерны-водохранилища содержатся заполненными водой. Пополнение израсходованного запаса воды производится немедленно по прибытии пожарного поезда на пути постоянной стоянки или при возвращении с пожара в пунктах заправки, определенных приказом начальника отделения железной дороги и (или) начальника железной дороги.
Наружные трубопроводы обогрева цистерн-водохранилищ и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие цистерну-водохранилище с всасывающим трубопроводом насосных установок вагона-насосной станции, в холодное время года должны быть утеплены. Утепление должно исключать возможность замерзания трубопроводов и соединительных всасывающих рукавов в самое холодное время года.
58. В летний пожароопасный период по решению ОАО «РЖД» в состав пожарных поездов могут дополнительно вводиться 4-осные цистерны из рабочего парка железных дорог с нижним сливным прибором.
59. Вагоны-гаражи пожарного поезда должны соответствовать техническим условиям на данный вид железнодорожного подвижного состава.
Наружные трубопроводы отопления вагона-гаража и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие емкости с пенообразователем в вагоне-гараже со всасывающим трубопроводом стационарных пожарных установок вагон-насосной станции, в холодное время года должны быть утеплены. Утепление должно исключать возможность замерзания трубопроводов и соединительных всасывающих рукавов в самое холодное время года.
60. Вагоны-перекачивающие станции пожарного поезда предназначены для размещения насосных установок, используемых для перекачки опасных грузов, а также электростанций и должны соответствовать техническим условиям и проектной документации на данный вид железнодорожного подвижного состава.
61. Техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
VI. Переоборудование (модернизация), ремонт и техническое
обслуживание подвижного состава пожарных поездов
62. Переоборудование (модернизация), ремонт и техническое обслуживание подвижного состава пожарных поездов осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативными документами ОАО «РЖД» по переоборудованию (модернизации), капитальному и деповскому ремонту пассажирского и грузового подвижного состава.
63. Переоборудование (модернизация), ремонт и техническое обслуживание подвижного состава пожарных поездов производится за счет средств ОАО «РЖД» на заводах — филиалах ОАО «РЖД» или в специализированных депо железных дорог по согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим условиям и типовым проектам.
64. Внесение изменений в конструкцию основных узлов принятого в эксплуатацию подвижного состава пожарных поездов допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и ФГП ВО ЖДТ России.
65. Ответственность за своевременное проведение ремонта и технического обслуживания подвижного состава пожарных поездов несет его балансодержатель — железная дорога.
66. ОАО «РЖД» по заявкам ФГП ВО ЖДТ России планирует проведение капитального и деповского ремонта, а также своевременную замену (переоборудование, модернизацию) подвижного состава для пожарных поездов с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
67. В соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативными документами ОАО «РЖД» сроки службы подвижного состава пожарных поездов ограничиваются сроком службы их базового подвижного состава (в годах), начиная с года постройки.
68. Подвижному составу пожарных поездов в установленном порядке проводятся планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание. Планирование и контроль за соблюдением сроков их проведения и своевременное выделение средств на планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание обеспечивают железные дороги.
69. Расходы на проведение ремонта подвижному составу пожарных поездов и по его сопровождению в ремонт и из ремонта несет ОАО «РЖД» и балансодержатель — железная дорога.
70. Деповской ремонт подвижного состава пожарного поезда производится:
в пассажирском вагонном депо — вагонам-насосным станциям и вагонам-гаражам на базе вагонов открытого типа;
в вагонном рефрижераторном депо — вагонам-насосным станциям на базе дизельного рефрижераторного вагона;
в грузовом вагонном депо, специализирующемся на ремонте цистерн — цистернам-водохранилищам;
в вагонном депо — остальному подвижному составу пожарных поездов.
71. Деповской ремонт цистерн-водохранилищ, вагонов-гаражей и платформ, на которых установлены ТСКП, в соответствии с Правилами N ЦУО-219 проводится один раз в пять лет в грузовом вагонном депо при условии проведения ежегодной профилактической ревизии колесным парам и тормозному оборудованию подвижного состава пожарных поездов.
72. Эксплуатация подвижного состава пожарных поездов с просроченными сроками плановых ремонтов запрещается.
73. На время ремонта подвижного состава пожарных поездов обеспечивается его замена из числа резервных вагонов-насосных станций, вагонов-перекачивающих станций, вагонов-гаражей и цистерн-водохранилищ.
74. В исключительных случаях, при отсутствии на железной дороге вагонов-насосных станций, в соответствии с Правилами N ЦУО-219 допускается осуществлять замену подвижного состава пожарных поездов крытыми вагонами . из рабочего парка, оборудованными пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием согласно типовому табелю, а также 4-осными цистернами с нижним сливным прибором.
