Положение ОАО РЖД от 27.12.2005 N 1294
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
27 декабря 2005 г. N 1294
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОХРАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ, РЕФСЕРВИСОМ И ТРАНСКОНТЕЙНЕРОМ — ФИЛИАЛАМИ ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение определяет порядок разграничения ответственности между железными дорогами, Рефсервисом и Трансконтейнером — филиалами ОАО «РЖД» по суммам, выплаченным ОАО «РЖД» по претензиям грузоотправителей, грузополучателей, страховщиков и решениям судов за утрату, недостачу, повреждение и порчу грузов (далее — несохранная перевозка грузов).
Рассмотрение спорных дел по несохранным перевозкам грузов между железными дорогами, Рефсервисом и Трансконтейнером осуществляется на претензионных совещаниях, проводимых в соответствии с Регламентом претензионного совещания по рассмотрению спорных расчетных дел по несохранным перевозкам грузов между железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11 мая 2004 г. N 2020р «Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД».
В случае, если служебным расследованием несохранной перевозки грузов будет установлено, что прием, выдача или сортировка контейнеров с грузами осуществлялась работниками Трансконтейнера, то ответственность за несохранную перевозку грузов относится на Трансконтейнер в порядке установленном настоящим Положением для железных дорог.
2. Убыток от несохранной перевозки грузов, погруженных (перегруженных) железной дорогой и следовавших в вагоне (контейнере) с запорно-пломбировочными устройствами железной дороги (далее — ЗПУ),
относится на железную дорогу, чьи исправные ЗПУ были сняты с вагона (контейнера) на железнодорожной станции назначения груза.
Убыток от несохранной перевозки грузов, погруженных (перегруженных) железной дорогой и прибывших на железнодорожную станцию назначения с исправными ЗПУ, которые были навешены на вагон (контейнер), вследствие его вскрытия при осуществлении таможенного или других видов государственного контроля, при наличии акта вскрытия вагона, контейнера и проставлении железной дорогой соответствующей отметки в перевозочном документе о его составлении, относится на железную дорогу, чьи ЗПУ были сняты при осуществлении таможенного или других видов государственного контроля.
3. Убыток от недостачи или повреждения грузов при утрате одного или нескольких ЗПУ относится в равных долях на железные дороги, допустившие их утрату.
4. При смене ЗПУ в пути следования и последующем увеличении недостачи, повреждения или порчи грузов убыток от увеличившейся части несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу, чьи ЗПУ были на вагоне (контейнере) при обнаружении увеличившейся недостачи, повреждения или порчи грузов.
5. Если на вагоне не окажется ЗПУ или имеющиеся на вагоне ЗПУ неисправны, убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорог, которая обнаружила такую коммерческую неисправность, при условии, что она не была обнаружена и оформлена актом при приеме поезда от соседней железной дороги.
6. За несохранную перевозку грузов в вагоне, обнаруженном в пути следования на пункте коммерческого осмотра (далее — ПКО) с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности перевозимых грузов (в том числе вагоны без ЗПУ, с неисправными ЗПУ, с ненарушенными закрутками и без доступа к грузу), ответственность несет железная дорога, не осуществившая проверку состояния, массы и количества мест груза в соответствии с требованиями Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных МПС России 29 декабря 1995 г. N ЦМ-360.
7. Убыток от несохранной перевозки грузов, прибывших без признаков хищения и видимых следов повреждения, погрузка которых в открытый подвижной состав осуществлялась железной дорогой, относится на железную дорогу, на которой расположена железнодорожная станция отправления (далее — железная дорога отправления), или на железную дорогу, осуществлявшую сортировку грузов, если не будет установлено, что груз утрачен или поврежден по вине другой железной дороги.
8. Ответственность за недостачу наливных грузов вследствие разрыва, трещины и других повреждений котла цистерны несет железная дорога, на которой она была обнаружена, если недостача груза не была установлена при приеме его от другой железной дороги или техническим заключением не установлено иное.
Ответственность за утрату жидких грузов из-за несвоевременного перегруза или несвоевременного устранения течи относится в равных долях на железную дорогу, не принявшую мер к предупреждению утраты груза, и на железную дорогу, от которой поступила цистерна с течью груза.
9. В случае утраты грузов при перевозке нефтепродуктов, причиной которой послужила необварка шайбы валика крепления верхнего загрузочного люка цистерны при исправных ЗПУ, ответственность относится поровну на железную дорогу погрузки и железную дорогу последнего ремонта цистерны. В случае отсутствия ЗПУ на цистерне при определении ответственности железных дорог факт необварки шайбы валика крепления верхнего загрузочного люка цистерны не учитывается.
10. Убыток от несохранной перевозки грузов, погруженных (перегруженных) железной дорогой в технически неисправный вагон (щели в полу и стенах вагона, проржавленность крыши), относится на железную дорогу, погрузившую (перегрузившую) груз в технически неисправный вагон.
11. Ответственность за порчу грузов вследствие подмочки их в вагоне, у которого в пути следования сорвана или повреждена крыша или наддверный зонт, относится на железную дорогу, обнаружившую несохранную перевозку груза, при условии, что при приеме груза с другой железной дороги она не была оформлена актом общей формы.
12. Если актом о техническом состоянии вагона, контейнера будет установлено, что техническая неисправность возникла по вине сторонней организации, осуществившей некачественный ремонт, убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу назначения, которая взыскивает эту сумму со сторонней организации, производившей ремонт вагона (контейнера).
13. Ответственность за порчу скоропортящихся грузов вследствие нарушения установленного порядка технического обслуживания изотермического подвижного состава ОАО «РЖД» относится на Рефсервис, работники которого допустили эти нарушения.
14. Ответственность за порчу скоропортящихся грузов вследствие просрочки в доставке грузов относится пропорционально количеству дней просрочки в доставке грузов на железные дороги, ее допустившие.
Ответственность за отправление изотермического подвижного состава кружностью, в результате чего произошла просрочка в доставке грузов и снижение качества скоропортящихся грузов, относится на железную дорогу, допустившую отправление вагона кружностью, и железные дороги, допустившие просрочку в доставке грузов.
15. Ответственность за порчу скоропортящихся грузов вследствие приема их к отправлению с нарушением Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37, относится на железную дорогу отправления.
16. За нарушение установленного порядка приема или выдачи скоропортящихся грузов, а также нарушения в проведении в случаях порчи груза экспертизы, следствием которых явилась невозможность определить ответственность грузоотправителя или грузополучателя, убыток от несохранной перевозки грузов относится поровну на железную дорогу отправления, принимавшую груз к перевозке, и железную дорогу, участвующую в выдаче груза или проведении экспертизы.
17. Ответственность за убытки, возникшие за недоставленные по первоначальному назначению грузы в связи с их переадресовкой, относится на железную дорогу:
а) первоначально указанную в перевозочных документах, которая выплатила в претензионном порядке сумму от несохранной перевозки грузов без учета приказа на переадресовку и выдачу груза другому грузополучателю;
б) переадресовавшую груз в пути следования в нарушение Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 44.
18. Убыток, возникший вследствие несохранной перевозки грузов, не доставленных по первоначальному назначению в связи с их реализацией, относится на железную дорогу, на которой груз реализован:
а) если реализация груза произведена с нарушением требований, установленных Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
б) если железная дорога не сообщила на железнодорожную станцию первоначального назначения о реализации груза, а также не выслала соответствующие документы железной дороге, на которой расположена железнодорожную станция назначения (далее — железная дорога назначения).
19. Убыток от утраты или повреждения грузов в связи с крушением, аварией или браком в работе относится на железную дорогу, на которой произошли крушение, авария или брак в работе. В случаях, когда будет установлено, что крушение, авария или брак в работе произошли по вине другой железной дороги, железная дорога, на которую отнесена ответственность за крушение, аварию или брак в работе, возмещает убыток железной дороге назначения.
20. Убыток от уничтожения или порчи при пожарах легковоспламеняющихся грузов и грузов, следовавших в вагоне совместно с ними, относится на железную дорогу:
а) погрузившую груз в вагон без предварительной подготовки и оборудования или допустившую отправление неисправного вагона;
б) не проставившую на перевозочных документах штемпель «Легко воспламеняется»;
в) не обеспечившую установленного прикрытия вагонов от ведущего локомотива;
г) выпустившую локомотив с неисправными искрогасительными приспособлениями;
д) погрузившую груз в вагон, не очищенный от легковоспламеняющегося мусора и остатков легковоспламеняющегося груза;
е) на которой произошел пожар, если железная дорога не приняла исчерпывающих мер к тушению пожара и спасению груза или не будет установлена ответственность другой железной дороги.
21. Железная дорога, на которой произошли пожар, крушение, авария или брак в работе по вине организаций, не имеющих отношения к утраченным грузам, по которым железной дорогой назначения были удовлетворены претензии или иски, взыскивает эти убытки с виновной организации.
22. Ответственность за утрату или порчу грузов, произошедшие из-за наличия скрытых дефектов контейнера принадлежности ОАО «РЖД» по причине некачественного ремонта или технической неисправности запорных устройств, при отсутствии следов его повреждения, относится на Трансконтейнер, если пригодность контейнера к перевозке определялась Трансконтейнером или им производился ремонт контейнера.
23. Убыток от несохранной перевозки грузов в контейнере, прибывшем в неисправном состоянии, относится на железную дорогу:
а) обнаружившую неисправность, при условии, что неисправность контейнера не была обнаружена и не оформлена соответствующими актами при приеме этого контейнера от соседней железной дороги, если такую неисправность можно было обнаружить без его поднятия;
б) погрузки или железную дорогу, к которой относится железнодорожная станция последней сортировки этого контейнера, если такую неисправность без его поднятия обнаружить было невозможно.
24. Ответственность за несохранную перевозку грузов в контейнере, прибывшем без ЗПУ, с ЗПУ в неисправном состоянии или с ЗПУ, не соответствующим данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной, относится на железную дорогу:
а) отправления, в случае если на железнодорожной станции сортировки или железнодорожной станции назначения составлен акт общей формы при выгрузке контейнера из вагона;
б) сортировки, в случае если на железнодорожной станции первой сортировки или железнодорожной станции назначения составлен акт общей формы при выгрузке контейнера из вагона, при условии, что контейнер проследовал до этой железнодорожной станции без переработки в пути следования.
25. Убыток вследствие хищения грузов из контейнера, погруженного в открытый подвижной состав, в нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943, относится на железную дорогу погрузки (сортировки) контейнера.
Ответственность за несохранную перевозку грузов в контейнере при обнаружении его без ЗПУ на железнодорожной станции назначения или в пути следования (при условии соблюдения железной дорогой погрузки или сортировки технических условий погрузки и размещения контейнеров в вагоне), относится на железную дорогу, обнаружившую контейнер без ЗПУ, если это обстоятельство не было оформлено актом общей формы при приеме вагона с контейнерами от соседней железной дороги.
26. Убыток от несохранной перевозки грузов, возникший вследствие разъединения перевозочных документов от груза или груза от перевозочных документов, относится на железную дорогу, допустившую такое разъединение.
27. Убыток от несохранной перевозки грузов, возникший в результате разъединения груза от перевозочных документов, вследствие чего груз был реализован на другой железной дороге с нарушением установленного порядка, относится в равных долях на железную дорогу, допустившую разъединение груза от перевозочных документов, и железную дорогу, нарушившую установленный порядок реализации груза.
28. Убыток от несохранной перевозки грузов, образовавшийся в результате реализации груза по более низким ценам, чем его действительная стоимость, относится на железную дорогу, по вине которой возникла необходимость этой реализации.
29. Ответственность за нарушение Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28, в результате которого возникла несохранная перевозка груза, относится в равных долях на железную дорогу отправления и железную дорогу, допустившую такое нарушение.
Убыток от несохранной перевозки грузов, возникший из-за неправильной выдачи груза, относится на железную дорогу, осуществившую выдачу груза с нарушением установленного порядка.
30. Убыток от несохранной перевозки грузов, возникший в результате неправильной выдачи груза вследствие разъединения перевозочных документов от груза или груза от перевозочных документов, относится в равных долях на железную дорогу, допустившую такое разъединение, и железную дорогу, нарушившую установленный порядок выдачи груза.
31. Убыток от несохранной перевозки грузов, возникший вследствие неприбытия отдельных вагонов, следовавших по одному перевозочному документу, на железнодорожную станцию назначения в результате отцепки их в пути следования от группы вагонов или маршрута относится:
а) на железную дорогу, не оформившую в установленном порядке отцепку вагона от группы вагонов или маршрута;
б) в равных долях на железную дорогу отправления и железную дорогу, нарушившую установленный порядок оформления отцепки вагонов от группы вагонов или маршрута в пути следования, в случае если не допускается перевозка груза по групповым перевозочным документам в соответствии с требованиями Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденным приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N32.
32. Ответственность за порчу грузов или понижение их качества вследствие погрузки или перегруза в неочищенный и непромытый вагон (контейнер) относится на железную дорогу, осуществившую погрузку или перегруз грузов в данный вагон (контейнер).
33. Если железная дорога осуществила погрузку груза в вагон совместно с другими грузами, который по своим свойствам явился причиной повреждения или порчи грузов, ответственность за несохранную перевозку грузов относится на железную дорогу, погрузившую, перегрузившую или догрузившую такой груз в данный вагон.
34. Если коммерческий акт составлен с нарушением сроков, предусмотренных Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45, ответственность за несохранную перевозку грузов относится на железную дорогу, несвоевременно составившую этот акт.
35. Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу в установленном порядке оперативного донесения об обнаружении несохранной перевозки грузов (далее — оперативное донесение) относится в равных долях на железную дорогу, не подавшую оперативное донесение, и на железную дорогу, на которой обнаружена несохранная перевозка грузов.
Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу в установленном порядке оперативного донесения относится в равных долях на каждую железную дорогу, допустившую нарушение установленного порядка подачи оперативных донесений, в том числе на железную дорогу, оформившую коммерческую неисправность по прибытии вагона с соседней железной дороги, и на железную дорогу назначения, оформившую коммерческий акт по результатам выдачи груза.
36. Если железная дорога, составившая коммерческий акт не выслала его железной дороге, которая допустила несохранную перевозку грузов, в результате чего не было проведено служебное расследование, а претензия или иск были удовлетворены, то убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу, нарушившую Положение о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» 11 мая 2004 г. N 2020р «Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД».
37. Убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу, не представившую своевременно документы, освобождающие перевозчика от ответственности, в случае если эта железная дорога своевременно была привлечена к ответственности за несохранную перевозку грузов, но выслала их после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии, и претензия была удовлетворена железной дорогой назначения.
38. В случае приема к перевозке груза, входящего в Перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения грузоотправителями, грузополучателями на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки одними и теми же проводниками, утвержденный приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 38, без проводников грузоотправителей, грузополучателей или с нарушением требований по оформлению перевозочных документов, убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу отправления.
В случае приема к перевозке груза, входящего в Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденный приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 38, с нарушением требований по оформлению перевозочных документов и приемо-сдаточных актов при передаче грузов сменным проводникам, убыток от несохранной перевозки груза относится на железную дорогу, допустившую такие нарушения.
39. В случае несохранной перевозки грузов при проследовании поездов по удлиненным тяговым плечам обслуживания убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу:
а) сдающую груз, если убыток связан с коммерческими неисправностями вагонов или нарушениями требований технических условий размещения и крепления груза в открытом подвижном составе, с хищением, утратой, недостачей, повреждением или порчей груза, обнаруженными при приеме поезда, прибывшего на первый ПКО железной дороги, принимающей груз (при условии, что материалами служебного расследования не подтверждается возникновение несохранной перевозки грузов в пути следования после отправления поезда с железнодорожной станции формирования железной дороги, сдающей груз, по вине железной дороги, принимающей груз);
б) принимающую груз, в размере 50% от суммы убытка, если при проследовании участка пути на железной дороге, принимающей груз, имелись стоянки поезда, не предусмотренные графиком движения поездов (при условии, что это подтверждается материалами служебного расследования).
40. За выдачу груза при наличии порчи или повреждения без проведения в случае необходимости экспертизы в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также оставление результатов экспертизы без обжалования при несогласии железной дороги с ее выводами убыток от несохранной перевозки грузов относится на:
а) железную дорогу, производившую выдачу груза, — до 30% от суммы убытка;
б) железные дороги, которые допустили несохранную перевозку груза, — оставшаяся сумма убытка.
41. При несоставлении или некачественном составлении технического акта, в результате чего было затруднено рассмотрение претензии, убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу, которая не составила, хотя была обязана, или некачественно составила технический акт, и на железную дорогу, которая допустила несохранную перевозку грузов.
42. Убыток от несохранной перевозки грузов относится на железную дорогу отправления при отсутствии в транспортной железнодорожной накладной отметки о перевозке грузов на особых условиях, которая проставляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N41.
43. Ответственность за несохранную перевозку груза, возникшую в результате обрыва ушка, стойки и дверной накладки, в том числе из-за некачественной сварки, а также отсутствия болта дверной накладки, относится на железную дорогу по месту обнаружения несохранной перевозки грузов, если такие неисправности не были обнаружены при приеме грузов от соседней железной дороги.
44. Если вагон с контейнерами отцеплялся для устранения технической неисправности вагона, и железная дорога не проверила количество и состояние контейнеров, а также исправность ЗПУ на них, что подтверждается материалами служебного расследования, ответственность за несохранную перевозку грузов относится на железную дорогу, допустившую такие нарушения, в размере одной доли от общей суммы убытка.
45. При определении ответственности железных дорог, допустивших несколько нарушений, убыток от несохранной перевозки грузов относится на каждую железную дорогу в равных долях от общей суммы убытка по количеству допущенных нарушений в соответствии с настоящим Положением.
46. Если убыток возник в результате таких нарушений, ответственность по которым не установлена настоящим Положением, то вопрос об ответственности филиалов ОАО «РЖД» решается на претензионных совещаниях на основании материалов служебного расследования каждого спорного дела в зависимости от обстоятельств и причин возникновения несохранной перевозки грузов.