Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 17.12.2009 N 2608Р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 17 декабря 2009 г. N 2608р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ «РЖД» И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

В целях обеспечения высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов, создания и развития систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2010 г. прилагаемое Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (далее — Положение).

2. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» данное Положение принять к руководству, довести до сведения причастных работников и обеспечить организацию работ по планированию необходимых мероприятий и созданию системы менеджмента безопасности движения начиная с 2010 года.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения Волкова А.Н.

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.Г.Тишанин

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением ОАО «РЖД»

от 17.12.2009 г. N 2608р




ПОЛОЖЕНИЕ



О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ «РЖД» И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА



I. Общие положения



1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Функциональной стратегией обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 мая 2007 г. N 987р (далее — Функциональная стратегия), в которой отмечается, что достижение сформулированных в ней целей «требует развития системы менеджмента безопасности на основе новых принципов, методов и инструментария».

1.2. Система менеджмента безопасности движения (далее — СМБД) создается в целях повышения уровня безопасности движения поездов в ОАО «РЖД», вовлечения в деятельность по обеспечению безопасности движения всех организаций, участвующих в перевозочном процессе, текущем содержании и ремонте объектов инфраструктуры, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и других технических средств (далее — сторонние организации), а также в целях гармонизации подходов и требований к ней с подходами и требованиями к СМБД зарубежных железных дорог.

1.3. Настоящее Положение предназначено для достижения единого понимания и единообразия в организации деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения в ОАО «РЖД», введения общих требований и элементов, которые в совокупности составляют СМБД, для всех хозяйств и филиалов ОАО «РЖД», их структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ, производственная деятельность работников которых связана с движением поездов (далее — организации холдинга «РЖД»).

1.4. Настоящее Положение является одним из нормативных документов холдинга «РЖД» в области создания и поддержания функционирования СМБД, в соответствии с которым СМБД или ее элементы должны создаваться, вводиться в действие и функционировать во всех организациях холдинга «РЖД» и сторонних организациях, на которые это Положение распространяется. Другие нормативные документы в указанной области должны подготавливаться и издаваться в процессе организации соответствующих работ, порядок выполнения которых изложен в разделе 7 настоящего Положения.

1.5. Положение распространяется на все организации холдинга «РЖД», деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения поездов, а также сторонние организации (операторы, перевозчики, компании по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и иных технических средств железнодорожного транспорта, строительству и монтажу сооружений), в договорах или соглашениях ОАО «РЖД» с которыми в качестве одного из условий взаимодействия содержится необходимость выполнения требований настоящего Положения.

1.6. Для обеспечения создания и поддержания функционирования СМБД в сторонних организациях, их соответствующие обязательства должны быть отражены в следующих документах:

соглашениях (договорах) ОАО «РЖД» с владельцами сопредельных инфраструктур (на основании пункта 1 статьи 11 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года N 17-ФЗ);

договорах об оказании услуг по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» с перевозчиками и об оказании услуг локомотивной тяги, заключаемых между ОАО «РЖД» и перевозчиками, если перевозчик не имеет локомотива (на основании пункта 1 статьи 12 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года N 17-ФЗ);

соглашениях о взаимодействии ОАО «РЖД» с дочерними и зависимыми обществами (далее ДЗО) по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, примерная форма которых установлена ОАО «РЖД»(1);

договорах (контрактах) на поставку (выполнение ремонта) технических средств инфраструктуры и подвижного состава для нужд ОАО «РЖД»;

договорах (контрактах) на строительство, монтаж, реконструкцию, модернизацию, усиление объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и ремонт их составных частей.

——————————-

(1) Примерная форма соглашения о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего или зависимого общества по вопросам обеспечения безопасности движения поездов утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 05.10.2007 г. N 1950р «Об утверждении Регламента взаимодействия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с зависимыми и дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов».

1.7. До включения в соглашения или договоры между ОАО «РЖД» и сторонними организациями соответствующих условий создания и поддержания функционирования у них СМБД настоящее Положение может иметь для этих организаций только информационный характер.

1.8. Настоящее Положение устанавливает:

общие требования, предъявляемые к СМБД;

ответственность и полномочия организаций холдинга «РЖД» при создании и функционировании СМБД;

задачи СМБД;

элементы СМБД;

организацию работы по созданию и поддержанию функционирования СМБД в организациях холдинга «РЖД»;

организацию проведения внутреннего аудита СМБД в организациях холдинга «РЖД», включая его функциональные филиалы и структурные подразделения.



II. Термины и определения

2.1. Термины, относящиеся к менеджменту безопасности движения

2.1.1. Анализ системы менеджмента безопасности движения — систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.

2.1.2. Культура безопасности движения — результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.

2.1.3. Менеджмент безопасности движения — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией холдинга «РЖД» применительно к безопасности движения.

2.1.4. Мониторинг в области безопасности движения (мониторинг) — система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью выявления тенденций их изменения, а также своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий (далее — транспортные происшествия и события) или снижения наносимого их воздействием ущерба.

2.1.5. Политика в области безопасности движения — общие намерения и направления деятельности каждой организации холдинга «РЖД» в области безопасности движения, официально сформулированные ее руководителем.

Примечание — Политика в области безопасности движения каждого хозяйства, филиала, ДЗО и структурного подразделения согласуется с общей корпоративной политикой и обеспечивает основу для постановки целей в области безопасности движения. Принципы менеджмента безопасности движения, изложенные в Функциональной стратегии, могут служить основой для разработки политики каждой организации холдинга «РЖД» в области безопасности движения. Они должны быть также согласованы с принципами реализации и функциональными задачами Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 г. N 1819р.

2.1.6. Самооценка — всестороннее и систематическое обобщение анализа деятельности организаций холдинга «РЖД» и результатов этой деятельности по отношению к системе менеджмента безопасности движения или модели совершенства (например, модели премии за соблюдение требований безопасности движения).

2.1.7. Система менеджмента безопасности движения — система менеджмента для руководства и управления организацией холдинга «РЖД» применительно к безопасности движения.

Примечание — Система менеджмента безопасности движения представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга «РЖД», реализующая управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью движения, способствующая достижению целей и решению задач безопасности движения, включающая в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий, правила и процедуры, а также процессы мониторинга и оценивания.

2.1.8. Улучшение безопасности движения — часть менеджмента безопасности движения, направленная на увеличение способности выполнить требования безопасности движения.

Примечание — Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения и заключения по результатам аудитов, инспекций и других проверок; наблюдения по результатам личного участия руководства в проверках состояния технических средств и правильности действий персонала; анализа данных; анализа со стороны руководства, самооценок или других мероприятий, обычно ведущих к корректирующим или предупреждающим действиям. Процесс постоянного улучшения безопасности движения не обязательно должен протекать одновременно во всех сферах деятельности организаций холдинга «РЖД».

2.1.9. Цели в области безопасности движения — то, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.

Примечание — Цели в области безопасности движения должны базироваться на политике в области безопасности движения. Цели в области безопасности движения должны устанавливаться для соответствующих функций и уровней организаций холдинга «РЖД».

2.2. Термины, относящиеся к общим вопросам менеджмента

2.2.1. Ключевой показатель деятельности — важный для организации холдинга «РЖД» количественно измеряемый показатель, отражающий степень достижения цели или эффективность процесса в каком-либо аспекте.

2.2.2 Процесс управления — процесс, выходом которого является управляющее воздействие, направленное на другой процесс в сети процессов организации.

2.2.3. Реинжиниринг — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений ключевых показателей деятельности.

Примечание — Реинжиниринг предполагает быстрое осуществление глубоких и всесторонних преобразований за счет инновационных технологий и структурных изменений в организациях холдинга «РЖД», в том числе во всей системе менеджмента, что позволяет достигнуть существенного, «прорывного» роста эффективности, в том числе в области безопасности движения. Одна из специфических особенностей реинжиниринга в менеджменте состоит в том, что существующая до настоящего времени узкая специализация и обусловленная ею многократно распределенная ответственность в руководстве и управлении реинтегрируются в сквозные управленческие технологии, реализуемые руководителями, способными выполнять широкий спектр работ.

2.2.4. Сбалансированная система показателей — система показателей, используемая в технологии стратегического управления и направленная на достижение поставленных целей посредством процессов и мероприятий (проектов) на основе данных мониторинга ключевых показателей деятельности.

Примечание — Сбалансированная система показателей обычно учитывает следующие четыре группы показателей (в скобках даны примеры конкретных показателей каждой группы):

— финансовая (затраты на повышение уровня безопасности движения; убытки от транспортных происшествий и событий;

— ориентированная на выполнение требований государства и общества, а также потребителей транспортных услуг — пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (допустимые риски транспортных происшествий и событий, индивидуальные риски пассажира, грузоотправителя, грузополучателя при перевозках железнодорожным транспортом);

— внутренних бизнес-процессов (абсолютное и относительное число выявленных отклонений параметров безопасности движения в каждом бизнес-процессе — перевозочном, ремонта элементов инфраструктуры и подвижного состава, — от установленных; абсолютное и относительное число транспортных происшествий и событий),

— развития и обучения персонала (характеристики эффективности персонала в обеспечении безопасности движения; абсолютное и относительное число работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, повысивших квалификацию в течение отчетного года; их доля по отношению к плану).

2.2.5. Система стратегического управления — система руководства и управления организацией, направленная на решение задач по определению целей и формированию потенциала для достижения этих целей с использованием сбалансированной системы показателей.



III. Общие требования к СМБД

3.1. Общие требования, предъявляемые к СМБД, заключаются в том, что она должна:

обеспечивать управляемость на любых уровнях организаций холдинга «РЖД» всеми связанными с обеспечением безопасности движения процессами деятельности с одновременным распределением ответственности за выполнение этих процессов и взаимодействие со сторонними организациями при решении задач, связанных с безопасностью движения;

содействовать выполнению процессов деятельности с соблюдением требований безопасности движения, а также совершенствованию процессов управления этой деятельностью;

способствовать вовлеченности персонала в деятельность, связанную с обеспечением безопасности движения, и выполнение (соблюдение) им требований безопасности движения, установленных в отношении процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и иных технических средств железнодорожного транспорта, процессов, связанных со строительством и монтажом объектов железнодорожного транспорта, а также организации движения поездов и маневровой работы;

оформляться нормативными документами на все составные части СМБД, включая выполняемые системой задачи и ее элементы (компоненты);

обеспечивать непрерывное улучшение СМБД.



IV. Ответственность и полномочия организаций холдинга «РЖД» при создании и обеспечении функционирования СМБД

4.1. Организации холдинга «РЖД», деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения поездов, должны обеспечивать разработку, документирование, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМБД, постоянно улучшать ее результативность, а при исчерпании мер постепенного улучшения состояния безопасности движения без существенных структурных изменений — проведение реинжиниринга, т.е. структурного и (или) технического преобразования в целях существенного повышения уровня безопасности движения.

4.2. Организации холдинга «РЖД» должны создавать СМБД, по возможности, без изменения общей структуры системы менеджмента в организациях до достижения такого состояния, при котором возникает настоятельная потребность в реинжиниринге, т.е. переходе к функционированию по-новому организованной системы менеджмента в ОАО «РЖД», в том числе по критериям обеспечения безопасности движения.

Это означает, что процессы общей управленческой деятельности в организациях холдинга «РЖД» по обеспечению ресурсами, обеспечению выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов должны дополняться функциями, задачами и процедурами СМБД, в том числе планирования, управления и контроля обеспечения безопасности движения в соответствии с кругом деятельности организаций холдинга «РЖД» и обязанностей их персонала.

4.3. В целях обеспечения полноты охвата всей деятельности, связанной с перевозками и эксплуатацией железнодорожного транспорта, организации холдинга «РЖД» при создании СМБД должны:

выявлять процессы, необходимые для включения их в сферу СМБД;

определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организации холдинга «РЖД» должны обеспечивать управляемость этих процессов в своей сфере деятельности в соответствии с требованиями, приведенными в соответствующих положениях об этих подразделениях.

4.4. Организации холдинга при создании и функционировании СМБД должны:

принимать к исполнению законы (в том числе — технические регламенты) и иные нормативные правовые акты, которые установлены на федеральном уровне и содержат требования безопасности движения или распространяются на деятельность по обеспечению перевозок и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;

формировать общие намерения и направления деятельности (политику) в области безопасности движения;

конкретизировать цели и устанавливать приоритетные задачи в области безопасности движения;

выявлять опасности и обусловленные ими риски возникновения транспортных происшествий и их последствий, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности по обеспечению перевозок и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;

разрабатывать организационную схему и программу для реализации государственной политики в области безопасности движения, общих намерений и направлений деятельности (политики) организаций холдинга «РЖД» в этой области и выполнения поставленных задач;

устанавливать перечень показателей безопасности движения и методы организации деятельности организаций холдинга «РЖД» на основании полученных показателей для достижения заявленных целей и задач.

4.5. Организации холдинга «РЖД» в процессе функционирования СМБД должны действовать в соответствии с моделью СМБД, приведенной в приложении к настоящему Положению. В соответствии с ней организации холдинга «РЖД» должны предусмотреть:

планирование и принятие мер для достижения заявляемых показателей безопасности движения и их постоянное улучшение;

учет фактических показателей безопасности движения в сопоставлении с показателями, заявленными в политике, планах и программах в отношении безопасности движения;

ведение отчетности о нарушениях безопасности движения и их анализ(2);

возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;

проведение внутренних проверок (внутренний аудит) СМБД, анализа ее функционирования и самооценки с тем, чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой государственной политике в области безопасности движения, а также общих намерений и направлений деятельности (политики) организаций холдинга «РЖД» в этой же области и ее последовательное совершенствование;

возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам, в том числе в результате реинжиниринга всей системы менеджмента в организациях холдинга «РЖД»;

соблюдение требований безопасности движения в процессах управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, обеспечения и выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов, в том числе с использованием внутреннего контроля (ревизии) соблюдения этих требований;

открытость для проведения государственного контроля (надзора) со стороны надзорных органов результатов деятельности СМБД по соблюдению требований технических регламентов, а со стороны органов по сертификации — для проведения проверок процессов управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, обеспечения и выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов.

——————————-

(2) Для использования при анализах состояния безопасности движения, а также при анализах функционирования СМБД статистических методов контроля следует использовать серию стандартов ОАО «РЖД», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 02 июня 2009 г. N 1150р (СТО РЖД 1.05.515 «Методы и инструменты улучшений»).

4.6. В процессах управленческой деятельности руководства организаций холдинга «РЖД» должно предусматриваться наличие свидетельств принятия обязательств руководства по разработке и внедрению СМБД и постоянному улучшению ее результативности посредством:

доведения до сведения персонала организации важности выполнения законодательных и иных требований в области безопасности движения;

разработки политики в области безопасности движения;

обеспечения разработки целей в области безопасности движения;

проведения анализа СМБД со стороны руководства;

обеспечения необходимыми ресурсами.

4.7. СМБД создается во всех организациях холдинга «РЖД», деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения или выполнением контрольных функций такого обеспечения, в соответствии с принятыми планами и выбранными подходами, приведенными в разделе 7 настоящего Положения.

СМБД хозяйств и функциональных филиалов ОАО «РЖД» создается из СМБД соответствующих структурных подразделений с включением всей вертикали управления: руководители ОАО «РЖД» — департамент (центральная дирекция или иной центральный орган филиала) — соответствующая служба всех железных дорог (дирекция) — руководство соответствующих структурных подразделений.

СМБД железной дороги создается из СМБД всех структурных подразделений железной дороги с включением всей вертикали управления железной дорогой: начальник и другие руководители железной дороги — все службы железной дороги — руководство всех структурных подразделений.

СМБД дорожной дирекции (не имеющей центральной дирекции или иного центрального органа) создается из СМБД всех структурных подразделений этой дирекции с включением всей вертикали управления: руководитель дорожной дирекции — руководство всех структурных подразделений этой дирекции.

Для проведения аудитов СМБД в хозяйствах и железных дорогах — филиалах ОАО «РЖД» используется вертикаль управления: вице-президент ОАО «РЖД» по безопасности движения — Департамент безопасности движения — аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги. При этом каждое звено этой вертикали управления несет определенную и установленную ответственность и имеет полномочия для проведения аудита СМБД, начиная с соответствующего уровня организационной структуры ОАО «РЖД».

4.8. Если какая-либо организация холдинга «РЖД» решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса или в результате структурного реформирования выделяет какое-либо структурное подразделение в самостоятельную организацию с сохранением выполнения им какого-либо связанного с безопасностью движения процесса, то она должна обеспечить со своей стороны контроль за такими процессами с отражением права проведения такого контроля в договорах, соглашениях или других нормативных правовых актах. При этом вся внутренняя документация этой организации холдинга «РЖД» и выделенной из нее организации должна быть приведена в соответствие с проведенными структурными изменениями к моменту начала функционирования новой организационной структуры.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 09.08.2011 N 1767р



V. Задачи СМБД

5.1. Задачами СМБД являются:

изучение проблем безопасности движения с позиций требований государства и общества, клиентуры организаций холдинга «РЖД», взаимодействия со сторонними организациями и внутренних взаимодействий;

принятие качественных решений по обеспечению безопасности движения на основе изучения проблем в этой области и использования современных управленческих технологий;

достижение сочетания стратегического и тактического (оперативного) подходов к выполнению требований безопасности;

объективное установление обстоятельств и выявление причин возникновения транспортных происшествий и событий;

оценка фактического состояния безопасности движения на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения, в том числе документов, регламентирующих порядок установления соответствия состояния безопасности движения допустимому риску;

оценка действий персонала организаций холдинга «РЖД», а также сторонних организаций, производственная деятельность работников которых связана с обеспечением безопасности движения, на соответствие требованиям соответствующих нормативных документов, а также оценка готовности этих работников к практической деятельности;

оформление материалов и результатов функционирования СМБД в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в этой области с учетом требований настоящего Положения.



VI. Элементы (компоненты) СМБД

6.1. Перечень основных элементов (компонентов) СМБД

6.1.1. Для выполнения задач СМБД необходимо наличие в СМБД следующих ее основных элементов (компонентов):

а) принятая политика в области безопасности движения, одобренная руководителем (для ОАО «РЖД» в целом — президентом ОАО «РЖД»(3), для хозяйств, филиалов, структурных подразделений, ДЗО — соответствующим руководителем) и доведенная до сведения всего персонала;

б) установленные качественные и количественные цели холдинга «РЖД» и каждой его организации для поддержания и повышения уровня безопасности движения, а также принятые планы и процедуры для достижения этих целей;

в) процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов, поддерживающих их стандартов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других правил, относящихся к СМБД;

г) процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий;

д) поддержание компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД и обеспечение способности выполнения им соответствующих задач;

е) меры по своевременному обеспечению наличия достаточной и достоверной информации в пределах каждой организации холдинга «РЖД» и между ними, а также, где это уместно, в деятельности по их взаимодействию со сторонними организациями при выполнении задач СМБД;

ж) средства регистрации и документирования информации в области безопасности движения;

и) процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализа СМБД со стороны руководства, а также принятия необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий;

к) обеспечение выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий, порядка информирования в случае возникновения этих происшествий и событий и хода ликвидации их последствий, а также порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций;

л) проведение регулярно повторяющихся внутренних и внешних аудитов СМБД(4).

——————————-

(3) В настоящее время документом, определяющим общекорпоративную политику в области безопасности движения в ОАО «РЖД», является Функциональная стратегия (см. п. 1.1 настоящего Положения).

(4) Технические ревизии по вопросам обеспечения безопасности движения поездов являются своеобразным аналогом аудитов СМБД в действующей системе управления безопасностью движения в ОАО «РЖД». Однако, технические ревизии имеют некоторые отличия от аудитов СМБД по целям, содержанию, полноте охвата контролем всех составляющих системы управления безопасностью движения и по подготовке и использованию получаемых результатов проверок (например, нехарактерная для аудитов СМБД проверка самими ревизорами знаний нормативных актов работниками, обеспечивающими безопасность движения). В то же время аудиты СМБД содержат элементы, которые пока не используются при технических ревизиях (например, проверка процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском). Поэтому в процессе создания СМБД будет осуществляться постепенное поэтапное разграничение проверок в форме технических ревизий и проверок в виде аудитов СМБД.

6.2. Политика в области безопасности движения

6.2.1. Политика в области безопасности движения, одобренная соответствующим руководителем, доведенная до сведения всего персонала и поддерживаемая им, должна отражать обязательства и ответственность всех управляющих звеньев в достижении поставленных целей.

6.2.2. Политика в области безопасности движения должна соответствовать виду деятельности организации холдинга «РЖД», быть гармонизирована с общекорпоративной политикой, учитывать государственные правовые и общественные требования, и содержать:

область применения;

принципы и основные целевые нормы безопасности;

принципы воплощения СМБД, включая ответственность руководителей всех уровней в области безопасности движения и подходы по управлению остаточным риском;

организационные основы и задачи в области безопасности движения;

обязательства по воплощению политики в области безопасности движения.

6.2.3. Политика в области безопасности должна выражать степень приверженности руководства организации холдинга «РЖД» соблюдению требований безопасности движения, отражать стратегическое представление о состоянии безопасности движения, содержать принципы и ключевые ценности, в соответствии с которыми организована работа персонала (в том числе руководителей) и которые направлены на осознание важности соблюдения безопасности движения и культуры безопасности.

6.3. Качественные и количественные цели холдинга «РЖД», каждой его организации, планы и процедуры для их достижения

6.3.1. Качественные цели холдинга «РЖД» в целом и каждой его организации должны быть выбраны из следующего набора этих целей (все или некоторые из них, при этом их перечень не ограничивается перечисленным):

гарантирование безопасного выполнения процессов;

внедрение действенных оценок по снижению риска исходя из этических, общественных, правовых или экономических соображений;

использование методов, применяемых в других отраслях, критичных в отношении безопасности, например, методы отбора и развития персонала.

6.3.2. Количественные цели холдинга «РЖД» в целом и каждой его организации должны быть выбраны из следующего набора этих целей (все или некоторые из них, при этом их перечень не ограничивается перечисленным):

уменьшение частоты возникновения транспортных происшествий и событий и размеров тяжести их последствий (например, уменьшение относительного числа транспортных происшествий и событий в расчете на 1 млн. поездо-км и суммарных размеров убытков от них на 10% ежегодно);

достижение показателя соответствия допустимого риска показателям, характеризующим частоту выявленных событий за каждый год(5), в размере, например, не более 75% (0,75);

исключение транспортных происшествий со смертельным исходом среди пассажиров.

——————————-

(5) Определение и порядок расчета этого показателя приведен в «Методических рекомендациях по применению в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» системы гармонизированных показателей для оценки безопасности движения поездов и системы организации деятельности по учету и использованию этих показателей», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 20 марта 2009 г. N 562р.

6.3.3. Для достижения указанных в пп. 6.3.1 и 6.3.2 целей составляются планы и процедуры, которые могут приниматься в форме программ с перечнем планируемых мероприятий и описанием процессов их отбора, приобретения (создания), внедрения, а также отслеживания и оценки функционирования с использованием подходов, применяемых в системе стратегического управления.

6.4. Процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов, поддерживающих их стандартов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других правил, относящихся к СМБД

6.4.1. Все внутренние документы холдинга «РЖД» и его организаций по обеспечению безопасности движения, должны соответствовать предписаниям международных и межгосударственных соглашений и законодательных актов Российской Федерации в области безопасности движения на железнодорожном транспорте, требованиям поддерживающих их национальных стандартов и сводов правил федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

6.4.2. В СМБД должны быть реализованы методы и порядок своевременного внесения изменений, объявленных указанными в п.6.4.1 законодательными актами и нормативными документами, а также процедуры взаимодействия с уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта, и реагирования на его предписания (уведомления).

6.5. Процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий

6.5.1. В СМБД должны выполняться процессы оценки и уменьшения риска (до допустимого или в соответствии с концепцией непрерывного улучшения состояния безопасности движения) с использованием следующих национальных стандартов:

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения;

ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;

ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.

6.5.2. Количественные оценки риска на железной дороге — филиале ОАО «РЖД» должны сравниваться с количественными оценками риска других железных дорог — филиалов ОАО «РЖД», а также зарубежных железных дорог.

6.5.3. Приверженность руководителей всех уровней организаций холдинга «РЖД» соблюдению стандартов, указанных в п. 6.5.1, должно подтверждаться введением в действие и выполнением внутренних нормативных документов, регламентирующих процессы и процедуры выявления опасностей, количественной оценки риска, оценивания риска и уменьшения риска.

6.6. Поддержание компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД и обеспечение способности выполнения им соответствующих задач

6.6.1. В организациях холдинга «РЖД» для поддержания компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД, а также обеспечения способности выполнения им соответствующих задач должны использоваться и развиваться системы профессионального обучения и технической учебы работников(6) в направлении повышения уровня знаний в области безопасности движения и их результативности для практической деятельности.

——————————-

(6) Создание и функционирование этой системы регламентируется в ОАО «РЖД» следующими нормативными документами:

— «Положение об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2005 г. N 2191р;

— Положение о дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов ОАО «РЖД» от 25.11.2005 г. N 1165;

— Положение о профессиональном обучении рабочих кадров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 11.01.2006 г. N ВМ-137;

— СТО РЖД 1.21.001-2007 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения»;

— «Положение о наставничестве в ОАО «РЖД» от 28.04.2008 г. N 906.

6.6.2. В организациях холдинга «РЖД» должны разрабатываться планы и программы профессионального обучения и технической учебы работников, направленные на:

получение глубоких знаний в области безопасности движения, в том числе при внедрении новых технологических процессов и технических средств;

изучение собственного опыта и опыта других транспортных компаний в части извлечения уроков из транспортных происшествий и событий;

выработку психологической устойчивости и навыков у персонала для работы в нестандартных ситуациях.

6.6.3. Мониторинг уровня квалификации персонала должен рассматриваться как часть процесса оценки подготовленности персонала к работе, связанной с движением поездов.

6.6.4. Качество тематических курсов и самих процессов всех видов профессионального обучения, а также процессов технической учебы оценивается по результатам проверок результатов деятельности персонала по обеспечению безопасности движения в организациях холдинга «РЖД» в ходе аудитов СМБД.

6.6.5. Руководители всех уровней организаций холдинга «РЖД», связанные с введением в действие СМБД и ее элементов, должны пройти курсы обучения СМБД в рамках системы повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих.

6.7. Меры по обеспечению обмена информацией в пределах каждой организации холдинга «РЖД» и между ними, а также, где это уместно, в деятельности по их взаимодействию со сторонними организациями при выполнении задач СМБД

6.7.1. Для всех работников, связанных с движением поездов, должен быть обеспечен доступ к информации по кругу деятельности посредством устройства каналов связи и регламентирования своевременности и достоверности этой информации.

6.7.2. Для извещения о транспортных происшествиях и событиях на инфраструктуре ОАО «РЖД», передачи соответствующей информации о них и ходе ликвидации их последствий должен быть разработан специальный порядок обмена информацией между всеми причастными к обнаружению и ликвидации последствий этих транспортных происшествий и событий и лицами, принимающими решения при этих происшествиях и событиях.

6.7.3. Обмен связанной с обеспечением безопасности движения поездов информацией со сторонними организациями, особенно с операторами выходящего на железнодорожные пути ОАО «РЖД» подвижного состава, должен обеспечиваться по установленным каналам связи и абонентским адресам. При этом должны быть сняты или минимизированы барьеры для получения информации обеими сторонами.

6.8. Средства регистрации и документирования информации в области безопасности движения

6.8.1. Установленные в нормативных документах требования регистрации информации в области безопасности движения (аппаратурой автоматического контроля состояния подвижного состава на ходу поезда, устройствами автоматического выявления коммерческих неисправностей в поездах и вагонах, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров на станциях и диспетчерских участках и др.) должны быть выполнены независимо от того, находятся ли части систем регистрации данных в ведении различных организаций холдинга «РЖД» и сторонних организаций или нет.

6.8.2. При допуске на пути ОАО «РЖД» принадлежащего сторонним организациям подвижного состава должен обеспечиваться контроль за техническим состоянием локомотивов и вагонов, предъявляемых к перевозке поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, а также контроль за наличием локомотивных устройств безопасности с регистрацией показателей, характеризующих движение поезда, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подвижному составу на железнодорожном транспорте общего пользования(7).

——————————-

(7) Требования, предъявляемые к таким поездным формированиям, изложены в «Правилах перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте», утвержденных приказом Минтранса России от 22 октября 2007 г. N 150 и объявленных распоряжением ОАО «РЖД» «О приказах Министерства транспорта Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 150 и от 25 декабря 2007 г. N 196» от 28 апреля 2008 г. N 901р.

6.8.3. Установленные в нормативной документации и не регистрируемые с использованием технических средств показатели или иные данные в области безопасности движения должны регистрироваться в виде записей, которые ответственный персонал заносит в журналы или книги утвержденных форм.

6.8.4. Информация в области безопасности движения, подлежащая учету, должна документироваться, храниться и архивироваться на бумажных или иных носителях в соответствии с разрабатываемыми регламентами.

6.9. Процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализа СМБД со стороны руководства, а также принятия необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий

6.9.1. Для проведения комиссиями Ространснадзора или ОАО «РЖД» служебного расследования и учета транспортных происшествий и событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» должен быть разработан специальный порядок служебного расследования и организации взаимодействия ОАО «РЖД» с комиссиями Ространснадзора в соответствии с порядком, изложенным в нормативном правовом акте, принятом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта(8).

——————————-

(8) В настоящее время действует «Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий», утвержденное приказом Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 (с учетом изменений, внесенных приказом Минтранса России от 05 ноября 2008 г. N 180).

6.9.2. В организациях холдинга «РЖД», связанных с обеспечением безопасности движения, должны проводиться регулярные оценки и анализы состояния безопасности движения, в том числе анализы СМБД со стороны руководства выделенными для этого работниками аппарата в департаментах ОАО «РЖД» и персоналом в его филиалах, ДЗО и структурных подразделениях.

Оценки состояния безопасности движения проводятся:

по запросу руководителей;

в связи с возникновением транспортных происшествий и событий и при разработке мероприятий для их предупреждения;

при разработке мероприятий по повышению уровня безопасности движения в целом.

Ежегодно должны готовиться подробные анализы состояния безопасности движения, а в конце каждого квартала за период с начала года — сокращенные анализы.

6.9.4. Входными данными для анализа состояния безопасности движения должны быть результаты:

аудитов СМБД;

функционирования процессов, связанных с обеспечением безопасностью движения, и их соответствия требованиям безопасности движения;

деятельности комиссий по осмотру пути, сооружений на нем, железнодорожных переездов, устройств, вагонного и локомотивного парка;

учета транспортных происшествий и событий;

структурных изменений в организациях холдинга «РЖД», которые могли бы повлиять на СМБД;

влияния реализованных предупреждающих и корректирующих действий по отношению к СМБД и технических инноваций.

6.9.5. Выходными данными анализа состояния безопасности движения должны быть:

информация в результате обобщения входных данных для данного анализа;

предложения по повышению результативности СМБД и процессов, связанных с обеспечением безопасностью движения;

потребности в ресурсах.

6.9.6. В организациях холдинга «РЖД», связанных с обеспечением безопасности движения, после всестороннего рассмотрения результатов служебных расследований транспортных происшествий и событий, выполнения оценок и проведения руководством анализов состояния безопасности движения, а также после получения результатов государственного контроля (надзора), внутреннего и внешнего аудита и иных проверок должны быть разработаны процедуры, в соответствии с которыми принимаются предупредительные меры и (или) корректируются действия, необходимые для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин или уменьшения риска возникновения этих несоответствий в будущем.

6.10. Обеспечение выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий, порядка информирования в случае их возникновения и в ходе ликвидации их последствий, а также порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций

6.10.1. В целях эффективного принятия мер по ликвидации последствий транспортных происшествий и событий должны быть заблаговременно разработаны соответствующие планы действий, а также порядок информирования о случае возникновения этих событий и о ходе ликвидации их последствий.

6.10.2. Порядок информирования о случаях возникновения транспортных происшествий и событий должен учитывать взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти в области железнодорожного транспорта, а при необходимости — органами государственной власти в области чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и др., — а также соответствовать требованиям этих органов.

6.10.3. Порядок информирования о ходе выполнения работ по восстановлению движения и ликвидации последствий транспортных происшествий и событий должен способствовать своевременному получению достаточных и достоверных сведений причастными работниками о ключевых состояниях процесса выполнения этих работ, а порядок учета — сопоставлению фактических показателей, характеризующих выполнение этих работ, с нормируемыми.

6.10.4. В организациях холдинга «РЖД» должен быть установлен и утвержден порядок действий персонала, в том числе его информационного реагирования, при возникновении нестандартных ситуаций (осложнении эксплуатационной обстановки с нарушением графика движения поездов, угрозе безопасности движения поездов из-за внезапного ухода незакрепленного подвижного состава с пути его стоянки, потери управления торможением поезда, схода подвижного состава с рельсов и др.) с учетом возможного взаимодействия с работниками смежных организаций холдинга «РЖД», а также причастных сторонних организаций.

6.11. Проведение регулярно повторяющихся внутренних и внешних аудитов СМБД.

6.11.1. СМБД организаций холдинга «РЖД» в целях улучшения ее процедур, результативности и эффективности должна подвергаться регулярным внутренним и внешним аудитам.

6.11.2. Для определения требований, связанных с планированием и проведением аудитов, ведением записей и составлением отчетов о полученных результатах должна быть установлена документированная процедура. Записи аудитов и их результаты должны поддерживаться в рабочем состоянии.

6.11.3. Перед проведением аудитов проводится самооценка СМБД для предъявления ее результатов аудиторам. После проведения аудитов может проводиться самооценка СМБД для сопоставления ее результатов с результатами аудитов.

6.11.4. Поскольку аудиту могут подвергаться СМБД всей организационной единицы или отдельных ее звеньев, то, в целях исключения ухудшения или прерывания деятельности этой единицы или ее звена должен быть разработан четкий порядок взаимодействия персонала с аудиторами на период аудитов.

Интересно почитать:   О СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В СОСТАВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТАНЦИИ СВЯЗИ от 2 ноября 2011 г. N 167



VII. Организация работы по созданию и поддержанию функционирования СМБД в организациях холдинга «РЖД»

7.1. Общие подходы к организации работы

7.1.1. В работе по созданию и поддержанию функционирования СМБД в выбранной организации холдинга «РЖД» допускается использовать 2 подхода:

целостный, предполагающий внедрение всех основных элементов системы за относительно ограниченный (короткий) установленный планом промежуток времени применительно к хозяйству или филиалу в целом;

относительно долговременный, последовательный, поэтапный (далее — поэлементный), принимаемый, как правило, при ограниченности ресурсов, особенно при недостаточной готовности персонала или сложности организационно-функциональной системы управления подразделения, в которую встраивается СМБД.

7.1.2. Для хозяйств и филиалов ОАО «РЖД», а также других многоструктурных организаций холдинга «РЖД», допускается применять сочетание целостного и поэлементного подходов, при котором часть структурных подразделений используют целостный, а часть — поэлементный подходы.

7.1.3. Организации работы по созданию и поддержанию функционирования СМБД при использовании обоих подходов предшествует:

предварительное обучение методологии построения СМБД в организациях холдинга «РЖД» всего персонала, связанного с управлением процессами, ориентированными на обеспечение безопасности движения;

анализ функционирования существующих связанных с обеспечением безопасности движения процессов деятельности в организациях холдинга «РЖД»;

внесение, исходя из общих предписаний теории менеджмента, отдельных улучшений в эти процессы.

7.1.4. При анализе функционирования существующих связанных с обеспечением безопасности движения процессов деятельности особое внимание должно обращаться на:

степень управляемости этими процессами, включая наличие четких стратегий управления в соответствии с Функциональной стратегией;

наличие или отсутствие отдельных элементов (компонентов) СМБД (см. раздел 6 настоящего Положения) в анализируемых процессах управления деятельностью, связанной с безопасностью движения, или необходимость модификации анализируемых процессов;

осуществление в соответствии с установленными требованиями обмена знаниями и информацией в области обеспечения безопасности движения;

систематичность и полноту рассмотрения каждого случая нарушений правил безопасности и эффективность принимаемых мер по их предупреждению;

достаточность передачи необходимых навыков и мастерства в области обеспечения безопасности движения.

7.1.5. Для создания и поддержания функционирования СМБД в организациях холдинга «РЖД», а через них — в холдинге «РЖД» в целом — разрабатываются общесистемные документы, которые должны составить общесистемную документацию в области СМБД. К их числу должны относиться следующие (указанный ниже перечень не ограничивается приведенным; некоторые из них могут быть объединены в один документ, а некоторые разработаны и введены в действие в виде серии документов):

политика в области безопасности движения;

методические указания (руководство) по созданию и обеспечению функционирования СМБД(9);

общие цели в области безопасности движения;

общие методы достижения целей в области безопасности движения;

общие показатели безопасности движения(10);

порядок информирования о возникновении транспортных происшествий и событий;

порядок служебного расследования транспортных происшествий и событий;

методы оценивания организации деятельности в области менеджмента безопасности;

порядок организации и проведения аварийно-восстановительных работ после возникновения транспортных происшествий и событий на инфраструктуре ОАО «РЖД»(11);

порядок организации учета и формирования отчетности о транспортных происшествиях и событиях;

порядок взаимодействия организаций холдинга «РЖД» с надзорными органами в области безопасности движения;

порядок проведения внутреннего аудита СМБД(12).

——————————-

(9) Данный документ является одним из главных системообразующих документов при создании СМБД. В нем должны быть четко установлены место СМБД в структуре управления организации; основные принципы СМБД; конкретное распределение ответственности и полномочий персонала; внутренние и внешние связи; структура процессов управления каждого вида деятельности, связанного с безопасностью движения; описание каждого элемента (компонента) СМБД; подходы к управлению документацией и заключением контрактов, содержание которых связано с обеспечением безопасности движения, и др.

(10) В настоящее время таким документом являются «Методические рекомендации по применению в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» системы гармонизированных показателей для оценки безопасности движения поездов и системы организации деятельности по учету и использованию этих показателей», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 20 марта 2009 г. N 562р.

(11) В настоящее время таким документом являются «Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО «Российские железные дороги», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2006 г. N 1153р.

(12) В настоящее время одним из таких документов является стандарт ОАО «РЖД» СТО 1.05.514.1 «Технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения», утвержденный и введенный в действие с 1 июля 2009 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 2 июня 2009 г. N 1150р.

7.1.6. Кроме указанных в п. 7.1.5 общесистемных документов должны разрабатываться корпоративные планы и программы создания и поддержания функционирования СМБД, в том числе планы и программы подготовки персонала в условиях создания и функционирования СМБД.

7.2. Целостный подход

7.2.1. Целостный подход предусматривает следующее этапы создания и поддержания функционирования СМБД:

разработка задания на проектирование СМБД;

разработка проекта СМБД;

выполнение процедур реализации проекта СМБД.

7.2.2. На отдельных этапах реализации проекта. СМБД и периодически в процессе функционирования СМБД должны осуществляться:

развитие у руководителей всех уровней, управляющих процессами, связанными с обеспечением безопасности движения, осознания роли и места безопасности движения в организациях холдинга «РЖД» и их мотивации в этой области(13);

распространение информации о СМБД в обществе и среди потребителей услуг организации и выявление их потребностей в области обеспечения безопасности движения;

установление соблюдения политики и достижения целей в области безопасности движения;

документирование или регистрация и проверка документирования или регистрации процессов деятельности, связанных с обеспечением безопасности движения, включая процессы управления этой деятельностью;

разработка процессов непрерывного улучшения СМБД;

проведение сопровождающих мер (выделение ресурсов, обучение персонала, внедрение культуры безопасности, разработка правил взаимодействия с аудиторами и др.).

——————————-



(13) В настоящее время в ОАО «РЖД» действует «Положение о мотивации проведения подразделениями ОАО «РЖД» предупредительных организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение гарантийного уровня безопасности и надежности перевозочного процесса», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 16 марта 2009 г. N 516р.

7.2.3. Задание на проектирование СМБД должно разрабатываться на основании обобщения результатов анализа функционирования существующих процессов деятельности, связанных с обеспечением безопасности движения, и разработки предложений по внесению в эти процессы улучшений, способствующих достижению полноты удовлетворения требований, предъявляемых к СМБД в целом и к отдельным ее элементам (компонентам).

7.2.4. Проект СМБД должен рассматриваться не только как перечень требований и предписаний, понятных для исполнителей разработки проекта СМБД, но и для ознакомления руководителей организаций холдинга «РЖД» с предстоящими изменениями. В нем должны быть установлены:

цель реализации проекта,

ответственные руководители и исполнители реализации проекта;

последовательность реализации с указанием временных интервалов и затрат;

достигаемые в результате реализации проекта показатели в сравнении с действующими;

руководство по внедрению;

порядок подготовки персонала к внедрению и функционированию СМБД;

порядок разрешения возможных противоречий, которые могут возникнуть в процессе создания и поддержания функционирования СМБД (например, посредством разработки заданий на корректировку действующих положений о структурных подразделениях и должностных инструкций);

порядок контроля за реализацией проекта.

7.2.5. Процедуры реализации проекта СМБД должны протоколироваться и сопоставляться с заданиями, указанными в проекте, а также предписаниями Функциональной стратегии и общесистемных документов. О достижении определенных «контрольных точек», приведенных в проекте, сообщается руководителю организации холдинга «РЖД».

7.2.6. В развитии у руководителей всех уровней, управляющих процессами, связанными с обеспечением безопасности движения, осознания роли и места безопасности движения в деятельности организации холдинга «РЖД» должна культивироваться концепция преобладания выполнения требований безопасности движения и повышения уровня безопасности движения по отношению к выполнению требований повышения производительности основных бизнес-процессов организации. Это является одним из критериев, характеризующих культуру безопасности движения в организациях холдинга «РЖД».

Эффективное встраивание СМБД в административную систему управления организаций холдинга «РЖД» не должно навязывать чуждых СМБД элементов в организационную структуру и не вести к дополнительной бюрократизации аппаратов управления всех уровней.

Возложение на руководителей различных уровней, управляющих процессами, связанными с обеспечением безопасности движения, возможных дополнительных функций должно быть поддержано системой их внешнего стимулирования и внутренней мотивации(14).

——————————-

(14) См. предыдущее примечание к сноске 13 в пункте 7.2.2 настоящего Положения.

Вопросы обучения и повышения квалификации персонала, задействованного в СМБД, должны находить отражение в планах и программах профессионального обучения.

7.2.7. Информация о создании СМБД и ее функционировании в организациях холдинга «РЖД» должна подлежать распространению среди потребителей их услуг и других заинтересованных организаций посредством, например, обсуждений на конференциях, встречах с представителями клиентуры и подрядных организаций, а также при предоставлении сведений о безопасности движения средствам массовой информации.

Этот процесс должен быть направлен не только на рекламирование преимуществ организаций холдинга «РЖД» и повышение их конкурентоспособности, но и в целях вовлечения других, в том числе сторонних организаций, в процесс создания у них собственных СМБД.

7.2.8. Установление соблюдения политики и достижения целей в области безопасности движения осуществляется на основе сопоставления полученных самооценок и показателей деятельности организаций холдинга «РЖД» с принятыми предписаниями и целевыми показателями, принятыми в Функциональной стратегии, других документах в области стратегического развития организаций холдинга «РЖД», общесистемных документах, а также в проекте СМБД.

7.2.9. В организациях холдинга «РЖД» подлежат документированию или регистрации и проверке документирования или регистрации не только процессы оперативной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением безопасности движения, но и процессы управления этой деятельностью.

Процессы оперативной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением безопасности движения, документируются в виде форм первичного учета, процессы управления этой деятельностью — в виде протоколов принятия решений. Допускаются иные формы записей, если они установлены нормативной документацией.

В целях оптимизации документирования и регистрации указанных процессов целесообразно рассмотреть возможность совместного использования ведущихся записей как в рамках СМБД, так и иных функционирующих в организациях холдинга «РЖД» систем менеджмента (качества, окружающей среды, профессионального здоровья и безопасности, пожарной безопасности, безопасности перевозок опасных грузов и принятия мер в чрезвычайных ситуациях), что будет способствовать созданию в последующем интегрированных систем менеджмента.

7.2.10. Процессы непрерывного улучшения СМБД должны осуществляться в сочетании с процессами непрерывного улучшения характеризующих соблюдение требований безопасности движения показателей. Для этого используются процедуры оценки как самой СМБД, так и соблюдения требований безопасности движения на основе результатов аудитов, иных форм проверок, а также самооценок, информации от заинтересованных сторон и сопоставления с результатами деятельности зарубежных железных дорог и других железных дорог Российской Федерации.

7.2.11. Сопровождающая деятельность включает:

отслеживание необходимости выделения и получения ресурсов для создания и функционирования СМБД (персонал, технические средства, финансы);

обеспечение необходимыми средствами связи для обмена информацией при создании и функционировании СМБД;

разработка и культивирование применения установленной терминологии в области безопасности движения и СМБД;

внедрение культуры безопасности движения, характеризующей качество СМБД и степень ее соответствия выполняемым задачам в области безопасности движения.

7.3. Поэлементный подход

7.3.1. Поэлементный подход предусматривает следующие циклически повторяющиеся этапы создания и поддержания функционирования СМБД:

проведение оценок наличия и анализов основных элементов (компонентов) СМБД в организации холдинга «РЖД»;

выделение приоритетных основных элементов (компонентов) СМБД для их улучшения или проектирования и ввода в действие;

проведение улучшения существующего элемента (компонента) СМБД или проектирование и ввод в действие недостающего элемента (компонента).

7.3.2. Первый из указанных этапов предназначен для установления того, какие элементы (компоненты) СМБД в основном имеются или почти отсутствуют в организации холдинга «РЖД», и для выявления степени их несоответствия с требуемым уровнем функционирования и результативности.

7.3.3. Второй из указанных этапов предназначен для выделения и установления направлений совершенствования тех элементов (компонентов) СМБД, которые в основном имеются в организации холдинга «РЖД», но требуют улучшения, а также для установления недостающих элементов (компонентов) СМБД и планов их создания, ввода в действие и последующего улучшения.

7.3.4. Третий из указанных этапов направлен на разработку процедур улучшения элемента (компонента) существующей системы управления до требуемого уровня ее функционирования и результативности или разработку процедур проектирования и ввода в действие недостающего элемента (компонента) СМБД.



VIII. Организация проведения внутреннего аудита СМБД

8.1. Организации холдинга «РЖД» должны через запланированные интервалы времени проводить внутренние аудиты (проверки) в целях установления того, что действующая у них СМБД:

соответствует запланированным мероприятиям по обеспечению безопасности движения при выполнении утвержденных производственных процессов;

соответствует общим требованиям, а также выполняет задачи и содержит элементы (компоненты), основные из которых изложены в разделах соответственно 3, 5 и 6 настоящего Положения;

внедрена, поддерживается в рабочем состоянии и результативна.

8.2. В ДЗО, сторонних организациях, причастных к реализации перевозочного процесса на железнодорожных путях общего пользования, также проводятся аудиты СМБД в соответствии с принятыми ими обязательствами по договорам или соглашениям, как указано в п. 2.3 настоящего Положения. Эти аудиты также должны рассматриваться как внутренние аудиты СМБД в холдинге «РЖД».

8.3. Объектами внутренних аудитов являются:

СМБД организаций холдинга «РЖД» в целом, СМБД каждой вертикали управления хозяйством, каждого филиала или соответствующего уровня управления;

отдельные элементы (компоненты) СМБД — процессы управленческой деятельности и производственные процессы по видам деятельности;

результаты производственных процессов — состояние безопасности движения.

8.4. Проведение аудитов СМБД организаций холдинга «РЖД» в целом, СМБД каждой вертикали управления хозяйством, каждой железной дороги — филиала ОАО «РЖД», их служб, функциональных филиалов и структурных подразделений проводится Департаментом безопасности движения и аппаратами главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги.

В проведении аудитов СМБД функциональных филиалов ОАО «РЖД» и ДЗО, кроме Департамента безопасности движения и аппаратов главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, участвует ревизорский аппарат по безопасности движения поездов функционального филиала или ДЗО (при наличии такого аппарата). При отсутствии ревизорского аппарата по безопасности движения поездов в функциональном филиале или ДЗО во внутренних аудитах СМБД такого филиала или ДЗО участвуют аудиторы или аудиторские группы, создаваемые на время проведения аудита из числа специалистов проверяемого функционального филиала, ДЗО или их структурного подразделения по соответствующему виду деятельности, которые прошли обучение и обладают необходимой компетентностью.

8.5. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность проведения аудита. При проведении внутренних аудитов аудиторами или аудиторскими группами из числа специалистов проверяемого функционального филиала, ДЗО или их структурного подразделения аудиторы не должны проверять собственную работу.

8.6. Годовой план и программы проведения внутренних аудитов на очередной год составляются:

для ОАО «РЖД» в целом, его хозяйства, функционального филиала и ДЗО — Департаментом безопасности движения с утверждением вице-президентом ОАО «РЖД» по безопасности движения;

для железных дорог — филиалов ОАО «РЖД», служб железных дорог, дорожных дирекций и отдельных структурных подразделений, находящихся в ведении служб железных дорог, дирекций или ДЗО — аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги с утверждением главным ревизором по безопасности движения поездов железной дороги.

Годовой план и программы внутренних аудитов должны быть заранее доведены до сведения руководителей соответствующих уровней (департаментов, филиалов, служб железных дорог, дирекций, ДЗО и структурных подразделений).

8.7. Планы и программы аудитов должны составляться с учетом статуса и критичности процессов СМБД. При этом степень критичности процессов определяется значимостью рисков возникновения транспортных происшествий и событий (включающих возможную тяжесть последствий), а также по результатам предыдущих аудитов СМБД. Критерии, область (содержание и границы) аудитов, частота и методы их проведения должны быть определены.

8.8. Внутренние аудиты заканчиваются отчетом, который должен содержать заключения о:

степени соответствия объекта внутреннего аудита критериям аудита;

поддержании в рабочем состоянии, результативности и возможности дальнейшего улучшения СМБД;

возможности учета результатов внутренних аудитов при последующем анализе руководством организаций холдинга «РЖД», процессов, связанных с обеспечением безопасности движения, в том числе процессов управления.

В отчете, если это предусмотрено целями аудита, должны быть представлены рекомендации (с указанием, что они не носят обязательного характера) по разработке и принятию предупредительных мер и (или) корректирующих действий, необходимых для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин или уменьшения риска возникновения этих несоответствий в будущем.

8.9. Руководство организаций холдинга «РЖД», ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить своевременное планирование и выполнение всех предупредительных мер и (или) корректирующих действий, необходимых для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин или уменьшения риска возникновения этих несоответствий в будущем. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер (подтверждение истинности информации, собранной при проведении аудита, путем предоставления объективных свидетельств) и составление соответствующего отчета.



Приложение

к Положению, утвержденному

распоряжением ОАО «РЖД»

от 17 декабря 2009 г. N 2608р

Модель системы менеджмента безопасности движения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности