Концепция ОАО РЖД от 04.04.2007 N 361
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
4 апреля 2007 г. |
N 361 |
УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
КОНЦЕПЦИЯ
«Формирование системы бухгалтерского и налогового учета
ОАО «РЖД» на принципах организационной и
функциональной централизации»
(Общие центры обслуживания)
Введение
Концепция «Формирование системы бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» на принципах организационной и функциональной централизации» (далее «Концепция») разработана с целью оптимизации и повышения эффективности учетных процессов в ОАО «РЖД».
Централизация системы бухгалтерского и налогового учета позволит руководству и акционерам ОАО «РЖД» получать стандартизированную, достоверную и оперативно формируемую информацию по всем филиалам и дочерним обществам. Таким образом, деятельность группы ОАО «РЖД», в которую вовлечены десятки юридических лиц, становится более прозрачной, а сама система бухгалтерского и налогового учета — более гибкой, способной быстро адаптироваться к происходящим организационным преобразованиям без нарушения целостности учетного процесса, что особенно важно в условиях реформирования ОАО «РЖД». При этом экономия за счет централизации обработки больших объемов документации позволит ОАО «РЖД» снизить издержки на ведение бухгалтерского и налогового учета.
В основе Концепции лежит идея выведения процесса ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности ОАО «РЖД» в единое самостоятельное подразделение — общий центр обслуживания. При этом осуществляется консолидация (укрупнение) ряда учетных подразделений.
Практика создания общих центров обслуживания широко используется ведущими мировыми компаниями. По результатам ежегодного рейтинга 500 самых успешных компаний журнала Fortune 16 из 20 топ-компаний используют в организации своих внутренних процессов общие центры обслуживания.
Концепция разработана с учетом опыта построения общих центров обслуживания крупнейшими европейскими и американскими компаниями, а также такими российскими компаниями, как ТНК-ВР, ОАО «Транс-нефть» (см. Приложение 1).
Концепция соответствует принципам концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, одобренной приказом Министерства финансов от 1 июля 2004 г. N180, и новому проекту федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».
Основные термины и определения, применяемые в Концепции
ОАО «РЖД» (далее также «Компания») — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
ЦБС — Бухгалтерская служба ОАО «РЖД».
Общие центры обслуживания (далее «ОЦО») — организационная модель выделения однотипных и непрофильных бизнес-процессов из различных структурных подразделений в отдельные специализированные службы.
1. Предпосылки, цели и задачи централизации
бухгалтерского и налогового учета в ОАО «РЖД»
1.1. Предпосылки централизации бухгалтерского и налогового учета в ОАО «РЖД»
Существующая организационная структура бухгалтерской службы и процесс ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности ОАО «РЖД» характеризуются наличием рисков и проблем, требующих системного решения. К основным рискам и проблемам относятся:
1. Наличие большого количества подразделений, формирующих бухгалтерскую и налоговую отчетность (балансовых единиц).
Существующая организационная структура бухгалтерской службы ОАО «РЖД» предполагает наличие бухгалтерий во всех подразделениях Компании, включая структурные подразделения нижнего уровня (см. Приложение 3). Выполнение бухгалтериями многочисленных структурных подразделений учетных и методологических функций требует избыточного количества квалифицированного персонала и, следовательно, существенных затрат на оплату труда и обучение сотрудников, создает необоснованно высокую нагрузку на систему бухгалтерского внутреннего контроля, а также затрудняет проведение независимого аудита.
Преимуществом существования бухгалтерий на всех уровнях иерархии Компании является возможность учесть особенности хозяйственных операций каждого подразделения. Соответственно, при проведении преобразований в системе бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» необходимо обеспечить сохранение ее чувствительности к специфике деятельности различных подразделений.
2. Многократное дублирование одних и тех же процессов учета. Использование различных методологических подходов к учету однотипных хозяйственных операций в различных структурных подразделениях.
Несмотря на наличие единых методологических, нормативно-справочных и регламентирующих документов в Компании, их применение на местах нередко вызывает трудности как методологического, так и технологического характера. Методологическое сопровождение учетного процесса осложняется наличием нетиповых процессов, большим количеством форм первичной учетной и внутренней отчетной документации.
3. Наличие разнородных учетно-управленческих ИТ-систем.
В ОАО «РЖД» в настоящее время автоматизированная система бухгалтерского учета ОАО «РЖД» реализована на платформе программных продуктов SAP. Однако в ряде структурных подразделений ОАО «РЖД» вследствие их территориальной удаленности, незначительности оборотов и небольшого количества хозяйственных операций, недостаточности технического оснащения бухгалтерский и налоговый учет ведется с использованием других программных средств — 1С-бухгалтерия, Парус и др., в редких случаях имеет место применение ручной обработки информации.
Использование различных информационных систем приводит к неоднородности формируемых данных, вследствие чего:
— не может быть достигнут требуемый уровень прозрачности информации;
— происходит дублирование ввода информации на различных уровнях организационной структуры системы бухгалтерского и налогового учета;
— возрастает сложность ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов в разрезе видов деятельности;
— увеличивается нагрузка на работников, обеспечивающих бухгалтерский и налоговый учет;
— возрастает вероятность возникновения ошибок.
4. Нарушение принципа разграничения несовместимых и несвойственных полномочий.
В настоящее время бухгалтеры отдельных структурных подразделений Компании выполняют несвойственные бухгалтерскому учету функции, а именно: подготовку технической первичной документации, ведение управленческого учета, платежного баланса, составление табелей учета рабочего времени и т.д., что снижает эффективность внутреннего бухгалтерского контроля и создает риски искажения бухгалтерской отчетности.
Кроме того, существующая организационная структура предусматривает двойное подчинение бухгалтеров: функциональное — главному бухгалтеру ОАО «РЖД» и административное — руководителю структурного подразделения. При этом могут иметь место факты давления на бухгалтера в части искажения показателей, характеризующих результаты деятельности подразделения, и, как следствие, недостоверность бухгалтерской отчетности и нарушение одного из требований российского законодательства к формированию бухгалтерской отчетности — нейтральность.
Более того, отвлечение руководителей структурных подразделений от управления основной деятельностью на решение вопросов, связанных с координацией деятельности бухгалтерии, приводит к увеличению нагрузки на руководителей.
При осуществлении предлагаемых преобразований в системе бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» за руководителем структурного подразделения сохраняется функция анализа бухгалтерской информации по соответствующему подразделению.
