Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 22.06.2009 N 1296р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 22 июня 2009 г. N 1296р


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ РАБОТНИКОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЛОКОМОТИВНЫХ ДЕПО ОАО «РЖД»

(В ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р, от 19.08.2013 N 1794р)

В целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения безопасности движения поездов ОАО «РЖД», порядка подготовки и назначения работников локомотивных бригад для работы на локомотивах, организации их работы:

1. Ввести в действие с 01 июля 2009 года типовые должностные инструкции:

1.1. «Типовую должностную инструкцию машинисту электровоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД»;

1.2. «Типовую должностную инструкцию машинисту тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД»;

1.3. «Типовую должностную инструкцию помощнику машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД»;

1.4. «Типовую должностную инструкцию помощнику машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД».

2. Начальникам железных дорог довести данное распоряжение до причастных работников, организовать изучение указанных типовых должностных инструкций в локомотивных депо сети железных дорог.

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.В.Воротилкин



УТВЕРЖДАЮ

Вице-президент ОАО «РЖД

А.В.Воротилкин

16 июня 2009 г.




ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТУ ЭЛЕКТРОВОЗА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ОАО «РЖД»


N ЦТлб-3/2

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)



1. Общие положения

1.1 Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения машинистов для работы на электровозах, основные обязанности и права машинистов электровозов, а также порядок организации их работы.

1.2 Машинисты электровозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3 Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей Инструкцией.



2. Назначение (освобождение) на должность машиниста электровоза

2.1 Машинистом электровоза может быть назначено лицо, имеющее свидетельство установленного образца на право управления электровозом, а также заключение машиниста-инструктора, о допуске к самостоятельному управлению электровозом на конкретных участках и железнодорожных станциях (далее — станция).

2.2 Перед назначением на должность машиниста электровоза кандидат в установленном порядке проходит предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию.

2.3 Назначение (освобождение) на должность машиниста электровоза производится начальником эксплуатационного локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.



3. Подготовка кандидата для самостоятельной работы в должности машиниста электровоза

3.1 При назначении на должность машиниста электровоза кандидат в машинисты электровоза должен:

— иметь свидетельство установленного образца на право управления электровозом;

— пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

— иметь рекомендацию машиниста электровоза, проводившего его практическую подготовку к работе в должности машиниста электровоза;

— иметь акт о проведении теоретических и практических испытаний при назначении на работу машинистом электровоза;

— иметь заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению электровозом на конкретных участках и станциях.

3.2 На период практической подготовки кандидата на должность машиниста электровоза для обучения режиму вождения поездов и выполнению маневровой работы приказом начальника локомотивного депо кандидат в машинисты закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности машиниста электровоза не менее трех лет.

3.3 Практическая подготовка кандидата в машинисты по обучению режимам вождения поездов и выполнению маневровой работы осуществляется в течение не менее трех месяцев.

3.4 Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.

3.5 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.

3.6 При наличии заключения психолога и положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машиниста-инструктора, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3.7 При положительном результате испытаний машинист-инструктор, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторские поездки (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, смены на маневровой работе).

3.8 После успешного выполнения с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторских поездок машинист-инструктор дает заключение о допуске к самостоятельному управлению электровозом на конкретных участках и станциях.

3.9 С кандидатом в машинисты электровоза, при успешной сдаче теоретических и практических испытаний и наличия заключения машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной работе машинистом электровоза начальником эксплуатационного локомотивного депо проводится индивидуальное собеседование, по результатам которого издается приказ о назначении кандидата в машинисты на должность машиниста электровоза.

3.10 Назначение на должность машиниста электровоза производится только при наличии письменного заявления кандидата в машинисты о назначении на должность машиниста электровоза.



4. Порядок организации работы машинистов электровоза

4.1 Количественный состав машинистов электровоза и порядок обслуживания ими локомотивов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий электровозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания электровозов.

4.2 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3 Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника эксплуатационного локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4 Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по эксплуатационному локомотивному депо и нарядчиков.

4.5 Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

— по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо при подготовке к новому графику;

— в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника эксплуатационного локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа по депо о формировании локомотивных бригад.

4.6 Руководители эксплуатационного локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригады перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником эксплуатационного локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7 Машинисты электровозов первого и второго класса квалификации назначаются для работы в пассажирском движении, в скоростном движении используются машинисты только первого класса. Машинисты электровоза первого и второго класса также могут быть использованы в грузовом движении и на маневровой работе.

Машинисты электровозов третьего класса квалификации и не имеющие класса квалификации, как правило, обеспечивают работу в грузовом движении и используются на маневровой работе.

В эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты электровозов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада должна формироваться из машиниста электровоза, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации, и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

4.8 К работе по обслуживанию электровоза одним машинистом допускаются машинисты электровоза, имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению электровозом без помощника машиниста.

К работе по обслуживанию электровозов одним машинистом в пассажирском движении допускаются только машинисты первого или второго класса квалификации.

К работе по обслуживанию электровозов одним машинистом в грузовом движении допускаются машинисты электровозов, имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности не менее двух лет.

К работе по обслуживанию электровозов, используемых при маневровой работе одним машинистом, допускаются машинисты, имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом на маневрах не менее одного года.

К маневровой работе на тракционных путях локомотивного депо одним машинистом допускаются машинисты электровозов, имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной маневровой работе на тракционных путях без помощника машиниста.

4.9 При перерыве в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых участках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т.п.), машинист электровоза допускается к самостоятельной работе только после проведения с ним дополнительного инструктажа и проверки знаний об особенностях работы в измененных условиях на обслуживаемых участках, а при необходимости выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки.

4.10 При перерыве в работе от трех до шести месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых участках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т.п.), машинист электровоза допускается к самостоятельной работе после проведения с ним дополнительного инструктажа, проверки знаний об особенностях работы в измененных условиях на обслуживаемых участках и выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки на одном из этих участков.

4.11 При перемещении на незакрепленный участок обслуживания, изменении вида движения, серии электровоза или перерыве в работе свыше шести месяцев (в том числе на закрепленном участке обслуживания) машинист электровоза допускается к самостоятельному вождению поездов или производству маневров после выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки, получения им заключения машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельной работе и акта о сдаче зачетов, подтверждающих знание устройства обслуживаемого электровоза и участка (участков) обслуживания, в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

4.12 При перерыве в работе более одного года допуск к самостоятельной работе производится в соответствии с разделом 3 настоящей Инструкции.

4.13 Машинист электровоза не имеет права передавать управление локомотивом другим лицам, за исключением машиниста-инструктора или машиниста, передающего опыт вождения поездов.

4.14 В целях практической подготовки машинистов электровозов из числа помощников машинистов, а также переквалификации работников локомотивных бригад на управление электровозом из других видов тяги и видов движения, машинист может передавать управление электровозом под своим наблюдением и под личную ответственность помощнику машиниста или машинисту, проходящему стажировку, при наличии записи машиниста-инструктора о возможности передачи управления в служебном формуляре машиниста, сделанной на основании соответствующего приказа начальника локомотивного депо.

4.15 Машинисту электровоза во время работы запрещается покидать локомотив.

В исключительных случаях машинист электровоза может по согласованию с поездным диспетчером или дежурным по станции (при нахождении на станции) покинуть локомотив, остановив поезд (локомотив) в месте, обеспечивающем безопасность движения и безопасный пропуск подвижного состава по соседним железнодорожным путям, и закрепив в установленном порядке поезд (локомотив) от самопроизвольного ухода.

При отсутствии помощника, машинист электровоза может по согласованию с дежурным по станции покинуть локомотив, только после приведения локомотива в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин машиниста.

4.16 При необходимости выезда на участок обслуживания машиниста электровоза, не имеющего заключения машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной работе на этом участке, должен выделяться проводник из числа машинистов-инструкторов, машинистов электровоза, имеющих такое заключение, или помощников машиниста, имеющих свидетельство на право управления электровозом и стаж работы на указанном участке не менее двух лет, а также запись машиниста-инструктора в служебном формуляре о возможности сопровождения поезда в качестве проводника по участку обслуживания.

Проводник обязан сообщать машинисту информацию, необходимую для обеспечения безопасного проследования поезда по всему участку сопровождения.

Проводник и машинист электровоза в этом случае несут равную ответственность за обеспечение безопасности движения и выполнение графика движения поездов.



5. Организация работы машинистов электровоза на новых участках обслуживания

5.1 Для самостоятельной работы машиниста электровоза на новом участке обслуживания машинистом-инструктором проводится с машинистом теоретические занятия по изучению профиля данного участка, расположения станций и их техническо-распорядительных актов (далее ТРА), сигналов, сигнальных указателей, знаков и их назначение, особенностей режима вождения поездов на участке.

5.2 Комиссия эксплуатационного локомотивного депо проверяет качество теоретической подготовки работников локомотивных бригад, направляемых на новый участок обслуживания.

5.3 Машинист электровоза, успешно прошедший теоретическую подготовку, допускается к проведению пробных поездок с поездами по новому участку обслуживания (не менее двух в оба направления) в сопровождении машиниста-инструктора, имеющего право выезда на этот участок.



6. Обязанности машиниста электровоза

6.1 Машинист электровоза обязан:

— знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной безопасности на электровозах и настоящей Инструкции;

— повышать свою квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по вопросам вождения поездов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания электровозов.

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации — не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации — не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации — не реже одного раза в 3 года.

При сроке работы машинистом электровоза без класса квалификации более трех лет комиссией эксплуатационного локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника к работе по профессии машиниста электровоза;

— являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного по эксплуатационному локомотивному депо;

— при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, сообщить об этом дежурному по эксплуатационному локомотивному депо;

— проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

Обеспечивать установленным порядком контроль соблюдения требований безопасности работниками ОАО «РЖД» при выполнении ими работ на железнодорожных путях (система информации «Работник на пути»).

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)

6.2 При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

— служебное удостоверение с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и свидетельства о присвоении класса квалификации в отдел кадров локомотивного депо, удостоверение о допуске к работам на электроустановках, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры машиниста, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из технико-распорядительных актов станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движения поездов, режимные карты;

6.3 Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационным локомотивным депо, пунктах явки и смены локомотивных бригад, машинистов-инструкторов локомотивных депо, обслуживающих данный участок;

6.4 При ведении поезда и выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны:

— руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

— соблюдать установленные режимы вождения поездов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения.

— не допускать юза и принимать меры к исключению боксования колесных пар, не допускать вождения поездов, вес и длина которых превышают нормы, установленные для данного участка и данной серии локомотива;

— выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;

— контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов локомотива, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения.

— при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время — к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

— не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на локомотиве;

— не покидать кабину управления локомотивом при следовании на запрещающий сигнал светофора по станции и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

— вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

6.5 После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

— сдать дежурному по эксплуатационному локомотивному депо в установленном порядке оформленный маршрут машиниста, служебные формуляры, скоростемерные ленты или электронные носители информации за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда), ключи управления локомотивом и ключи от кабин машиниста, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

— обо всех выявленных недостатках влияющих на обеспечение безопасности движения, выполнение графика движения поездов и рациональное использовании рабочего времени локомотивных бригад, сделать запись в книге замечаний машиниста, а при угрозе жизни или здоровью работников железнодорожного транспорта — в журнале «Человек на пути»;

— при допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказах узлов и агрегатов локомотива, нарушениях графика движения поездов, остановках на перегоне, не предусмотренных графиком движения поездов, предоставлять начальнику локомотивного депо письменный рапорт с указанием обстоятельств и причин произошедшего.



7. Права машиниста электровоза

7.1 Машинист электровоза имеет право:

— пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в эксплуатационном локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

— пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

— делать запись в формуляре помощника машиниста электровоза, работающего в его локомотивной бригаде, о выявленных нарушениях и замечаниях при выполнении им должностных обязанностей;

— в случае неисправности электровоза и вынужденной остановки поезда на перегоне или станции привлекать работников других служб для быстрейшего восстановления движения;

— обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.

7.2 Машинист электровоза вправе не выполнить указание руководителей эксплуатационного локомотивного депо, других причастных к организации поездной и маневровой работы руководителей и должностных лиц, если оно противоречит нормативным документам по безопасности движения, с последующей обязательной записью в книге замечаний машиниста и письменным рапортом начальнику эксплуатационного локомотивного депо.



8. Ответственность машиниста электровоза

8.1 Машинист электровоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.

8.2 За невыполнение или нарушение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».



УТВЕРЖДАЮ

Вице-президент ОАО «РЖД

А.В.Воротилкин

16 июня 2009 г.




ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТУ ТЕПЛОВОЗА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ОАО «РЖД»


N ЦТлб-3/3

(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)



1. Общие положения

1.1 Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права машинистов тепловозов, а также порядок организации их работы.

1.2 Машинисты тепловозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3 Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей инструкцией.



2. Назначение (освобождение) на должность машиниста тепловоза

2.1 Машинистом тепловоза может быть назначено лицо, имеющее свидетельство установленного образца на право управления тепловозом, а также заключение машиниста-инструктора, о допуске к самостоятельному управлению тепловозом на конкретных участках и железнодорожных станциях (далее — станция).

2.2 Перед назначением на должность машиниста тепловоза кандидат в установленном порядке проходит предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию.

2.3 Назначение (освобождение) на должность машиниста тепловоза производится начальником эксплуатационного локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 01.08.2011 N 1687р



3. Подготовка кандидата в машинисты тепловоза для самостоятельной работы в должности машиниста тепловоза

3.1 При назначении на должность машиниста тепловоза кандидат в машинисты тепловоза должен:

— иметь свидетельство установленного образца на право управления тепловозом;

— пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

— иметь рекомендацию машиниста тепловоза, проводившего его практическую подготовку к работе в должности машиниста тепловоза;

— иметь акт о проведении теоретических и практических испытаний при назначении на работу машинистом тепловоза;

— иметь заключение машиниста-инструктора, о допуске к самостоятельному управлению тепловозом на конкретных участках и станциях.

3.2 На период практической подготовки кандидата на должность машиниста тепловоза для обучения режиму вождения поездов и выполнению маневровой работы, приказом начальника локомотивного депо кандидат в машинисты закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности машиниста тепловоза не менее трех лет.

3.3 Практическая подготовка кандидата в машинисты по обучению режимам вождения поездов и выполнению маневровой работы осуществляется в течение не менее трех месяцев.

3.4 Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.

3.5 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.

3.6 При наличии заключения психолога и положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машиниста-инструктора, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо. Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3.7 При положительном результате испытаний машинист-инструктор, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторские поездки (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, смены на маневровой работе).

3.8 После успешного выполнения с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторских поездок машинист-инструктор дает заключение о допуске к самостоятельному управлению тепловозом на конкретных участках и станциях.

3.9 С кандидатом в машинисты тепловоза, при успешной сдаче теоретических и практических испытаний и наличия заключения машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной работе машинистом тепловоза начальником эксплуатационного локомотивного депо проводится индивидуальное собеседование, по результатам которого издается приказ о назначении кандидата в машинисты на должность машиниста тепловоза.

3.10 Назначение на должность машиниста тепловоза производится только при наличии письменного заявления кандидата в машинисты о назначении на должность машиниста тепловоза.



4. Порядок организации работы машинистов тепловоза

4.1 Количественный состав машинистов тепловоза и порядок обслуживания ими локомотивов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий тепловозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания тепловозов.

4.2 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3 Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений — заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4 Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по локомотивному депо и нарядчиков.

4.5 Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

— по приказу начальника локомотивного депо при подготовке к новому графику;

— в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа по депо о формировании локомотивных бригад.

4.6 Руководители локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригады перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7 Машинисты тепловозов первого и второго класса квалификации назначаются для работы в пассажирском движении, в скоростном движении используются машинисты только первого класса. Машинисты тепловоза первого и второго класса также могут быть использованы в грузовом движении и на маневровой работе. Машинисты тепловозов третьего класса квалификации и не имеющие класса квалификации, как правило, обеспечивают работу в грузовом движении и используются на маневровой работе.

В локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты тепловозов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада должна формироваться из машиниста тепловоза, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации, и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

4.8 К работе по обслуживанию тепловоза одним машинистом допускаются машинисты тепловоза, имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению тепловозом без помощника машиниста.

К работе по обслуживанию тепловозов одним машинистом в пассажирском движении допускаются только машинисты первого или второго класса квалификации.

К работе по обслуживанию тепловозов одним машинистом в грузовом движении допускаются машинисты тепловозов, имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности не менее двух лет.

К работе по обслуживанию тепловозов используемых при маневровой работе одним машинистом допускаются машинисты, имеющие класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом на маневрах не менее одного года.

К маневровой работе на тракционных путях локомотивного депо одним машинистом допускаются машинисты тепловозов, имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной маневровой работе на тракционных путях без помощника машиниста.

4.9 При перерыве в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых участках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т.п.), машинист тепловоза допускается к самостоятельной работе только после проведения с ним дополнительного инструктажа и проверки знаний об особенностях работы в измененных условиях на обслуживаемых участках, а при необходимости выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки.

4.10 При перерыве в работе от трех до шести месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на обслуживаемых участках или станциях (в расположении сигналов, средствах связи и т.п.), машинист тепловоза допускается к самостоятельной работе после проведения с ним дополнительного инструктажа, проверки знаний об особенностях работы в измененных условиях на обслуживаемых участках и выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки по одному из этих участков.

4.11 При перемещении на незакрепленный участок обслуживания, изменении вида движения, серии тепловоза или перерыве в работе свыше шести месяцев (в том числе на закрепленном участке обслуживания) машинист тепловоза допускается к самостоятельному вождению поездов или производству маневров после выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки, получения им заключения машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельной работе и акта о сдаче зачетов, подтверждающих знание устройства обслуживаемого тепловоза и участка (участков) обслуживания, в комиссии локомотивного депо.

4.12 При перерыве в работе более одного года допуск к самостоятельной работе производится в соответствии с разделом 3 настоящей Инструкции.

4.13 Машинист тепловоза не имеет права передавать управление локомотивом другим лицам, за исключением машиниста-инструктора или машиниста, передающего опыт вождения поездов.

4.14 В целях практической подготовки машинистов тепловозов из числа помощников машинистов, а также переквалификации работников локомотивных бригад на управление тепловозом из других видов тяги и видов движения, машинист может передавать управление тепловозом под своим наблюдением и под личную ответственность помощнику машиниста или машинисту, проходящему стажировку, при наличии записи машиниста-инструктора о возможности передачи управления в служебном формуляре машиниста, сделанной на основании соответствующего приказа начальника локомотивного депо.

4.15 Машинисту тепловоза во время работы запрещается покидать локомотив.

В исключительных случаях машинист локомотива может по согласованию с поездным диспетчером или дежурным по станции (при нахождении на станции) покинуть локомотив, остановив поезд (локомотив) в месте, обеспечивающем безопасность движения и безопасный пропуск подвижного состава по соседним железнодорожным путям, и закрепив в установленном порядке поезд (локомотив) от самопроизвольного ухода.

При отсутствии помощника, машинист тепловоза может по согласованию с дежурным по станции покинуть локомотив, только после приведения локомотива в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин машиниста.

4.16 При необходимости выезда на участок обслуживания машиниста тепловоза, не имеющего заключения машиниста-инструктора о допуске к самостоятельной работе на этом участке, должен выделяться проводник из числа машинистов-инструкторов, машинистов тепловоза, имеющих такое заключение, или помощников машиниста, имеющих свидетельство на право управления тепловозом и стаж работы на указанном участке не менее двух лет, а также запись машиниста-инструктора в служебном формуляре о возможности сопровождения поезда в качестве проводника по участку обслуживания.

Проводник обязан сообщать машинисту информацию, необходимую для обеспечения безопасного проследования поезда по всему участку сопровождения.

Проводник и машинист тепловоза в этом случае несут равную ответственность за обеспечение безопасности движения и выполнение графика движения поездов.



5. Организация работы локомотивной бригады на новых участках обслуживания

5.1 Для самостоятельной работы машиниста тепловоза на новом участке обслуживания машинистом-инструктором проводится с машинистом теоретические занятия по изучению профиля данного участка, расположения станций и их техническо-распорядительных актов (далее ТРА), сигналов, сигнальных указателей, знаков и их назначение, особенностей режима вождения поездов на участке.

5.2 Комиссия эксплуатационного локомотивного депо проверяет качество теоретической подготовки работников локомотивных бригад, направляемых на новый участок обслуживания.

5.3 Машинист тепловоза, успешно прошедший теоретическую подготовку, допускается к проведению пробных поездок с поездами по новому участку обслуживания (не менее двух в оба направления) в сопровождении машиниста-инструктора, имеющего право выезда на этот участок.



6. Обязанности машиниста тепловоза

6.1 Машинист тепловоза обязан:

— знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной безопасности на тепловозах и настоящей Инструкции;

— повышать свою квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по вопросам вождения поездов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания тепловозов;

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации — не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации — не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации — не реже одного раза в 3 года;

При сроке работы машинистом тепловоза без класса квалификации более трех лет комиссией эксплуатационного локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника к работе по профессии машиниста тепловоза;

— являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного по эксплуатационному локомотивному депо;

— при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее чем за три часа, сообщить об этом дежурному по локомотивному депо;

— проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

Обеспечивать установленным порядком контроль соблюдения требований безопасности работниками ОАО «РЖД» при выполнении ими работ на железнодорожных путях (система информации «Работник на пути»).

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)

6.2 Проходить медицинский осмотр в пунктах оборота и после поездки, если такой порядок установлен железной дорогой;

6.3 При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

— служебное удостоверение с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и свидетельства о присвоении класса квалификации в отдел кадров локомотивного депо, удостоверение о допуске к работам на электроустановках, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры машиниста, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из технико-распорядительных актов станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движения поездов, режимные карты;

6.4 Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационным локомотивным депо, пунктах явки и смены локомотивных бригад, машинистов-инструкторов локомотивных депо, обслуживающих данный участок;

6.5 При приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и местных инструкций.

6.6 При ведении поезда и выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны:

— руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

— соблюдать установленные режимы вождения поездов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

— не допускать юза и принимать меры к исключению боксования колесных пар, не допускать вождения поездов, вес и длина которых превышают нормы, установленные для данного участка и данной серии локомотива;

— выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;

— контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тепловоза, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

— при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время — к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

— не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на локомотивах;

— не покидать кабину управления локомотивом при следовании на запрещающий сигнал светофора, по станции и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

— вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

6.7 После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

— сдать дежурному по эксплуатационному локомотивному депо в установленном порядке оформленный маршрут машиниста, служебные формуляры, скоростемерные ленты или электронные носители информации за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда), ключи управления локомотивом и ключи от кабин машиниста, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

— обо всех выявленных недостатках влияющих на обеспечение безопасности движения, выполнение графика движения поездов и рациональное использовании рабочего времени локомотивных бригад, сделать запись в книге замечаний машиниста, а при угрозе жизни или здоровью работников железнодорожного транспорта — в журнале «Человек на пути»;

— при допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказах узлов и агрегатов тепловоза, нарушениях графика движения поездов, остановках на перегоне, не предусмотренных графиком движения поездов, предоставлять начальнику локомотивного депо письменный рапорт с указанием обстоятельств и причин произошедшего.



7. Права машиниста тепловоза

7.1 Машинист тепловоза имеет право:

— пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

— пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

— делать запись в формуляре помощника машиниста тепловоза, работающего в его локомотивной бригаде, о выявленных нарушениях и замечаниях при выполнении им должностных обязанностей;

— в случае неисправности тепловоза и вынужденной остановки поезда на перегоне или станции привлекать работников других служб для быстрейшего восстановления движения;

— обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.

7.2 Машинист тепловоза вправе не выполнить указание руководителей эксплуатационного локомотивного депо, других причастных к организации поездной и маневровой работы руководителей и должностных лиц, если оно противоречит нормативным документам по безопасности движения, с последующей обязательной записью в книге замечаний машиниста и письменным рапортом начальнику эксплуатационного локомотивного депо.



8. Ответственность машиниста тепловоза

8.1 Машинист тепловоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.

8.2 За невыполнение или нарушение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».



УТВЕРЖДАЮ

Вице-президент ОАО «РЖД

А.В.Воротилкин

16 июня 2009 г.




ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПОМОЩНИКУ МАШИНИСТА ЭЛЕКТРОВОЗА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ОАО «РЖД»


N ЦТлб-3/4

(В ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р, от 19.08.2013 N 1794р)



1. Общие положения

1.1 Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на электровозах, основные обязанности и права помощников машинистов электровозов, а также порядок организации их работы.

1.2 Помощники машинистов электровозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3 Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей инструкцией.



2. Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста электровоза

2.1 Помощником машиниста электровоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста электровоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2 Перед назначением на должность помощника машиниста электровоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию.

2.3 Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста электровоза производится начальником локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.



3. Подготовка помощника машиниста электровоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста электровоза

3.1 Для назначения на должность помощника машиниста электровоза кандидат на помощник машиниста электровоза должен:

— иметь свидетельство помощника машиниста электровоза установленного образца;

— пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

— иметь рекомендацию машиниста электровоза, проводившего его практическую подготовку к работе в должности помощника машиниста;

— иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2 Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машинисты нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4 При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста электровоза.

Помощники машинистов не имеющие свидетельства на право управления электровозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 13.05.2010 N 1007р



4. Порядок формирования локомотивных бригад и организации работы помощников машинистов электровозов

4.1 Количественный состав помощников машинистов электровозов и порядок обслуживания ими локомотивов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий электровозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания электровозов.

4.2 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3 Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений — заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4 Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по локомотивному депо и нарядчиков.

4.5 Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

— по приказу начальника локомотивного депо при подготовке к новому графику;

— в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа по депо о формировании локомотивных бригад.

4.6 Руководители локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригады перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7 В локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов локомотивов, не имеющие свидетельства на право управления электровозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

4.8 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.



5. Обязанности помощника машиниста электровоза

5.1 Помощник машиниста электровоза обязан:

— знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной безопасности на ЭПС и настоящей Инструкции;

— повышать свою квалификацию и технические знания по вопросам технического обслуживания электровозов, при сроке работы помощником машиниста электровоза без получения свидетельства на право управления электровозом более трех лет комиссией локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника к работе;

— являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного по локомотивному депо;

— при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее чем за три часа, сообщить об этом дежурному по локомотивному депо;

— проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

Обеспечивать установленным порядком контроль соблюдения требований безопасности работниками ОАО «РЖД» при выполнении ими работ на железнодорожных путях (система информации «Работник на пути»).

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)

5.2 При выполнении должностных обязанностей на работе иметь при себе:

— служебное удостоверение, а при наличии права управления электровозом, с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления электровозом;

— удостоверение о допуске к работам на электроустановках, служебный и технический формуляры помощника машиниста;

— талон предупреждения, выписки об установленных скоростях движения поездов.

5.3 Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационному локомотивному депо, пунктов смены и явки локомотивных бригад, машинистов-инструкторов локомотивных депо обслуживающих данный участок, машиниста.

5.4 При приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и местных инструкций.

5.5 При ведении поезда и выполнении маневровой работы помощник машиниста электровоза обязан:

— руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

— соблюдать установленные режимы вождения поездов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

— выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;

— контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов ЭПС, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

— при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время — к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

— не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на электровозе;

— не покидать кабину управления электровоза при следовании на запрещающий сигнал светофора, по станции и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

— вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

Обеспечить экстренную остановку поезда из любой кабины управления локомотивом при непринятии машинистом локомотива мер к остановке поезда при следовании на запрещающее показание сигнала светофора или при превышении скорости движения поезда более чем на 5 км/час от установленной.

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 19.08.2013 N 1794р)

5.6 После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

— сдать дежурному по локомотивному депо в установленном порядке оформленный маршрут машиниста, служебные формуляры, скоростемерные ленты или электронные носители информации за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда), ключи управления локомотивом и ключи от кабин машиниста, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

— обо всех выявленных недостатках, влияющих на обеспечение безопасности движения, выполнение графика движения поездов и рациональное использовании рабочего времени локомотивных бригад, сделать запись в книге замечаний машиниста, а при угрозе жизни или здоровью работников железнодорожного транспорта — в журнале «Человек на пути».



7. Права помощника машиниста электровоза

7.1 Помощник машиниста электровоза имеет право:

— пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

— пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

— обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.



8. Ответственность помощника машиниста электровоза

8.1 Помощник машиниста электровоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.

8.2 За невыполнение или нарушение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».



УТВЕРЖДАЮ

Вице-президент ОАО «РЖД

А.В.Воротилкин

16 июня 2009 г.




ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПОМОЩНИКУ МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ОАО «РЖД»


ЦТлб-3/5

(В ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р, от 19.08.2013 N 1794р)



1. Общие положения

1.1 Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права помощников машинистов тепловозов, а также порядок организации их работы.

1.2 Помощники машинистов тепловозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3 Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей инструкцией.



2. Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста тепловоза

2.1 Помощником машиниста тепловоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста тепловоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2 Перед назначением на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию.

2.3 Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста тепловоза производится начальником локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.



3. Подготовка помощника машиниста тепловоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста тепловоза

3.1 Для назначения на должность помощника машиниста тепловоза кандидат на помощник машиниста тепловоза должен:

— иметь свидетельство помощника машиниста тепловоза установленного образца;

— пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

— иметь рекомендацию машиниста тепловоза, проводившего его практическую подготовку к работе в должности помощника машиниста;

— иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2 Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машинист-инструктор, прикрепленный к колонне локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машинисты нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4 При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии — машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста тепловоза.

Помощники машинистов не имеющие свидетельства на право управления тепловозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.



4. Порядок формирования локомотивных бригад и организации работы помощников машинистов тепловозов

4.1 Количественный состав помощников машинистов тепловозов и порядок обслуживания ими локомотивов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий тепловозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания тепловозов.

4.2 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3 Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений — заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4 Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по локомотивному депо и нарядчиков.

4.5 Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

— по приказу начальника локомотивного депо при подготовке к новому графику;

— в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа по депо о формировании локомотивных бригад.

4.6 Руководители локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригады перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7 В локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов локомотивов, не имеющие свидетельства на право управления тепловозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

4.8 Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.



5. Обязанности помощника машиниста тепловоза

5.1 Помощник машиниста тепловоза обязан:

— знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной безопасности на ЭПС и настоящей Инструкции;

— повышать свою квалификацию и технические знания по вопросам технического обслуживания тепловозов, при сроке работы помощником машиниста тепловоза без получения свидетельства на право управления тепловозом более трех лет комиссией локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника к работе;

— являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного по локомотивному депо;

— при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа сообщить об этом дежурному по локомотивному депо;

— проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

Обеспечивать установленным порядком контроль соблюдения требований безопасности работниками ОАО «РЖД» при выполнении ими работ на железнодорожных путях (система информации «Работник на пути»).

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.05.2013 N 1172р)

5.2 При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

— служебное удостоверение, а при наличии права управления локомотивом, с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления;

— удостоверение о допуске к работам на теплоустановках;

— служебный и технический формуляры помощника машиниста;

— талон предупреждения;

— выписки об установленных скоростях движения поездов.

5.3 Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационному локомотивному депо, пунктов смены и явки локомотивных бригад, машинистов-инструкторов локомотивных депо обслуживающих данный участок, машиниста.

5.4 При приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и местных инструкций.

5.5 При ведении поезда и выполнении маневровой работы помощник машиниста тепловоза обязан:

— руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

— соблюдать установленные режимы вождения поездов, руководствуясь режимными картами, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

— выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;

— контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов локомотива, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

— при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время — к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

— не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на локомотиве;

— не покидать кабину управления локомотива при следовании на запрещающий сигнал светофора, по станции и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

— вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

Обеспечить экстренную остановку поезда из любой кабины управления локомотивом при непринятии машинистом локомотива мер к остановке поезда при следовании на запрещающее показание сигнала светофора или при превышении скорости движения поезда более чем на 5 км/час от установленной.

(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 19.08.2013 N 1794р)

5.6 После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

— сдать дежурному по локомотивному депо в установленном порядке оформленный маршрут машиниста, служебные формуляры, скоростемерные ленты или электронные носители информации за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда), ключи управления локомотивом и ключи от кабин машиниста, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

— обо всех выявленных недостатках влияющих на обеспечение безопасности движения, выполнение графика движения поездов и рациональное использовании рабочего времени локомотивных бригад, сделать запись в книге замечаний машиниста, а при угрозе жизни или здоровью работников железнодорожного транспорта — в журнале «Человек на пути».



7. Права помощника машиниста тепловоза

7.1 Помощник машиниста тепловоза имеет право:

— пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

— пользоваться служебной телефонной, телеграфной электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

— обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.



8. Ответственность помощника машиниста тепловоза

8.1 Помощник машиниста тепловоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.

8.2 За невыполнение или нарушение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности