Распоряжение ОАО РЖД от 23.09.2005 N 1522р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2005 г. N 1522р
О случае наезда маневрового состава на тупиковую призму на станции Москва-Пассажирская-Ярославская Московской железной дороги
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.07.2007 N 1367р)
19 августа 2005 г. в 5 часов 01 минуту на станции Москва-Пассажирская-Ярославская Московско-Курского отделения Московской железной дороги произошел наезд маневрового состава на тупиковую призму 4 перронного пути.
В результате наезда повреждены вагон N 84364 до степени его исключения из инвентарного парка ОАО «РЖД» и вагон N 017 47195 — в объеме текущего ремонта.
Формирование маневрового состава из 17 почтово-багажных вагонов и тепловоза ЧМЭЗ N 7050 под управлением машиниста локомотивного депо Москва-3 Московской железной дороги Малина Ф.А. производилось на станции Москва-3 для последующей подачи его на 4 перронный путь станции Москва-Пассажирская-Ярославская отправлением поездом N 904 в 5 часов 20 минут.
При формировании этого состава осмотрщиком вагонов были выявлены негорящие сигнальные огни на хвостовом вагоне, вследствие чего в составе была произведена перестановка 4-х хвостовых вагонов, следуемых одной группой, в голову состава.
Операция по перестановке вагонов не предусматривалась технологическим процессом станции и вызвала значительное сокращение времени, необходимого для осмотра и обслуживания пассажирского состава. В связи с этим, маневровый диспетчер и дежурный по станции по радиосвязи передали машинисту команду об ускорении подачи состава на перронный путь.
При осаживании на путь маневровый состав был остановлен у маршрутного светофора НМ-22, который дежурная по станции перекрыла для пропуска прибывающего по режущему маршруту пассажирского поезда N 209. После прибытия этого поезда на 3 перронный путь сигнал НМ-22 был открыт и дана команда на осаживание маневрового состава на свободный 4 перронный путь.
В нарушение пунктов 3.13 и 19.3 техническо-распорядительного акта станции Москва-Пассажирская-Ярославская, утвержденного Московско-Курским отделением железной дороги 15 ноября 2004 г. (далее — ТРА), при осаживании маневрового состава переговоры по радиосвязи между составителем поездов Селезневым А.И. и машинистом Малиным Ф.А. в течение 1 минуты не велись. Во время следования состава на 4 перронный тупиковый путь со скоростью 20 км/час составитель поездов неоднократно передавал машинисту сообщения о расстоянии до тупика, которые машинист не подтверждал, и только в 5 часов 01 минуту по радиосвязи передал сообщение об остановке, что подтверждается регистратором переговоров. Экстренное торможение машинистом было применено только за 27 м до тупика, в результате чего маневровый состав совершил наезд на тупиковую призму со скоростью 18 км/час.
При разборе случая наезда в ОАО «РЖД» 25 августа 2005 г. было установлено, что указанный случай произошел из-за грубейших нарушений составителем поездов и машинистом маневрового локомотива пунктов 15.16, 15.23 и 15.24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, и пункта 11.20 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790.
В момент осаживания маневрового состава составитель поездов в нарушение пункта 3.8 ТРА находился на подножке 1-го по ходу движения вагона N 84364 и не потребовал от проводника хвостового вагона открытия тамбура. Машинист допустил следование маневрового состава по станции с пассажирскими вагонами, занятыми людьми, со скоростью более 15 км/час, при подъезде состава к тупиковой призме не отвечал по радиосвязи составителю поездов и не снизил скорость маневрового состава до 3 км/час.
Маневровый диспетчер, зная о местонахождении составителя поездов, разрешил ему производить маневровую работу с пассажирскими вагонами.
На Московско-Курском отделении железной дороги в 2005 году возросло количество случаев брака, допущено 3 схода вагонов в организованных грузовых поездах, увеличилось количество отцепок вагонов из-за их технической неисправности, а также ухудшился уровень содержания технических средств.
На Московской железной дороге в 2005 году при снижении по сравнению прошлым годом общего количества случаев брака в поездной и маневровой работе допущен рост случаев таких браков как неограждение сигналами опасных мест работы, отцепка вагонов от грузовых поездов в пути следования из-за неисправности роликовых букс, неисправность технических средств с задержкой поезда более 1 часа, неисправность устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) в пути следования, в результате которой затребован вспомогательный локомотив, а также обрыв автосцепки.
На железной дороге не уделяется должного внимания качественному подбору руководящих кадров локомотивного хозяйства. Из 21 начальника локомотивных депо 12 имеют стаж работы в этой должности менее одного года (57%), стаж от одного года до двух лет — 7 (33%), стаж три года и более — 2 (9%). Из-за необоснованно частой сменяемости и, как следствие отсутствия достаточного опыта у руководителей и машинистов-инструкторов локомотивных депо ослаблена профилактическая работа с локомотивными бригадами по предупреждению нарушений безопасности движения поездов.
В отделении железной дороги в течение 2-х месяцев не укомплектованы вакантные должности первого заместителя начальника отделения, заместителя начальника отделения по локомотивному и вагонному хозяйствам, начальника отдела сигнализации и связи отделения железной дороги.
Первый заместитель начальника Московско-Курского отделения Московской железной дороги — главный ревизор по безопасности движения Рыжих Л.С. недостаточно контролирует работу ревизорского аппарата отделения железной дороги, на низком уровне организовал исполнение руководителями структурных подразделений отделения железной дороги нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Московской железной дороги — начальник Московско-Курского отделения Никитин В.Н. не контролирует организацию маневровой работы на пассажирских станциях и работу руководителей отделов и структурных подразделений отделения железной дороги по предупреждению нарушений безопасности движения поездов.
Заместители начальника Московской железной дороги по локомотивному хозяйству Снитко Н.Г. и по перевозкам Иванов П.А. не принимали эффективных мер по повышению уровня безопасности движения поездов в подведомственных хозяйствах, а также по укреплению руководящего кадрового состава структурных подразделений железной дороги.
Начальник Московской железной дороги Старостенко В.И. не обеспечил контроль за проведением своими заместителями, руководителям служб и отделений железной дороги профилактической работы, направленной на укрепление трудовой и технологической дисциплины, обеспечение безопасности движения поездов, допускал необоснованно частую сменяемость руководителей структурных подразделений железной дороги.
В целях повышения уровня безопасности движения поездов при производстве маневровой работы на станциях:
1. Наезд маневрового состава на тупиковую призму на станции Москва-Пассажирская-Ярославская 19 августа 2005 г. в соответствии с пунктом 3.3 приложения N 2 к приказу МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте» классифицировать как аварию при маневровой работе и отнести его за локомотивным хозяйством Московской железной дороги.
2. Начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И.:
а) обеспечить формирование смен, занятых в маневровом движении с пассажирскими поездами, с учетом психологической совместимости машиниста локомотива и составителя поездов;
б) принять меры по качественному подбору руководителей локомотивных депо и их заместителей и созданию резервов руководящих кадров локомотивного хозяйства железной дороги;
в) организовать под руководством службы локомотивного хозяйства и ревизорского аппарата железной дороги профессиональную подготовку и повышение квалификации работников локомотивных бригад;
г) принять меры по укомплектованию штата машинистов-инструкторов локомотивных депо и назначению руководителей структурных подразделений железной дороги, не допускать необоснованно частую сменяемость руководителей, проработавших в занимаемой должности менее одного года, обеспечить повышение уровня их профессиональной подготовки в первый год работы в должности;
д) обеспечить в месячный срок назначение руководителей Московско-Курского отделения железной дороги.
3. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
а) Подпункт утратил силу Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.07.2007 N 1367р.
б) Подпункт утратил силу Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.07.2007 N 1367р.
в) организовать в месячный срок проведение внеочередных квалификационных собеседований с машинистами локомотивов и составителями поездов, занятых на маневровой работе с пассажирскими вагонами, и по их результатам определить направления совершенствования профессиональной подготовки;
г) организовать в месячный срок проверки зон неуверенного приема средств радиосвязи, прежде всего вблизи виадуков, путепроводов, высоковольтных линий электропередач и других сооружений, влияющих на работу радиосвязи;
д) обеспечить проведение постоянных проверок выполнения местных инструкций и Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденного распоряжением МПС России от 26 сентября 2003 г. N 876р, а также соблюдения скоростей движения при выполнении маневров с пассажирскими вагонами;
е) организовать в месячный срок проведение совместных практических занятий с работниками локомотивного хозяйства и хозяйства перевозок по выполнению технологии производства маневровой работы на станциях и Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования;
ж) обеспечить проведение на станциях под председательством начальника станции или заместителя начальника станции по оперативной работе совещаний единых смен с участием маневровых диспетчеров, дежурных по станции, машинистов маневровых локомотивов и заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации с целью выработки совместных мер по повышению безопасности движения поездов при маневровой работе;
з) обеспечить проведение на пассажирских станциях проверок радиосвязи механиками связи не реже одного раза в сутки с немедленным устранением выявленных нарушений нормальной работы радиосвязи.
4. Начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И., начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А. и начальнику Департамента управления персоналом Васиной Л.И. разработать до 1 декабря 2005 г. план мероприятий по подготовке и повышению квалификации руководителей и работников структурных подразделений железной дороги.
5. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А., начальнику Департамента дальних пассажирских перевозок Никитину О.А., начальнику Управления пригородных пассажирских перевозок Мочалину С.В., директору ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию) и директору ВНИИЖТ Беседину И.С. (по согласованию) подготовить в месячный срок предложения по разработке специальных устройств для предотвращения столкновений подвижного состава и наездов на тупиковые призмы.
6. Начальнику Департамента связи и вычислительной техники Маневичу П.Ю. и директору ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию) разработать до 1 ноября 2005 г. и провести стендовые испытания системы передачи команды принудительной остановки маневрового локомотива.
7. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А. разработать до 1 декабря 2005 г. план мероприятий по оборудованию маневровых локомотивов дополнительными приборами безопасности.
8. За необеспечение контроля за работой ревизорского аппарата отделения железной дороги, а также за исполнением руководителями структурных подразделений отделения железной дороги нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов, что привело к наезду маневрового состава на тупиковую призму на станции Москва-Пассажирская-Ярославская 19 августа 2005 г., освободить от занимаемой должности первого заместителя начальника Московско-Курского отделения Московской железной дороги — главного ревизора по безопасности движения Рыжих Л.С.
9. Указать начальнику Московской железной дороги Старостенко В.И. на неудовлетворительное обеспечение безопасности движения поездов на железной дороге.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Гапановича В.А. и вице-президента Козырева С.В.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов