Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 02.08.2009 N 1834Р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 2 августа 2009 г. N 1834р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗДЕЛКИ ИСКЛЮЧЕННЫХ ИЗ ИНВЕНТАРЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

В целях совершенствования технологии разделки в металлолом исключенных из инвентаря грузовых вагонов, заготовки демонтированных с них узлов и деталей для повторного использования, установления единых требований по охране труда при разделке вагонов:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2009 года комплект документов на типовой технологический процесс разделки исключенных из инвентаря вагонов ТК-135 2009 г.

2. Начальнику Департамента вагонного хозяйства Д.Н.Лосеву, начальнику Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов Н.А.Бочкареву обеспечить рассылку типового технологического процесса разделки исключенных из инвентаря вагонов ТК-135 2009 г. в службы вагонного хозяйства, региональные дирекции по ремонту грузовых вагонов, эксплуатационные и ремонтные депо, имеющие в составе пункты разделки вагонов.

3. Руководителям вагонных депо, имеющих в составе пункты разделки вагонов, в срок до 15 октября 2009 г. откорректировать и утвердить местные технологические процессы разделки исключенных из инвентаря вагонов основании типового технологического процесса ТК-135 2009 г. Начальникам служб вагонного хозяйства и региональных дирекций по ремонту грузовых вагонов установить контроль за внесением указанных изменений.

4. С введением в действие комплекта документов, указанных в п. 1 ранее действовавший типовой технологический процесс разделки исключенных из инвентаря вагонов ТК-135 1986 г. на предприятиях вагонного хозяйства ОАО «РЖД» не применять.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента вагонного хозяйства Лосева Д.Н.

Вице-президент

ОАО «РЖД»

А.В.Воротилкин


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДАЮ:

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.В. Воротилкин

02.09.2009 г.



КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ НА ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗДЕЛКИ ИСКЛЮЧЕННЫХ ИЗ ИНВЕНТАРЯ ВАГОНОВ

ТК-135

СОГЛАСОВАНО

Начальник Департамента

вагонного хозяйства ОАО «РЖД»

Д.Н.Лосев

13.08.2009 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Центральной Дирекции

по ремонту грузовых вагонов

ОАО «РЖД»

Н.А.Бочкарев

18.06.2009 г.

И.о. Главный инженер

ЦДРВ ОАО «РЖД»

А.А. Ворыханов

17.06.2009 г.

Главный инженер

ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»

В.П. Бахмат

15.06.2009 г.

1880.40200.00053



Ведомость технологических документов

1880.25200.00018



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ



1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 Настоящий Типовой технологический процесс предназначен для разработки рабочих технологических процессов пунктов (механизированных производственных участков) разделки грузовых вагонов, исключенных из инвентаря, применительно к местным условиям, а также организационно-технических мероприятий по совершенствованию их работы.

1.2 Разделка исключенных из инвентаря грузовых вагонов в металлолом и заготовка снятых с них деталей и узлов для повторного использования производится в соответствии с требованиями:

— инструкции по исключению из инвентаря вагонов N ЦЧУ-ЦВ/4433;

— инструктивных указаний по разделке в металлолом грузовых вагонов, исключенных из инвентаря N 425 ПКБ ЦВ;

— инструкции по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2007г. N 2460р.

1.3 Разделка вагонов должна выполняться с учетом «Норм выхода лома черных металлов при разделке исключенных из инвентаря грузовых вагонов» N 516 ПКБ ЦВ.

1.4 Перечень нормативных технических документов, использованных при разработке настоящего комплекта технологической документации, приведен в приложении А.

1.5 Перечень стандартов, использованных при разработке настоящего комплекта технологической документации, приведен в приложении Б.

1.6 С введением в действие настоящего комплекта технологической документации ранее действовавший Типовой технологический процесс разделки исключенных из инвентаря вагонов 1880.01200.00030 (ТК-135), утвержденный Главным управлением вагонного хозяйства МПС 15.05.1986г., на предприятиях вагонного хозяйства ОАО «РЖД» не применять.



2  НАЗНАЧЕНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПУНКТОВ РАЗДЕЛКИ

2.1 Пункты разделки (механизированные производственные участки) предназначены для разделки в металлолом исключенных из инвентаря вагонов, демонтажа и ремонта годных для повторного использования деталей и узлов, заготовки профильного и листового материала для ремонта вагонов и изготовления средств технического оснащения.

2.2 Пункты (механизированные производственные участки) разделки могут размещаться на станциях массовой погрузки вагонов или формирования маршрутов, на станциях, имеющих пункты подготовки вагонов к перевозкам, или находящихся на пути следования порожних вагонов, на территории или в непосредственной близости от вагонного депо.

2.3 Пункты (механизированные производственные участки) разделки по технологическому оснащению и объему работы делятся на:

— крупные — с разделкой более шести вагонов в сутки и ремонтом всех запасных частей, снятых с вагонов;

— средние — с разделкой от двух до шести вагонов в сутки и ремонтом всех или отдельных запасных частей, снятых с вагонов;

— малые — с разделкой до двух вагонов в сутки без ремонта запасных частей.



3  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПУНКТОВ РАЗДЕЛКИ ВАГОНОВ



3.1 Общие положения

3.1.1 Разделке в металлолом в соответствии с настоящим комплектом документов подлежат вагоны, исключенные из инвентаря. Разделка вагонов в металлолом производится на пунктах (механизированных производственных участках) разделки, входящих в состав или находящихся в ведении вагонного эксплуатационного или ремонтного депо. Территория участка разделки, как правило, должна иметь твердое покрытие.

3.1.2 Перед подачей в разделку вагоны должны быть очищены от остатков грузов и обмыты. В технически обоснованных случаях участки обмывки могут предусматриваться в составе крупных пунктов разделки. Вагоны для перевозки опасных грузов, легковоспламеняющихся материалов и т.п., должны быть предварительно промыты и пропарены на ППС, с предоставлением акта формы ВУ-19. Вагоны после перевозки опасных и легковоспламеняющихся грузов без предъявления акта формы ВУ-19 к разделке не допускаются.



3.2 Организация работы крупного пункта разделки

3.2.1 Типовая схема крупного пункта разделки с полным технологическим оснащением приведена на рисунке 1. На крупных пунктах разделки должны быть максимально механизированы все работы по разделке вагонов и отгрузке запасных частей, материалов и металлолома и организован ремонт всех запасных частей, снятых с вагонов. Технологическое оборудование для разделки вагонов по проекту Т 811.00.00.000 ПКБ ЦВ «Оснастка площадки разделки исключенных из инвентаря вагонов» приведено в таблице 3.1.

Таблица 3.1


Обозначение

Наименование

Назначение

Т 811.01.00.000

Подъемник

Для производства работ на высоте

Т 811.02.00.000

Контейнер

Для складирования мелких деталей

Т 811.03.00.000

Кассета

Для складирования дверей, крышек

люков, триангелей

Т 811.04.00.000

Стеллаж

Для складирования деревянной

обшивы и настила пола

Т 811.05.00.000

Траверса

Для транспортировки крыш крытых

вагонов и хопперов

Т 811.06.00.000

Кантователь

Для поворота рамы вагона на 1800

при демонтаже подвагонного

оборудования

Т 811.07.00.000

Траверса

Для снятия и транспортировки рамы

тележки

Т 811.08.00.000

Захват

Для транспортировки колесных пар

Т 811.09.00.000

Ложемент

Для дефектации и разборки рам тележек

3.2.2 Технологическая оснастка, применяемая при демонтаже оборудования вагонов, приведена в рекомендуемом приложении В.

3.2.3 Путевое развитие крупного пункта разделки должно обеспечивать накопление подлежащих исключению вагонов, разделку вагонов, отгрузку и вывоз запасных частей, материалов и металлолома.

3.2.4 Крупный пункт разделки в общем случае включает следующие пути и участки:

— путь накопления вагонов;

— путь отгрузки запасных частей, материалов и металлолома;

— участок подготовки (очистки и обмывки) вагонов — при необходимости;

— участок разделки вагонов.

3.2.5 В составе крупного пункта предусмотрены следующие основные ремонтно-заготовительные производственные отделения, помещения и площадки:

— сварочное отделение;

— механическое отделение;

— отделение ремонта автосцепного оборудования;

— отделение ремонта тормозного оборудования;

— отделение ремонта дверей, крышек люков полувагонов, бортов платформ и т.п.;

— отделение ремонта деталей и узлов тележек;

— бытовые помещения;

— кладовые для инструмента, ЗИП, вспомогательных материалов;

— склады хранения кислородных баллонов и баллонов с горючими газами;

— площадки складирования запасных частей, материалов и металлолома.

3.2.6 Вагоны подаются маневровым локомотивом (мотовозом) в соответствии с рисунком 1 в зону действия тяговой лебедки I, которая перемещает их на позиции разделки. В технически обоснованных случаях пункт разделки может оборудоваться площадкой 3 для очистки вагонов от остатков грузов, а также установкой для обмывки вагонов 4.



3.2.7 Разделка вагонов на крупном пункте предусмотрена на четырех позициях:

— демонтажа узлов и деталей вагонов, деревянной обшивки и досок пола, которые целесообразно снимать с вагонов до их порезки;

— порезки кузова вагона (котла цистерны);

— демонтажа подвагонного оборудования и порезки рамы;

— разборки и дефектации тележек.

Для производства работ на высоте предусмотрено оснащение крупных пунктов разделки стационарными подъемниками Т 811.01 ПКБ ЦВ с откидными трапами для работ на продольных и торцевых стенах вагона на высоте до 4,15 м от уровня головки рельса. На междупутьях с твердым покрытием допускается использование передвижных подмостей по ГОСТ 28012-89 с ограждением рабочей площадки. Демонтаж пятников и подвагонного оборудования, в т.ч. крышек люков полувагонов, и разделка рамы предусмотрены после разделки кузова в перевернутом на 180 град. положении рамы, при котором подвагонное оборудование расположено сверху. Для этого использован кантователь рам вагонов Т 811.06 ПКБ ЦВ.

