Распоряжение ОАО РЖД от 11.05.2005 N 671р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 мая 2005 г. N 671р
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ СЕТЕВОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Одобрить прилагаемые рекомендации, выработанные сетевым совещанием, проведенным 21-23 сентября 2004 года в г. Воронеже в соответствии с Комплексным планом работы по распространению передового опыта на железнодорожном транспорте на 2004 год, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 27 января 2004 г. N 177р.
Вице-президенту — начальнику Департамента управления перевозками Козыреву С.В., начальникам Департамента реализации научно-технических программ Вайгелю A.M. и Департамента дальних пассажирских перевозок Никитину О.А., директору Главного вычислительного центра Вишнякову В.Ф., директору Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи Косареву А.Б (по согласованию), директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Беседину И.С. (по согласованию) и начальникам железных дорог принять меры по выполнению прилагаемых рекомендаций.
первый вице-президент ОАО «РЖД»
Х.Ш.Зябиров
Одобрены
распоряжением ОАО «РЖД»
от 11.05.2005 N 671р
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
(выработаны сетевым совещанием, проведенным в
г. Воронеже 21-23 сентября 2004 г.)
Заслушав и обсудив доклады начальника Центра управления перевозками Николаенко И.Б., руководителя Департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Чернюгова А.Д., специалистов Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи и Главного вычислительного центра о совершенствовании технологии разработки графика движения поездов и результатах научно-методических и проектно-конструкторских разработок, сетевое совещание отмечает следующее.
На сети железных дорог проводится большая работа по совершенствованию технологии разработки графика движения поездов с применением средств вычислительной техники. На сегодняшний день созданы и в основном увязаны в единую технологическую цепочку программно-технологические комплексы, позволяющие автоматизировать основные этапы работ: тяговые расчеты, определение станционных и межпоездных интервалов, построение графика движения поездов на нелинейном полигоне с развязкой путей для поездов разных направлений, формирование и печатание расписаний поездов в различных формах, расчет показателей графика движения, передача информации в формате XML для информационного обмена. Создана и ежегодно обновляется база данных критических норм веса и длины состава поездов для участков работы локомотивных бригад, на ее основе создан программный комплекс, предназначенный, в том числе для получения технико-экономической оценки весовых норм грузовых поездов.
В то же время новые условия хозяйствования требуют дальнейшего совершенствования как методики подходов и принципов построения графика движения поездов, так и самой технологии его разработки.
При увеличении объемов перевозок на основных направлениях сети железных дорог обострился вопрос оптимизации скоростей движения пассажирских и грузовых поездов, количества и продолжительности предоставляемых «окон» для производства ремонтных и строительных работ.
Решение этой задачи, а также повышение роли графика движения поездов как основания для доступа перевозчика к инфраструктуре выводит технологический процесс его разработки в ряд важнейших задач управления работой железнодорожного транспорта.
В целях восстановления приоритетного значения графика движения поездов, как основного технологического документа, координирующего и согласовывающего работу всех служб и хозяйств железнодорожного транспорта, участники сетевого совещания одобрили основные направления дальнейшего совершенствования автоматизированных систем разработки графика движения поездов и его нормативной базы согласно приложению 1 и приняли следующие рекомендации:
1. Осуществить, руководствуясь основными направлениями дальнейшего совершенствования автоматизированных систем разработки графика движения поездов и его нормативной базы, переход к централизованной системе его автоматизированной разработки с использованием компьютерных технологий и средств вычислительной техники.
2. Департаментам реализации научно-технических программ и управления перевозками, Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи и Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта (по согласованию) совместно с причастными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями включить в план и обеспечить выполнение научно-технических работ по решению задач, намеченных основными направлениями дальнейшего совершенствования автоматизированных систем разработки графика движения поездов и его нормативной базы.
3. Начальникам железных дорог:
а) предусмотреть в штатном расписании служб перевозок для специалистов по разработке нормативного графика движения должности технологов в соответствии с типовым штатным расписанием;
б) оборудовать рабочие места специалистов по разработке графика движения поездов и специалистов по тяговым расчетам средствами вычислительной техники согласно приложению 2.
4. Начальникам служб перевозок железных дорог обеспечить с 2005 года формирование и подготовку к печати служебных расписаний грузовых и пригородных поездов.
5. Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи (по согласованию), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (по согласованию) и Главному вычислительному центру сформировать на основе разработок указанных институтов на сервере ГВЦ базы данных по весовым нормам и перегонным временам хода поездов по железным дорогам России.
6. Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи (по согласованию) приступить начиная с 2005 года к внедрению дорожно-сетевой системы автоматизированного ведения технико-экономических расчетов, обеспечивающей поиск экономически выгодных параметров для разработки графика движения грузовых поездов на направлениях сети железных дорог (норм веса и длины, размеров движения) при соблюдении существующих инфраструктурных ограничений.