75. При сдаче вагонов-насосных станций, вагонов-перекачивающих станций и другого подвижного состава пожарных поездов в капитальный ремонт специальное оборудование (мотопомпы, электростанции, средства связи и др.) снимается и хранится на складе в структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге.
VII. Вызов пожарного поезда к месту пожара
76. Основанием для вызова пожарного поезда являются пожары в поездах или на стационарных объектах железных дорог, крушения, аварии, сходы и столкновения подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, аварийные ситуации с опасными грузами.
77. Вызов пожарного поезда к месту пожара производится локомотивной бригадой по телефону, радиосвязи и иным средствам связи, дежурным по железнодорожной станции или другими работниками ОАО «РЖД».
78. В исключительных случаях, при отсутствии телефонной и радиосвязи, для вызова пожарного поезда может быть использован поездной локомотив или локомотивная бригада встречного поезда (на 2-путных участках).
Отцепка поездного локомотива от состава поезда, в котором произошел пожар, для доставки требования о помощи осуществляется после принятия мер безопасности, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной 16 декабря 2000 г. N ЦД-790.
79. Привлечение пожарных поездов для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах, не относящихся к ОАО «РЖД», осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности на основании утвержденных в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров, которые согласовываются с железными дорогами-балансодержателями данных пожарных поездов, и филиалами ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах, которые их эксплуатируют.
80. Право вызова пожарных поездов на пожары предоставляется должностным лицам органов управления федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Порядок отправления и следования пожарных поездов
к месту пожара
81. Действия диспетчерского персонала дорожных центров управления перевозками (далее — ДЦУП) и центров управления местных работ (далее — ЦУМР) при получении сообщения о вызове пожарного поезда и его отправлении определяется Положением о диспетчерском управлении движением поездов, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 14 сентября 2005 г. N 1508р.
82. Отправление пожарного поезда в пределах железной дороги производится на основании приказа старшего дорожного диспетчера (руководителя смены) ДЦУП, а в пределах железнодорожной станции — дежурного по железнодорожной станции.
83. Дежурный по железнодорожной станции, диспетчер локомотивный (района управления) ДЦУП и дежурный локомотивного депо обязаны обеспечить подачу локомотива для отправки пожарного поезда. Время выдачи локомотива под пожарный поезд в соответствии с Правилами N ЦУО-219 не должно превышать более 8 минут с момента получения оперативного приказа на отправление (с учетом технологического времени на подготовку пожарного поезда), а время отправления пожарного поезда не должно превышать 10 минут с момента передачи оперативного приказа.
84. Ответственность за своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки возлагается на старшего дорожного диспетчера ДЦУП, диспетчера поездного, начальника отделения железной дороги и начальника железнодорожной станции приписки пожарного поезда.
85. На электрифицированных железнодорожных линиях пожарные поезда, как правило, отправляются тепловозом (паровозом). При отправлении пожарного поезда электровозом к его прибытию на конечную станцию перед местом пожара должен быть подготовлен тепловоз (паровоз) для замены электровоза.
86. При отсутствии на железнодорожной станции свободного локомотива для пожарного поезда выдается локомотив из-под любого поезда, находящегося на этой железнодорожной станции и прилегающих участках.
87. Отцепка и прицепка локомотива к составу пожарного поезда, а также разъединение, соединение и подвешивание тормозных рукавов, открытие и закрытие концевых кранов производится локомотивной бригадой.
88. Осмотрщик вагонов, выполняющий техническое обслуживание подвижного состава пожарного поезда перед отправлением, является ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе пожарного поезда, а машинист локомотива — за правильность сцепления локомотива с первым вагоном пожарного поезда.
89. Пожарный поезд следует к месту пожара со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и (или) с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и пожарного поезда.
90. Пожарные поезда при следовании к месту пожара и обратно отправляются на перегон и следуют по перегону в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
91. Поездной диспетчер обязан обеспечить быстрейшее продвижение пожарного поезда и при наличии сведений о ситуации на месте происшествия информировать о ней начальника пожарного поезда или начальника караула (отделения) пожарного поезда для подготовки пожарного поезда к работе.
92. Не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки.
93. При сходе с рельсов вагонов с опасными грузами без последующего пожара пожарный поезд при необходимости высылается совместно с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.
94. Для оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда отправляются на основании письменного запроса железной дороги, на участке которой возник пожар, с последующим сообщением об этом в филиал ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге. При этом на дежурных и диспетчеров соседней железной дороги распространяется ответственность, предусмотренная Положением о диспетчерском управлении движением поездов.
95. При пожаре на территории соседних государств приграничные железные дороги на основании письменного запроса и по решению ОАО «РЖД» отправляют пожарные поезда для оказания помощи в ликвидации пожаров с последующим сообщением в ФГП ВО ЖДТ России.
В этом случае пожарный поезд сопровождается к месту пожара причастным работником железной дороги — балансодержателя пожарного поезда, который является ответственным за безопасность его движения.
На месте пожара начальник пожарного поезда или начальник караула (отделения) пожарного поезда обязан действовать по указанию руководителя тушения пожара или руководителя аварийно-восстановительных работ.
96. Расходы для возмещения затрат, связанных с оказанием помощи по ликвидации пожара на территории соседних государств, относятся на счет стороны, по запросу которой пожарный поезд был отправлен для тушения пожара.
97. Все передвижения пожарного поезда производятся по согласованию с начальником пожарного поезда или начальником караула (отделения) пожарного поезда.
IX. Организация и осуществление профилактики пожаров
98. Основными задачами пожарных поездов по проведению профилактической работы по предупреждению пожаров на объектах ОАО «РЖД» являются:
осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима на стационарных объектах;
осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на грузовом, пассажирском и тяговом железнодорожном подвижном составе.
99. Выполнение указанных задач обеспечивается работниками пожарных поездов в порядке, установленном договором об оказании услуг по охране и в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» между ФГП ВО ЖДТ России и ОАО «РЖД».
X. Особенности организации пожарной службы
в пожарных поездах
100. Особенностями организации пожарной службы в пожарных поездах являются:
осуществление круглосуточного дежурства дежурных караулов (смен) пожарных поездов;
обеспечение постоянной готовности пожарных поездов к тушению пожаров;
создание условий для быстрого восстановления готовности дежурного караула (смены) после тушения пожаров;
осуществление контроля за состоянием подвижного состава, пожарной техники, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, средств связи, противопожарного водоснабжения, подъездов и проездов к зданиям и сооружениям железнодорожной станции приписки пожарного поезда;
поддержание устойчивой связи с подразделениями Федеральной противопожарной службы;
тушение пожаров и участие в ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах тактико-технических возможностей пожарного поезда.
101. Для выполнения возложенных на пожарные поезда задач филиалами ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах и их структурными подразделениями разрабатываются перечни наиболее крупных взрыво- и пожароопасных объектов на железных дорогах, которые утверждаются начальниками отделений железных дорог и (или) начальниками железных дорог.
102. На указанные в перечнях объекты филиалами ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах и их структурными подразделениями в пределах участка обслуживания разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожара (планы и карточки пожаротушения), которые согласовываются с органами управления Федеральной противопожарной службы и утверждаются начальниками отделений железных дорог и (или) начальниками железных дорог.
103. Планы (карточки) пожаротушения разрабатываются в соответствии с требованиями нормативных документов ФГП ВО ЖДТ России, утвержденных в установленном порядке.
104. Планы (карточки) пожаротушения отрабатывается в порядке, установленном ФГП ВО ЖДТ России.
105. Для совершенствования подготовки работников пожарных подразделений проводятся пожарно-тактические учения (занятия). Порядок и периодичность проведения пожарно-тактических учений (занятий) устанавливает ФГП ВО ЖДТ России.
106. Для практической отработки планов пожаротушения пожарно-тактические учения проводятся не реже одного раза в полугодие в пределах отделений железных дорог с участием причастных отделов (секторов) отделения железной дороги и подразделений МЧС России
107. Для отработки действий по тушению пожаров и ликвидации аварийных ситуаций на наиболее взрыво- и пожароопасных объектах в границах железной дороги комплексные пожарно-тактические учения проводятся не реже одного раза в год с привлечением причастных служб (отделов) железной дороги, подразделений МЧС России и других заинтересованных организаций.
108. Порядок действий при проведении пожарно-тактических учений (занятий) должны соответствовать руководству по тушению пожаров на железнодорожном транспорте, утвержденному в установленном порядке.
109. При проведении пожарно-тактических учений (занятий) вызов пожарного поезда, его отправление и следование к месту проведения учений (занятий) и обратно осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.
110. Контроль за практической отработкой планов (карточек) пожаротушения возлагается на:
руководителей структурных подразделений филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах — с дежурными караулами (сменами) пожарных поездов и с причастными отделами (секторами) отделения железной дороги в пределах отделений железных дорог;
руководителей филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах — с дежурными караулами (сменами) пожарных поездов, причастными службами (отделами) железной дороги, подразделений МЧС России и других причастных организаций в пределах железных дорог.
111. За готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку его работников и организацию работы пожарных поездов по охране от пожаров объектов ОАО «РЖД» отвечают начальник пожарного поезда и начальник караула (отделения) пожарного поезда.
XI. Тушение пожаров
112. Началом тушения пожара считается момент получения сообщения о пожаре и окончанием — возвращение пожарного поезда на пути постоянной стоянки.
113. Порядок тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта и МЧС России, а также другими нормативными документами.
114. Тушение пожаров на объектах ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с установленными требованиями по охране труда и может проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров.
115. Тушение пожаров на объектах ОАО «РЖД», на которые разработаны планы (карточки) пожаротушения, осуществляется с учетом особенностей, определяемых этими планами (карточками).
116. Руководство тушением пожара до прибытия должностных лиц органов управления Федеральной противопожарной службы осуществляют работники железной дороги и (или) филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге.
117. До прибытия пожарного поезда или подразделений Федеральной противопожарной службы руководство тушением пожара возлагается на:
руководителя объекта на железной дороге или начальника отделения железной дороги — на объекте ОАО «РЖД»;
начальника поезда — в пассажирском поезде;
машиниста — на перегоне в грузовом поезде, дизель- и электропоезде.
118. Требования руководителя тушения пожара, связанные с организацией спасения людей, тушением пожара, эвакуацией имущества, рассредоточением железнодорожного подвижного состава и другие должны незамедлительно выполняться причастными работниками ОАО «РЖД».
119. При совместном выезде пожарного и восстановительного поездов к тушению пожара привлекаются работники восстановительного поезда.
120. По прибытии пожарного поезда к месту пожара действия работников дежурных караулов (смен) пожарного поезда, наряду с действиями по тушению пожара, следует направлять на:
спасение людей в случае угрозы их жизни и здоровью;
восстановление движения поездов;
эвакуацию наиболее ценного груза, имущества и животных;
защиту соседних зданий, сооружений, технологического оборудования, железнодорожного подвижного состава и перевозимых грузов;
обеспечение сохранности материальных ценностей до прибытия специальных нарядов филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге или правоохранительных органов.
121. Причастные работники ОАО «РЖД» обязаны оказывать работникам пожарных поездов помощь в ликвидации пожара и обеспечении сохранности имущества и грузов с целью быстрейшего восстановления движения поездов.
122. Особенности тушения пожаров регламентируются нормативными актами МЧС России, а также утвержденными в установленном порядке правилами, рекомендациями и указаниями ФГП ВО ЖДТ России.
123. Вопросы организации звеньев ГДЗС на пожаре и порядок их действий при тушении пожаров определяются нормативными актами МЧС России и нормативными документами ФГП ВО ЖДТ России.
124. Тушение пожаров на электрифицированных участках железных дорог в соответствии с Правилами по охране труда в ведомственной охране железнодорожного транспорта, утвержденными ФГП ВО ЖДТ России 7 сентября 2005 г. N ПОТ Р-ВО-001-1005 и согласованными с ОАО «РЖД» 16 октября 2005 г. (далее — Правила по охране труда), производится после снятия напряжения в контактной сети и высоковольтной линии и их заземления по письменному разрешению работника дистанции электроснабжения с указанием реквизитов приказа энергодиспетчера.
125. В случаях, когда прибытие работника дистанции электроснабжения и получение письменного разрешения на снятие напряжения в контактной сети и высоковольтной линии и их заземление требует времени, в течение которого может произойти развитие пожара с опасными последствиями, в соответствии с Правилами по охране труда допускается принятие разрешения по радио с последующим его письменным подтверждением.
126. До снятия напряжения с контактной сети и высоковольтной линии и заземления проводов в соответствии с Правилами по охране труда запрещается приближение к этим и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м.
127. Дежурный караул (смена) пожарного поезда при выезде на тушение пожара пополняется за счет работников пожарного поезда, свободных от дежурства, добровольных пожарных и работников стрелковых команд, несущих службу в парках железнодорожной станции, допущенных в установленном порядке к участию в тушении пожаров.
128. Порядок включения добровольных пожарных в дежурный караул (смену) пожарного поезда определяется филиалом ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге и утверждается начальником железной дороги.
129. Начальнику пожарного поезда и начальнику караула (отделения) пожарного поезда предоставляется право пользования всеми видами железнодорожной связи для сообщения о пожаре, передачи оперативных донесений о ходе его ликвидации, подачи служебных телеграмм и ведения телефонных переговоров по категории «вне очереди».
130. Пополнение пожарных поездов средствами пожаротушения и горюче-смазочными материалами, израсходованными при тушении пожаров и производстве других аварийно-спасательных работ на объектах ОАО «РЖД» до установленной нормы пожарных поездов, осуществляется отделениями железных дорог и (или) железными дорогами в соответствии с договором об оказании услуг по охране и в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» между ФГП ВО ЖДТ России и ОАО «РЖД».
131. Использование пожарных поездов для тушения пожаров на объектах, не относящихся к ОАО «РЖД», осуществляется с последующим возмещением затрат за счет собственников этих объектов.