5. Недостаточный уровень квалификации кадров в структурных подразделениях вследствие высокого уровня их текучести (включая методологов с высокой квалификацией), обусловленного повышенными требованиями, в том числе с учетом перехода на Международные стандарты финансовой отчетности, и слабой системой мотивации.
6. Недостаточный контроль над соблюдением требований к обработке первичной учетной документации в структурных подразделениях и соответствием учета принятой методологии.
Неактуальность ряда действующих инструкций по оформлению первичных документов и установленного перечня ответственных за их предоставление, несоблюдение единой технологии обработки первичных учетных документов, а также кадровые и технические проблемы влекут за собой несвоевременную подготовку первичной документации, срыв сроков формирования отчетности в системе R-3, возникновение несоответствий записей на счетах бухгалтерского учета имевшим место фактам хозяйственной деятельности, учету хозяйственных операций не в соответствии с утвержденным методологическим подходом.
В ряде случаев наблюдается недостаточная подготовка технических работников структурных подразделений, ответственных за оформление и предоставление первичных документов, в части порядка оформления первичной документации и классификации хозяйственных операций. Несоблюдение правил документооборота и нарушение сроков предоставления первичных документов в бухгалтерии приводит к ошибкам в учете. Это влияет на качество учета и отчетности.
7. Недостаточно эффективное использование методов бухгалтерского учета для осуществления контроля над движением активов и обязательств дочерних компаний при их выделении.
Перечисленные выше проблемы бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности в ОАО «РЖД» могут повлиять:
— на достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности Компании;
— на увеличение сроков подготовки и аудита отчетности;
— на несвоевременное или неполное предоставление информации, необходимой для принятия решений и осуществления корпоративного контроля;
— на увеличение затрат на осуществление и администрирование учетной функции;
— на кадровую политику в Компании.
Таким образом, возникает необходимость в применении принципиально новых, системных и стратегически ориентированных подходов к организации учетной функции в ОАО «РЖД».
Для решения существующих проблем целесообразна организация бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» на принципах централизации функций учетного процесса в рамках полного цикла, от сбора первичной документации до подготовки сводной отчетности, с перераспределением соответствующих обязанностей и полномочий подразделений ОАО «РЖД», вовлеченных в процесс ведения бухгалтерского и налогового учета.
1.2. Цели и задачи централизации бухгалтерского и
налогового учета в ОАО «РЖД»
Основными целями централизации бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» являются:
— Повышение финансовой прозрачности Компании в результате создания единого информационного пространства и повышения оперативности бухгалтерской информации;
— Сокращение сроков подготовки бухгалтерской отчетности по российскому законодательству и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (в перспективе — переход к подготовке ежемесячной отчетности;
— Повышение достоверности сводной бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российскими и международными стандартами;
— Повышение финансовой управляемости Компании в результате обеспечения эффективности процесса принятия решений, обусловленной единством структуры данных, стандартизацией учетных процессов в рамках Компании;
— Возможность оперативно принимать управленческие решения, повышающие эффективность деятельности дочерних обществ;
— Снижение временных затрат руководства структурных подразделений на управление непрофильными функциями;
— Оптимизация затрат на осуществление процесса ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности;
— Решение кадровых вопросов за счет оптимизации штата бухгалтерских работников в результате эффективного распределения функций между сотрудниками и сокращения уровней формирования отчетности, а также за счет концентрации наиболее квалифицированных бухгалтерских работников в единых центрах;
— Упрощение и ускорение интеграции новых дочерних обществ в действующую учетную и управленческую структуру Компании.
Большая часть целей соответствуют задачам корпоративного управления и задачам реформирования ОАО «РЖД», являются важными для выполнения стратегии Компании, что обусловливает общую стратегическую направленность Концепции.
Для достижения поставленных целей ОАО «РЖД» необходимо решить следующие задачи:
— Повышение эффективности бухгалтерского сопровождения деятельности Компании (в части методологических и информационных аспектов);
— Использование единой технологии обработки первичных документов, единого подхода к учету хозяйственных операций, формированию бухгалтерской и налоговой отчетности в ОАО «РЖД», действующих и создаваемых дочерних обществах;
— Усиление аналитических функций при подготовке отчетности;
— Повышение гибкости учетной функции с точки зрения ее возможности быстро и адекватно отвечать изменяющимся требованиям к бухгалтерскому учету, а также приоритетам и ожиданиям руководства Компании;
— Создание эффективной системы внутреннего бухгалтерского контроля;
— Своевременное выявление и минимизация учетных рисков;
— Автоматизация процесса учета во всех подразделениях Компании.
2. Характерные особенности и ожидаемые результаты
формирования ОЦО
В основу образования ОЦО заложен переход от принципа формирования отчетности на основе суммирования балансов многочисленных структурных подразделений, филиалов к принципу формирования отчетности путем централизации процессов учета в разрезе балансовых единиц с сохранением возможности формирования отчетности структурных подразделений. При этом производится разделение учетно-контрольных функций (формирование первичной документации) и функций непосредственного ведения бухгалтерского учета (проставление корреспонденции счетов, формирование оборотно-сальдовых ведомостей, главной книги, составление отчетности) и осуществления бухгалтерского внутреннего контроля.
Основными организационными преобразованиями в рамках создания ОЦО будут:
— постепенное упразднение функций ведения бухгалтерского и налогового учета на уровне структурных подразделений нижнего уровня с их концентрацией в единых центрах при сохранении у структурных подразделений функций сбора и регистрации первичных документов,
— реорганизация остальных уровней бухгалтерской службы в новые подразделения, ориентированные на предоставление специализированных услуг структурным подразделениям в соответствии с установленными требованиями и внутренними корпоративными стандартами качества,
— отмена административного подчинения сотрудников бухгалтерской службы руководителям структурных подразделений ОАО «РЖД» с сохранением ответственности руководителей структурных подразделений за соблюдение порядка документооборота, полноту, достоверность и своевременность подготовки и предоставления первичных документов, а также за результаты хозяйственной деятельности и достоверность бухгалтерской информации по соответствующему структурному подразделению во всех существенных аспектах.
Организационные преобразования в рамках создания ОЦО в ОАО «РЖД» позволят решить следующие задачи:
— создать условия для концентрации в единых центрах бухгалтерских работников, обладающих практическими знаниями и опытом для выполнения специализированных функций, постоянного профессионального развития (в том числе, обучения) и соблюдения принципа разграничения несовместимых и несвойственных полномочий,
— обеспечить единство методологических подходов и инструментариев учета, унифицированное методологическое обеспечение всех объектов учета с необходимой диверсификацией методов и методологий в зависимости от вида деятельности ОАО «РЖД»,
— в результате координации методологической функции — своевременно доводить до соответствующих учетных подразделений ОЦО информацию по методологическим вопросам и контролировать правильность и своевременность ее использования,
— обеспечить специализацию бухгалтеров на определенных участках учета,
— создать единое информационное пространство учета вне зависимости от степени автоматизации структурного подразделения или дочернего предприятия,
— повысить эффективность обучения пользователей автоматизированных систем бухгалтерского учета особенностям программной реализации учетных процессов,
— осуществить и повысить эффективность внедрения передовых информационных технологий в области учета,
— в результате адаптации действующих процессов и систем к новой модели бухгалтерской службы — исключить неэффективные элементы процессов и контрольных мероприятий, внедрить современные учетные процессы,
— в результате эффективного внедрения стандартных процессов обработки первичных документов — обеспечить применение единой методики обработки и хранения информации,
— контролировать и стандартизировать учетную информацию в Компании,
— создать собственную систему мотивации бухгалтерских служащих, основанную на ключевых показателях эффективности, актуальных для ОЦО,
— исключить дублирующиеся процессы учета,
— использовать эффект масштаба, возникающий в результате концентрации большого количества операций в одном подразделении (центре),
— усилить аналитическую функцию бухгалтерской службы.
Таким образом, в результате создания ОЦО ОАО «РЖД» сможет:
— решить проблему недостатка высококвалифицированных бухгалтерских служащих — за счет:
— оптимизации загруженности высококвалифицированных бухгалтеров,
— повышения удовлетворенности высококвалифицированных кадров результатами работы, системой мотивации и возможностями, предоставляемыми Компанией для профессионального развития,
— устранения потребности в высококвалифицированных бухгалтерах, в том числе методологах, в структурных подразделениях нижнего уровня;
— уменьшить риски возникновения ошибок и улучшить качество отчетности — за счет:
— повышения качества учетных процедур и методологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского и налогового учета,
— обеспечения единого подхода к учету однотипных хозяйственных операций и событий,
— поддержания высокого уровня квалификации персонала и снижения текучести высококвалифицированных кадров,
— обеспечения независимости бухгалтеров вследствие устранения их административного подчинения руководителям структурных подразделений,
— обеспечения разделения несовместимых полномочий по составлению (филиал) и обработке (ОЦО) первичных документов,
— повышения эффективности внутреннего бухгалтерского контроля;
— сократить сроки подготовки и аудита отчетности — за счет:
— оптимизации процессов,
— повышения скорости и эффективности документооборота,
— функционирования единого информационного пространства,
— повышения эффективности внутреннего бухгалтерского контроля;
— оптимизировать затраты на осуществление и администрирование учетной функции — за счет:
— оптимизации внутренней организации учетных подразделений Компании и стандартизации процессов,
— сокращения дублирования функций и повышения специализации бухгалтерских работников,
— более рационального и эффективного использования трудовых, информационных, технологических и финансовых ресурсов,
— использования интегрированной информационной системы и современных информационных технологий,
— централизации ресурсов при переходе к новым технологиям и лучшей практике,
— снижения издержек на обеспечение методологической функции,
— устранение необходимости для руководства структурных подразделений отвлекать ресурсы, время и усилия от обеспечения и осуществления основной (производственной) деятельности;
— повысить управляемость подразделений ОАО «РЖД» и его дочерних компаний — за счет:
— повышения достоверности и своевременности бухгалтерской информации, используемой руководством ОАО «РЖД» для осуществления корпоративного контроля и принятия управленческих решений,
— ведения единой учетной (бухгалтерской и налоговой) политики и усиления функций учета и бухгалтерского контроля за движением активов и обязательств.
3. Основные положения создания ОЦО
3.1. Принципы формирования ОЦО
Формирование ОЦО в ОАО «РЖД» осуществляется исходя из следующих принципов:
— Обеспечение непрерывности ведения бухгалтерского учета, ответственности и аудируемости регистров учета в период формирования ОЦО;
— Сохранение непрерывности и общих принципов документооборота;
— Отказ от принципа двойного подчинения бухгалтеров структурных подразделений;
— Оптимальное распределение ответственности за создание, сбор, обработку первичной учетной документации и формирование отчетности между подразделениями ОАО «РЖД» (включая ответственность при передаче функций в рамках перехода к ОЦО);
— Вовлечение представителей бухгалтерских служб различных структурных подразделений (в том числе, членов Совета главных бухгалтеров железных дорог ОАО «РЖД») в процесс формирования ОЦО;
— Учет специфики деятельности ОАО «РЖД», в том числе:
— особенности государственного регулирования,
— большой объем хозяйственных операций,
— многочисленность структурных подразделений, характеризующихся разной степенью готовности к централизации,
— территориальная удаленность отдельных структурных подразделений;
— Индивидуальный подход к централизации функций ведения бухгалтерского и налогового учета отдельных, территориально удаленных структурных предприятий;
— Поэтапное осуществление перехода к ОЦО;
— Интеграция усовершенствованного учетного процесса с операционными системами и механизмами управления деятельностью ОАО «РЖД»;
— Учет основных положений Концепции внутреннего бухгалтерского контроля ОАО «РЖД» при переходе к ОЦО;
— Жесткая регламентация процесса перехода к ОЦО и обеспечение соблюдения регламентов;
— Обеспечение надлежащего контроля над достоверностью отчетности дочерних организаций и филиалов;
— Обеспечение своевременного и полного предоставления руководителям структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» информации, необходимой для анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений;
— Обоснованное дальнейшее усовершенствование модели ОЦО.
3.2. Модель организации бухгалтерской и налоговой служб
ОАО «РЖД» в условиях централизации
Целевая модель организации бухгалтерской и налоговой служб ОАО «РЖД» при создании ОЦО-Филиала представлена следующим образом:
Согласно представленной модели функции бухгалтерского и налогового учета передаются специализированному ОЦО-Филиалу ОАО «РЖД».
Под ОЦО-Филиалом ОАО «РЖД» понимается филиал Компании, оказывающий услуги в области ведения бухгалтерского и налогового учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности филиалам и другим структурным подразделениям ОАО «РЖД».
Распределение функций учетного процесса между ОЦО-Филиалом и структурными подразделениями ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с основными принципами, приведенными в Приложении 2 к Концепции.
В ходе преобразований бухгалтерские службы филиалов переводятся из структуры филиалов в создаваемый ОЦО-Филиал ОАО «РЖД». Создание новых структурных подразделений ОАО «РЖД» будет осуществляться в соответствии с целевой моделью организации бухгалтерских и налоговых служб, т.е. без включения бухгалтерской службы в структуру создаваемого подразделения.
Функциональное руководство деятельностью ОЦО-Филиала будет осуществляться ЦБС.
При этом за ЦБС сохраняются функции разработки и поддержания в актуальном состоянии методологии бухгалтерского и налогового учета, внутренних стандартов в области ведения бухгалтерского и налогового учета, разработки функциональных требований по автоматизации процесса ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности с применением системы SAPR/3 и других программных продуктов, осуществление мониторингового бухгалтерского контроля.
Кроме того, на начальном этапе существования ОЦО-Филиала за ЦБС остаются функции ведения бухгалтерского и налогового учета операций аппарата управления ОАО «РЖД» и составления бухгалтерской и налоговой отчетности в целом по ОАО «РЖД». В дальнейшем указанные функции могут быть переданы ОЦО-Филиалу.
ОЦО-Филиалом ОАО «РЖД» будут выполняться функции по ведению бухгалтерского и налогового учета структурных подразделений ОАО «РЖД» и, при принятии соответствующего решения, составлению бухгалтерской и налоговой отчетности Компании в разрезе следующих уровней организационной структуры:
1. ОЦО-Центр — подразделение, выполняющее функции управления ОЦО-Филиалом. Кроме того, в функции ОЦО-Центра входит сбор и консолидация данных по всем обслуживаемым подразделениям ОАО «РЖД» и передача их в ЦБС. При передаче ОЦО-Филиалу функций ЦБС по ведению учета операций аппарата управления ОАО «РЖД» и составлению сводной отчетности ОАО «РЖД» данные функции будут отнесены к компетенции ОЦО-Центра.
2. ОЦО-Регион — подразделение ОЦО-Филиала, создаваемое на основе бухгалтерских и налоговых служб одного или более Управлений железных дорог и бухгалтерий функциональных филиалов. В функции ОЦО-Региона входит сбор, обработка, хранение, контроль своевременности и правильности составления и предоставления первичных документов, формирование сводных регистров бухгалтерского и налогового учета, в том числе, на основании данных регистров, сформированных в ОЦО-Узлах и ОЦО-СП, и предоставление сводных учетных регистров в ОЦО-Центр для формирования сводной отчетности ОАО «РЖД»; формирование налоговой отчетности (на основе данных налоговой отчетности подразделений ОАО «РЖД», обслуживаемых в ОЦО-Узлах, и налоговой отчетности подразделений ОАО «РЖД», обслуживаемых в ОЦО-Регион) для представления в налоговые органы и для дальнейшей передачи в ЦБС или ОЦО-Центр.
3. ОЦО-Узел — подразделение ОЦО-Филиала, представляющее собой объединение ОЦО-СП, сгруппированных по территориальному принципу и с учетом возможностей автоматизации и документооборота. При необходимости, ОЦО-Узлы создаются на основе бухгалтерий, в основном, Отделений железных дорог. В функции ОЦО-Узла входит сбор, обработка, хранение, контроль своевременности и правильности составления и предоставления первичных документов, формирование сводных регистров бухгалтерского учета, включающих информацию по входящим в узел структурным подразделениям; формирование налоговой отчетности как для представления ее в налоговые органы, так и для дальнейшей передачи ее в ОЦО-Регион.
4. ОЦО-СП — как правило, подразделение ОЦО-Узла, может быть подразделением ОЦО-Региона (в основном, в филиалах, не имеющих в своей структуре уровней, соответствующих уровню отделений железных дорог) или напрямую подчиняться ОЦО-Центру. В функции ОЦО-СП входит сбор, обработка, хранение, а также контроль своевременности и правильности составления и предоставления первичных документов.
Каждое подразделение ОЦО-Филиала подчиняется вышестоящему подразделению. Подразделения ОЦО-Филиала, как правило, создаются на основе существующей структуры бухгалтерских и налоговых служб ОАО «РЖД», что позволит оптимально провести реструктуризацию системы бухгалтерского и налогового учета Компании.
Каждое из подразделений ОЦО-Филиала взаимодействует с обслуживаемыми подразделениями ОАО «РЖД» по вопросам получения данных, необходимых для ведения бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности и осуществления внутреннего бухгалтерского контроля, а также получения подтверждения достоверности сегментной отчетности соответствующего обслуживаемого подразделения. С другой стороны, подразделения ОЦО-Филиала предоставляют обслуживаемым подразделениям сегментную отчетность и дополнительные сведения, необходимые руководителям соответствующих подразделений для анализа отчетности и принятия управленческих решений.
В соответствии с принципами формирования ОЦО предполагается наличие двух типов организации документооборота в зависимости от территориальных, организационных и иных особенностей филиалов и подразделений ОАО «РЖД»:
1. Ввод информации о хозяйственных операциях в ЕК АСУФР на уровне ОЦО-СП с контролем и хранением первичных документов.
2. Ввод информации о хозяйственных операциях в ЕК АСУФР на уровне ОЦО-Узла (ОЦО-Региона) с контролем и хранением первичных документов.
При наличии автоматизированного рабочего места на уровне структурного подразделения ввод информации о хозяйственных операциях в ЕК АСУФР (без оформления записей на счетах бухгалтерского учета) осуществляется структурным подразделением с передачей документов в ОЦО-Узел (ОЦО-Регион) для контроля и хранения.
В целях эффективной реализации проекта внедрения ОЦО предполагается поэтапная централизация бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» в соответствии с планом мероприятий в Приложении N4 к Концепции.
Ввиду наличия большого количества территориально рассредоточенных филиалов ОАО «РЖД» на первом этапе будет осуществлена централизация бухгалтерского и налогового учета функциональных филиалов ОАО «РЖД» Московского региона. В качестве ОЦО предполагается использование Центра расчетов за международные перевозки «Желдоррасчет» — филиала ОАО «РЖД».
В рамках первого этапа, помимо непосредственного осуществления указанных организационных преобразований и соответствующего изменения плана по дальнейшему внедрению ОЦО на основе полученного опыта, будут подготовлены основные концептуальные разработки, необходимые для реализации второго этапа.
На втором этапе будет осуществлена централизация функций бухгалтерского и налогового учета территориальных и функциональных филиалов ОАО «РЖД».
В результате процесса централизации учетные функции всех филиалов и подразделений ОАО «РЖД» будут закреплены за ОЦО — филиалом ОАО «РЖД», образованным на базе «Желдоррасчет» — филиала ОАО «РЖД».
Оценка целесообразности выделения образованного ОЦО-Филиала в дочернее общество ОАО «РЖД» будет производиться в 2008 году. В случае принятия решения о выделении ОЦО в дочернее общество с ним будет заключен договор о предоставлении качественных услуг, в котором предполагается подробно зафиксировать все взаимоотношения между поставщиком услуг (ОЦО) и их пользователями (подразделениями Компании).
3.3. Управление рисками, возникающими при переходе к ОЦО.
Ключевые факторы успеха внедрения ОЦО
Основными рисками, возникающими при переходе к ОЦО в ОАО «РЖД», являются:
— Отсутствие системности в осуществляемых преобразованиях;
— Рост затрат на первоначальном этапе внедрения ОЦО, связанных с организационными мероприятиями создания специализированного филиала, разработкой методологических и регламентирующих документов, обеспечивающих деятельность ОЦО, автоматизацией с учетом новых требований;
— Реакция сотрудников (в первую очередь, руководителей бухгалтерий структурных подразделений ОАО «РЖД») на существенные изменения в Компании;
— Риски, связанные с несоблюдением указаний, регламентирующих деятельность ОЦО;
— Несоблюдение сроков выполнения плана мероприятий.
Наряду с вышеперечисленными возможными рисками Компании, в ОАО «РЖД» существуют предпосылки успешного перехода к ОЦО, а именно:
— Поддержка проекта внедрения ОЦО руководством Компании;
— Использование опыта централизации функций, имеющегося в Компании, в том числе:
— элементы централизации бухгалтерского и налогового учета на ряде железных дорог, внедренные в связи с нехваткой бухгалтерских работников при образовании множества структурных подразделений, а также в связи с текучестью кадров;
— централизация бухгалтерского и налогового учета доходов от перевозок;
— централизация бухгалтерского и налогового учета представительств Компании;
— передача ЦФТО функций по осуществлению расчетов с экспедиторскими организациями за перевозки грузов в международном сообщении, по информационному обслуживанию пользователей услуг железнодорожного транспорта, формированию и реализации тарифной политики в области железнодорожных перевозок.
— Соблюдение баланса между:
— стремлением получить значительные результаты от планируемых преобразований в кратко- или среднесрочной перспективе,
— наличием необходимых ресурсов, в том числе, сотрудников с необходимым уровнем квалификации и навыками, финансовых ресурсов,
— способностью Компании осуществлять масштабные изменения в сжатые сроки;
— Принятие во внимание интересов и вовлечение в процесс принятия решений всех заинтересованных сторон;
— Интеграция проекта формирования ОЦО с другими смежными проектами, осуществляемыми в Компании (в том числе с формированием системы внутреннего бухгалтерского контроля, автоматизацией процесса формирования бухгалтерской отчетности, внедрением системы консультационного сопровождения бухгалтерского и налогового учета Компании, а также повышение эффективности формирования отчетности Компании в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности);
— Проведение обязательной инвентаризации передаваемых первичных документов, активов и обязательств на дату передачи функций сотрудниками структурных подразделений сотрудникам ОЦО;
— Подробная регламентация и минимизация периода передачи функций сотрудниками структурных подразделений сотрудникам ОЦО соответствующего уровня;
— Обеспечение сохранения заработной платы и соблюдения прочих трудовых прав и гарантий работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, коллективным договором и трудовыми договорами;
— Ознакомление сотрудников Компании с целями, задачами и основными мероприятиями в рамках формирования ОЦО и регулярное последующее информирование о статусе и достигнутых результатах проекта;
— Привлечение внешних консультантов с опытом проведения проектов по организационным и процессным изменениям;
— Обеспечение постоянного профессионального роста сотрудников;
— Система мотивации сотрудников ОЦО, обеспечивающая справедливую оценку результатов работы;
— Постоянное взаимодействие между сотрудниками ОЦО, структурными подразделениями и дочерними организациями ОАО «РЖД»;
— Детальное планирование процесса перехода к ОЦО, постоянная оценка осуществления проекта формирования ОЦО, сравнение с планом, демонстрация достигнутых результатов в согласованные сроки.
3.4. Система мероприятий по централизации бухгалтерского
и налогового учета ОАО «РЖД»
Внедрение модели централизованной системы бухгалтерского и налогового учета в ОАО «РЖД» требует осуществления преобразований в следующих областях:
— Разработка организационной структуры и регламентов ОЦО;
— Адаптация кадровой политики Компании к требованиям ОЦО;
— Адаптация методологической базы к требованиям ОЦО;
— Адаптация системы внутреннего бухгалтерского контроля к требованиям ОЦО;
— Совершенствование и модификация информационных систем Компании.
3.4.1. Разработка организационной структуры и регламентов ОЦО
В рамках разработки организационной структуры и регламентов ОЦО в области бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» необходимо осуществить следующие мероприятия:
— определить и зафиксировать во внутренних документах ОАО «РЖД» структуру, функции, полномочия, ответственность, вопросы подчинения и отчетности структурных подразделений ОЦО, а также вопросы их взаимодействия внутри ОЦО и с подразделениями Компании за рамками ОЦО;
— разработать процедуру проведения организационных преобразований, направленных на централизацию бухгалтерского и налогового учета, в частности передачи функций структурных подразделений ОАО «РЖД» формируемому ОЦО и проведения обязательной инвентаризации для обеспечения эффективного распределения ответственности при передаче функций;
— разработать регламенты и графики внутреннего документооборота ОЦО;
При проведении инвентаризации сотруднику ОЦО, принимающему функции, необходимо убедиться в наличии первичных документов, подтверждающих активы и обязательства по данным бухгалтерского и налогового учета, а также в полноте отражения в учете всех передаваемых ему первичных документов.