7. Департаментам управления перевозками и дальних пассажирских перевозок, Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи (по согласованию) и Главному вычислительному центру совместно с причастными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями усовершенствовать в 2005 году систему сбора и обработки информации об исполненном графике движения поездов по перечню согласно приложению 3, обеспечив доступ к ней для всех специалистов, связанных с разработкой графика.
8. Главному вычислительному центру обеспечить с 2006 года техническое сопровождение интегрированной системы комплексных расчетов и анализа движения поездов (комплекса ИСКРА).
9. Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи (по согласованию), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (по согласованию) и Главному вычислительному центру с целью внедрения новых разработок в области автоматизации разработки графика движения поездов ежегодно, начиная с 2005 года, проводить курсы повышения квалификации технологов по разработке графика движения поездов и инженеров по тяговым расчетам.
10. Департаментам реализации научно-технических программ, локомотивного хозяйства и управления перевозками, Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта (по согласованию) переработать до 2008 года Правила тяговых расчетов для поездной работы.
11. Главному вычислительному центру, Российскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту информатизации, автоматизации и связи (по согласованию) и службам перевозок железных дорог, используя существующие базы данных, обеспечить в 2005 году комплекс программ «Автоматизированное рабочее место технолога по разработке графика движения поездов» информацией о специализации и длине приемоотправочных путей.
Главному вычислительному центру дополнить указанное автоматизированное рабочее место модулем, обеспечивающим передачу информации о точках перехода поездов по междорожным стыковым пунктам.
12. Департаментам управления перевозками, автоматики и телемеханики, пути и сооружений и начальникам железных дорог обеспечить в 2005 году формирование базы данных для проведения расчетов межпоездных и станционных интервалов.
Приложение 1
к рекомендациям сетевого совещания
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
дальнейшего совершенствования автоматизированных
систем разработки графика движения поездов
и его нормативной базы
1. Одной из основных задач железных дорог в области совершенствования эксплуатационной работы и оптимизации управления перевозочным процессом в грузовом и пассажирском движении является развитие технологий, обеспечивающих при автоматизированной разработке графика движения поездов и его нормативной базы снижение эксплуатационных расходов железных дорог, повышение прибыли от перевозок грузов и пассажиров, снижение трудоемкости и сроков разработки графика.
2. Для снижения эксплуатационных расходов железных дорог обеспечивать при разработке графика движения поездов:
а) своевременное приведение нормативов графика движения поездов в соответствие с конъюнктурой рынка транспортных услуг и спросом на перевозки грузов и пассажиров за счет сокращения сроков его разработки;
б) минимизацию потерь при создании сверхнормативных резервов в графике движения поездов.
3. Для повышения прибыли от перевозки грузов и пассажиров предусматривать при разработке графика дальнейшее расширение практики разработки специализированных расписаний грузовых поездов с гарантированными сроками нахождения грузов в пути следования («твердых ниток» графика).
4. Для сокращения трудоемкости и сроков разработки графика движения поездов осуществить:
а) автоматизацию основных технологических процессов на всех этапах подготовки нормативной базы, включая поступление информации в электронном виде от причастных служб и хозяйств железнодорожного транспорта;
б) предварительную разработку на сетевом уровне схематических графиков движения одновременно пассажирских и ускоренных грузовых поездов.
5. Расширить применение компьютерных технологий при автоматизированной разработке графика движения поездов и его нормативной базы, обеспечив:
а) использование программно-технологических комплексов всеми специалистами на всех этапах разработки графика движения поездов и его нормативной базы;
б) возможность работы отдельных программно-технологических комплексов в режиме самостоятельной подсистемы разработки графика движения поездов и его нормативной базы.
6. Создать для всех программно-технологических комплексов, участвующих в процессе разработки графика движения поездов и его нормативной базы, новые условия информационного обмена, в том числе:
а) единый информационный банк данных с централизованным хранением и обновлением в масштабе реального времени с использованием геоинформационных систем;
б) согласованные форматы передачи данных,
в) клиент-серверную архитектуру взаимодействия сетевого и дорожного уровней.
7. Для оптимизации процесса разработки графика движения поездов и его нормативной базы обеспечивать на всех этапах его разработки:
а) применение методов сетевого планирования и управления технологическим процессом разработки графика движения поездов и его нормативной базы;
б) оперативный контроль за ходом выполнения работ на дорожном и сетевом уровнях;
в) своевременное принятие мер при нарушениях и сбоях в процессе разработки графика движения поездов;
г) оптимальное распределение ресурсов для проведения работ в установленные сроки.
8. Для поэтапного перехода к экономической оценке графика движения поездов предусмотреть:
а) определение стоимости прокладки и последующей эксплуатации каждой «нитки» графика движения поездов;
б) разработку нормативного графика движения поездов с заданными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами;
в) расчет стоимости частичной или полной сдачи в аренду перевозчикам «нитки» графика.
9. При использовании существующих и разработке новых каналов связи для передачи информации по графику движения поездов и его нормативной базе обеспечить:
а) переход на электронный документооборот по всем задачам сетевого и дорожного уровней;
б) использование электронной почты в системе КИВС Интранет ОАО «РЖД» для обмена информацией на дорожном и сетевом уровнях;
в) использование электронной подписи на документах, требующих согласования и утверждения.
10. Для обеспечения информационно-технологического взаимодействия по вопросам графика движения поездов необходимо предусмотреть объединение разрозненных по хозяйствам информационно-справочных систем в единый комплекс с централизованным хранением баз данных в ГВЦ.
11. Для обеспечения финансирования и материально-технического снабжения работ, связанных с созданием системы централизованной разработки графика движения поездов и его нормативной базы, целесообразно разработать, согласовать и утвердить отраслевую научно-техническую программу «Комплексная автоматизированная система централизованной разработки графика движения поездов на базе компьютерных технологий и средств вычислительной техники».
Приложение 2
к рекомендациям сетевого совещания
Требования к техническому оборудованию и операционной системе
«Автоматизированное рабочее место технолога-графиста»
Для работы программного комплекса АРМ технолога-графиста требуется следующее техническое оборудование:
1. Персональный компьютер, имеющий следующие характеристики:
Характеристика |
||
минимальная |
Рекомендуемая |
|
Тактовая частота процессора |
1000 Мгц |
2000 Мгц |
Объем оперативной памяти |
64Мб |
256Мб |
Объем жесткого диска |
10Гб (20 Гб при |
любая |
Монитор |
17″ |
19″ |
2. Печатающие устройства:
лазерный принтер для быстрой печати выходных документов;
цветной струйный принтер для печати вариантных графиков (размер A3).
При централизованном размещении технологов-графистов и наличии локальной сети достаточно иметь один принтер на группу не более трех специалистов.
Требования к операционной системе:
Windows 98, Windows NT, Windows2000, Windows XP
Рекомендуется Windows 2000 или ХР для новой версии АРМ
Windows 98 для DOS версии АРМ.
Для функционирования программного комплекса в полном объеме требуется подключение рабочего места к системе электронной почты ОАО «РЖД» и к сети передачи данных (Интранет ОАО «РЖД»).
Примечания:
1. Для компьютеров, работающих только с MS DOS, имеется версия АРМ технолога-графиста для DOS.
2. Для вывода и тиражирования листов графика движения поездов должен при необходимости дополнительно использоваться цветной струйный плоттер формата АО или А1.
Приложение 3
к рекомендациям сетевого совещания
Перечень данных об исполненном графике движения поездов,
необходимых для разработки нормативного графика
1. По пассажирскому движению:
1) о периодичности (частоте) назначения поездов, их длине (в вагонах), населенности по маршруту в целом и по участкам нарастающим итогом по месяцам (по каждому поезду и сообщению);
2) те же данные о поездах, следующих между любыми крупными пассажирскими станциями (включая транзитные);
3) о величине пассажиропотока между любыми двумя станциями нарастающим итогом по месяцам, с выделением пиковых периодов и доли потока, следующего в поездах «своего» (т.е. ближнего) назначения;
4) о соответствии фактических скоростей движения установленным скоростям и ограничениям, предусматриваемым графиком движения поездов;
5) о задержанных на сети поездах с разбивкой по назначениям, железным дорогам, причинам задержки и службам, на которые отнесена ответственность за нее, с выборкой максимального, минимального и среднего времени задержки и нагона с момента ввода графика движения для заданного поезда или группы поездов на направлении, по всему маршруту или его части, за определенный период, в сравнении с прошлогодним графиком;
6) об изменении расписаний поездов в связи с предоставлением «окон».
2. По грузовому движению:
1) о работе сортировочных станций (время прибытия, отправления, формирования, расформирования поездов по назначениям) с накоплением информации за год;
2) об ускоренных грузовых поездах (номер и индекс поезда, дата назначения, условная длина поезда, фактическое время отправления и прибытия в сравнении с временем по графику, причина отклонения от расписания с указанием железных дорог, где это произошло), с накоплением информации за 2 месяца, с возможностью определения итоговых данных за год или за любой другой период (номер поезда, количество назначений, по каким дням недели не назначался, количество проследовавших по расписанию, с задержкой, в том числе по вине железных дорог и служб, условная длина поезда);
3) о выполнении показателей веса и длины поезда (количество поездов, проследовавших междудорожный стыковой пункт с унифицированной длиной и весом, менее (с указанием причины) и более).