3.2.8 На первую позицию вагон подается тяговой лебедкой так, чтобы передняя торцевая стена вагона остановилась в зоне действия откидного трапа подъемника 7*(здесь и далее символом* обозначена технологическая оснастка, входящая в состав проекта Т 811 ПКБ ЦВ).

На первой позиции демонтируют:

— деревянную обшивку стен и крыши крытых вагонов;

— доски пола крытых вагонов и платформ;

— грузовые и торцевые двери крытых вагонов и полувагонов;

— стяжные хомуты и съемные части сливных приборов цистерн;

— расцепной привод и головки автосцепок, концевые краны и тормозные рукава;

— крышки загрузочно-разгрузочных люков вагонов-хопперов, цистерн, крытых вагонов;

— борта платформ, вагонов-самосвалов.

Первая позиция находится в зоне действия козлового крана 5 грузоподъемностью не менее 3,2т и оснащена:

— подъемником с откидным трапом 7*;

— контейнерами 8* для снятых с вагона запасных частей, приспособленными для транспортировки как краном, так и электропогрузчиком;

— кассетами 6* для складирования дверей крытых вагонов и полувагонов;

— стеллажами 9* для складирования деревянной обшивки и досок пола.

3.2.9 На второй позиции производится укрупненная порезка кузова вагона (котла цистерны). С вагона последовательно демонтируют и убирают на стапели 11 крышу, торцевые стены (фермы), боковые стены (фермы), бункеры вагонов-хопперов и т.п.

На стапелях укрупненные части вагона разрезают на удобные для транспортировки части, а также вырезают заготовки металла, используемые при ремонте вагонов и изготовлении средств технического оснащения.

На вновь оборудуемых и реконструируемых пунктах для укрупненной разделки кузовов и рам рекомендуется использовать установку для воздушно-плазменной резки металлов УВПР-2001 производства ОАО электромашиностроительный завод «Фирма СЭЛМА», г. Симферополь, или аналогичные установки плазменной резки.

Вторая позиция находится в зоне действия козлового крана 19 грузоподъемностью 5т и оснащена:

— подъемником с откидным трапом 7*;

— траверсой 10* для снятия крыш крытых вагонов и вагонов-хопперов;

— стапелями 11* для резки укрупненных частей на удобные для транспортировки части, а также для вырезки заготовок.

После порезки кузова (котла) вагон подается тяговой лебедкой I на третью позицию.

3.2.10 На третьей позиции от тележек отсоединяют рычажную передачу вагона, кантователь 13* навешивают на крюки кранов 19 и вставляют захватами в розетки автосцепок; раму вагона снимают с тележек, переворачивают кантователем на 180 град. и устанавливают на стапель так, чтобы подвагонное оборудование было сверху. На стапеле демонтируют тормозное оборудование (тормозной цилиндр, воздухораспределитель, запасный резервуар, воздухопровод, краны), пятники, поглощающий аппарат с тяговым хомутом, узлы и детали разгрузочных механизмов, крышки люков полувагонов и т.п. Затем раму разрезают на удобные для транспортировки части. Тележки перемещают лебедкой на четвертую позицию.

3.2.11 Четвертая позиция состоит из участка накопления тележек, участка демонтажа тележек и участка дефектации рам тележек.

На участке демонтажа с тележек снимают триангели. Раму тележки убирают краном с помощью траверсы 14* на участок дефектации, где производится внешний осмотр и неразрушающий контроль (НК) литых боковых рам тележек и надрессорных балок для выявления трещин в соответствии с РД 32.174-2001. Затем раму тележки краном снимают с установки дефектоскопирования 16 и устанавливают надрессорной балкой на ложемент 17* для разборки. Сначала демонтируют рессорное подвешивание, затем снимают с надрессорной балки боковины, надрессорную балку убирают с ложемента. Годные или подлежащие восстановлению детали рессорного подвешивания укладывают в контейнеры, боковины и надрессорные балки убирают на площадку 20 для складирования запасных частей. В зависимости от местных условий детали, подвергающиеся НК, могут транспортироваться в соответствующие участки депо.

Детали рессорного подвешивания, боковины и надрессорные балки, подлежащие сдаче в металлолом, убирают на площадку 12 складирования металлолома.

Колесные пары убирают краном с помощью захвата 15* на участок накопления колесных пар 18.



3.2.12 Все снимаемые с вагона детали на позициях разделки подвергаются дефектации.

В соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 23.04.2007 г. Нр ВГ-4348 забракованные литые детали тележек и автосцепного устройства разделывают в металлолом по методике:

— надрессорная балка на две симметричные части по отверстию под шкворень;

— боковая балка на две симметричные части по среднему сечению рессорного проема;

— корпус автосцепки в месте перехода головки к хвостовику;

— тяговый хомут по тяговым полосам;

— корпус фрикционного аппарата по отверстию под стяжной болт.

Интересно почитать:   Распоряжение № 2764р от 31.12.2009



3.3 Организация работы среднего пункта разделки

3.3.1 Типовая схема среднего пункта разделки приведена на рисунке 2

3.3.2 Исключенные из инвентаря вагоны подают маневровым локомотивом или мотовозом в зону действия тяговой лебедки 1, которая перемещает их на позиции разделки. В технически обоснованных случаях на пункте разделки может быть оборудована площадка 3 для очистки вагонов от остатков грузов перед разделкой.

3.3.3 Разделка вагонов на среднем пункте предусмотрена на трех позициях:

— демонтажа съемного оборудования, деревянной обшивки и досок пола;

— порезки кузова (котла цистерны) и рамы;

— разборки тележек.

Все позиции находятся в зоне действия двух козловых кранов 5 грузоподъемностью 5т.

3.3.4 Для производства работ на высоте на средних пунктах разделки могут применяться стационарные подъемники с откидными трапами по п.3.2.7, передвижные подмости по ГОСТ 28012-89 или иные средства подмащивания по ГОСТ 24258-88. Допускается применение лестниц-стремянок, имеющих ограждение верхней (рабочей) площадки.

3.3.5 На первой позиции демонтируют:

— деревянную обшивку стен и крыши крытых вагонов;

— доски пола крытых вагонов и платформ;

— грузовые двери крытых вагонов, торцевые двери полувагонов;

— крышки загрузочно-разгрузочных люков вагонов-хопперов, цистерн, крытых вагонов;

— стяжные хомуты и съемные части сливных приборов цистерн;

— борта платформ, вагонов-самосвалов.

Первая позиция оснащена:

— подъемником 7* или передвижными подмостями;

— контейнерами 8* для снятых с вагона запасных частей, приспособленными для транспортировки как краном, так и электропогрузчиком;

— кассетами 6* для складирования грузовых дверей крытых вагонов, торцевых дверей полувагонов;

— стеллажами 9* для складирования деревянной обшивки и досок пола.

После демонтажа оборудования вагон перемещают лебедкой на вторую позицию.

3.3.6 На второй позиции производится разделка кузова и рамы. С вагона последовательно демонтируют и убирают на стапели 11 крышу, торцевые стены (фермы), боковые стены (фермы), бункеры вагонов-хопперов, горловину, части котла цистерны и т.п.

На стапелях укрупненные части кузова вагона (котла цистерны) разрезают на удобные для транспортировки части, а также вырезают заготовки металла, используемые для ремонта вагонов и изготовления средств технического оснащения.

После разделки кузова от тележек отсоединяют рычажную передачу вагона, кантователь 13* навешивают на крюки кранов 5 и вставляют захватами в розетки автосцепок; раму вагона снимают с тележек, переворачивают кантователем на 180 град. и устанавливают на стапель так, чтобы подвагонное оборудование было сверху. На стапеле демонтируют тормозное оборудование (тормозной цилиндр, воздухораспределитель, запасный резервуар, воздухопровод, краны), пятники, поглощающий аппарат с тяговым хомутом, узлы и детали разгрузочных механизмов, крышки люков полувагонов и т.п. и отправляют на ремонтные участки. Раму разрезают на удобные для транспортировки части.

Тележки подают лебедкой на третью позицию.

При отсутствии кантователя раму вагона поднимают кранами 5, тележки перемещают на третью позицию, раму опускают на технологические опоры (тумбы), демонтируют подвагонное оборудование с использованием технологической оснастки для ремонта вагонов и транспортируют на ремонтные участки. Рекомендуемая технологическая оснастка для демонтажа основного подвагонного оборудования приведена в таблице 3.2. После демонтажа подвагонного оборудования раму снимают с опор, устанавливают на стапель и разрезают на удобные для транспортировки части.

3.3.7 На третьей позиции выполняют разборку тележек. С тележек снимают триангели, затем раму тележки с помощью траверсы 14* устанавливают надрессорной балкой на ложемент 17* для разборки. Сначала демонтируют рессорное подвешивание, затем снимают с надрессорной балки боковины, надрессорную балку убирают с ложемента на площадку складирования запасных частей 16. Колесные пары накапливают на участке 18. Затем узлы тележек транспортируют на соответствующие участки депо для дефектации и ремонта.



Таблица 3.2 — Технологическая оснастка для демонтажа

подвагонного оборудования


Обозначение

Наименование

Изготовитель

(поставщик)

Примечание

УДПА 30 МЭ

Установка комбинированная снятия

и монтажа поглощающих аппаратов

Компания

«Технос»,

г. Челябинск

Приложение В

УКП 40/30 МЭ

Установка срыва и клепки пятника

4МВ30-12,0

Захваты для подъема вагона за

автосцепку

ЗАО «Майна —

Вира», г.