3.4.2. Адаптация кадровой политики к требованиям ОЦО
Для осуществления централизации системы бухгалтерского и налогового учета необходимо кадровое обеспечение проводимых преобразований, что предусматривает следующие мероприятия:
— разработка системы требований к квалификации бухгалтерских работников в условиях внедрения ОЦО;
— разработка требований к должностным инструкциям сотрудников ОЦО, а также сотрудников структурных подразделений — в отношении функций подготовки первичных документов, ведения бухгалтерского учета и взаимодействия с сотрудниками ОЦО;
— разработка критериев для оценки результатов деятельности сотрудников ОЦО, системы мотивации, внесение соответствующих изменений в корпоративную систему оплаты труда;
— регулярное ознакомление всех сотрудников бухгалтерской службы Компании с разрабатываемыми в рамках формирования ОЦО методиками, регламентами и прочими внутренними документами;
— разработка образовательных стандартов и требований к программам переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров;
— обучение сотрудников использованию ИТ-систем, новым правилам документооборота, регулярные семинары для приведения уровня квалификации сотрудников к требованиям ОЦО.
3.4.3. Адаптация методологической базы к требованиям ОЦО
Для осуществления централизации системы бухгалтерского и налогового учета необходимо осуществить следующие мероприятия:
— разработать регламенты и графики внутреннего документооборота ОЦО, разработать или внести необходимые изменения в формы первичных документов и инструкции по их обработке;
— разработать систему отчетных форм, предоставляемых для обслуживаемых структурных подразделений соответствующих уровней организационной структуры ОАО «РЖД»;
— внести соответствующие изменения в действующие документы по методологии и технологии ведения учета и формирования отчетных форм ОАО «РЖД».
Создание эффективной системы внутреннего бухгалтерского контроля является неотъемлемой частью создания ОЦО. Мероприятия в области формирования ОЦО, в сочетании с мерами по внедрению Концепции системы внутреннего бухгалтерского контроля, призваны усилить функцию внутреннего бухгалтерского контроля в Компании.
Система внутреннего бухгалтерского контроля должна покрывать все существующие области бухгалтерского и налогового учета и подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности, а также обеспечивать достаточную степень уверенности в достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности Компании. Концепция системы внутреннего бухгалтерского контроля ОАО «РЖД», существующие контрольные мероприятия и процедуры их проверки должны быть приведены в соответствие с новой организационной структурой Компании.
Для этого необходимо определить основные принципы, требования и единые подходы к организации внутреннего бухгалтерского контроля для целевой модели ОЦО, в том числе:
1. Порядок взаимодействия ОЦО с подразделениями ОАО «РЖД», предоставляющими информацию для бухгалтерской отчетности, в том числе с ИТ-подразделением, в рамках идентификации и управления рисками в области бухгалтерского и налогового учета и подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности;
2. Определение областей ответственности и контроля ОЦО и ЦБС в рамках осуществления бухгалтерского и налогового внутреннего контроля.
Затем, в соответствии с установленными принципами и требованиями, необходимо изменить существующие или разработать новые контрольные мероприятия в соответствии с новой организационной структурой и внутренними процессами Компании.
По завершении внедрения новых или доработанных контрольных мероприятий должны быть предприняты шаги для получения уверенности в том, что разработанная система соответствует целям, принципам и требованиям, предъявляемым к системе внутреннего бухгалтерского контроля в рамках модели ОЦО. Кроме того, должны быть разработаны мероприятия по ознакомлению сотрудников с требованиями и принципами осуществления внутреннего бухгалтерского контроля, проведены соответствующие обучающие семинары.
При адаптации системы внутреннего бухгалтерского контроля к модели ОЦО необходимо обеспечить участие руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД» в анализе бухгалтерской информации соответствующего подразделения, подготовленной ОЦО.
3.4.5. Совершенствование и модификация информационных систем
В рамках формирования ОЦО необходимо осуществить следующие преобразования в отношении информационных систем Компании:
— провести анализ используемых ИТ-средств с целью выявления возможностей автоматизации действующих процессов обработки первичных документов и составления отчетности для стандартизации и оптимизации внутренних процессов и контрольных мероприятий Компании в области бухгалтерского и налогового учета;
— разработать методологическую и технологическую документацию по ведению учета и формированию отчетности по вертикали ОЦО в ЕК АСУФР (в разрезе подсистем);
— обеспечить технические требования к системе ЕК АСУФР в условиях функционирования ОЦО;
— доработать существующие или разработать новые регламенты работы в системе ЕК АСУФР в соответствии с требованиями ОЦО, а также регламент сопровождения функциональности бухгалтерского и налогового учета в системе ЕК АСУФР специалистами ГВЦ, ДЦВ (ИВЦ) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД»;
— разработать регламентирующую документацию, позволяющую регулировать интеграцию с разными автоматизированными системами (не ЕК АСУФР).
Передовой опыт в создании общих
центров обслуживания
Первые ОЦО начали появляться в американских компаниях по мере их роста и превращения в транснациональные корпорации в 60-х годах ХХ века. Позже практика использования ОЦО распространилась на Западную Европу и в настоящее время этот тип организационной структуры популярен в компаниях во всем мире. ОЦО используют, например, такие гиганты, как Siemens, Volvo и Whirlpool.
С середины 90-х годов в США большинство крупных государственных компаний стали создавать общие центры обслуживания для целей стандартизации, снижения затрат и концентрации на основных компетенциях.
По указу Административно-Бюджетного Управления при президенте США все государственные компании обязаны рассмотреть возможность создания ОЦО при перестроении своих финансовых систем (модернизации, внедрении новых ИС) и вовлечении новых бизнес-единиц в организационную структуру компаний.
Компания AGA Corporate Partners Advisory Group, заинтересовавшись успехом компаний, использующих ОЦО по предложениям АБУ, провела совместно с IBM Consulting исследование с целью определения преимуществ от внедрения единых центров обслуживания в различных сферах. Данное исследование базировалось на опыте государственных и частных компаний, имеющих в своей организационной структуре общие центры обслуживания, и представляет собой руководство и рекомендации по внедрению ОЦО для менеджеров компаний.
Компания Ford после создания ОЦО сократила численность служащих финансовых департаментов с 14 000 до 3 000 по всему миру. Новый ОЦО обслуживает 300 000 работников компании по всему миру, а прибыль компании в результате создания ОЦО выросла на 125 млрд. долл.
Компания General Electric сократила штат служащих, занятых во вспомогательных подразделениях, на одну четверть. Кроме того, созданному общему центру обслуживания были переданы аналитические функции и административная работа.
Специфические особенности действующего российского законодательства и сложившейся практики осуществления деятельности в России требуют значительной адаптации зарубежного опыта при его применении российскими компаниями. Одним из основных различий являются принципы документооборота: в Европе и США широкое распространение получила электронно-цифровая подпись, в то время как в России в бухгалтерском учете традиционно используется бумажный документооборот с личными подписями ответственных лиц. Однако в этом вопросе, как и в ряде других принципиальных отличий, в России наблюдается тенденция к постепенному сближению с мировой практикой ведения бизнеса. В частности, руководство ОАО «РЖД», осознавая преимущества электронного документооборота для Компании как крупной организации с разветвленной сетью филиалов и структурных подразделений, предпринимает активные шаги по переходу к такой схеме организации документооборота.
Практика показывает, что существует четыре основных направления централизации бизнес-процессов: финансы, управление персоналом, управление ИТ, логистика. В России наибольшей популярностью пользуется создание общих центров обслуживания в области финансов.
Показательным примером реализации ОЦО в российской нефтегазовой отрасли является создание в декабре 2001 года ООО «ТНК-BP Бизнессервис» -100%-ной дочерней компании ТНК-BP. Основные функции «ТНК-BP Бизнессервис»: ведение бухгалтерского учета по российским и международным стандартам, управленческого и налогового учета, подготовка отчетности, финансовый контроль. Заказчиками услуг выступают примерно 150 предприятий группы компаний ТНК-BP в 23 регионах.
Цели создания ОЦО в ТНК-BP:
— Создание наиболее эффективного и простого инструмента контроля деятельности компаний, входящих в Группу;
— Создание независимого источника предоставления отчетности;
— Сокращение сроков подготовки отчетности;
— Повышение качества учета и отчетности компаний Группы;
— Снижение налоговых рисков;
— Повышение достоверности учетной информации;
— Повышение уровня детализации учетной информации, используемой для принятия решений;
— Обеспечение гибкости учетной функции при структурных преобразованиях;
— Повышение эффективности бухгалтерского внутреннего контроля;
— Обеспечение создания стандартизированной учетной модели для компаний Группы;
— Снижение затрат на осуществление учетной функции за счет эффекта синергии и дальнейших реструктуризаций;
— Сокращение затрат на дальнейшее совершенствование учетной функции;
— И, как результат, увеличение капитализации компании.
Проект построения Общего Центра Обслуживания сервисных предприятий ТНК-BP начался с пилотного проекта в Нижневартовском регионе (см. схему N1 ниже), успешные результаты которого впоследствии послужили типовым решением для других региональных бизнес-единиц нефтяного холдинга. С учетом стратегии развития нефтяной компании задачами создания ОЦО в Нижневартовском регионе явились:
— Автоматизированное ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующим законодательством РФ, требованиями единого плана счетов ТНК-BP и корпоративной учетной политикой;
— Автоматизация и централизация управления движением и хранением ТМЦ;
— Повышение оперативности получения информации о фактах хозяйственной деятельности на основе механизмов представления информации в требуемых аналитических срезах;
— Создание эффективных средств формирования отчетности.
Компания «ТНК-Бизнессервис» стала выполнять функции ОЦО, вести бухгалтерский учет трех нефтедобывающих предприятий ОАО «ТНК», расположенных в Нижневартовском регионе: ОАО «Тюменьнефтегаз», ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО «Нижневартовскнефтегаз», — а также других перерабатывающих и сервисных предприятий.
Другим примером является реализация модели ОЦО в компании «Транс-нефть». Структура бухгалтерского блока компании отражена в схеме N2.
Ведение бухгалтерского учета компании «Транс-нефть» передано дочерней компании «ТрансНефтьФинанс», которая имеет региональные филиалы, ответственные за обработку первичной документации и формирование отчетности дочерних обществ.
В свою очередь, компания «ТрансНефтьФинанс» (центр) обрабатывает полученную документацию, формирует бухгалтерскую отчетность ДО «ТрансНефть (центр)». ДО «ТрансНефтьФинанс» (центр) обеспечивает оперативной информацией Управляющую компанию холдинга, занимается разработкой процедур контроля, подготавливает консолидированную отчетность.
Данная модель наилучшим образом удовлетворяет потребности холдинга «Транс-нефть», поскольку учитывает территориальную разрозненность компаний и особенности бухгалтерского и финансового учета в нефтяном секторе. Она позволяет также получать оперативные финансовые данные по компаниям и составлять консолидированную отчетность по группе, что важно для акционеров и инвесторов холдинга.
Еще один пример модели ОЦО был реализован в Компании СУАЛ:
Внедрение центральной бухгалтерии, которой были переданы функции руководства соответствующими службами всех филиалов, формирования сводной отчетности и изменения единой методологии и плана счетов, оптимизация учетных процессов и документооборота (в частности, существенное сокращение потока бумажных документов) позволили усилить методологическую, контрольную и аналитическую функции бухгалтерской службы и повысить эффективность учетного процесса и сократить сроки составления отчетности компании. В результате проведенных преобразований компании удалось повысить качество и детализацию информации по всем основным бизнес-процессам с созданием единого информационного пространства, улучшить качество налоговой отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с российским законодательством и Международными стандартами финансовой отчетности, а также управляемость филиалов компании.
ОЦО «Сименс Бизнес Сервисез» в Воронеже, созданный компанией Siemens в дополнение к аналогичным центрам в Турции, Ирландии и Канаде, стал логичным звеном в развитии бизнеса компании и выполняет различные операции для офисов компании Siemens по всему миру и некоторых внешних клиентов — крупных немецких компаний. ОЦО в Воронеже выполняет такие задачи, как электронное архивирование документов, поддержка пользователей, сопровождение закупок, создание презентаций и другие. Воронежский центр подчиняется штаб-квартире Siemens в Москве, но, выполняя конкретную задачу, выступает подрядчиком соответствующего подразделения компании и отчитывается непосредственно перед руководством этого подразделения. Такая схема управления ускоряет процесс принятия решений и улучшает контроль над деятельностью удаленного офиса.
Основные принципы распределения
функций учетного процесса между ОЦО и структурными
подразделениями ОАО «РЖД»
Оптимальное распределение функций учетного процесса, а также ответственности между ОЦО и прочими подразделениями ОАО «РЖД» с соблюдением требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных актов Российской Федерации к оформлению и учету первичных документов является одним из принципов формирования ОЦО.
В основе распределения функций и ответственности в рамках учетного процесса между подразделениями ОАО «РЖД» лежит общий принцип, в соответствии с которым функции по совершению хозяйственной операции и подготовке и оформлению первичной документации выполняются территориальным или функциональным филиалом Компании (или их структурными подразделениями), а функции по отражению операции в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности, осуществлению внутреннего бухгалтерского контроля, архивному хранению первичных документов — ОЦО.
При этом специфика организации деятельности ОАО «РЖД» и особенности российского законодательства обусловливают необходимость совместного участия ОЦО и территориального или функционального филиала Компании в выполнении ряда функций, например:
— участие руководителя отдельного структурного подразделения или филиала в выполнении контрольной функции — в части анализа бухгалтерской информации по соответствующему подразделению или филиалу;
— участие ОЦО в выполнении функции авторизации платежных документов (в виде второй подписи на платежных документах).
Распределение функций учетного процесса между ОЦО и прочими подразделениями ОАО «РЖД» устанавливается «Регламентом распределения функций по ведению учета между ОЦО-Филиалом и подразделениями ОАО «РЖД», разрабатываемым в соответствии с Концепцией.
Существующая организационная
структура бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Организационная структура служб бухгалтерского и налогового учета Компании основана на иерархической системе административно-функциональной подчиненности и состоит из следующих уровней:
— Бухгалтерская служба ОАО «РЖД» (ЦБС);
— Службы бухгалтерского и налогового учета железных дорог, бухгалтерии функциональных филиалов;
— Бухгалтерии отделений дорог и дирекций;
— Бухгалтерии структурных подразделений филиалов.
На текущий момент ЦБС включает в себя Департаментом бухгалтерского учета и Департаментом налоговой политики и методологии налогового учета:
Подразделения бухгалтерской службы объединены в иерархию в соответствии со структурой ОАО «РЖД». В формах отчетности ОАО «РЖД» подразделения ОАО «РЖД» различных уровней управления обозначаются следующим образом:
— ОАО «РЖД» — 1-й уровень управления организационной структуры ОАО «РЖД»;
— «филиалы» — 2-й уровень управления;
— «отделения (дирекции)» — 3-й уровень управления;
— «структурные подразделения» — 4-й уровень управления.
Соответственно, формирование сводной отчетности ОАО «РЖД» можно представить следующим образом:
Распределение учетных функций между бухгалтериями подразделений различного уровня подчинения ОАО «РЖД», а также установление перечня объектов учета для каждой бухгалтерии производится в зависимости от структуры, производственных функций, технологических, организационных и экономических особенностей функционирования этих подразделений, что фиксируется в распорядительных документах ОАО «РЖД».
Бухгалтерская служба ОАО «РЖД» возглавляется главным бухгалтером ОАО «РЖД», который подчиняется непосредственно президенту ОАО «РЖД» (пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Президент ОАО «РЖД» несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
ЦБС осуществляет следующие функции:
— формирование учетной политики ОАО «РЖД»;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «РЖД» в соответствии с российским бухгалтерским законодательством и Международными стандартами финансовой отчетности;
— ведение налогового учета и составление налоговой отчетности ОАО «РЖД»» в соответствии налоговым законодательством России;
— обеспечение своевременного представления отчетности ОАО «РЖД» внутренним и внешним пользователям;
— контроль своевременности представления в соответствующие органы налоговых расчетов и деклараций филиалами и другими структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
— контроль состояния расчетов ОАО «РЖД» с бюджетами и внебюджетными фондами;
— налоговое планирование и налоговый анализ,
— защита прав и законных интересов ОАО «РЖД» в случае вынесения налоговыми органами решений или предъявления требований, не соответствующих российскому законодательству о налогах и сборах.
Бухгалтерии филиалов возглавляют главные бухгалтеры филиалов, которые административно подчиняются руководителям филиалов и функционально — Главному бухгалтеру Компании. Бухгалтерии структурных подразделений филиалов административно подчиняются руководителям структурных подразделений и функционально — главному бухгалтеру филиала. Главные бухгалтеры отвечают за ведение бухгалтерского учета в своем подразделении и своевременное представление отчетности.
Руководители филиалов и их структурных подразделений в пределах своей компетенции отвечают за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций в возглавляемом подразделении, обеспечивают в соответствующих подразделениях контроль за движением активов, обязательств, формированием информации о доходах и расходах.
Обобщенная схема организационной структуры бухгалтерии ОАО «РЖД» представлена в схеме N3.
План мероприятий по переходу на централизованную систему
бухгалтерского и налогового учета и формирования бухгалтерской
и налоговой отчетности в ОАО «РЖД»
УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
30 сентября N 2006 г. 1159
План мероприятий по переходу на централизованную
систему бухгалтерского и налогового учета
и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности в ОАО «РЖД»
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные |
Срок реализации |
1. |
Формирование общего центра обслуживания в Москве на базе |
||
1.1. |
Подготовка плана мероприятий |
ЦБС, ЦКИ, ЦУШ |
4 кв. 2006 г. |
1.2. |
Подготовка комплекта |
ЦБС, ЦКИ, ЦУШ |
1 кв. 2007 г. |
1.3. |
Передача функций по ведению |
ЦБС, ЦУШ, |
2 кв. 2007 г. |
2. |
Мероприятия по централизации учета на железных дорогах — |
||
2.1. |
Построение типовой модели |
ЦБС, ЦКИ |
2 кв. 2007 г. |
2.2. |
Мероприятия по формированию |
ЦБС, ЦКИ, |
4 кв. 2007 г. |
2.3. |
Организация Центра |
ЦКИ, ГВЦ, |
4 кв. 2007 г. |
3 |
Мероприятия по формированию общего центра обслуживания — |
||
3.1. |
Подготовка плана мероприятий |
ЦБС, ЦКИ, |
1 кв. 2008 г. |
3.2. |
Передача функций по ведению |
ЦБС, ЦУШ, |
2 кв. 2008 г. |
4. |
Подготовка экономического |
ЦБС, ЦРЖ |
2008 г. |