Распоряжение ОАО РЖД от 28.11.2008 N 2540р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
28 ноября 2008 г. N 2540р
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении решения Конференции
19-20 ноября 2008 года проведена Первая международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (далее — Конференция).
В целях повышения эффективности работы в области охраны труда и природоохранной деятельности:
1. Утвердить решение Конференции (приложение)
2. Вице-президентам, начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов ОАО «РЖД» при организации работ в области охраны труда и природоохранной деятельности учитывать решение Конференции.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 28.11.08 г. N 2540р
РЕШЕНИЕ
Международной научно-практической конференции
«Техносферная и экологическая безопасность на транспорте»
— в области природоохранной деятельности
Первая международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» констатирует, что, заслушав и обсудив выступления участников, посвященные актуальным вопросам совершенствования государственной экологической политики, формирования современной экологически ориентированной инфраструктуры экономики, активизации взаимодействия власти, бизнеса, общества и науки, отмечает следующее.
Состояние окружающей среды является определяющим фактором здоровья и качества жизни населения, а также одним из ключевых факторов конкурентоспособности России на международной арене.
По праву 2008 год можно назвать годом возвращения проблематики охраны окружающей среды на передний край приоритетных направлений российской политики. В 2008 году российские экологи впервые отмечали и свой профессиональный праздник — День эколога, учреждение которого, безусловно, повышает имидж и престижность природоохранной работы в общественном мнении.
На заседании Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России, состоявшемся в Кремле 30 января 2008 года, обозначены задачи повышения экологической ответственности российских корпораций, изменения системы экологических платежей, сокращения затрат, связанных с получением разрешительных документов.
Принимая во внимание все достигнутые положительные результаты, Конференция отмечает, что проблемы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, ликвидировать сразу не получится, необходима действительно последовательная, твердая и осмысленная позиция Компании с четко обозначенными целями, средствами и сроками достижения результатов.
Первая международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» стала авторитетным собранием, на котором рассматриваются самые острые и актуальные проблемы управления охраной окружающей среды в ОАО «Российские железные дороги» и даются рекомендации по их решению.
Участники первой научно-практической международной конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» предлагают:
1. Одобрить Декларацию экологических приоритетов ОАО «РЖД» и проект Экологической стратегии ОАО «РЖД», реализация стратегических ориентиров которых в области охраны окружающей среды позволит значительно повысить экологическую безопасность.
2. Рекомендовать с учетом целей Экологической стратегии ОАО «РЖД» переработку инвестиционного проекта «Обеспечение экологической безопасности» с определением перечня первоочередных объектов, обеспечивающих наибольшее снижение воздействия на окружающую среду.
3. Оценивая положительный опыт действующей в настоящее время в Компании системы управления природоохранной деятельностью считать одной из важнейших задач ОАО «РЖД» создание единых корпоративных принципов и норм экологического управления в Компании, дочерних и зависимых обществах и их соответствие российскому природоохранному законодательству и международному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001.
4. Учитывая масштабность Компании рекомендовать ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос проведения работ по сертификации ряда структурных подразделений филиалов, находящихся на наиболее значимых направлениях перевозочной деятельности Компании, на соответствие международному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001 не дожидаясь полного завершения проводимого в настоящее время внешнего экологического аудита.
5. В целях повышения имиджа Компании пройти процедуру добровольной экологической сертификации для получения знака экологической маркировки.
6. Рассмотрев варианты, предложенные шведской фирмой «IQR» и российского ООО «ЭкоТехОйл» (г.Пермь), по утилизации отработанных деревянных шпал объемом не менее 1 миллиона шпал в год с получением тепло и электроэнергии, Конференция рекомендует продолжить работу, связанную с поиском экологически приемлемого и экономически оптимального варианта организационного и технологического решения по утилизации.
7. Разработать в Компании ОАО «РЖД» проекты технологических требований приема сточных вод от водопользователей на основании действующих нормативных актов, обеспечивающие внутренний аудит к качеству сбрасываемых стоков.
8. Рекомендовать разрабатываемые технические задания на проектирование природоохранных объектов, реализуемые в ОАО «РЖД», согласовывать с отделами охраны природы железных дорог.
9. В целях исключения загрязнения окружающей среды и рисков штрафных санкций разработать типовые требования и сертифицировать проект биологических очистных сооружений малой производительности для линейных станций
10. Организовать внедрение в филиалах и дочерних обществах Компании системы внутреннего экологического аудита.
11. В целях повышения эффективности природоохранной работы в Компании считать целесообразным проведение ежегодных конкурсов на звание «Лучшее структурное подразделение филиала, дирекции ОАО «РЖД», дочернего и зависимого общества в области охраны окружающей среды».
12. Рекомендовать использовать положительный опыт Октябрьской железной дороги в разработке карты акустического загрязнения природной среды по направлениям грузовых перевозок.
13. Рекомендовать ПГУПСу продолжить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике восстановления отработанных масел и их возвращения в производство.
14. Поручить Центру Научно-Технического развития ОАО «РЖД» организовать формирование банка данных технологий и оборудования природоохранного назначения отечественных и зарубежных производителей.
— по вопросам охраны труда
Процессы экономической интеграции России в международное сообщество выдвигают новые требования к системе управления охраной труда в ОАО «РЖД», ориентированные на международные стандарты, в том числе на ILO — OSH «Системы управления охраной труда. Общие требования» и OHSAS 18001 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасность».
Важной задачей обеспечения безопасных условий труда работников является переход к системе оценки и управления профессиональными рисками.
Аттестация рабочих мест по условиям труда, является эффективным механизмом, позволяющим объективно определить состояние условий труда и стать основой для последующей оценки рисков профессиональных заболеваний и травмирования работников и организации работы по улучшению и приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм охраны труда.
В ОАО «РЖД» проводится планомерная работа по совершенствованию системы управления охраной труда. Правлением ОАО «РЖД» одобрена Политика в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности; введен в действие стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». В октябре т.г. приказом Минздравсоцразвития России утверждены новые «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Участники первой международной конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» предлагаю :
1. Принять обращение участников конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» к работникам ОАО «РЖД»
2. Продолжить работы по ликвидации вредных условий труда на рабочих местах и снижению воздействия неустранимых вредных факторов во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД».
3. Считать целесообразным, внесение изменений в систему управления охраной труда, путем перехода к оценке и управлению профессиональными рисками. Просить Минздравсоцразвития России разработать нормативно-правовые документы на государственном уровне регламентирующие данные изменения.
4. Подготовить предложения Минздравсоцразвития России по использованию практического опыта и информационных наработок ОАО «РЖД» в рамках реализации «Мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов».
5. Проработать вопрос создания системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками путем разработки автоматизированного блока обеспечивающего обработку данных, как на уровне отдельных структурных подразделений, так и в целом по ОАО «РЖД», с учетом использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
6. Обеспечить дальнейшую работу по разработке технических средств и технологий, направленных на снижение рисков травмирования работников от наезда подвижного состава и воздействия электрического тока.
7. Считать целесообразным, разработать корпоративный Стандарт организации работы по электробезопасности.
8. Считать целесообразным, разработать корпоративный Стандарт, отражающий основные требования к средствам индивидуальной защиты для работников структурных подразделений Компании и содержащий информацию о защитных свойствах и уровнях защиты каждой применяемой спецодежды, спецобуви и других СИЗ.
9. С целью повышения конкурентоспособности и снижения затрат при проведении конкурсов на закупку средств индивидуальной защиты, спецодежды и обуви рассматривать все альтернативные, взаимозаменяемые и испытанные СИЗ других производителей, имеющих коды СК-МТР и получивших одобрение ОАО «РЖД» на применение.
10. Продолжить работы по пропаганде безопасных приемов труда и культуры производства и применению различных форм мотивации персонала к сохранению жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.
11. Расширять взаимодействие по обмену опытом с другими отраслями экономики по вопросам охраны труда.
— по вопросам подготовки специалистов в области техносферной и экологической безопасности
В настоящее время в вузах железнодорожного транспорта (МГУПС, ПГУПС, РГУПС, УрГУПС, СГУПС, ОмГУПС, ДВГУПС, СамГУПС, ИрГУПС,) обучаются по специальностям «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Безопасность технологических процессов и производства», «Пожарная безопасность», «Инженерная защита окружающей среды» 480 студентов по очной форме обучения, в том числе по направлениям филиалов ОАО «РЖД» — 140 чел; по заочной форме обучения — 200 чел., в том числе по направлениям филиалов — 25 чел.
Активно развиваются формы дополнительного и послевузовского образования, а также обучение и проверка знаний руководителей и специалистов ОАО «РЖД» по охране труда в созданных Учебных центрах охраны труда.
Так в соответствии с планом переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД»:
— в 2007 году обучено по охране труда — 13,4 тыс. чел., промышленной, экологической и пожарной безопасности — 2,0 тыс.чел;
— за 9 мес. 2008 года — по охране труда — 7,8 тыс.чел ; промышленной, экологической и пожарной безопасности -1,7 тыс.чел.
Участники первой международной конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» предлагают:
1. Рекомендовать Учебно — методическому объединению вузов по образованию в области транспорта и транспортного строительства (УМО ж.д.) провести анализ качества обучения студентов в вузах железнодорожного транспорта и дать предложения для внесения необходимых корректирующих мер при:
— подготовке специалистов по направлениям «Безопасность в техносфере», «Защита окружающей среды»;
— дополнительной и профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности;
— обучении и проверки знаний руководителей и специалистов по охране труда.
2. Считать одним из важнейших элементов в образовательной квалификации инженера путей сообщения повышение методического, научного и материально- технического уровня подготовки по направлениям охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность.
3. В целях повышения качества подготовки специалистов проработать вопрос по оказанию методологической и технической помощи со стороны ОАО «РЖД» кафедрам железнодорожных вузов, осуществляющим подготовку по направлениям охрана труда, промышленная, пожарная, экологическая безопасность.
4. При выдаче заданий на дипломное проектирование выпускникам вузов в обязательном порядке предусматривать разделы «Охрана труда» и «Охрана окружающей среды».
5. Использовать при подготовке студентов железнодорожных специальностей изучение актуализированных нормативных и методических документов, информационных материалов.
6. Предусмотреть подготовку студентов старших курсов технических специальностей железнодорожного транспорта в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» изучение вопросов охраны труда в объеме не менее 40 часов в соответствии с Порядком обучения и проверки знания требований охраны труда, утвержденного Минтруда и Минобразования Российской Федерации от 13. 01 2003 г. N 1/29;
7. В связи с реорганизацией образовательного процесса и перехода на двухуровневое образование, с необходимостью наличия специалистов по вопросам страхования рисков (ответственность владельцев опасных производственных объектов), экологического страхования, риск — менеджмента, по вопросам контрольно- надзорных и аудиторских функций обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации и Учебно-методическому объединению по университетскому политехническому образованию сохранить подготовку специалистов по специальности 280100 -«Безопасность в техносфере».
8. Подготовить обоснование возможности разработки единой комплексной программы повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД» по охране труда, экологической, пожарной безопасности, предаттестационной подготовки по промышленной и экологической безопасности в целях оптимизации учебного процесса на основе Федерального законодательства.
9. В целях воспитания, пропаганды и привития навыков безопасных методов работы, бережного отношения к окружающей среде подготовить предложения в план обучающихся на детских железных дорогах.
10. В целях повышения экологической культуры работников ОАО «РЖД» внести дополнение по тематике «Охрана окружающей среды» в программу технической учебы для рабочих и служащих.