Москва

4МВ21-12,0

4МВ28-0,25

Захват для горизонтального

перемещения автосцепки

4МВ19-0,1

Захват для крышек люков

полувагонов

4МВ35-0,3

Захват для снятия и установки

тормозного цилиндра

12МВ2-7,0

Тумба для установки вагона

3.3.8 Забракованные литые детали тележек и автосцепного устройства разделывают в металлолом по п.3.2.12 настоящей инструкции.



3.4 Организация работы малого пункта разделки

3.4.1 Типовая схема малого пункта разделки приведена на рисунке 3.

3.4.2 На малом пункте разделки предусмотрены пути:

— накопления вагонов;

— разделки вагонов и отгрузки запасных частей, материалов и металлолома.

3.4.3 Демонтаж оборудования и порезка вагонов на малом пункте разделки выполняются на одной позиции, находящейся в зоне действия козлового крана 11 грузоподъемностью 5т.

3.4.4 Для производства работ на высоте на малых пунктах разделки могут применяться передвижные подмости по ГОСТ 28012-89, иные средства подмащивания по ГОСТ 24258-88 или лестницы-стремянки, имеющие ограждение верхней (рабочей) площадки. Работа с приставных лестниц допускается при условии применения предохранительного пояса, закрепляемого за прочный конструктивный элемент вагона или за лестницу, надежно закрепленную за конструкцию вагона. Опорные части приставных лестниц и лестниц-стремянок должны иметь оковки с острыми наконечниками при установке на грунте или башмаки из резины или другого нескользящего материала при установке на твердых поверхностях (металле, асфальте, бетоне).

3.4.5 Вагоны, исключенные из инвентаря, подают маневровым локомотивом или мотовозом непосредственно на позицию разделки.

3.4.6 На вагонах демонтируют:

— деревянную обшивку стен и крыши крытых вагонов;

— доски пола крытых вагонов и платформ;

— грузовые двери крытых вагонов, торцевые двери полувагонов;

— крышки загрузочно-разгрузочных люков вагонов-хопперов, цистерн, крытых вагонов;

— съемные части сливных приборов цистерн;

— борта платформ, вагонов-самосвалов.

3.4.8 После демонтажа съемного оборудования выполняют разделку кузова (котла цистерны). С вагона последовательно демонтируют и убирают на стапели 11 крышу, торцевые стены (фермы), боковые стены (фермы), бункеры вагонов-хопперов, горловину, стяжные хомуты, верхние, затем нижние части котла цистерны и т.п.

На стапелях укрупненные части кузова вагона (котла цистерны) разрезают на удобные для транспортировки части, а также вырезают заготовки металла, используемые для ремонта вагонов и изготовления средств технического оснащения.

3.4.9 После разделки кузова (котла цистерны) от тележек отсоединяют тормозную рычажную передачу и осуществляют подъемку рамы с одной стороны захватом за автосцепку, при этом колесные пары противоположной тележки вагона подклинивают с четырех сторон деревянными клиньями, свободную тележку выкатывают вручную и подклинивают, после чего опускают одну сторону рамы вагона на технологические опоры (тумбы, ставлюги) устанавливаемые под шкворневую балку. Затем поднимают противоположную сторону рамы вагона, выкатывают и подклинивают вторую тележку, опускают на технологические опоры вторую сторону рамы. Рамы тележек снимают с колесных пар и транспортируют краном на площадку для складирования, колесные пары транспортируют на пути накопления.

3.4.10 С рамы вагона демонтируют головки автосцепок и подвагонное оборудование с использованием технологической оснастки для ремонта вагонов и транспортируют на площадку складирования запасных частей. Рекомендуемая технологическая оснастка для демонтажа основного подвагонного оборудования приведена в таблице 3.2.

3.4.11 Раму вагона снимают краном с опор, перемещают на стапель и разрезают на удобные для транспортировки части. При отсутствии установки срыва пятника на пункте разделки пятники демонтируют после порезки рамы. Отрезанные части рамы с пятниками переворачивают, срезают и выбивают заклепки, снимают пятники. Аналогичным образом можно демонтировать поглощающие аппараты автосцепок после отрезки консольных частей хребтовой балки. При этом на перевернутой консольной части хребтовой балки откручивают или срезают болты крепления поддерживающей планки, вынимают с помощью крана тяговый хомут в сборе с упорной плитой и поглощающим аппаратом и транспортируют на площадку для складирования запасных частей. При отсутствии зазоров между поглощающим аппаратом и упорными угольниками перед изъятием аппарат подлежит предварительному сжатию прессом — выжимкой.

3.4.12 Все детали и узлы, снятые с вагона, направляют в вагонное депо для дефектации и ремонта. Забракованные литые детали тележек и автосцепного устройства разделывают в металлолом по п.3.2.12 настоящей инструкции.



4  ШТАТ ПУНКТА РАЗДЕЛКИ

4.1 Штат пункта разделки вагонов зависит от объема выполняемой работы.

При минимальном объеме работ штат пункта разделки должен состоять из:

— мастера (бригадира);

— двух машинистов кранов;

— двух стропальщиков;

— двух газорезчиков;

— двух слесарей.

4.2 Коды профессий работников по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) при разделке вагонов приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Коды профессий рабочих и служащих

при разделке вагонов


N

п/п

Наименование профессий

Код по

ОКПДТР

Примечание

1.

Мастер вагонного депо

23815

В штате пункта

разделки

2.

Бригадир освобожденный

11242

3.

Машинист крана

13796

4.

Слесарь по ремонту подвижного

состава

18540

5.

Стропальщик

18897

6.

Газорезчик

11618

7.

Машинист тепловоза

14241

В штате депо

(станции)

8.

Составитель поездов

18726

4.3 Штатная численность пунктов разделки должна определяться с учетом рационального использования технологического оборудования и возможности совмещения профессий.



5  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1 При разделке исключенных из инвентаря вагонов должны соблюдаться требования, предусмотренные действующими государственными и отраслевыми стандартами ССБТ, правилами безопасности при техническом обслуживании и ремонте вагонов, правилами по охране труда, указанными в настоящей Технологической инструкции.

5.2 Производственные процессы и оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.2.003-91. «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».

5.3 Территория пункта разделки в местах производства работ, транспортные дорожки должны иметь твердое покрытие. Дренажные устройства для отвода дождевых и талых вод, должны систематически очищаться от снега, льда, мусора.

5.4 Рабочие места должны содержаться в чистоте и порядке, проезды и проходы не загромождаться, соблюдаться габариты на междупутьях.

На крупном и среднем пунктах разделки должен быть оборудован кабинет охраны труда и технического обучения с необходимыми стендами, макетами.

5.5 Освещенность рабочих мест в темное время суток должна соответствовать требованиям ОСТ 32.120-98. «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта».

5.6 Остатки грузов, мусор и производственные отходы должны вывозиться в специально отведенные места (полигоны) для утилизации по согласованию с территориальными и ведомственными органами санитарного и пожарного надзора.

5.7 Для удаления вредных выделений на рабочих местах в отделениях и на участках пункта разделки, находящихся в помещении, должна предусматриваться механическая приточно-вытяжная вентиляция с устройством местных отсосов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88. «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования» и ГОСТ 12.4.021-75 «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования».

5.8 Мероприятия по ограничению шума на пункте разделки должны разрабатываться в соответствии с требованиями действующих норм допустимых уровней шума на рабочих местах по ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».

5.9 На крупных и средних пунктах разделки должны быть оборудованы бытовые помещения в соответствии с действующими нормами. Если бытовые помещения находятся в депо, на пункте разделки должны быть оборудованы помещения для кратковременного отдыха и обогрева работников.

5.10 Работники пункта разделки вагонов во время работы должны находиться в спецодежде, спецобуви и использовать предусмотренные для каждой профессии защитные приспособления, в соответствии с распоряжением МПС России от 09.09.2002г. N 497р «О типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта» и согласно «Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 22.10.2008г. N 582Н. Обозначенные приказом для каждой профессии (должности) выписки из указанных норм должны быть вывешены в бытовых помещениях.

5.11 При погрузке и разгрузке материалов, запасных частей и изделий должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.009-76. «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

5.12 Работы по перемещению грузов должны производиться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) N ЦРБ-278.

5.13 Грузозахватные приспособления приведены в рекомендуемом приложении В.

5.14 Для работ на высоте могут применяться стационарные подъемники с откидными трапами, передвижные подмости по ГОСТ 28012-89 или иные средства подмащивания по ГОСТ 24258-88, а при их отсутствии — лестницы-стремянки, имеющие ограждение верхней площадки. Работа с приставных лестниц допускается при условии применения предохранительного пояса, закрепляемого за прочный конструктивный элемент вагона или за лестницу, надежно закрепленную за конструкцию вагона. Работникам, производящим работу на высоте, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ-012-2000, утвержденными постановлением Минтруда России от 4 октября 2000г. N 68, должен выписываться наряд-допуск на производство данных работ.

5.15 Правила производства маневровых работ на пункте разделки, порядок подачи и ограждения вагонов должны устанавливаться технологическим процессом и инструкцией по маневровой работе, разработанными применительно к местным условиям.

5.16 Вагоны на позициях разделки должны подклиниваться с двух сторон деревянными клиньями, изготовленными по чертежу ПКБ ЦВ N Т 636 «Клин».

5.17 При подъемке и передвижениях вагонов по позициям запрещается производство работ, а также нахождение работников на вагонах и под ними.

5.18 На производственных участках должны применяться сигнальные цвета и знаки безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

5.19 Рабочие места на пункте разделки вагонов должны быть оснащены в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденными указанием МПС России от 31 марта 2000 г. N Г-822у.

5.20 Газорезательные работы должны производиться в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03 и Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте N ЦУО-112.

5.21 Для всех помещений пункта разделки вагонов должны быть определены категории опасности в соответствии с НПБ 105-03. «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» и Ведомственными нормами технологического проектирования ВНТП 05-97 «Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности».

5.22 Места производства газорезательных работ пункта разделки должны соответствовать требованиям правил ПОТ РМ-026-2003 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций».

5.23 На газорезательном оборудовании, используемом при резке исключенных из инвентаря вагонов, должна быть бирка с инвентарным номером и датой испытания, а также обязательно установлено предохранительное устройство. Лица, ответственные за сохранность и исправное содержание газорезательного оборудования, определяются приказом начальника депо.

5.24 Предохранительные устройства для горючих газов и кислорода и рукава резиновые для газовой сварки и резки металлов, используемые для резки вагонов, должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 50402-92 и ГОСТ 9356-75 и испытываться в установленные сроки.

5.25 Манометры на газорезательном оборудовании должны быть исправны и иметь калибровочные клейма. При неисправности манометров, резиновых шлангов, редукторов, резака (горелки), предохранительных устройств и несоблюдении сроков испытаний и калибровки, газорезательное оборудование запрещено к эксплуатации и подлежит ремонту.

5.26 Поверка манометров на газорезательном оборудовании выполняется структурными подразделениями ОАО «РЖД», аккредитованными на право проведения поверочных работ, с нанесением клейм на корпус манометра.

5.27 Отдельные операции при разделке исключенных из инвентаря вагонов должны производиться в соответствии с требованиями Инструктивных указаний по разделке в металлолом грузовых вагонов, исключенных из инвентаря, N 425 ПКБ ЦВ, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 26.05.2006г. N 1063р, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, Инструкции по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2007г. N 2460р (в маршрутных картах в строке «Обозначение документа» дана ссылка «2460р»).

5.28 На основании вышеизложенных требований на пункте разделки разрабатываются местные инструкции по охране труда (в маршрутных картах — ИОТ) для всех профессий с учетом местных условий.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 24.08.2011 N 1853р



ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Перечень нормативной технической документации

— Инструкция по исключению из инвентаря вагонов ЦЧУ-ЦВ/4433. Утверждена МПС СССР 25.12.1986г.;

— Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов. Утверждена протоколом от 29-30 мая 2008г. N 48 Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества и распоряжением ОАО «РЖД» от 23.07.2008г. N 1553р;

— Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» N 1063р от 26.05.2006г.;

— Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО-32-ЦВ-400-96. Утверждены Зам. Министра путей сообщения 03.10.1996г.;

— Инструкция по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2007г. N 2460р;

— Инструктивные указания по разделке в металлолом грузовых вагонов, исключенных из инвентаря N 425 ПКБ ЦВ. Утверждены ЦВ МПС 14.06.1984г.;

— Грузовые вагоны колеи 1520 мм. Альбом — справочник 002И-2006 ПКБ ЦВ;

— Оформление и комплектация технологической документации на предприятиях и в организациях вагонного хозяйства РТМ 32 ЦВ 200-87.;

— Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций ПОТ РМ-026-2003. Утверждены постановлением Минтруда России от 16.08.2002г. N 61;

— Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов ПОТ РМ-007-98. Утверждены постановлением Минтруда России от 20.03.1998г. N 16.

— Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ-012-2000. Утверждены постановлением Минтруда России от 04.10.2000г. N 68;

— Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001. Утверждены постановлением Минтруда России от 05.01.2001г. N 3;

— Межотраслевые правила по охране труда при электро — и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001. Утверждены постановлением Минтруда России от 09.10.2001г. N 72;

— Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно — канализационного хозяйства ПОТ РМ-025-2002. Утверждены постановлением Минтруда России от 16.08.2002г. N 61;

— Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций ПОТ РМ- 026 -2003. Утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003г. N 27;

— Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены МЧС России 18.06.2003г. N 313;

— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. N ЦУО-112. Утверждены МПС России 11 ноября 1992 г (в редакции Указания МПС от 26.05.98 N Г-616у и Приказа МПС от 06.12.2001 N 47);

— Правила безопасности для объектов, использующих жидкие углеводородные газы ПБ 12-609-03. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003г. N 40;

— Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России 31.12.1999г. N 98.

— Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов. ПБ 03-581-03. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003г. N 60;

— Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003г. N 91;

— Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. N 6;

— СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. Утверждены Минстроем России 02.08.1995г. N 18-78;

— Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов. Утверждены Минздравом СССР 05.03.1973г. N 1009 -73;

— ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.04.2003г;

— СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Утверждены Госкомсанэпиднадзором России 31.10.1996г. N 36;

— СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Утверждены Госкомсанэпиднадзором России 31.08.1996г. N 40;

— Постановление Минтруда России от 31.032003г. N 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда»;

— Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов. Утвержден приказом Минздрава России от 28.03.2003г. N 126;

— Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда. Утвержден постановлением Минтруда России от 31.03.2003г. N 14;

— Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены постановлением Минтруда России от 18.12.1998г;

— Распоряжение МПС России от 9 сентября 2002 г. N 497р «О типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта»;

— Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта N ЦБТ-791. Введено в действие Указанием МПС России от 22.01.2001г. N М-76у;

— Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 11.06.2004г. N 2529р;

— Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. Утверждены указанием МПС России от 31.03.2000г. N Г-822у;

— Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Утверждены приказом МПС России от 18.06.2003г. N 46;

— НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003г. N 314;

— Ведомственные нормы технологического проектирования ВНТП 05-97. Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности. Утверждены указанием МПС России от 19.03.1997г. N Г-348у.

— Нормы выхода лома черных металлов при разделке исключенных из инвентаря грузовых вагонов и ремонте колесных пар N 516 ПКБ ЦВ

— РД 32.174-2001 Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения. Утверждены Департаментом пассажирских сообщений и Департаментом вагонного хозяйства ОАО «РЖД».



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Перечень стандартов

ГОСТ 12.0.003-74 Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.010-76. ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление.

ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.2.013.0-91 ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний.

ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования.

ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам.

ГОСТ 12.2.062-81 Оборудование производственное. Ограждения защитные.

ГОСТ 12.2.071-90 ССБТ. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.006-75 ССБТ. Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.010-82 ССБТ. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации.

ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.4.010-75 ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия.

ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования.

ГОСТ 12.4.023-84 ССБТ. Щитки защитные лицевые. Общие технические требования и методы контроля.

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

ГОСТ 12.4.103-83 ССБТ Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты рук и ног. Классификация.

ГОСТ 12.4.128-83 Каски защитные. Общие технические условия

ГОСТ Р 12.4.230.1-2007 ССБТ. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования.

ГОСТ 2310-77 Молотки слесарные стальные. Технические условия.

ГОСТ 2839-80 Ключи гаечные с открытым зевом двусторонние. Конструкция и размеры.

ГОСТ 5191-79 Резаки инжекторные для ручной кислородной резки. Типы, основные параметры и общие технические требования.

ГОСТ 7214-72 Бородки слесарные. Технические условия.

ГОСТ 7352-88 Краны электрические козловые. Типы.

ГОСТ 9356-75 Рукава резиновые для газовой сварки и резки металлов. Технические условия.

ГОСТ 11401-75 Инструмент кузнечный для ручных и молотовых работ. Кувалды кузнечные тупоносые. Конструкция и размеры.

ГОСТ 13861-89 Редукторы для газопламенной обработки. Общие технические условия.

ГОСТ 14861-91 Тара производственная. Типы.

ГОСТ 18981-73 Ключи трубные рычажные. Технические условия.

ГОСТ 24258-88 Средства подмащивания. Общие технические условия.

ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия.

ГОСТ 28012-89 Подмости передвижные сборно-разборные. Технические условия.

ГОСТ Р 50402-92 Устройства предохранительные для горючих газов и кислорода или сжатого воздуха, используемые при газовой сварке, резке и аналогичных процессах. Основные понятия, общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТ Р 50849-96 Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний

ОСТ 32.120-98. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. Утверждены указанием МПС России от 20.11.1998г. N А-1329у.



ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)

1880.25200.00018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ РАЗДЕЛКЕ ВАГОНОВ

В1 Грузозахватные приспособления ЗАО «Майна-Вира», г. Москва

В2 Магнитные грузоподъемные захваты серии МГ производства

НПО «ЭРГА», г. Калуга

В3 Установки демонтажа подвагонного оборудования производства

компании «Технос», г. Челябинск

В4 Строповка узлов и деталей при разделке вагонов

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ 4-ОСНЫЙ ПОЛУВАГОН

1880.10200.00034

Разделка

1880.20200.00010

Схема разделки

4-Х ОСНЫЙ КРЫТЫЙ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВАГОН

1880.10200.00035

Разделка

1880.20200.00011

Схема разделки

4-Х ОСНЫЙ КРЫТЫЙ ВАГОН С ДЕРЕВЯННОЙ ОБШИВКОЙ

1880.10200.00036

Разделка

1880.20200.00012

Схема разделки

4-Х ОСНАЯ ПЛАТФОРМА

1880.10200.00037

Разделка

1880.20200.00013

Схема разделки

4-Х ОСНАЯ ЦИСТЕРНА

1880.10200.00038

Разделка

1880.20200.00014

Схема разделки

4-Х ОСНЫЙ КРЫТЫЙ ВАГОН-ХОППЕР ДЛЯ ЦЕМЕНТА

1880.10200.00039

Разделка

1880.20200.00015

Схема разделки

4-Х ОСНЫЙ ВАГОН-САМОСВАЛ

1880.10200.00033

Разделка

1880.20200.00009

Схема разделки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности