Распоряжение ОАО РЖД ОТ 19.02.2009 N 338Р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
19 февраля 2009 г. N 338р
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О случае столкновения на охраняемом переезде 613 км перегона
Рузаевка-Пишля Пензенского отделения Куйбышевской железной
дороги, допущенного 29 декабря 2008 г.
29 декабря 2008 г. в 15 часов 10 минут на охраняемом переезде 613 км перегона Рузаевка — Пишля Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги при движении по неправильному пути со скоростью 64 км/час допущено столкновение поезда N 5103 (мотовоз АДМ N 1461 ЭЧК Хованщина Рузаевской дистанции электроснабжения) под управлением машиниста Фанина В.П. (ЭЧ Рузаевка) с автомашиной VOLVO (полуприцеп — цистерна), груженой дизельным топливом в количестве 40 тонн.
В результате столкновения допущен сход одной колесной пары автомотрисы и опрокидывание полуприцепа-цистерны на нечетный путь с частичной утратой груза. Нарушен габарит по четному и нечетному пути. Автомотриса повреждена в объеме текущего ремонта, у автомашины — две пробоины котла полуприцепа-цистерны.
Переезд расположен на двухпутном участке, оборудован автоматической переездной сигнализацией, УЗП, заградительными светофорами со стороны железной дороги. Видимость поезда водителю с левой стороны нечетного поезда 700 м, видимость переезда машинисту нечетного поезда 600 м. Автомобильная дорога с твердым покрытием, угол пересечения с железнодорожным полотном 90 Градусов, имеет площадку перед переездом. На переезде уложен резино — кордовый настил.
Расследованием установлено следующее. По нечетному пути перегона Рузаевка — Пишля по заявке Рузаевской дистанции электроснабжения было предоставлено «окно» с 14 часов 36 минут до 15 часов 11 минут для устранения замечаний, выявленных вагоном-лабораторией на 614, 615 километрах. Автомотриса АДМ N 1461 прибыла на станцию Рузаевка для экипировки по четному правильному пути, после чего в 14 часов 56 минут была отправлена по разрешающему показанию выходного светофора с 5-го пути станции Рузаевка по четному неправильному пути по сигналам АЛСН. В нарушение пункта 16 раздела 2.19 техническо-распорядительного акта (далее — ТРА) станции Рузаевка, дежурный по станции четной горловины Исаев Е.Ю. не уведомил по телефону прямой связи дежурного по переезду 613 км об отправлении поезда по неправильному пути перегона Рузаевка — Пишля, не выдал машинисту автомотрисы Фанину В.П. бланк формы ДУ-61 о действующих на четном пути перегона Рузаевка — Пишля предупреждениях.
Машинист Фанин В.П. и помощник машиниста Разживин А.О. в нарушение пункта 2.1 распоряжения ОАО «РЖД» от 24 октября 2003 г. N 876р перед отправлением поезда со станции не проверили наличие бланка предупреждений на автомотрисе. При следовании по неправильному пути перегона Рузаевка-Пишля машинист Фанин В.П. развил скорость до 64 км/ч, в нарушение пункта 10.16 инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее — ИДП), пункта 3 приказа начальника Куйбышевской железной дороги от 26 июня 2007 г. N Н/216 локомотивная бригада автомотрисы за свободностью охраняемого переезда 613 км не наблюдала и не обеспечила снижение скорости до 40 км/ч при проследовании переезда.
На момент ввода в эксплуатацию устройств автоблокировки (с 12 мая 2006 г.) по предписанию УГИБДД по Республике Мордовия переезд 613 км был закрыт для движения автотранспорта. После выполнения ремонтных работ автодороги переезд приказом начальника Рузаевской дистанции пути от 19 июня 2008 г. N 575 был открыт для эксплуатации. При открытии переезда 613 км для движения автотранспортных средств Пензенским отделением Куйбышевской железной дороги, в нарушение требований «Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов Федерального железнодорожного транспорта» (ЦУКС N 799), «Инструкции по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи» (ЦШ-571), не была организована комиссионная приемка переезда с проверкой работы устройств автоматической переездной сигнализации, а также извещение причастных хозяйств о его открытии. Работы по включению схемы подачи автоматического извещения о приближении к переезду поезда по неправильному пути остались незавершенными.
Причинами столкновения явились:
— нарушение пункта 16 раздела 2.19 ТРА станции Рузаевка в части оповещения дежурного по переезду об отправлении поезда по неправильному пути дежурным по станции Рузаевка Исаевым Е.Ю.;
— нарушение пункта 10.16 ИДП, пункта 3 приказа начальника Куйбышевской железной дороги от 26 июня 2007 г. N Н/216 в части проследования переезда со скоростью не более 40 км/час машинистом автомотрисы Фаниным В.П. и помощником машиниста Разживиным А.О.
Начальник станции Рузаевка Гарипов В.Ф. не контролировал действия работников станции, не принимал достаточных мер по обеспечению безопасности движения. Обучение работников проводил некачественно. Отсутствует контроль со стороны руководителей станции за работой дежурных по станции в нестандартных ситуациях.
Начальник Рузаевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Жулин А.А. перед открытием движения по переезду 613 км в июне 2008 года не принял мер по проверке устройств автоматической переездной сигнализации в части подачи извещения на переезд при движении поездов по неправильному пути.
Заместитель начальника Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги — главный ревизор по безопасности движения поездов Кузькин П.Н. допустил упущения в организации работы по обеспечению безопасности движения поездов, ослабил требовательность к руководителям предприятий по укреплению трудовой и технологической дисциплины.
Начальник Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Антонов А.С. снизил требовательность к своим заместителям, ревизорскому аппарату, руководителям отдела перевозок и станций в части выполнения профилактических мероприятий по предупреждению аварийности, самоустранился от контроля за выполнением мер по обеспечению безопасности движения, не контролировал ввод новых устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов. При разборе случая наезда на переезде 613 км не дал принципиальную оценку работы руководителям причастных отделов.
В настоящее время на Куйбышевской железной дороге имеется 20 переездов на участках с постоянно действующей двухсторонней автоблокировкой, не оборудованных подачей извещения при движении по неправильному пути.
На Куйбышевской железной дороге неудовлетворительно организована работа с машинистами специального самоходного подвижного состава (далее — ССПС) в части обучения, обеспечения исполнительской дисциплины.
Приказом начальника Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги от 31 декабря 2008 г. N 667/НОДК дежурный по станции Рузаевка Исаев Е.Ю., машинист автомотрисы Рузаевской дистанции электроснабжения Фанин В.В., главный инженер Рузаевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Носик В.В. освобождены от занимаемых должностей. И.о. начальника Рузаевской дистанции электроснабжения Кротков М.С., машинист-инструктор ССПС Ткачев С.Ю. привлечены к дисциплинарной ответственности.
Приказом и.о. начальника Куйбышевской железной дороги от 4 января 2009 г. N Н/1 начальник станции Рузаевка Гарипов В.Ф. освобожден от занимаемой должности, начальник Рузаевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Жулин А.А., поездной диспетчер дорожного диспетчерского центра управления перевозками Коротков Ю.А. привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях повышения уровня безопасности движения на железных дорогах:
1. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог ознакомить под роспись работников, связанных с движением поездов, с обстоятельствами случая столкновения на охраняемом переезде 613 км перегона Рузаевка-Пишля Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги допущенного 29 декабря 2008 г.
2. Начальникам железных дорог:
2.1. Запретить ввод в эксплуатацию переездов, расположенных на двухпутных и многопутных перегонах с постоянно действующими устройствами автоблокировки, где движение поездов в правильном направлении осуществляется по показаниям светофоров автоблокировки, а в неправильном направлении по показаниям локомотивного светофора без комиссионной проверки работы схемы извещения о приближении к переезду поезда, как по правильному, так и по неправильному пути, а также устройств автоматической переездной сигнализации и автоматических шлагбаумов.
2.2. В I квартале 2009 г. провести экспертизу проектно-сметной документации на объекты реконструкции пути и верхнего строения пути в соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 11 сентября 2007 г. N 1721р с принятием мер по выполнению всех выданных технических условий, в том числе в части внедрения на опережающем этапе на каждом пути технических решений однопутной двухсторонней автоблокировки.
2.3. До 20 февраля 2009 г. провести анализ действующих схем автоматической переездной сигнализации (далее — АПС) на железнодорожных переездах расположенных на двухпутных и многопутных перегонах с постоянно действующими устройствами автоблокировки, где движение поездов в правильном направлении осуществляется по показаниям светофоров автоблокировки, а в неправильном направлении по показаниям локомотивного светофора на предмет соответствия их требованиям типовых материалов по проектированию с назначением ответственных за качество проводимой работы на уровне дистанций сигнализации, централизации и блокировки, дорожных лабораторий и служб автоматики и телемеханики.
2.4. По результатам анализа схем АПС разработать и утвердить план — график по поэтапному устранению выявленных недостатков:
— в I квартале 2009 г. на переездах, где не обеспечивается автоматическое включение извещения о приближении поезда следующего по неправильному пути обеспечить внедрение технических решений в соответствии с требованиями указания ГТСС от 20.10.2004 N 1247/1595;
— до конца 2009 года обеспечить внедрение на всех переездах требований типовых технических решений (АПС-93).
3. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. принять дополнительные меры для закрытия малодеятельных и близко расположенных друг к другу переездов.
4. Начальнику Департамента управления перевозками Миронову А.Ю. в I квартале 2009 г. провести совещание с руководителями службы перевозок Куйбышевской железной дороги с определением мер по улучшению эффективности профилактической работы в вопросах обеспечения безопасности движения поездов.
5. Начальнику Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Антонову А.С. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, недостаточный контроль за внедрением новой техники и выполнения распоряжений ОАО «РЖД» своими подчиненными, не обеспечение безопасности движения поездов, объявить выговор.
6. Начальнику службы пути Куйбышевской железной дороги Федченко Ю.И. за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части отсутствия контроля за закрытием переездов объявить замечание.
7. Заместителю начальника железной дороги — начальнику службы перевозок Куйбышевской железной дороги Кутумову В.М., начальнику службы автоматики и телемеханики Писковцу С.Д., начальнику службы электрификации и электроснабжения Крестовникову И.А. указать на недостатки в организационной работе по снижению аварийности.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов