Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 30.12.2008 N 2902р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 30 декабря 2008 г. N 2902р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДЕЖУРНОГО СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ОАО «РЖД»

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дежурных стрелочных постов при производстве маневровой работы на железнодорожной станции ОАО «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2009 года прилагаемую Инструкцию по охране труда для дежурного стрелочного поста железнодорожной станции ОАО «РЖД».

2. Начальникам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»:

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке изучение Инструкции по охране труда для дежурного стрелочного поста железнодорожной станции ОАО «РЖД», утвержденной настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович



УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО «РЖД»

от 30 декабря 2008 г. N 2902р



ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДЕЖУРНОГО СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»



1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 сентября 2001 г. N ПОТ РО-32-ЦД-855-01, и устанавливает основные требования охраны труда для дежурного стрелочного поста железнодорожной станции при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

На основе настоящей Инструкции, на железнодорожной станции разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для дежурного стрелочного поста с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К работе дежурного стрелочного поста на железнодорожных станциях допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр (обследование) и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, стажировку на рабочем месте и первичную проверку знаний требований охраны труда.

В процессе трудовой деятельности дежурный стрелочного поста должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры (обследования), инструктажи по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Дежурному стрелочного поста необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка железнодорожной станции, режим труда и отдыха, знать права, обязанности и нести ответственность за их выполнение в соответствии с трудовым договором.

Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах предусматриваются перерывы для обогрева. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

1.4. Дежурный стрелочного поста должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов и меры по защите от их воздействия;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности, порядок ограждения подвижного состава, опасных мест;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

место хранения медицинской аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

правила нахождения на железнодорожных путях;

безопасные способы выполнения маневровой работы;

требования настоящей Инструкции.

1.5. Дежурный стрелочного поста должен:

выполнять работу, входящую в его должностные обязанности или порученную дежурным по станции;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены требованиями нормативных документов ОАО «РЖД» и должностными обязанностями;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов;

содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, приспособления и средства индивидуальной защиты;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;

быть предельно внимательным в местах движения вагонов и транспорта;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.6. В процессе работы на дежурного стрелочного поста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;

повышенный уровень шума;

повышенный уровень вибрации;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов.

Для уменьшения воздействия отрицательных производственных факторов дежурным стрелочного поста должны быть использованы специальные индивидуальные защитные средства.

1.7. Дежурный стрелочного поста обеспечивается следующей специальной одеждой и обувью:

Комплект «Движенец-Л» или                          1

костюм «Дефектоскопист-Л                           1

Ботинки юфтевые на полиуретановой подошве          1 пара

Плащ для защиты от воды                            1 на 3 года

Перчатки комбинированные или                       8 пар

Перчатки с полимерным покрытием                    8 пар

Очки защитные открытые                             до износа

Головной убор сигнальный                           1 на 2 года

Жилет сигнальный 2 класса защиты                   2

Зимой дополнительно:

Комплект для защиты от пониженных температур       по поясам

«Движенец» или костюм для защиты от пониженных

температур «Дефектоскопист»                        по поясам

Полушубок или                                      по поясам

Полупальто на меховой подкладке или                по поясам

Куртка на меховой подкладке                        по поясам

Рукавицы утепленные или                            по поясам

Перчатки утепленные                                по поясам

Шапка-ушанка со звукопроводными вставками          по поясам

Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой    по поясам

подошве в I и II поясах

Сапоги кожаные утепленные «Север ЖД» в III, IY и   по поясам

особом поясах или

Валенки (сапоги валяные) в III, IY и особом поясах по поясам

Галоши на валенки, (сапоги валяные)                1 пара на 2

года

1.8. Личную одежду, специальную одежду и обувь следует хранить отдельно в шкафах гардеробной.

Сигналист должен следить за исправностью спецодежды, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.9. Дежурный стрелочного поста должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить только в специально установленных и приспособленных для этого местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;

знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

не использовать поврежденные розетки, рубильники и другое электрооборудование;

не эксплуатировать электроприборы с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводки;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы и открытый огонь нагревательных элементов.

1.10. Дежурный стрелочного поста должен немедленно извещать дежурного по станции или начальника станции о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья.

В случаях травмирования людей дежурный стрелочного поста обязан сообщить об этом дежурному по станции и оказать первую помощь пострадавшим.

1.11. Дежурный стрелочного поста должен соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу следует в столовых, буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

1.12. При нахождении на территории железнодорожной станции, в том числе и при проходе по служебному маршруту, дежурный стрелочного поста должен постоянно следить за возможными препятствиями на пути следования и перемещениями подвижного состава.

При проходе по территории станции дежурный стрелочного поста при приближении подвижного состава во время маневровых передвижений должен отойти на обочину пути или середину междупутья, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить проход.

Дежурному стрелочного поста надо быть более внимательным при нахождении на путях в темное время суток, при плохой видимости, при сильных снегопадах, метелях, туманах и при сильном шуме, создаваемом работающей техникой, проходящим подвижным составом, в зимнее время года.

При одновременном движении двух подвижных единиц (четного и нечетного поезда) дежурный стрелочного поста должен сойти на обочину или перейти на другое междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. Если дежурный стрелочного поста оказался между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами, то нужно немедленно присесть или лечь на землю в междупутье.

Выходя из помещений или зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, дежурному стрелочного поста необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

После выхода из помещения в ночное время требуется выждать некоторое время (1-2 мин.), пока глаза не привыкнут к темноте.

1.13. При нахождении на железнодорожных путях дежурный стрелочного поста должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить к месту работы и обратно в пределах железнодорожной станции по установленным маршрутам служебного прохода;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, обращая внимание на предметы, выступающие за пределы габаритов погрузки подвижного состава, не находиться в зоне постоянного негабаритного места и движущейся подвижной единицы;

выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, связи и другие препятствия);

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не наступая на головку рельса, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями;

подниматься и сходить с переходной площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по соседнему железнодорожному пути и препятствий в междупутье или обочине пути;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, только в том случае, когда расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

следить за показаниями светофоров, положением стрелочных переводов, и передаваемыми звуковыми сигналами подвижных единиц;

оказавшись на пути следования поезда, до его приближения отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья на минимальное расстояние до крайнего рельса: при движении поездов со скоростями до 140 км/ч-2 м; 141-160 км/ч-4 м; 161-200 км/ч-5 м;

отойти в безопасное место при расстоянии до приближающего поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее 5 минут до прохода поезда при скоростях 141-200 км/ч;

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

проявлять бдительность.

1.14. При нахождении на железнодорожных путях дежурному стрелочного поста запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

подлезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал;

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на территории железнодорожной станции в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при проследовании подвижного состава;

1.15. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях дежурный стрелочного поста должен соблюдать следующие требования безопасности:

не приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Дежурный стрелочного поста, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по станции.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь идти мелкими шагами, не превышающими длину стопы и не отрывая ног от земли.

1.16. Дежурный стрелочного поста, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Интересно почитать:   МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД (часть 9) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.008



2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Проход дежурного стрелочного поста к месту работы и с работы осуществляется по установленным маршрутам служебного прохода.

2.2. Маршруты служебного прохода и междупутья должны быть очищены от мусора, посторонних предметов, деталей вагонов и материалов верхнего строения пути, а в зимнее время от снега и льда.

2.3. В период гололеда служебные проходы и рабочие места должны быть посыпаны песком.

2.4. Перед началом работы дежурный стрелочного поста должен надеть полагающуюся ему специальную одежду и обувь, сигнальный жилет со световозвращающими накладками и застегнуться на все пуговицы. Головной убор не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

2.5. Проверить согласно описи в присутствии сдающего дежурство дежурного стрелочного поста инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на стрелочных постах, где имеются устройства СЦБ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах.

2.6. Убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на станционных путях, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;

осмотреть все стрелочные переводы, входящие в его пост, и убедиться в их исправности;

при осмотре стрелочных переводов обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок;

проверить все ли стрелки очищены, а трущиеся части смазаны.

2.7. Обо всех обнаруженных замечаниях и нарушениях сообщить дежурному по станции, а в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья не приступать к выполнению работы до устранения такой опасности.



3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Дежурный стрелочного поста при производстве маневров обязан внимательно следить за передвижениями маневрового состава, пользуясь информацией, передаваемой дежурным по станции и составителем поездов. Своевременно выполнять задания по организации маневровой работы и заблаговременно перемещаться в безопасное место, четко передавать машинисту локомотива и составителю поездов необходимые сигналы и сообщения для производства маневровой работы.

3.2. При переводе стрелок ручного управления необходимо располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи.

Запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, а также придерживать ногой стрелочный противовес (балансир).

Во время маневровых передвижений подвижного состава по стрелочным переводам, необходимо заблаговременно отходить в безопасное место на обочину пути или междупутье.

3.3. При приготовлении маршрута дежурный стрелочного поста обязан проверить свободность пути приема, установить стрелки в требуемое положение, проверить плотность прилегания остряков к рамным рельсам у каждой стрелки, входящей в маршрут, и запереть их на замки. При наличии контрольных устройств, вставить ключи от запертых стрелок в соответствующие гнезда исполнительного аппарата или контрольного устройства и после этого доложить дежурному по станции о готовности заданного маршрута и свободности пути.

3.4. При проходе прибывающего или отправляемого поезда дежурный стрелочного поста должен обращать внимание на состояние подвижного состава, правильность положения груза на открытом подвижном составе, наличие предусмотренных сигналов. О замеченных недостатках немедленно сообщить дежурному по станции, а в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей, принимать меры к остановке поезда.

3.5. Дежурный стрелочного поста по наличию хвостового сигнала убеждается, что поезд прибыл в полном составе, проверяет его установку в границах полезной длины пути (предельных столбиков) и докладывает об этом дежурному по станции. Проводив поезд, также убеждается в наличии на хвостовом вагоне установленных сигналов и докладывает дежурному по станции об отправлении поезда в полном составе.

3.6. При производственной необходимости закрепление вагонов на путях дежурный стрелочного поста должен производить после полной остановки вагонов с использованием только исправных тормозных башмаков, при этом располагаясь в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи.

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, дежурные стрелочного поста должны на специальных стеллажах, не допуская их разбрасывания на междупутьях.

При закреплении стоящих вагонов тормозной башмак брать только за рукоятку. Работу производить в рукавицах.

Дежурному стрелочного поста запрещается:

устанавливать тормозной башмак рукой под движущиеся вагоны;

при укладке тормозного башмака заходить в колею пути;

подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков для закрепления вагонов.

3.7. Дежурный стрелочного поста должен производить очистку централизованных стрелочных переводов, проверку свободности стрелки от подвижного состава или перевод стрелки курбелем только по указанию дежурного по станции. Об окончании работы дежурный стрелочного поста докладывает дежурному по станции.

Работу по очистке стрелочных переводов необходимо производить в рукавицах, пользуясь исправным инвентарем, при этом располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи, лицом в сторону ожидаемого выезда подвижного состава.

В темное время суток очистка стрелочных переводов должна производиться в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган и т.п.), а также днем при плохой видимости (туман, метель). В этих случаях внутри колеи устанавливается зажженный ручной фонарь красного цвета. В светлое время суток место работы ограждается красным сигналом.

3.8. Во время очистки стрелочных переводов необходимо располагаться лицом в сторону ожидаемого направления движения поезда и работы проводить с особой осторожностью.

При очистке централизованных стрелочных переводов в пределах рамных рельсов между отведенным остряком и рамным рельсом против тяг электропривода закладывается деревянный вкладыш.

3.9. В зимний период времени дежурный стрелочного поста должен очищать рабочую зону от снега и льда, а также производить посыпку песком в перерывах между маневровой работой.



4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Действия при возникновении аварии или аварийной ситуации.

В процессе работы могут возникнуть следующие аварийные ситуации: самопроизвольное движение вагонов по путям, загорание, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава с опасным грузом и другие происшествия, которые могут привести к аварии, взрыву, пожару, отравлению, ожогам, травмированию людей, а также случаи, когда в зоне схода подвижного состава, аварии, крушения или пожара оказались вагоны с опасным грузом.

В случае обнаружения самопроизвольного движения вагонов по путям дежурный стрелочного поста должен немедленно сообщить об этом дежурному по станции, указав при этом номер пути и направление движения вагонов.

Первоочередные меры и порядок действий дежурного стрелочного поста при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, в том числе взрывчатыми материалами, в процессе перевозки их по железным дорогам установлены Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МПС России 25 ноября 1996 г. N ЦМ-407.

При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

При возникновении аварийной ситуации в составе грузовых вагонов с опасными грузами дежурный стрелочного поста, обнаруживший явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза, должен сообщить об этом дежурному по станции. Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, номер железнодорожного пути и место нахождения грузового вагона с опасным грузом в составе поезда.

Дежурный стрелочного поста при обнаружении пожара должен:

незамедлительно сообщить об этом лично или через дежурного по станции по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

принять меры по вызову к месту пожара руководителя станции или другого ответственного лица;

принять меры к эвакуации людей из зоны пожара, а также принять меры по тушению пожара (кроме случаев возгорания опасных грузов) имеющимися первичными средствами пожаротушения.

При пользовании воздушно-пенными (порошковыми, углекислотными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены (порошка, углекислоты) на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или какой-либо тканью и тщательно смыть чистой водой.

В помещениях с внутренними пожарными кранами для тушения пожара необходимо привлекать двух работников: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй, по команде раскатывающего рукав, открывает кран.

При тушении очага загорания кошмой, пламя следует накрывать так, чтобы огонь из под кошмы не попадал на работника, тушащего пожар.

При тушении пламени песком совок, лопату не следует поднимать на уровень глаз, во избежание попадания в них песка.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными или аэрозольными огнетушителями.

При работе с углекислотными огнетушителями, во избежание обморожения, не следует браться за раструб незащищенной рукой.

Тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после сообщения руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

При загорании необесточенного электрооборудования напряжением до 1000 В следует применять только углекислотные огнетушители.

При тушении электроустановок, находящихся под напряжением не допускается подносить огнетушитель или раструб ближе 1 метра до электроустановки и пламени.

При загорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать.

4.2. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

4.2.1 Механические травмы

При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся кровотечением, необходимо срочно провести временную остановку кровотечения. Признаки кровотечения:

при артериальном кровотечении кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;

при венозном кровотечении кровь темная, не пульсирует.

Способы временной остановки кровотечения в зависимости от вида кровотечения:

1) наложение давящей повязки;

2) наложение кровоостанавливающего жгута;

3) максимальное сгибание конечности;

4) прижатие артерии пальцами или кулаком.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

1) при артериальном кровотечении наложить выше раны кровоостанавливающий жгут или закрутку, движением в направлении от раны протереть кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Жгут на конечности накладывать выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и фиксировать на наружной стороне конечности. После наложения первого витка жгута необходимо убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. Под жгут (закрутку) обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более чем на один час;

2) при венозном кровотечении наложить на рану стерильную салфетку и давящую повязку.

Дать пострадавшему обезболивающее средство.

При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать 2% или 5% спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или повязку бинтом.

При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите.

При переломах конечностей произвести иммобилизацию (обездвиживание) сломанной конечности (шинами или любыми подручными средствами — досками, рейками) с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги к ноге.

При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны 2% или 5% спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку до наложения шины. Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.

При вывихе необходимо зафиксировать конечность (шиной, рейкой) в неподвижном состоянии, а при растяжении связок наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.

4.2.2. Травмы глаз

При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить на оба глаза стерильную повязку. Не следует вынимать из глаза пострадавшего попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

При попадании в глаза химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 3-5 минут и наложить стерильную повязку.

При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не рекомендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.

4.2.3. Электротравмы

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока: отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить его от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соблюдая меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью электрооборудования в зоне действия шагового напряжения. При этом не прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока. Для этого оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань.

При напряжении выше 1000В для отделения пострадавшего от токоведущих частей оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки и боты и вместо подручных средств (сухой палки, доски, других не проводящих электрический ток предметов) действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее напряжение.

Если пострадавший находится на высоте, то до прекращения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

Порядок оказания первой помощи:

расстегнуть на пострадавшем одежду, обеспечить приток свежего воздуха, восстановить дыхание и кровообращение путем проведения ему искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (до восстановления пульса и естественного дыхания), наложить повязку стерильным бинтом на места электрических ожогов и произвести иммобилизацию (обездвиживание) переломов, вывихов, возникших при падении пострадавшего (шинами, подручными средствами — досками, рейками).

4.2.4. Термические ожоги

Признаки ожога и порядок оказания первой помощи:

при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10-15 минут) или приложить холод на 20 — 30 минут (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.;

при ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;

при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезболивающее средство.

При ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.

4.2.5. Ожоги кислотами и щелочами

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть 2- процентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

4.2.6. Отравления

При отравлениях кислотами следует тщательно промыть желудок водой, для чего пострадавшему надо дать выпить 7-8 стаканов теплой воды и искусственно вызвать рвоту. Повторить эту процедуру следует 4-5 раз. Расход воды при промывании желудка до 10 литров или до выделения чистой промывной воды при рвоте. Затем дать пострадавшему выпить активированный уголь.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

При остановке дыхания и сердечной деятельности провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

4.2.7. Обмороки

В случае обморока необходимо выполнить следующие действия:

убедиться в наличии у пострадавшего пульса на лучевой или сонной артерии;

освободить грудную клетку пострадавшего от стесняющей одежды и расстегнуть поясной ремень;

уложить пострадавшего и приподнять ноги.

Если нет пульса на сонной артерии — приступить к комплексу реанимации: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

При появлении боли в животе или повторных обмороков — положить холод (бутылка или пакет с холодной водой или снегом, либо гипотермический пакет) на живот. Нельзя прикладывать грелку к животу или пояснице при болях в животе или повторных обмороках.

4.2.8. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов, отравлениях ядовитыми жидкостями, газами и травмах глаз пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 30.08.2013 N 1871р



5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работы перед сдачей смены дежурный стрелочного поста должен:

проверить исправность и чистоту стрелок, убедиться в наличии и исправности сигнальных принадлежностей, инвентаря и инструмента, а также проверить наличие пломб на аппаратах СЦБ и курбелях;

привести в порядок свое рабочее место;

сложить сигнальные принадлежности и инвентарь в специально предназначенные для них места;

снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной.

5.2. При сдаче дежурства дежурный стрелочного поста должен информировать вступающего на дежурство о состоянии стрелочных переводов, о расположении в районе поста подвижного состава и его закреплении, о полученных от дежурного по станции указаниях и вопросах, касающихся работы стрелочного поста.

5.3. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить дежурному по станции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности