СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СРЕДНЕСРОЧНОГО И ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (часть 4) от 23 июля 2012 г. N 1451р
3. Модели прогнозирования
Расчет объемов погрузки грузов на среднесрочную и долгосрочную перспективу производится на основе однофакторных линейных регрессионных моделей, в которых зависимыми показателями являются прогнозируемые объемы погрузки грузов, а независимыми показателями — соответствующие макроэкономические параметры:
i i i i
Р = a + b · Q (1)
t t
где:
i
Р — объем погрузки грузов группы i в прогнозном году t,
t
i
Q — значение соответствующего грузам группы i макроэкономического
t показателя в году t,
i i
a и b — параметры линейной регрессии для грузов группы i.
Параметры регрессии рассчитываются по методу наименьших квадратов. В MS Excel для этого можно использовать встроенные функции рабочего листа «ЛИНЕЙН» и «ИНДЕКС»:
i i i
a =ИНДЕКС(ЛИНЕЙН(известные значения Р ; известные значения Q ); 1; 2),
i i i
b =ИНДЕКС(ЛИНЕЙН(известные значения Р ; известные значения Q ); 1; 1).
При определении параметров регрессии важное значение имеет выбор ретроспективного периода. Известные значения показателей прошлых лет отбираются экспертным путем с учетом предполагаемой тенденции их динамики в рассматриваемой перспективе. При этом количество лет ретроспективного периода не должно быть меньше количества лет прогнозного периода.
Формула (1) при аппроксимации ретроспективных данных может давать существенно завышенные или заниженные оценки для последних лет отчетного периода. В таких случаях при расчете объемов погрузки по годам прогнозного периода целесообразно использовать следующую формулу:
i i i
a + b · Q
i i t
Р = Р · ———— (2)
t t-1 i i i
a + b · Q
t-1
Если для таких грузов, как лесные, хлебные, минеральные строительные материалы
или грузы группы «прочие», не имеется прогнозных данных о коррелирующих с ними
макроэкономических показателях, то прогнозы объемов их погрузки могут строиться на основе
i
авторегрессии, то есть в формулах (1) или (2) в качестве параметров Q принимаются объемы
погрузки в году, предшествующем рассматриваемому.
Прогнозный объем погрузки всех грузов определяется как сумма погрузки десяти выделяемых групп грузов, либо, при отсутствии необходимой прогнозной информации о развитии отдельных отраслей экономики, также рассчитывается по моделям (1) или (2).
Когда доступны прогнозные данные и об общей динамике выпуска продукции грузообразующих отраслей экономики, и об объемах производства (в натуральном выражении) отдельных видов их продукции, тогда отбор независимых показателей для расчетных моделей производится экспертно, исходя из ожидаемого в перспективе тренда погрузки как в целом, так и по отдельным группам грузов, и принимая во внимание информацию, представленную в табл. 2.
Описанные модели прогнозирования погрузки следует регулярно актуализировать, по мере того как появляются новые фактические данные об объемах погрузки и значениях макроэкономических показателей, а также скорректированные прогнозы макроэкономических показателей на рассматриваемую перспективу.
С учетом новых фактических данных производится уточнение набора независимых показателей и параметров регрессии. Полученные в результате модели, в которые включаются обновленные прогнозные данные о параметрах экономического развития, используются для пересчета прогнозируемых объемов погрузки.